Администрация Смоленского района Алтайского края
МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №1»
Смоленского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №_1_ «23»августа 2019 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ______ Н.Н.Неверова
«31» августа 2019 | ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол №9 «26» августа 2019 | УТВЕРЖДЕНО МБОУ «Смоленская СОШ №1» Приказ № 219 «30» августа 2019 |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
« Мир, в котором я живу»
для учащихся 1Б класса
начального общего образования
Направление: Социальное
Срок реализации программы: 2019-20120 учебный год
Составитель:
Попова Алёна Владимировна,
учитель начальных классов
с. Смоленское
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «« Мир,в котором я живу» для 1 Б класса составлена с учетом:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом от 6 октября 2009 г. N 373,
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом от 19.12.2014 N 1598
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях на 2014/2015 учебный год (приказ Минобрнауки от 31.03.2014 №253 с текущими
изменениями);
- ООП НОО МБОУ «Смоленская СОШ №1»,утвержденной приказом №162 от 31.08.2018
- ООП ООО МБОУ «Смоленская СОШ №1»,утвержденной приказом №162от 27.08.2018
- Учебного плана НОО МБОУ «Смоленская СОШ №1» на 2018-2019 учебный год,
утвержденного приказом № 161 от 31.08.2018г.
- Учебного плана МБОУ «Смоленская СОШ №1» на 2019-2020 учебный год,
утвержденного приказом № 219 от 30.08.2019г.
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Смоленская СОШ №1», утвержденной приказом № 3 от «16» 02 2018г
- Годового календарного графика образовательного процесса в МБОУ «Смоленская СОШ №1»
на 2019-2020 уч. год, утвержденного приказом № 219 от 30.08.2019г
- авторской программы по внеурочной деятельности « Мир,в котором я живу», автор …….
Цели уровня общего образования с учётом специфики курса внеурочной деятельности
« Мир,в котором я живу»
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
формирование ценностного отношения к природе и всем формам жизни;
приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;
формирование бережного отношения к растениям и животным;
создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;
выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;
создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.
освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей,
уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
УМК
Курс внеурочной деятельности | класс | Количество часов | Направление | Методический Комплект |
Мир,в котором я живу. | 1 | 32 |
|
|
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы;
осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, краю выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни, жизни своего края;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметные результаты:
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-4 классах является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
-составлять план решения проблемы совместно с учителем;
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
-отбирать необходимые решения учебной задачи источники информации среди предположенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, таблица, иллюстрация);
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления: определять причины явлений, событий
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
-Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором», ставить вопросы к тексту, выделять главное, составлять план.
-Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группах, сотрудничать в совместном решении проблемы.
-Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 – 4-м классе является формирование следующих умений:
Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результаты:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Содержание курса внеурочной деятельности
(с указанием форм организации и видов деятельности)
Я- школьник.
Как мы понимаем друг друга. 2ч.
Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Классный, школьный коллектив (совместная учеба, игры, отдых). Друзья, взаимоотношения между ними (ценность дружбы, согласия, взаимной помощи).
II. Времена года. 5ч.
Осень. Осенние месяцы. Признаки осени. Осенняя жизнь растений. Зима. Зимние месяцы. Признаки зимы. Жизнь растений и животных зимой. Весна. Весенние месяцы. Признаки весны. Погода весной. Лето. Летние месяцы. Признаки лета.
Охрана здоровья в разное время года. Закаливание.
III. Как ты узнаёшь мир. 4ч.
Способы изучения окружающего мира. Органы чувств наши помощники. Познание мира с помощью наблюдений. Гигиена органов чувств. Качества, необходимые для успешного познания мира.
IV. Что нас окружает. 10ч.
Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры). Сравнение и классификация предметов. Природа живая и неживая. Взаимосвязь живой и неживой природы. Растения- живые организмы. Роль растений в жизни человека и животных. Дикорастущие и культурные растения края. Дикие и домашние животные нашего края. Роль животных в жизни человека. Природные тела и явления. Примеры явлений природы. Гармония и симметрия в природе. Разнообразие облаков. Народные приметы. Разнообразие форм земной поверхности. Вода на Земле. Охрана водоёмов. Водоёмы родного края.
Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и движение Земли. Луна- естественный спутник Земли. Исследование Луны. Звёзды и созвездия. Планеты, движущиеся вокруг Солнца. Космические тела.
V. Человек- часть природы. Твоя семья, твои друзья. 5ч.
Природа- источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от природы, обеспечение его физического и нравственного здоровья. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Красная книга Алтайского края. Роль человека на Земле. Человек – общественное существо. Семья- самое близкое окружение человека. Родословная. Формы общения. Физическая и духовная красота человека. Значение семьи и друзей в жизни человека.
VI.Наша Родина. 4 ч.
Родина. Россия. Название родной страны, её столицы. Символы государства. Родной край. Символы Алтайского края. Государственные законы и праздники. Достопримечательности родного края. Занятия людей родного края. Старинные и современные предметы одежды и быта. Проверка знаний. Подведение итогов года.
Коррекционно-развивающая работа для детей с ОВЗ
Так как в составе класса есть обучающиеся с ОВЗ (ЗПР), на уроках используются специальные методы и приёмы:
Наблюдение за особенностями развития ребёнка в динамике;
Использование словесных (рассказ, беседа, пояснение, указание, словесная инструкция, вопросы), наглядных (иллюстрация, демонстрация, прослушивание) и практических (упражнения, соревнования,моделирование, эксперимент) методов в обучении;
Приёмы развития мыслительной активности;
При запоминании использовать приём мнемотехники;
Метод стимулирования учения (использование дидактических игр и и занимательных упражнений);
Приём выделения главного.
Основные направления коррекционной работы:
Выбор индивидуального темпа обучения.
При утомляемости включать в социальные формы деятельности.
Развитие познавательной активности.
Формирование ориентации на личные достижения в учебном процессе.
Расширение представлений об окружающем мире, формирование отчётливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять её в соответствии с образцом или указанием педагога, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Поэтапное распределение учебного материала.
Структурное и краткое изложение инструкций.
Использование памяток, алгоритмов, опорных таблиц.
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема занятия | Примечание |
|
| ||
| I.Я- школьник. Как мы понимаем друг друга. |
| |
1 | 6.09 | Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. |
|
2 | 13.09 | Классный, школьный коллектив (совместная учеба, игры, отдых). Друзья, взаимоотношения между ними (ценность дружбы, согласия, взаимной помощи).
|
|
| II. Времена года. |
| |
3 | 20.09 | Осень. Осенние месяцы. Признаки осени. Осенняя жизнь растений.
|
|
4 | 27.09 | Зима. Зимние месяцы. Признаки зимы. Жизнь растений и животных зимой. |
|
5 | 4.10 | Весна. Весенние месяцы. Признаки весны. Погода весной. |
|
6 | 11.10 | Лето. Летние месяцы. Признаки лета. |
|
7 | 18.10 | Охрана здоровья в разное время года. Закаливание. |
|
| III. Как ты узнаёшь мир. |
| |
8 | 25.10 | Способы изучения окружающего мира. Органы чувств наши помощники. |
|
9 | 08.11 | Познание мира с помощью наблюдений. |
|
10 | 15.11 | Гигиена органов чувств. |
|
11 | 22.11 | Качества, необходимые для успешного познания мира. |
|
| IV. Что нас окружает. |
| |
12 | 29.11 | Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры). Сравнение и классификация предметов. |
|
13 | 7.12 | Природа живая и неживая. Взаимосвязь живой и неживой природы. |
|
14 | 13.12 | Растения- живые организмы. Роль растений в жизни человека и животных. Дикорастущие и культурные растения края. |
|
15 | 20.12 | Дикие и домашние животные нашего края. Роль животных в жизни человека. |
|
16 | 27.12 | Природные тела и явления. Примеры явлений природы. |
|
17 | 17.01 | Гармония и симметрия в природе. Разнообразие облаков. Народные приметы. |
|
18 | 24.01 | Разнообразие форм земной поверхности. |
|
19 | 31.01 | Вода на Земле. Охрана водоёмов. Водоёмы родного края. |
|
20 | 7.02 | Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и движение Земли. |
|
21 | 14.02 | Луна- естественный спутник Земли. Исследование Луны. |
|
22 | 28.02 | Звёзды и созвездия. Планеты, движущиеся вокруг Солнца. Космические тела. |
|
| V. Человек- часть природы. Твоя семья, твои друзья. |
| |
23 | 6.03 | Природа- источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от природы, обеспечение его физического и нравственного здоровья. |
|
24 | 13.03 | Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Красная книга Алтайского края. |
|
25 | 20.03 | Роль человека на Земле. Человек – общественное существо. |
|
26 | 3.04 | Семья- самое близкое окружение человека. Родословная. |
|
27 | 10.04 | Формы общения. Физическая и духовная красота человека. |
|
28 | 17.04 | Значение семьи и друзей в жизни человека. |
|
| VI.Наша Родина. |
| |
29 | 24.04 | Родина. Россия. Название родной страны, её столицы. Символы государства. |
|
30 | 8.05 | Родной край. Символы Алтайского края. Государственные законы и праздники. |
|
31 | 15.05 | Достопримечательности родного края. Занятия людей родного края. |
|
32 | 22.05 | Старинные и современные предметы одежды и быта. Проверка знаний. Подведение итогов года. |
|