«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Методы и приёмы работы по развитию техники чтения

В данной презентации раскрыты эффективные приёмы работы по улучшению техники чтения младших школьников на уроке чтения.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

«Методы и приёмы работы  по развитию техники чтения » Бачурина Елена Сергеевна, учитель начальных классов МОУ «Средняя школа № 72 г. Макеевки»

«Методы и приёмы работы по развитию техники чтения »

Бачурина Елена Сергеевна,

учитель начальных классов

МОУ «Средняя школа № 72 г. Макеевки»

Василий Александрович  Сухомлинский    «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.  Плохое чтение – как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно».

Василий Александрович Сухомлинский

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Плохое чтение – как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно».

Проблема   Как научить детей читать правильно, быстро,  выразительно и осознанно?

Проблема

Как научить детей читать правильно, быстро, выразительно и осознанно?

Процесс чтения  Техническая сторона Смысловая сторона

Процесс чтения

Техническая сторона

Смысловая сторона

Техническая сторона чтения  (техника чтения):

Техническая сторона чтения (техника чтения):

  • способ чтения;
  • правильность;
  • выразительность;
  • скорость (темп) чтения.
Задачи технической стороны чтения: развивать дыхание учащихся; развивать артикуляционный аппарат; развивать дикцию.

Задачи технической стороны чтения:

  • развивать дыхание учащихся;
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • развивать дикцию.

Дыхательная гимнастика «Чтение на одном дыхании»  дом Надя том ком мышка Таня Ваня речка сом свечка Дима лом Рома вышка гном крышка Даня шишка

Дыхательная гимнастика

«Чтение на одном дыхании»

дом

Надя

том

ком

мышка

Таня

Ваня

речка

сом

свечка

Дима

лом

Рома

вышка

гном

крышка

Даня

шишка

Речевая разминка Чтение чистоговорок и скороговорок (с дополнительным заданием): Сеня в лесу встретил лису.  Сенявлесувстретиллису. тКрОоРетОемЛЬ ОтРЁмЛ  лесу Сеня лису встретил в

Речевая разминка

  • Чтение чистоговорок и скороговорок (с дополнительным заданием):

Сеня в лесу встретил лису.

Сенявлесувстретиллису.

тКрОоРетОемЛЬ ОтРЁмЛ

лесу

Сеня

лису

встретил

в

Артикуляционная гимнастика И Э А О У Ы  1. Чёткое прочитывание 2. Напугай –О- 3. Спроси –А- 4. Удивись – У- 5. Расстроимся – Ы- 6. Похвастайся – Э- Ба-бя   бо-бё   бу-бю  бэ-бе   бы-би  Тра-тро-тру-три     бра-бро-бру-бри И-э-а-о-ч-ы-тихо И-е-я-ю-и-громко Ди дэ да до ду ды-высоко Би бе бя бю би-отрывисто

Артикуляционная гимнастика

И Э А О У Ы

1. Чёткое прочитывание

2. Напугай –О-

3. Спроси –А-

4. Удивись – У-

5. Расстроимся – Ы-

6. Похвастайся – Э-

Ба-бя   бо-бё   бу-бю  бэ-бе   бы-би Тра-тро-тру-три     бра-бро-бру-бри

И-э-а-о-ч-ы-тихо

И-е-я-ю-и-громко

Ди дэ да до ду ды-высоко

Би бе бя бю би-отрывисто

Смысловая сторона чтения:

Смысловая сторона чтения:

  • восприятие текста;
  • интерпретация текста;
  • воспроизведение текста;
  • восстановление деформированного текста;
  • нахождение в тексте информации для решения разных учебных задач.
п Упражнения на развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях

п

Упражнения

на развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях

Упражнение «Пол-арбуза»

Упражнение «Пол-арбуза»

Упражнение «Дед Буквоед»   Дед Буквоед съел некоторые буквы. Но даже без них мы можем читать. Попробуем?  р.ч.а т.т.а.ь у.и.е.ь  у.е.ик р.ч.а к.р.н.аш  д.с.а к.ы.а с.б.ка  к.о.о.ил с.л.в.й б.г.м.т  т.у.а г.т.ра д.л.ф.н  в.р.на о.у.ь к.р.сь  у.а.ка к.л.т.а з.м.к  с.он з.е.ь ш.о.ь.ик  р.б.ч.й р.д.на э.аж  р.б.ш.а ф.ст.в.ль о.е.ка

Упражнение «Дед Буквоед»

Дед Буквоед съел некоторые буквы. Но даже без них мы можем читать. Попробуем?

р.ч.а т.т.а.ь у.и.е.ь

у.е.ик р.ч.а к.р.н.аш

д.с.а к.ы.а с.б.ка

к.о.о.ил с.л.в.й б.г.м.т

т.у.а г.т.ра д.л.ф.н

в.р.на о.у.ь к.р.сь

у.а.ка к.л.т.а з.м.к

с.он з.е.ь ш.о.ь.ик

р.б.ч.й р.д.на э.аж

р.б.ш.а ф.ст.в.ль о.е.ка

Упражнение «Дед Буквоед» Чудесная ёлка

Упражнение «Дед Буквоед»

Чудесная ёлка

  • Ребя__ устрои_ в ле_ празд_ для пт_ и зве_. Под Нов_ го_ он_ украси_ ел_ ягода_. К верхн_ ветк_ де_ привяз_ кусоч_ хлеб_. К нижн_ ветка_ прикреп_ морков_. По_ елк_ в сне_ воткну_ коча_ капус_. Утр_ прилете_ стай_ нарядн_ пти_. Он_ радост_ щебета_, угощ__ подарка_. Вечер_ под елк_ око_ коча_ капус_ хлопота_ два зай_. Он_ лакомили_ вкусн_ капуст_ и сладк_ морков_.
Упражнения  на расширение  оперативного поля чтения, развитие памяти и внимания  

Упражнения на расширение оперативного поля чтения, развитие памяти и внимания  

Упражнение   «Глаз – алмаз»  (таблицы Шульте)

Упражнение   «Глаз – алмаз» (таблицы Шульте)

п

п

ЦИФРОВЫЕ ПИРАМИДКИ  1  3 2  3 2 3  2 1 5  1 4 6  6 5  7  10  33 20  33 22 30  55 11 50  44 40 11  55 60  80 1

ЦИФРОВЫЕ ПИРАМИДКИ

  • 1
  • 3 2
  • 3 2 3
  • 2 1 5
  • 1 4 6
  • 6 5
  • 7
  • 10
  • 33 20
  • 33 22 30
  • 55 11 50
  • 44 40 11
  • 55 60
  • 80

1

СЛОГОВЫЕ ПИРАМИДКИ    КОС 1 АРЬ      ПАР 2 ТА      КАР 3 ТА      БАЛ 4 КОН      ДРУ 5 ЖБА

СЛОГОВЫЕ ПИРАМИДКИ

 

КОС 1 АРЬ

 

 

ПАР 2 ТА

 

 

КАР 3 ТА

 

 

БАЛ 4 КОН

 

 

ДРУ 5 ЖБА

Упражнения  на развитие правильности восприятия текста

Упражнения на развитие правильности восприятия текста

Упражнение «Карусель» СТАРЫЙ ПЁС  Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:  – Значит, ты уже не узнаёшь меня?  Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:  – Прости меня, что я не узнал тебя.  Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку:  – Живи здесь.  Старый Пёс спросил у человека:  – Зачем тебе ещё один пёс?  – Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине. (В. Сухомлинский)

Упражнение «Карусель»

СТАРЫЙ ПЁС

Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил: – Значит, ты уже не узнаёшь меня? Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать: – Прости меня, что я не узнал тебя. Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку: – Живи здесь. Старый Пёс спросил у человека: – Зачем тебе ещё один пёс? – Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине.

(В. Сухомлинский)

Чтение «по-арабски»

Чтение «по-арабски»

Упражнения для развития скорости чтения

Упражнения для развития скорости чтения

Упражнение «Партизан»  Упражнение “Буксир”  Многократное чтение  Чтение в темпе скороговорки  Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста    “Бросок – засечка”   “Молния”  “Спринт”

Упражнение «Партизан» Упражнение “Буксир” Многократное чтение Чтение в темпе скороговорки Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста   “Бросок – засечка” “Молния” “Спринт”

Как заниматься?   Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.  Жужжащее чтение.  Пятиминутки чтения на каждом уроке.  Чтение перед сном.  Режим щадящего чтения.  Многократность чтения.
  • Как заниматься? Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Жужжащее чтение. Пятиминутки чтения на каждом уроке. Чтение перед сном. Режим щадящего чтения. Многократность чтения.
Спасибо за внимание!        Желаю успехов!

Спасибо за внимание! Желаю успехов!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее