Мини – музей «Звонкий колокольчик» как инновационная технология формирования познавательно – исследовательского развития и патриотического воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации
Белоусова Н.А., воспитатель,
Джакашева Е.В., воспитатель
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общественных ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Современные требования, предъявляемые ФГОС ДО к качеству образования, нацеливают нас педагогов на применение инновационных образовательных технологий в решении образовательно – воспитательных задач.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Под музейной педагогикой мы понимаем взаимодействие музея и ребенка, как инновационную технологию формирования познавательно-исследовательского развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.
Исходя из этого на базе нашей группы функционирует мини – музей «Звонкий - колокольчик». Почему колокольчики? Колокольчики всегда вызывают у детей интерес – они неизменно привлекают своей красотой и разнообразием, своим звучанием. Их можно использовать и в играх, и в танцах, и в режимных моментах – звук колокольчика помогает привлечь внимание детей. А какой простор для творчества! Сколько разнообразных колокольчиков можно изготовить своими руками! Отличный повод для изготовления совместной поделки детей и родителей. Ну и, конечно, колокольчик поможет познакомиться с историей разных стран, и, в первую очередь – с историей нашего государства, а значит, станет помощником в патриотическом воспитании ребят, в формировании гражданской позиции подрастающего поколения.
Сегодня экспозиция музея насчитывает 60 экземпляров и продолжает пополняться. Самые разные колокольчики из разных уголков нашей страны: Анапа, Москва, Адлер, Санкт-Петербург, Сочи, Геленджик... Их дарят и родители, и сотрудники МОУ детского сада.
В нашем музее собраны самые различные колокольчики:
колокольчики - города, содержащие символику города;
новогодние колокольчики;
колокольчики, сделанные своими руками;
колокольчики для праздника;
колокольчики - игрушки;
рыбацкие колокольчики.
В процессе деятельности музея открывается возможность для широкого использования разных видов детской деятельности. Например, организуются игра-путешествие «Какой музей самый… (большой, маленький, старый, оригинальный и т.п.)», развлечение «Чудный звон колоколов», исследование «Колокольчики и колокола в живописи (архитектуре)», различные творческие мастерские по изготовлению колокольчиков (например, из соленого теста, глины) и т.д.
Наш музей всегда рад принять гостей: родителей, детей и педагогов, экскурсоводами выступают юные воспитанники группы.
Цель деятельности мини - музея: формирование и познавательно-исследовательских интересов детей в процессе создания и пополнения музейной коллекции.
Мини-музей имеет свой паспорт, в котором описан не только перечень экспонатов, но и разработан план работы с ними для детей разных возрастных групп.
Здесь можно увидеть не только экспонаты, но и узнать интересные факты о возникновении колоколов, услышать их звучание.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем: у ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею, расширят познавательный интерес и эмоциональное восприятие.