Методы и формы воспитания в формировании культуры поведения старшеклассников
В условиях школьного воспитания развитие сознания учащихся протекает в процессе познавательной деятельности, взаимодействия с более опытными и знающими людьми: родителями, учителями и воспитателями. Подобный способ целенаправленного приобретения знаний о добре и зле, о том, что похвально, что наказуемо, о нравственных и эстетических идеалах, здоровом образе жизни называют просвещением. Придание просветительско-познавательной информации глубоко мотивированной направленности в сочетании с элементами эмоциональных переживаний, эмоций и чувств называют методом убеждения.
Метод убеждения является основным методом позитивного воспитания, то есть методом формирования социально значимого сознания.
В большей мере он позволяет развивать интеллектуальную сферу воспитуемых, их мировоззрение, нравственную позицию.
Благодаря убеждению осуществляется социальная и духовно-нравственная ориентация взглядов и внутренних установок подростка на то, чтобы «делать как можно больше добра и как можно меньше зла».
Для повышения эффективности убеждения следует обращаться к чувствам и жизненному опыту воспитуемых. Благодаря этому происходит формирование собственных суждений и умозаключений.
Большое значение имеет правдивость и искренность слов воспитателя.
Установлено, что эффективность словесного убеждения зависит от авторитета воспитателя.
Присматриваясь к педагогу, подростки по-своему оценивает его. В зависимости от этой оценки определяется коэффициент полезного воздействия убеждения. Чем больше уважаем человека, тем большую силу воздействия имеет его информация. Особенно большое значение имеет эмоциональная окраска слова педагога. Монотонное, тусклое изложение даже очень существенного и интересного для воспитанника материала резко снижает его педагогическую ценность. Для повышения эффективности сообщаемой информации большое значение имеет единство слова и дела. Это единство обеспечивается подкреплением сознания растущего человека через соответствующие практические действия.
Для практической реализации метода убеждения используются разнообразные формы и средства воспитания. Важнейшее место среди
форм убеждения занимают этические беседы. Они обогащают воспитанника моральными представлениями и понятиями, знакомят с правилами поведения.
В процессе бесед у воспитанников вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поступкам других людей.
Повышению эффективности этических бесед способствует высокий нравственный и культурный уровень воспитателя, эмоциональность подачи материала, умение вызвать на откровенность, проникнуться доверием к ведущему беседу.
Большое место в беседах занимает разъяснение правил школьной
дисциплины. Меньше говорить о том, чего нельзя делать, а рассказывать о том, как нужно поступать в том или ином случае.
Одной из форм нравственного убеждения является чтение художественной литературы, это помогает не только расширить кругозор, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности. Готовясь высказать самостоятельное мнение, молодые люди усваивают нравственные принципы, содержание понятий добро и зло, долг и совесть, честь и личное достоинство.
Стараюсь привлекать своих детей к участию в конкурсах, к художественной самодеятельности, обогащающей внутренний мир детей.
Большое воспитательное значение имеет использование дискуссии как средства реализации метода убеждения. Принято выделять следующие признаки дискуссии: обсуждение, обмен мнениями; разбор и анализ какого-либо вопроса или явления с разных точек зрения; обобщение и рефлексия нового знания; выводы и рекомендации по поведению и активизации деятельности воспитанников.
Переговоры, как вид дискуссии, используются для обсуждения ситуации и поиска решения, нахождения компромисса, налаживания сотрудничества между детьми.
Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Оно может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами путем воздействия на чувства, ум и волю воспитанника. Использование этого метода способствует переоценке детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.
Воспитанников следует направлять на организацию общественно полезных дел, проведение школьных праздников, смотров-конкурсов, культпоходов, поездок и т.д. это способствует обретению ими положительной репутации, формированию чувства личного достоинства.
Основную роль в закреплении привычек поведения играют методы упражнения, приучения и положительного примера.
Именно они создают предпосылки для того, чтобы дети не только включались в активную деятельность, но и могли проявить свои лучшие качества.
В процессе активной практической деятельности и следования поучительным примерам у воспитанников развивается самоуважение, понятие чести и чувство личного достоинства.
Без акцента на проявление чести и достоинства личности в процессе
приучения эффективность закрепления положительных привычек и культуры поведения снижается.
Под методом упражнения в воспитании обычно понимают систему организации повседневной жизни и практической деятельности детей и учащейся молодежи. Это позволяет воспитанникам накапливать опыт позитивного поведения, чувства и волю, формировать положительные привычки, единство между знаниями и поведением, словом и делом. Упражнение в воспитании не сводится к механической тренировке. Оно осуществляется в процессе сознательного преодоления трудностей при решении жизненно важных задач, возникающих в процессе школьного обучения и воспитания. А. С. Макаренко подчеркивал, что в процессе воспитательной работы нужно создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек, развиваются положительные привычки поведения.
К. Д. Ушинский назвал привычки нравственным капиталом, так как все, что человек думает, говорит и делает, определяется хорошими или плохими привычками.
Упражнение как метод воспитания обеспечивает вовлечение детей в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков и привычек общения в коллективе, прилежания в учебе и труде.
Особенное значение имеет воспитание в труде. Если воспитанник занят трудом, он дисциплинирован и требователен к себе. У него развивается трудолюбие.
Приучение состоит в организации регулярного выполнения воспитанниками определенных действий, а также систематического включения в разнообразные виды деятельности в целях формирования позитивных привычек поведения, например, трудовых навыков и привычек.
Очень важно сочетать метод приучения к трудовой деятельности с разъяснением его значимости в жизни человека как источника материального достатка и нравственного возвышения человека.
На формирование навыков и привычек поведения оказывает влияние выполнение общественных поручений. В современной школе они тесно связаны с общественно-полезным трудом, важными общественными делами, которые принято считать наилучшим примером для развития всех истинно человеческих достоинств.
В воспитании большое значение имеет обдуманная организация дежурства воспитанников по школе, именно дежурства по школе приучают детей к дисциплине и порядку.
Известно народное изречение о том, «Что дети учатся тому, что видят у себя в дому родители пример всему».
Метод положительного примера представляет собой целеустремленное и планомерное влияние на сознание и поведение воспитанников системой положительных действий и поступков других значимых людей, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала нравственного поведения, стимулом и средством самовоспитания. На этот счет есть целый ряд ярких мыслей и мнений: «Животных учат кнутом, а человека примером», «Хороший пример - лучшая проповедь» – гласят народные пословицы. Если окружить детей хорошими примерами, то они станут добродетельными личностями. Если окружить ребенка плохими примерами, то он будет таким же.
Видя перед собой образцы поведения достойного подражания, воспитанники, как правило, сравнивают свое поведение, свои действия и поступки с теми качествами и поведением человека, на которого хотят равняться.
Обнаружив разрыв, расхождение между своим уровнем воспитанности и воспитанностью выбранного положительного примера, воспитанник переживает неудовлетворенность собой, внутреннее противоречие между тем, каков он есть и каким хотел бы стать.
Все это в конечном итоге приводит к возникновению потребности в дальнейшем личностном развитии, активной работе над своим личностным ростом.
Весьма важно, чтобы примерами стали люди разного возраста и различных профессий, проявившие свою нравственность в разных социальных ролях и в различных жизненных ситуациях.
Это могут быть представители производственных и сельскохозяйственных профессий, видные ученые, педагоги, медицинские работники, а также лучшие ученики школы. По типу воздействия на сознание воспитанников примеры можно разделить на две большие группы: примеры непосредственного влияния (личный пример воспитателей, пример одноклассников, положительный пример взрослых людей, с которыми дети находятся в постоянном контакте); примеры опосредованного влияния (примеры жизни и деятельности выдающихся людей; примеры из истории своего государства, трудового героизма, примеры из литературы, искусства) В них воспитанники ставится перед необходимостью решить проблему нравственного выбора.
Полезно специально создавать условия для возникновения воспитывающей ситуации, которые охватывают все сферы жизни современного человека. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется социальная ответственность, которая является основой для их дальнейшего личностного развития.
Для совершенствования привычек поведения воспитанников и активизации их работы над собой большое значение имеет требовательность педагога.
Она реализуется с помощью метода требования, который предполагает эмоционально-волевое воздействие воспитателя на воспитанника, постановку реальной задачи, побуждающей к более активной работе над собой. Различают прямые и косвенные требования. Для прямого требования: указания, приказания, предписания- характерны конкретность и точность.
Они предъявляются в решительном тоне и подкрепляются интонацией и силой голоса. Косвенные требования: совет, просьба, намек, доверие, одобрение и др. стимулируют переживания, интересы и волевые устремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяется требование-совет, которое предполагает обращение к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности и необходимости рекомендуемых педагогом действий.
Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
Косвенные требования реализуются доверием к учащемуся, когда между воспитанниками и педагогами складываются дружеские отношения, доверие
проявляется как естественное межличностное общение.