«Осенний фестиваль знаний 2024»

Методы и формы физического воспитания обучающихся

С помощью воспитания физических качеств осуществляются повышение физической подготовленности занимающихся, которое способствует укреплению здоровья и формированию телосложения. Физические качества, развиваемые с помощью спортивной тренировки, имеют свойство переноса, т.е. их более высокое развитие переносится на все виды деятельности человека на производстве, в быту, проявляются в повышении эффективности умственной и физической работы.

Олимпиады: Физическая культура 1 - 11 классы

Содержимое разработки

С помощью воспитания физических качеств осуществляются повышение физической подготовленности занимающихся, которое способствует укреплению здоровья и формированию телосложения. Физические качества, развиваемые с помощью спортивной тренировки, имеют свойство переноса, т.е. их более высокое развитие переносится на все виды деятельности человека на производстве, в быту, проявляются в повышении эффективности умственной и физической работы.

К средствам воспитания быстроты движений относятся: физические упражнения; выполняемые с максимальной скоростью; скоростно-силовые упражнения (прыжки, метания и др.); подвижные и спортивные игры.
Средствами воспитания силы являются: гимнастические упражнения с отягощением (как отягощение используется масса собственного тела или отдельных его частей – сгибание и выпрямление рук в упорах, подтягивание на перекладине, наклоны и выпрямления туловища, приседания и т.п.); разнообразные прыжки; специальные силовые упражнения с малыми отягощениями (гантелями, эспандерами, резиновыми амортизаторами); специальные силовые упражнения с большими отягощениями (гирями, штангой и др.).

Метод это система приёмов направленных на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных задач.

Основу методов физического воспитания составляет регулирование нагрузок и их гармоничное, продуманное сочетание с отдыхом.

Информационно-рецептивный метод характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка. В этом совместном процессе он позволяет комплексно использовать различные способы обучения; воспитателю четко, конкретно, образно донести знания, а ребенку — осознанно их запомнить и усвоить.

Полноценное усвоение двигательных действий обеспечивает репродуктивный метод (т.е. воспроизведение способов деятельности). Воспитатель, реализуя этот метод, продумывает систему физических упражнений на воспроизведение известных ребенку движений, которые сформировались в процессе применения им информационно-рецептивного метода. Упражняясь в двигательных действиях, ребенок уточняет и воспроизводит их по данному образцу. Упражнения в движении, для повышения интереса к ним, целесообразно варьировать.

Репродуктивный метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать и варьировать их в разнообразных ситуациях.

Метод проблемного обучения рассматривается как элемент, составная часть целостной системы обучения. Обучение, в котором отсутствует в качестве составной части проблемное обучение, нельзя считать полноценным. Система обучения, построенная только на восприятии ребенком готовых знаний, не может научить его мыслить, развить до необходимого уровня его способности к творческой деятельности.

Реализации творческих замыслов способствует метод творческих заданий. Педагог предлагает ребенку придумать определенные физические упражнения. Он выполняет их один, с группой, в колонне, шеренге, с предметами и без них. При этом, придумывая игровые сюжеты, ребенок приобретает умение реализовать свой замысел.

Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:

наличие твердо предписанной программы движений (техника движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения, а также нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками;

Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода — достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга.

Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребенка, дает возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры.

Соревновательный метод в относительно элементарных формах широко применяется в работе с детьми дошкольного возраста.

Соревновательный метод позволяет:

-        стимулировать максимальное проявление двигательных
способностей и выявлять уровень их развития;

- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

- содействовать воспитанию волевых качеств.

Наглядные методы формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности; вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребенка, способствуют осмыслению поставленных задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях; практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их восприятия, моторные ощущения. Практические методы жестко регламентированы.

Выбор методов зависит от стоящих перед воспитателем задач, содержания воспитательно-образовательной работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Не следует забыть и так же такой вопрос как совокупность методов физического воспитания с гигиеническими средствами воспитания: режим дня, сна, бодрствования, питание. Правильное освещение, цвет стен, расстановка мебели и, наконец, солнце, воздух и вода.

Кроме того. Существуют не только методы и средства обучения и приёмы обучения:

Приёмы, относящиеся к наглядному методу: наглядно-зрительные заключаются в правильной, чёткой демонстрации – показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; тактильно – мышечная наглядность обеспечивается путём включения физкультурных пособий в двигательную деятельность детей; наглядно-слуховые представляют собой звуковую регуляцию движений (музыка, песня).

Словесные методы, помогающие осмысливанию поставленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений, играющие большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях. Приемы, относящиеся к словесному методу: одновременное описание и объяснение, пояснении, указания, беседа, вопросы к детям, команды, распоряжения и сигналы.

Практические методы, обеспечивающие действенную проверку правильности восприятия движений на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практические методы характеризуются проведением упражнений в игровой форме, использованием элементов соревнования. Используются приёмы наглядного и словесного методов.

Приём – это часть метода, его деталь, дополняющая и конкретизирующая метод. В процессе обучения детей двигательным действиям методические приёмы отбираются в каждом отдельном случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного материала, учётом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребёнка.

Приёмы обучения комбинируются в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все анализаторы при восприятии задания детьми и, с другой – сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий.

Упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей, условно разделяют на два типа: упражнения преимущественно скоростного характера и упражнения преимущественно силового характера.

В упражнениях первого типа скорость сокращения мышц близка к предельной (свыше 90-95% от максимальной) при величине отягощений в 10-20% от максимальной величины силы действия. Продолжительность выполнения упражнений колеблется от 5-8 до 10-15 секунд.

Во втором типе упражнений скорость сокращения мышц значительно ниже, поскольку отягощение возрастает до 40-50% от максимальной величины. Продолжительность этих упражнений в зависимости от возраста, пола и подготовленности обычно составляет от 15-20 до 20-30 секунд.

Во всех упражнениях следует выполнять по 4 – 6 подходов.

Во время выполнения упражнений отягощение может быть либо постоянным, либо меняющимся. Примером постоянного отягощения является вес тела школьника в упражнениях с приседаниями или в подтягивании. Примером меняющегося отягощения служит упражнение с эспандером «руки вперёд – руки в стороны»: наибольшие мышечные усилия требуются при разведении рук в стороны, наименьшие – при движении рук вперёд. При целенаправленном развитии скоростно-силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимальном темпе.

Для легкоатлета наиболее важное значение имеют: «прыгучесть» – способность к выполнению прыжков с большой высотой или дальностью, а так же «скоростная сила» - скорость и сила одиночного движения с преодолением небольшого внешнего сопротивления - метания.

Средствами развития прыгучести являются различные беговые и прыжковые упражнения:

1.1. Прыжки на одной ноге:

1.1.1. на месте;

1.1.2. на месте на прямых ногах;

1.1.3. многоскоки на прямых ногах;

1.1.4. на месте со сгибанием толчковой ноги;

1.1.5. на месте с высоким подниманием колена маховой ноги;

1.1.6. прыжки с ноги на ногу с высоким подниманием колена;

1.1.7. те же прыжки, но с продвижением вперёд;

1.1.8. различные сочетания прыжков.

1.2. Прыжки на двух ногах:

1.2.1. на месте на прямых ногах;

1.2.2. на прямых ногах с продвижением вперёд

1.2.3. на месте с высоким подниманием коленей;

1.2.4. с высоким подниманием коленей с продвижением вперёд;

1.2.5. из положения выпада вперёд со сменой ног;

1.2.6. из положения широкой стойки в основную и обратно;

1.2.7. на месте из положения упора присев, приседа и полу-приседа;

1.2.8. из положения упора присев с продвижением вперёд;

1.2.9. приставными шагами правым и левым боком;

1.2.10. сочетания прыжков на одной и двух ногах.

1.3. Специальные беговые упражнения:

1.3.1. бег с высоким подниманием бедра;

1.3.2. бег с прямыми ногами;

1.3.3. бег с захлёстом голени;

1.3.4. бег с ускорением из различных исходных положений;

1.3.5. бег под гору.

2. Прыжковые и беговые упражнения с преодолением сопротивления внешней среды:

2.1. в гору;

2.2. по песку;

2.3. по снегу;

2.4 по грунту;

3. Прыжковые и беговые упражнения с использованием вспомогательного оборудования и спортивного инвентаря (тумбы различной высоты, гимнастические скамейки, скакалки, гимнастическая лесенка, гимнастический «козёл», барьеры, маты и т.д.):

3.1. выпрыгивания вверх со сменой ног (гимнастическая лесенка, тумба, гимнастическая скамейка);

3.2. прыжки через препятствия толчком одной и двух ног, с места и с разбега (маты, барьеры, гимнастические скамейки);

3.3. запрыгивания на возвышенность толчком одной и двух ног (тумба, гимнастический «козёл», гимнастическая скамейка);

3.4. прыжки в «глубину», с последующим перепрыгиванием препятствия;

3.5. сочетание запрыгиваний, прыжков в «глубину» и через препятствия.

3.6. бег и прыжки со скакалкой.

4. беговые и прыжковые упражнения с преодолением веса внешних отягощений: (набивные мячи, гантели, гири, штанги, отягощения закреплённые на теле – манжеты, пояса, жилеты);

5. Подвижные и спортивные игры, эстафеты с беговыми и прыжковыми заданиями;

Для развития скоростной силы (метания) необходимо применять специальные упражнения с быстрыми движениями и небольшими внешними сопротивлениями:

1. Броски набивных мячей разного веса из различных исходных положений;

2. Упражнения с силовыми снарядами;

3. Упражнения на силовых тренажёрах;

4. Упражнения со вспомогательным оборудованием и спортивным инвентарём;

Для более эффективного построения занятий подбор средств развития скоростно-силовых способностей должен проводиться с учётом принципов доступности и оздоровительной направленности. Для этого в начале четверти учащиеся сдают ряд тестов на определение уровня развития скоростно-силовых способностей:

- прыжок в длину с места с двух ног.

- метание мяча с разбега на дальность с разбега.

- метание набивного мяча весом 1 кг.

Исходя из результатов тестов был разработан план развития скоросно-силовых способностей в рамках раздела программы по легкой атлетике. Данный раздел программы реализуется в четвёртой четверти. Для развития сроростно-силовых качеств на каждом уроке по легкой атлетике уделялось 10-12 минут.

План работы:

Для развития сроростно-силовых качеств вначале используются, в основном, упражнения с весом собственного тела, а также прыжковые упражнения с использованием вспомогательного оборудования и спортивного инвентаря (скакалки, гимнастические скамейки, гимнастические лесенки, маты и т.д.), в некоторых случаях возможно использование тумб и барьеров высотой 40 – 45 сантиметров. Допускаются некоторые прыжковые упражнения с небольшими отягощениями (набивные мячи весом 1-3 кг., манжеты на руки или на ноги весом 200 гр. каждая). Прыжковые упражнения рекомендуется выполнять 4-5 подходов по 6-8 раз. Для развития скоростной силы в данной группе броски облегчённых, игровых и набивных мячей весом 1-3 кг. (4-5 подходов по 5-10 секунд), а так же упражнения силового характера с весом собственного тела (4-5 подходов по 10-15 секунд).

После 3-4 занятий постепенно увеличиваем вес отягощений: набивные мячи – 3 кг, манжеты – 300 гр. каждая, гантели 2-5 кг. Так же увеличивается и высота препятствий 45 – 50 сантиметров, возможно выполнение прыжков в глубину и различные сочетания прыжков на этих высотах. Прыжковые упражнения рекомендуется выполнять 5-6 подходов по 8-10 раз. Для развития скоростной силы добавляются упражнения с эспандером и небольшими отягощениями: гриф от штанги – 10 кг., гантели от 2 до 5 кг., каждая (5-6 подходов по 10-15 секунд), броски набивного мяча весом 3 кг (5-6 подходов по15-20 секунд).

Далее используются упражнения с постепенным увеличением нагрузки и отягощения, так же сами упражнения становятся более сложными. Вес отягощений увеличивается: манжеты 300 – 500 гр. каждая, набивные мячи гири и гантели: 5-8 кг. Увеличивается высота препятствий (50 – 55 см.) и сложность сочетания прыжковых упражнений. Для прыжков в глубину можно использовать гимнастического «козла» высотой 60 – 80 см. Прыжковые упражнения рекомендуется выполнять 6-7 подходов по 10—12 раз. Для развития скоростной силы так же используются все перечисленные выше средства и добавляются упражнения на силовых тренажёрах. Вес снарядов и отягощений так же увеличивается: набивные мячи и гантели - 5 кг., штанга 10 – 15 кг. (6-7 подходов по 10-15 секунд), усложняются упражнения с эспандером. Броски набивного мяча весом 3-5 кг (6-8 подходов по20-30 секунд).



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее