«Зимний фестиваль знаний 2025»

Методика организации и проведения комплексных экскурсий по физике.

В данной разработке показана методика организации и проведения увлекательных комплексных экскурсий для обучающихся по самым интересным местам своего города.

Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Метод обучения - комплексные экскурсии по физике.


Преподаватель ГБПОУ СКСС Ишмуратова А.Г.


Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя! Г.П. Арбитр.


Взаимосвязь физики и предметов профессионально-технического цикла должна наглядно показывать применимость знаний, полученных на уроках физики, в практической работе по выбранной специальности, помогать понять сущность технологических процессов, изучаемых на занятиях специальной технологии, устройство и принципы действия тех или иных механизмов, применяемых на производстве. Большую помощь в установлении таких взаимосвязей могут оказать комплексные экскурсии по физике.

Экскурсии имеют образовательное и воспитательное значение. Они дополняют, расширяют и углубляют знания учащихся по физике, являются для них источником новых интересных и ценных наблюдений, наглядно демонстрируют применение физических закономерностей в промышленности, транспорте, связи и в природе.

Во время экскурсии учащиеся знакомятся с людьми предприятий, их созидательным трудом и получают непосредственное представление о разных профессиях, условиях работы, что важно для их профессиональной ориентации.

Комплексные экскурсии охватывают широкий круг вопросов по физике и другим учебным предметам. В последнее время все острее ставится вопрос об охране природы. В таких экскурсиях заключены широкие возможности для стимулирования интереса к проблемам охраны окружающей среды; наблюдения результатов деятельности человека, направленное на охрану труда и окружающей среды; выяснение возможностей практического участия учащихся в мероприятиях по охране окружающей среды.

Каждая экскурсия должна находиться в тесной связи с учебным материалом, изучаемым на занятиях по физики. При составлении и утверждении плана экскурсии следует предусмотреть: цель экскурсии, последовательность показа элементов экскурсионного объекта и выделение главных моментов экскурсии, число учащихся, которые одновременно могут осматривать объекты; содержание беседы с учащимися перед экскурсией; методы подведения итогов экскурсии и использование материалов экскурсии в последующей работе ( решение задач, выполнение индивидуальных исследовательских работ, доклады учащихся на занятиях и внеклассных мероприятиях).

Правильное в методическом отношении проведение экскурсии специально выделяемым предприятиями экскурсоводами, знающими особенности данного предприятия. Большая продолжительность экскурсии утомляет учащихся, снижает интерес и внимание к осмотру объектов, к объяснению экскурсовода. Необходимо, чтобы учащиеся были соответствующим образом подготовлены к экскурсии. Для того чтобы восприятие учащихся было целенаправленным, перед ними ставят ряд вопросов, ответы на которые учащиеся получат во время экскурсии. При этом указывают, на что следует обратить особое внимание. Во время экскурсии учащиеся активно наблюдают, анализируют, мыслят, разбираются во всем многообразии изучаемого экскурсионного объекта. Все это положительно влияет на развитие самостоятельности и развитию диалектического мышления учащихся.

Экскурсии по физике требуют от преподавателя непрерывной работы над повышением своей квалификации. Чтобы суметь доходчиво и вместе с тем научно рассказать учащимся о том, что они увидят, недостаточно всесторонне изучить объект экскурсии, надо еще ознакомиться с литературой по данному вопросу. Умение проводить экскурсии вырабатывается постепенно. Экскурсии надо рассматривать как учебную работу, перенесенную в иную обстановку.

Совместно с преподавателем по химии мы организовали комплексную экскурсию для учащихся на смотровую площадку нашего карьера, посетили камнерезный цех и в заключение побывали в историка краеведческом музеи города.

В близи нашего города, занимая огромное пространство, располагается самый большой карьер в Европе: глубина-587 метров, диаметр чаши- 2 километра. Отвалы нашего карьера содержат все химические элементы таблицы Д.Менделеева. Экономическая и экологическая составляющая этого карьера влияет на качество нашей жизнедеятельности. Разумное использование всех ресурсов на благо людей и окружающей среды является первостепенной задачей. Со вступительной беседы экскурсовода, на комфортабельном экскурсионном автобусе мы доехали до смотровой площадки карьера, где открывается красивая панорама карьера. История возникновения, процветания, перспективы на будущее карьера; о различных рабочих механизмах и машинах, работающих в карьерах; экологическая составляющая карьера и многое другое интересовало учащихся во время экскурсии. Физические законы и явления, лежащие в основе технологических процессов; об устройстве и принципе действия наиболее важных машин и механизмов; о требованиях техники безопасности и охране окружающей среды на данном объекте мы получили полный и достоверный ответ от специалистов экскурсоводов.

В камнерезном цехе осмотр экскурсионного объекта проводился в соответствии с этапами, составляющими процесс получения произведений искусства из мрамора, яшмы, змеевика и гранита. Во время экскурсии учащиеся знакомились с профессиями людей, занятых в этом цехе. Экскурсовод объяснила требования к уровню теоретической и практической подготовки рабочих, правила техники безопасности в их работе и мерам по охране окружающей среды. Внимание учащихся обращается на то, что все детали станков и инструментов должны обладать определенной прочностью и твердостью, указанной в специальной таблице. К внешним воздействиям относятся обработка давлением, шлифовкой и термическая обработка. При знакомстве с технологическими процессами и оснащением цеха, экскурсовод кратко поясняла конструкции станков, происходящие в них физические процессы. Производственные экскурсии содействуют развитию научных интересов и интереса к различной технике, расширению технического и научно-теоретического кругозора учащихся.

В историка краеведческом музеи города мы участвовали в культурной акции «Кто куда, а мы – в музей!». Очень насыщенным и познавательным стала комплексная экскурсия в музеи. Все залы по основным разделам завораживали красотой оформления, содержательным пояснением экскурсовода. Эта экскурсия имеет большое значение для развития наблюдательности, любознательности учащихся, формирования у них правильного мировоззрения, для эстетического и патриотического воспитания, реализации межпредметных связей. Заключительный этап экскурсий мы провели в музеи.

Комплексные экскурсии по физике – один из методов, применяемых в обучении. Они занимают определенное место в педагогическом процессе и гармонически сочетаются с другими методами – объяснением преподавателя на занятиях, беседой, практическими и лабораторными занятиями, решением задач и другими, но ни в коем случае не заменяют этих методов.


Использованная литература:

1. Сердинский В.Г. Экскурсии по физике. М.,Просвещение-223с.

2. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. М., Педагогика-152с.

3. Резникова Л.И. Производственные экскурсии по физике. М., Издательство АПН РСФСР-163с.

4. Карасева Э.М. Методика проведения экскурсии. «Современная педагогика», 2013г. №6.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее