«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Мир словарей, или мир в словарях

Разработка позволяет познакомить школьников с различными видами словарей

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗИЛАИРСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ















Конспект общешкольного мероприятия


«МИР СЛОВАРЕЙ, МИР В СЛОВАРЯХ»












Подготовила: учитель русского языка

и развития речи

Воробьёва Ю.В.




2015 год

Тема: « Мир словарей, и мир в словарях» Слайд 1


Цель: Познакомить со словарями, как одним из видов справочной литературы, развивать и совершенствовать навыки работы со словарями.

Задачи:

1)обучающие:

- познакомить ребят с различными видами словарей;

- обучить принципам работы со словарями;

- повторить и закрепить знания, полученные детьми на уроках русского языка: ( значение слова, словарные слова , фразеологизмы и др.)

2)коррекционно- развивающие:

- расширять активный словарный запас учеников и кругозор;

-развивать мышление, память, коммуникативные навыки.

3) воспитывающие:

- воспитывать интерес к слову, к русскому языку.

-воспитывать интерес к различным справочным материалам


Оборудование: на столах 6 видов словарей (толковый, орфографический, иностранных слов, фразеологический, этимологический, словарь антонимов), раздаточный материал с заданиями, выставка из 38 словарей, презентация.





Слайд 2.Эпиграф на доске «СЛОВАРЬ – ЭТО ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ»
Анатолий Франс, французский писатель

Слайд 3 продолжение эпиграфа

Ход урока

  1. Организационный момент.

- «Здравствуйте, ребята, очень рада вас всех видеть сегодня на нашем необычном уроке». Сегодня урок у нас пройдет в форме круглого стола или дружеской беседы. Участников приглашаю пройти за столы ( с каждого класса по 2 участника), а зрителей занять свои места в зале. Пока все рассаживаются, проходит игра с участниками.

Игра «Дежурная буква».

В течение 2 минут 3 команды учащихся записывают слова на указанную букву (например, Африка, алгебра, Америка, Антилопа и т.п.). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов. Победителю вручается жетон.

Сообщение темы урока, цели.

Мотивация урока.

- Читая книгу, газету, журнал, слушая радио, общаясь с друзьями, вы , наверняка, встречали целые выражения, или отдельные слова, которые вам не понятны. И, конечно же, возникает потребность понять их значение.

К каким книгам вы в таких случаях обращаетесь? (к словарям).

- А когда в диктанте сделали ошибку, и необходимо выяснить написание орфограмм, к какой книге обращаетесь? (к словарям).

- Многие ученики разговаривают на русском языке, а во время написания слов языке возникают трудности. К какой книге обращаетесь за помощью? (к словарям).

Действительно, во всех перечисленных случаях мы обращаемся к словарю. Это необходимая книга, верный помощник в учебе.

Итак, ребята, все внимание на слайд

- Каково значение слова « словарь» давайте посмотрим

(Ответы учащихся, обобщение учителя – справка о словарях).

(читает ученик)

Мы в волшебную страну отправляемся сейчас,
В той стране живут слова, части речи – господа,
Правит ими царь – Словарь, их великий государь.
Знает, как слова писать, знает, как растолковать.
В мире все они живут, службу верную несут.
По законам правит царь, стороны той государь.

Итак, ребята, сегодня урок у нас пройдет в царстве словарей. Вы

познакомитесь с разными словарями , будете учиться ими пользоваться,

пополнять свой словарный запас.

Итак, давайте посмотрим, какие словари пришли к нам в гости…

Проверка домашнего задания:

( На дом было дано задание ученикам – приготовить сообщение о словарях).

- Ребята, а может быть вы знаете какие-нибудь словари?

Заслушивание сообщений учащихся и выполнение заданий, данных учителем.

К доске выходят по очереди подготовленные ученики и рассказывают о словарях. А затем учитель задаёт небольшое задание по каждому типу словарей каждой из команд.

Первый ученик - Толковый словарь.

Я - толковый ваш словарь Слайд 5
Я тайнам слова - государь!
Я верным другом буду вам
Значения слов узнаем вместе
Толковый словарь поможет нам
Употребить слова на месте.
Конечно, тайны языка
Не все откроются пока.

- Толковый словарь - коротко и доступно раскрывает лексическое значение слов.

Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Даль составил толковый словарь, то есть словарь, объясняющий значение слов. В сло­варе около 200 тысяч слов, за эту работу он был удостоен Ломоносовской премии и стал почетным членом Академии наук.

Также Ушаков, Ожегов, Шведова работали над созданием толковых словарей.

Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, ведь они и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно. Род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание.

Задание № 1.

Объясните значение слова стол в каждом предложении.

1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь посидишь.

3) Анна Ивановна работает в адресном столе.

4) В санатории нам определили пятый стол.

Задание № 2: По словарю дайте толкование слов: мираж, фантастика, орфограмма, терраса, карнавал, театр. Ребята в группе работают со словарями. (потом каждая группа зачитывает свое слово)

- Ребята, а знаете ли вы, как правильно работать со словарями? (ответы учащихся).

- Объяснение учителя. Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи.

- Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря.

Все слова размещены в алфавитном порядке, каждая статья начинается со слова, толкование которого и приводится здесь. Слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи

Слайд 6.Первое правило работы со словарём – хорошо знать алфавит. (Вспомнить значение слова алфавит, его синоним – азбука, проговорить весь алфавит, посмотреть, что на первых страничках словарей размещён алфавит – кто забывает его).

- Вот ребята, мы с вами познакомились с некоторыми видами словарей.

- А вот еще один словарь пришел к нам в гости…

Второй ученик - Орфографический словарь. Слайд 6.

Ученье свет, а не ученье – тьма,
Твердят вам с юных лет.
Чтоб правильно слова писать
Словарь пришлет привет.
Вот, встречайте, первый друг.
Я – Орфографический словарь,
Всем орфограммам государь.

Задания: 1. Как правильно пишутся слова :

(как команды закончат, выполненные задания передают учителю)

Третий ученик - Словарь иностранных слов. Слайд 7.

Я – иностранных слов словарь,
Для иноземцев – государь!
Я исполнить прошу вас любой мой каприз,
Я – сэр, сеньора, мистер и мисс.
Я – абажур, швейцар, метро
Слова запомнить нелегко.
Все иностранные слова.
Для вас открою только я.

Словарь иностранных слов: имеет более 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.

Задания: 1. Выбрать из предложенных слов, слова иностранного происхождения: антракт, афиша, ситуация, лозунг, финал, эпилог, президент, миссия, адекватный, менеджер,маклер, франт, сеньор, речка, дом, кошка, ком

  1. Составьте 3 словосочетания, употребляя заимствованные слова (из словаря)

  2. Шестой ученик - Фразеологический словарь. Слайд 8

Я – фразеологический словарь
Устойчивым выражениям – государь.
Звёзд с неба не хватаешь,
У моря погоды не ждёшь,
Козырем не ходишь, баклуши ты не бьёшь.
Украсить нам родной язык помогут обороты,
К которым, с детства ты привык.

(как команды закончат, выполненные задания передают учителю)

-Фразеологический - дает объяснение некоторым устойчивым выражениям, которые свойственны данному языку.

- Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной!

Задание: Найдите в предложенном тексте фразеологические обороты и подчеркните их .

«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

(Ответы ребят, обобщение учителем).

Подробнее, пока, команды, будут выполнять предложенные им задания, мне бы хотелось остановиться на толковом словаре В.И . Даля . слайд 9-10

Слайд 10. КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВАРНЫХ ИЗДАНИЙ.

( объяснение учителя по слайду)

Слайд 11. Некоторые виды филологических словарей.

( объяснение учителя по слайду)

- Созданием словарей занимаются лексикографы. Среди них есть энциклопедические и языковые.

Демонстрация имеющихся на выставке энциклопедических словарей («Большая Советская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедический словарь юного натуралиста» и т.п.).

В них вы найдете ответы на вопросы из разных областей знаний.

А мы сегодня поговорим об языковых словарях.

- Какие словари русского языка вам известны уже?

- С некоторыми словарями , мы сейчас еще познакомимся, обратите внимание на нашу выставку……

Слайд 10. КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВАРНЫХ ИЗДАНИЙ.

( объяснение учителя по слайду)

Словарь антонимов.

А антонимов словарь
Богатой речи – государь!
Как много слов противоположных
На его страницах, расположены. 
Вот враг и друг, там север – юг, 
Открой скорей словарь мой друг.


Словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.

Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят беден, особо режет слух повторение слова «сказал».

А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например, говорить, спросить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, повторить, обсудить и т.д.

Этимологический – словарь, который объясняет происхождение слов.

Есть и необычные словари и энциклопедии, которые входят в нашу жизнь. Их вы можете найти в своем компьютере при работе с Интернетом.

Заключение

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по царству словарей.

- Какие словари помогли вам сегодня на уроке? (Ответы учащихся).

-Что нового вы узнали на уроке? (ответы учащихся)

- о каких словарях, мы сегодня говорили?

- Ещё много словарей, о которых мы не сказали, с ними вы познакомитесь позже, но некоторые есть и в нашем зале. ( Показать стеллаж со словарями)

- Какие словари есть у вас дома? (Ответы учащихся)

- Учитель (держа словарь в руке). Слайд 13.

Уважаемый Словарь!
До свиданья – государь.
Подружились мы с тобой,
Здесь найдём ответ любой.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее