«Зимний фестиваль знаний 2025»

Методика организации проектной деятельности на уроках "Основы безопасности жизнедеятельности" и внеурочных занятиях.

Использование метода проектов на уроках ОБЖ стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Учебный проект- это совместная учебно- познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Олимпиады: ОБЗР 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Методика организации проектной деятельности на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» и внеурочных занятиях.

Методика организации проектной деятельности на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» и внеурочных занятиях.

Понятие «проект»

Понятие «проект»

  • Проект - в переводе с латинского- брошенный вперед. Под проектом подразумевают план , предположение , предварительный текст какого- либо документа, комплекс технических документов( расчетов, чертежей, макетов и т.д.)
ПРОЕКТ – это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий по решению значимой для ученика проблемы, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

ПРОЕКТ – это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий по решению значимой для ученика проблемы, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Проект – это “пять П”:   П роблема – П роектирование (планирование) – П оиск информации – П родукт – П резентация. Шестое “П” проекта – его П ортфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы и отчеты и др.

Проект – это “пять П”:

П роблема – П роектирование (планирование) – П оиск информации – П родукт – П резентация.

Шестое “П” проекта – его П ортфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы и отчеты и др.

Цели проектной деятельности:   - определять цель; - описывать адекватные шаги по ее достижению (отбор средств, адекватных цели; сбор, обработка, анализ информации); - излагать и оформлять выполненную работу; - представлять ее результаты и аргументированно отвечать на вопросы; - самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени.

Цели проектной деятельности:

- определять цель;

- описывать адекватные шаги по ее достижению (отбор средств, адекватных цели; сбор, обработка, анализ информации);

- излагать и оформлять выполненную работу;

- представлять ее результаты и аргументированно отвечать на вопросы;

- самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени.

Принципы организации проектной деятельности.   - проект должен быть посильным для выполнения; - создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку); - вести подготовку учащихся к выполнению проектов; - обеспечить руководство проектом со стороны педагогов; - обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Принципы организации проектной деятельности.

- проект должен быть посильным для выполнения; - создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку); - вести подготовку учащихся к выполнению проектов; - обеспечить руководство проектом со стороны педагогов; - обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Классификация проектов по продолжительности.

Классификация проектов по продолжительности.

  • 1.     Мини-проекты  могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).
Классификация проектов по продолжительности.   2.     Краткосрочные проекты    Работа осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока.         1-й урок:  определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам).    2-й урок:   отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й  и 4-й  уроки:  презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

Классификация проектов по продолжительности.

2.     Краткосрочные проекты 

Работа осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока.

        1-й урок:  определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам).

   2-й урок:   отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации.

3-й  и 4-й  уроки:  презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

Классификация проектов по продолжительности.   3.     Недельные проекты  выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта .

Классификация проектов по продолжительности.

3.     Недельные проекты  выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта .

Классификация проектов по продолжительности 4.     Долгосрочные (годичные) проекты  могут выполняться как в группах, так и индивидуально.  Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.  

Классификация проектов по продолжительности

4.     Долгосрочные (годичные) проекты  могут выполняться как в группах, так и индивидуально.  Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

 

По характеру доминирующей в проекте деятельности  информационный;  исследовательский;  практико-ориентированный;  творческий;  ролевой.

По характеру доминирующей в проекте деятельности

  • информационный;
  • исследовательский;
  • практико-ориентированный;
  • творческий;
  • ролевой.

По профилю знаний Монопроекты Межпредметные проекты как правило, выполняются во внеурочное время, затрагивающие два- три предмета. по одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы.

По профилю знаний

Монопроекты

Межпредметные проекты как правило, выполняются во внеурочное время, затрагивающие два- три предмета.

по одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы.

Этапы и примерные сроки работы над проектом

Этапы и примерные сроки работы над проектом

  • Подготовительный этап (сентябрь): выбор темы и руководителя проекта.
  • - Основной этап (октябрь - март): изучение литературы, постановка проблемы, обоснование ее актуальности, формулировка цели (для учебно-исследовательской работы - выдвижение гипотезы). Оформление текста проекта.
  • - Заключительный этап (март - апрель): защита проекта, оценивание работы.
Роль учителя при работе над проектом 1. Консультирование - провоцирование вопросов, моделирование различных ситуаций трансформируя их в образовательную среду. Важно – учитель должен воздерживаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то».

Роль учителя при работе над проектом

1. Консультирование - провоцирование вопросов, моделирование различных ситуаций трансформируя их в образовательную среду. Важно – учитель должен воздерживаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то».

Роль учителя при работе над проектом 2 . Мотивирование - высокий уровень мотивации в проекте – залог успеха. Главный принцип в том, чтобы у учащихся был выбор и свобода самоопределения в решении ситуации или поставленной проблемы.  3. Координирование - провоцирование на вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности учащихся на основе того минимального набора знаний по теме проекта, которые были получены и усвоены на предшествующих проекту уроках.  4. Наблюдение - оно нацелено на получение информации, которая позволяет продуктивно консультировать учащихся и ложится в основу оценки их деятельности

Роль учителя при работе над проектом

2 . Мотивирование - высокий уровень мотивации в проекте – залог успеха. Главный принцип в том, чтобы у учащихся был выбор и свобода самоопределения в решении ситуации или поставленной проблемы. 3. Координирование - провоцирование на вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности учащихся на основе того минимального набора знаний по теме проекта, которые были получены и усвоены на предшествующих проекту уроках. 4. Наблюдение - оно нацелено на получение информации, которая позволяет продуктивно консультировать учащихся и ложится в основу оценки их деятельности

Роль ученика при работе над проектом

Роль ученика при работе над проектом

  • учащиеся становятся активными участниками, а не пассивными слушателями.
ОЦЕНИВАЮТ СВОЮ РАБОТУ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ

ОЦЕНИВАЮТ СВОЮ РАБОТУ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ПРИ РАБОТЕ  НАД ПРОЕКТОМ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ПРИ РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

  • 1-й этап : УЧИТЕЛЬ – ученик.
  • 2–4-й этапы : учитель – УЧЕНИК.
  • Последний этап : УЧИТЕЛЬ – ученик.
Продукты проекта

Продукты проекта

  • тестовый материал;
  • ситуационные задачи;
  • инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времени;
  • фильмотека;
  • плакаты с призывами к ЗОЖ;
  • буклеты по профилактике вредных привычек;
  • видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни;
  • видеоролики о вреде курения, алкоголя, наркотиков;
  • презентации о правильном питании и о вреде пагубных привычек.
Требования к оформлению

Требования к оформлению

  • Проектная деятельность завершается реальным, осязаемым результатом, который:
  • оформляется тем или иным способом (альбом, сборник, путеводитель, план-карта, постер, фильм, выставка, праздник и др.);
  • публично защищается (презентуется);
  • должен быть реализован на практике или использован в дальнейшей работе школы;
  • получен при помощи современных методов работы с информацией (Интернет и другие телекоммуникационные технологии);
  • представлен по необходимости в напечатанном виде, с приложением дискеты, на которой указаны: имя автора, название работы, имя файла, дата сдачи работы;
  • оформлен с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, шрифтовые выделения, поля, унификация шрифтов, единый стиль).
Рекомендации к компьютерной презентации индивидуального проекта

Рекомендации к компьютерной презентации индивидуального проекта

  • Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 12 слайдов. Титульный лист презентации включает:
  • Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 12 слайдов.
  • Титульный лист презентации включает:
  • Полное наименование образовательной организации; Сведения об авторе и руководителе проекта; Год разработки проекта. Текст слайдов должен быть информативным и содержать основную информацию по всем разделам проекта, расположенную в порядке представления каждого раздела. Слайды должны быть озаглавлены. Наглядность слайда может быть обеспечена при помощи анимации, цветовых эффектов, иллюстраций, графиков, схем, таблиц. Компьютерные презентации удобно создавать при помощи программы Microsoft Power Point.
  • Полное наименование образовательной организации; Сведения об авторе и руководителе проекта; Год разработки проекта.
  • Полное наименование образовательной организации;
  • Сведения об авторе и руководителе проекта;
  • Год разработки проекта.
  • Текст слайдов должен быть информативным и содержать основную информацию по всем разделам проекта, расположенную в порядке представления каждого раздела.
  • Слайды должны быть озаглавлены.
  • Наглядность слайда может быть обеспечена при помощи анимации, цветовых эффектов, иллюстраций, графиков, схем, таблиц.
  • Компьютерные презентации удобно создавать при помощи программы Microsoft Power Point.
  • ВНИМАНИЕ! Не стоит увлекаться чрезмерным включением цветовых и анимационных эффектов, т.к. они отвлекают внимание слушателей от сути проекта.
Типы проектов и формы представления результатов   Тип проекта Цель проекта Практико-ориентированный, социальный Форма представления результатов (проектный продукт) Решение практических задач. Исследовательский Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. анализ данных социологического опроса, Информационный видеофильм, Творческий Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ информации. Привлечение интереса публики к проблеме проекта. выставка, Игровой или ролевой Представление опыта участия в решении проблемы проекта. газета, журнал, игра, карта, коллекция, компьютерная анимация, стендовый доклад, сценарий, статья, сказка, костюм, макет, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, отчёты о проведённых исследованиях, праздник, публикация, путеводитель, реферат, справочник, серия иллюстраций, учебное пособие, чертеж.

Типы проектов и формы представления результатов

Тип проекта

Цель проекта

Практико-ориентированный, социальный

Форма представления результатов (проектный продукт)

Решение практических задач.

Исследовательский

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.

анализ данных социологического опроса,

Информационный

видеофильм,

Творческий

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ информации.

Привлечение интереса публики к проблеме проекта.

выставка,

Игровой или ролевой

Представление опыта участия в решении проблемы проекта.

газета,

журнал,

игра,

карта,

коллекция,

компьютерная анимация,

стендовый доклад,

сценарий,

статья,

сказка,

костюм,

макет,

модель,

музыкальное произведение,

мультимедийный продукт,

отчёты о проведённых исследованиях,

праздник,

публикация,

путеводитель,

реферат,

справочник,

серия иллюстраций,

учебное пособие,

чертеж.

Структура проектной деятельности на уроках ОБЖ.

Системо -образующий компонент деятельности

для ученика

Мотив

для учителя

Ради чего осуществляется деятельность?

Усиление роли в собственном образовании; Самореализация творческого потенциала школьников

Цель

Операция

Обучение навыкам самообразования; Расширение круга общение при участии в телекоммуникационных проектах; Развитие коммуникативных качеств.

На что направлена?

Создание условий для исследовательской деятельности; Расширение возможностей для изучения курса ОБЖ

Качественное освоение содержательных линий курса; Развитие творческой и исследовательской инициативы;

Какими способами, приёмами реализуется деятельность?

Постановка цели с постоянной корректировкой в процессе деятельности;

Внедрение сетевых технологий в учебный процесс;

Работа с учебной, популярной литературой;

Подбор тем для проектной деятельности; Оказание помощи в уточнении цели; Подготовка инструкций по организационным вопросам; Консультирование; Организация подведения промежуточных итогов;

Выбор дизайна, стиля, соответствующего основной идее проекта; Создание дополнительных атрибутов.

 

Примерное планирование проектной деятельности по ОБЖ с 5 по 8 класс Название проекта  Итоговый проект: «Предмет ОБЖ в сказках»   Цель  Учебный проект по ОБЖ

Примерное планирование проектной деятельности по ОБЖ с 5 по 8 класс

Название проекта

Итоговый проект: «Предмет ОБЖ в сказках»

Цель

Учебный проект по ОБЖ "Вредные привычки"

Обеспечить практическое применение правил ОБЖ через поисковую деятельность для развития литературных и творческих способностей учащихся

Продукт

Класс

Рисунки, фотографии; комиксы; сказки собственного сочинения; сценарий заключительной игры; плакаты по ОБЖ с участием героев сказок.

Организовать изучение влияния вредных привычек на организм ребенка. Пагубные последствия вредных привычек.

5

Рисунки, презентации, комиксы, плакаты, ОК к урокам

6

Примерное планирование проектной деятельности по ОБЖ с 5 по 8 класс Название проекта  Проект:  Цель  «Олимпиадные задания по ОБЖ для обучающихся 5,6 классов с использованием ЭОР».  Обеспечить получение опыта разработки олимпиадных заданий и проведения олимпиады с использованием ЭОР   Продукт  Тематический проект: «Здоровый образ жизни»  Класс    Олимпиадные задания  Научить обучающихся анализировать свой индивидуальный образ жизни  7  Таблица контроля режима дня; презентация; таблица энергозатрат; диетические правила питания школьника  8

Примерное планирование проектной деятельности по ОБЖ с 5 по 8 класс

Название проекта

Проект:

Цель

«Олимпиадные задания по ОБЖ для обучающихся 5,6 классов с использованием ЭОР».

Обеспечить получение опыта разработки олимпиадных заданий и проведения олимпиады с использованием ЭОР

Продукт

Тематический проект: «Здоровый образ жизни»

Класс

Олимпиадные задания

Научить обучающихся анализировать свой индивидуальный образ жизни

7

Таблица контроля режима дня; презентация;

таблица энергозатрат; диетические правила питания школьника

8

Примерный перечень проектов по ОБЖ № п/п  1  Название проекта  Практико–ориентированный проект: «Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде».  Цель    Продукт  Разработать и представить комплект пособий по данной проблеме   - картотека съедобных и несъедобных грибов и растений; - фотоброшюра «Лесные ягоды»; - комплекс упражнений для снятия тревоги; - аптечка природных лекарственных средств;  - макеты и презентация временных укрытий в лесу

Примерный перечень проектов по ОБЖ

№ п/п

1

Название проекта

Практико–ориентированный проект: «Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде».

Цель

Продукт

Разработать и представить комплект пособий по данной проблеме

- картотека съедобных и несъедобных грибов и растений;

- фотоброшюра «Лесные ягоды»;

- комплекс упражнений для снятия тревоги;

- аптечка природных лекарственных средств; - макеты и презентация временных укрытий в лесу

Примерный перечень проектов по ОБЖ № п/п   Название проекта  2 Творческий проект:  Цель  3 Видеоситуация  Определение зависимости сохранение здоровья от состояния окружающей среды.  « Экологические проблемы современности».  Продукт    - листовки с призывами беречь природу; Составить блок видеоситуаций, отражающих темы по ОБЖ в 8 классе.  - карта опасных объектов на территории, где живут дети; -видеопрезентации от каждой группы по блокам учебных модулей.  - плакаты на экологическую тему; -презентации, в которых рассматриваются ситуации, связанные с изменением атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы

Примерный перечень проектов по ОБЖ

№ п/п

Название проекта

2

Творческий проект:

Цель

3

Видеоситуация

Определение зависимости сохранение здоровья от состояния окружающей среды.

« Экологические проблемы современности».

Продукт

- листовки с призывами беречь природу;

Составить блок видеоситуаций, отражающих темы по ОБЖ в 8 классе.

- карта опасных объектов на территории, где живут дети;

-видеопрезентации от каждой группы по блокам учебных модулей.

- плакаты на экологическую тему;

-презентации, в которых рассматриваются ситуации, связанные с изменением атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы

Примерный перечень проектов по ОБЖ № п/п   Название проекта  4 Мини-проект (на 1 урок)  Цель  5 Безопасность детей на улицах и дорогах.  Наглядно изобразить правила безопасного поведения  «Безопасное поведение в чрезвычайной ситуации»  Продукт    - рисунки по безопасности поведения; Создание условий для овладения детьми навыками поведения на улицах, сформировать стойкие представления правил поведения на дороге.  -презентации по безопасности в ЧС.  - летний план по безопасности дорожного движения; - уголок безопасности ДД в учебных кабинетах; - разработка тематической игры по безопасности ДД.

Примерный перечень проектов по ОБЖ

№ п/п

Название проекта

4

Мини-проект (на 1 урок)

Цель

5

Безопасность детей на улицах и дорогах.

Наглядно изобразить правила безопасного поведения

«Безопасное поведение в чрезвычайной ситуации»

Продукт

- рисунки по безопасности поведения;

Создание условий для овладения детьми навыками поведения на улицах, сформировать стойкие представления правил поведения на дороге.

-презентации по безопасности в ЧС.

- летний план по безопасности дорожного движения;

- уголок безопасности ДД в учебных кабинетах;

- разработка тематической игры по безопасности ДД.

Примерный перечень проектов по ОБЖ № п/п   Название проекта  6 Берегись бед, пока их нет!   Цель  7 Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.  Продукт   Дни воинской славы.   - создание книжки-малышки «Азбука безопасности»; Показать  - выставки детских рисунков; презентации  значение памятных дат России в памяти потомков.  обучающихся по группам; - фотографии занятий; - макет «Наша улица»; - памятные буклеты  - ОК занятий и тематических дней; - сборник «Копилка загадок»; - мультимедийная презентация.

Примерный перечень проектов по ОБЖ

№ п/п

Название проекта

6

Берегись бед, пока их нет!

Цель

7

Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Продукт

Дни воинской славы.

- создание книжки-малышки «Азбука безопасности»;

Показать

- выставки детских рисунков;

презентации

значение памятных дат России в памяти потомков.

обучающихся по группам;

- фотографии занятий;

- макет «Наша улица»;

- памятные буклеты

- ОК занятий и тематических дней;

- сборник «Копилка загадок»;

- мультимедийная презентация.

Выполнение проектов предполагает планирование деятельности, как учителем, так и обучающимися. Для этого можно использовать технологические карты, которые помогают структурировать проектную деятельность, сделать ее целенаправленной. (См. образец технологических карт)

Выполнение проектов предполагает планирование деятельности, как учителем, так и обучающимися. Для этого можно использовать технологические карты, которые помогают структурировать проектную деятельность, сделать ее целенаправленной.

(См. образец технологических карт)

Рекомендуемая литература:

1. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41.

2. Дубина, Г. В. Использование проектной деятельности при формировании у обучающихся позитивного отношения к ЗОЖ // Практика административной работы в школе. – 2013. - № 1. – с. 63-65.

3. Столбовская, О.И. О значении исследовательской и проектной деятельности учащихся по истории Великой Отечественной войны (из опыта работы) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. - № 5. – С. 56 – 58.

4. Зеленкова, Г.В. Значение проектной деятельности учащихся в формировании культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности // Здоровьесберегающее образование. – 2010. - № 4. – С. 50 – 52.

5. Раичев, В.А., Марченко М.О. Проектный метод в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма // ОБЖ. – 2010. - № 10. – С. 51 – 56.

6. Марченко, М.О., Раичев, В.А. Проектный метод в патриотическом воспитании // ОБЖ. – 2010. - № 6. – С. 19 – 22.

7. Варламова, А.В., Игнатова, И.П. «Скажем наркотикам: нет!». Проектная работа учащихся 11-х классов // Химия (ПС). – 2008. - № 6. – С. 22 – 27.

8. Грачев, А.В. Особенности личности: теория и практика (учет

особенностей нервной системы учащихся. Мышление и проектно-исследовательская деятельность) // ОБЖ. – 2008. - № 5. – С. 43 – 46.

9.http ://bg-prestige.narod.ru/proekt/ . Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее