«Зимний фестиваль знаний 2025»

Методы психолого-педагогической диагностики

В практике психолого-педагогической диагностики широко применяются методы опроса, к которым относятся беседа и интервью.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова»

Институт педагогики и психологии







Практическая работа по «Психолого-педагогических методах диагностики»







Выполнила студентка III курса

Заочного отделения Института

Педагогики и психологии

Направления подготовки:

Педагогическое образование

(Начальное образование)

Кузнецова Е.А.



Проверила: Евсеева Е.А.









2018

Методы психолого-педагогической диагностики.

Тесты креативности.

В психодиагностике методы изучения способностей составляют отдельную группу и известны под названием "тесты креативности".

Методологической базой, на которой строятся эти диагностические приемы, является концепция креативности - универсальной творческой способности, предложенная Дж. Гилфордом. Согласно его представлениям, творческие способности являются самостоятельным фактором, независимым от уровня интеллекта.

Дж. Гилфорд выделил несколько параметров креативности (творческой способности):

- способность к обнаружению и постановке проблем;

- способность к генерированию большого числа идей;

- способность к продуцированию разнообразных идей (гибкость);

- способность отвечать нестандартно, устанавливать необычные ассоциации (оригинальность);

- способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

- способность решать проблемы.

На основе этих теоретических предпосылок были разработаны тесты для исследования способностей. Всего в методике 14 субтестов (4 - на невербальную креативность, 10 - на вербальную). Среди них есть такие задания:

- перечислить как можно больше способов использования каждого предмета (например, банки);

- нарисовать заданные объекты, используя следующий набор фигур: круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.



Примером теста действия является тест Доски форм Сегена, разработанный французским врачом Э. Сегеном в 1866 г. Он применяется для диагностики детей с умственной отсталостью, начиная с 2 лет. Название этой методики связано с характером стимульного материала, состоящего из 5 досок с гнездами, в которых расположены разные фигурки. Диагностика проводится индивидуально. Перед ребенком располагают первую доску с вставленными в гнезда фигурками и предлагают внимательно рассмотреть ее. Через 10 сек. психолог переворачивает доску, а выпавшие из гнезд фигурки перемешивает, после чего просит ребенка воспроизвести прежний порядок (уложить все фигурки на прежнее место). Делаются три пробы, а показателем является самое короткое время, потребовавшееся ребенку для выполнения задания. Процедура повторяется с каждой из четырех досок. Помимо времени выполнения, фиксируются ошибки, отдельные попытки и особенности действий ребенка, его высказывания, а также характер использования помощи психолога при безуспешных попытках выполнить задания. Методика Сегена, являясь достаточно простой в использовании, отличается хорошими дифференцирующими возможностями (оценивает разные уровни умственной отсталости) и широко применяется в настоящее время в клинической психодиагностике.

В психологии наблюдение – это преднамеренное, целенаправленное, систематическое восприятие. 2. В педагогической диагностике наблюдение как метод также широко распространен. В педагогической практике объектами наблюдения являются поведение и действия учащихся, учебных групп, педагогов и других участников педагогических процессов. Однако следует различать обыденное и научное наблюдение. Обыденное наблюдение не является целенаправленным и осуществляется стихийно. Оно не предусматривает фиксирование результатов. Обыденное наблюдение часто позволяет увидеть лишь случайные проявления в поведении учащихся. Преподаватель ежедневно ведет наблюдение за поведением учащихся на уроке, но такое наблюдение часто можно отнести к обыден- ному, так как от него в силу разброса внимания на большое количество учеников могут ускользнуть важные моменты в поведении отдельного учащегося. Целенаправленное наблюдение позволяет педагогу лучше изучить личность ученика, быть более объективным в оценке его поступков и поведения. Целенаправленное педагогическое наблюдение роднит его с психо- логическим наблюдением. Основная задача психолого-педагогического наблюдения – выявление учащихся, у которых поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения других учащихся, в частности – выявление учащихся «группы риска» как в учебном, так и воспитательном процессах. Метод реализуется в широком возрастном диапазоне. Для обеспечения объективности наблюдения рекомендуется придерживаться следующих правил: 1. Наблюдение должно иметь цель – чем точнее определена цель наблюдения, тем легче регистрировать результат и получать достоверные выводы. 2. Наблюдение должно осуществляться по заранее намеченному плану – в плане детализируются отдельные вопросы, по которым желательно получить нужные сведения. 3. Количество диагностируемых признаков должно быть четко определено и быть оптимальным для анализа. Чем точнее определены характеристики для наблюдения, тем более точно можно дать их описание. Чем более точно зафиксированы эти характеристики, тем легче их анализировать и интерпретировать. 4. Психолого-педагогическое наблюдение лучше осуществлять в естественных для учащихся условиях – это даст возможность увидеть естественное поведение учащихся. 5. Наблюдатель должен знать, какие ошибки могут иметь место при наблюдении, и предупреждать их. Эти ошибки могут быть методологическими – обусловленными неправильным использованием метода наблюдений для выбранных условий и регистрационными – связанными с неточной записью данных. Часто наблюдение реализуется через заполнение карты наблюдения. Если наблюдение проводится сторонним представителем (например, практикантом), то осуществление наблюдения обязательно предусматривает договоренность с педагогами о времени и цели наблюдения.


В практике психолого-педагогической диагностики широко применяются методы опроса, к которым относятся беседа и интервью. Принципиальной разницы между ними нет. В основе этих методов лежит совокупность вопросов, с помощью которых осуществляется сбор информации. Отвечая на вопросы или определяя свое отношение к приведенным суждениям, человек сообщает о своем мнении, самочувствии, о возможном поведении в различных ситуациях, взаимоотношениях с окружающими и т. п. Несмотря на наличие разных определений данных методов в них можно усмотреть общую сущность. Беседа – традиционный опросный метод получения информации, основанный на использовании системы вопросов, задаваемых в той последовательности, которая диктуется конкретной ситуацией опроса – отношением респондента к теме, его настроя, степенью откровенности.


Различают беседы (интервью) стандартизированные (по форме близкие к профессиональному психологическому или социологическому интервью) и свободные (педагогические и психологические установочные беседы при клиническом интервью в целях этиологической или типологической диагностики), а также индивидуальные и групповые беседы (проводящиеся с группой как единицей обследования, чье обобщенное мнение и фиксируется в заключении).

Беседа как диагностический метод по сравнению с другими методами психолого-педагогической диагностики обладает меньшей строгостью и большими возможностями субъективного влияния диагноста на обследуемого. Особое значение беседа имеет в парной диагностике, при работе педагога и школьного психолога с отстающими или особо способными учащимися, при определении готовности детей к обучению в школе, при отборочном собеседовании с абитуриентами, при отборе в аспирантуру или магистрату, при профотборе на ответственные должности.



















Методика «Рисунок семьи»

Суть методики:

Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так,
как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным. После окончания рисования задайте наводящие вопросы: Кто? Где нарисован? Что делают члены семьи? Кто в каком настроении? и т.д.

Интерпретация результатов методики

1. После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто, чем занимается.

Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать: Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку. Например, сильная ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».

Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.

2. На рисунке отсутствует сам автор.

Трудности в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье». Ребенок «отторгается» от семьи: «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо»

3. На рисунке - вымышленный член семьи.

Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит, родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.

4. Размер изображенных персонажей показывает их значимость для ребенка. Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.

5. Размер ребенка на листе.

Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей.

6. Место расположения ребенка на рисунке отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.

7. Расстояние между изображенными свидетельствуют об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность включением в свободное пространство между членами семьи различных предметов (мебель, вазы), чужих, выдуманных людей. При эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к другу, они соприкасаются руками. Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот.

8. Последовательность изображения членов семьи.

Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).

9. Расположение фигур на листе.

Внимательно рассмотрите, кто на рисунке расположен выше, кто ниже. Наиболее высоко расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если он небольшой по размеру). Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи

10. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность.

Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.

11. Части тела. Голова.

Это - важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость - в голове. Самого умного, думающего члена семьи ребенок изображает большой.

Глаза.

Не только для рассматривания, они выдают печаль. Персонажи с большими расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в помощи. Персонажи с глазами-«точками» или глазами-«щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач (т.е., человек замкнут, подсознательно или сознательно не показывает свои эмоции, чаще отрицательные).

Уши.

Это - орган восприятия критики и вообще любой информации о себе. Персонажи с большими ушами слушаются окружающих. Если ушей вообще нет, человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.

Рот.

На рисунке рот - «орган нападения», ртом выражают агрессию, ругаются, кусаются, обижаются. Персонаж с большим или/и заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы. Если рта вообще нет, он изображен в виде точки, черточки - человек скрывает свои чувства, не может выразить их словами или влиять на других.

Шея.

Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами. Тот персонаж, у которого есть шея, способен управлять своими чувствами (чаще это взрослый).

Руки.

Функция рук - цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, т.е. способность действовать. Чем больше пальцев на руках, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит об общительности, короткие руки выдают внутреннюю слабость, нерешительность, недостаток общения

Ноги.

Нужны для ходьбы, для опоры, для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая - в семье

12. Цветовая гамма рисунка - индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям. Обратите внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым
для малыша). Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с
заколками в прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою любовь. Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники.

13. Ребенок рисует только себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это чаще говорит о том, что он не ощущает себя членом семьи. Ребенка в семье отвергают, неблагополучие и эмоциональные проблемы давят на него. Фигура может быть маленькой, «спрятанной» в углу листа, темной, со смазанным лицом. Но бывает, что ребенок с завышенной самооценкой рисует одного себя, чтобы подчеркнуть свою значимость. Он тщательно прорисовывает детали одежды, лицо; фигура очень большая, яркая.

14. Солнце на рисунке - символ защиты и тепла. Люди и предметы, которые находятся между ребенком и солнцем - то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом.

15. Обилие мелких деталей, закрытые детали (шарфы, пуговицы) сигнализируют о запретах, тайнах, до которых ребенок не допускается







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее