«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Методический доклад «ПРЕДМЕТ МУЗИЦИРОВАНИЕ - ФОРМА ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ»

В данном докладе рассматривается вопрос музицирования в классе фортепиано.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного детей

«Районная школа искусств»









Методический доклад



«ПРЕДМЕТ

МУЗИЦИРОВАНИЕ -

ФОРМА ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ»

















Преподаватель О.А.Слободскова


п.г.т. Октябрьское



Долгие годы в системе музыкального образования делали установку на подготовку академических музыкантов, музыкантов – исполнителей, затем из неудавшихся исполнителей готовили теоретиков или композиторов. Еще в девятнадцатом веке в сочинении и исполнении музыки стало выше оцениваться все тщательно продуманное, отрепетированное и постепенно исчезли традиции домашнего музицирования, импровизации. История движется по спирали. Уже в двадцатом веке начался процесс бурного развития джазовой музыки, которая невозможна без импровизации. В 1984 году впервые в Ленинграде выходит в свет работа С. Мальцева и Г. Шевченко «Опыт обучения детей гармонии и импровизации», в 1989 году в Москве вышел ряд пособий, наиболее известное М. Калугиной и П. Халабузарь «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио». Растет интерес музыкантов к импровизации, к творческому музицированию. Некогда утраченная в педагогике установка на подготовку музыканта с универсальным подбором творческих навыков (исполнительских, композиторских, теоретических) сегодня требует воссоздания. Такая направленность должна отличать не только систему специализированной подготовки музыкантов – профессионалов, но и определять стилистику работы ДМШ.

Творчество выступает в роли движущего механизма, который не дает человеку возможность успокоиться, «принуждает» находиться в вечном поиске. Чем раньше ребенок начинает творить, тем быстрее у него сформируется способность к выражению личных качеств, способность к самостоятельным действиям. Давно назрела необходимость включения предмета музицирования в программу детских музыкальных школ. Предмет не только призван развивать творческие навыки учащихся, но, и отвечает требованиям закрепления полученных теоретических знаний на практике. Кроме того, он тесно связан с предметом специальности, так как способствует эмоциональному раскрепощению ребенка, прививает навыки анализа формы, средств выразительности, изучения фактурных особенностей произведений.

Благодаря этому предмету у ребенка благополучно развивается гармонический и мелодический слух, вера в свои способности и возможности. Групповые занятия помогают разжечь дух соревнования, услышать другие варианты творчества и дать им оценку.

Перед преподавателями стоит задача разработать свои рабочие программы таким образом, чтобы они были доступны ученику, заинтересовывали его, учитывали уровень способностей, теоретических знаний.

Дети, столкнувшись с трудностями, часто теряют интерес к занятиям и бросают музыкальную школу. Чаще всего это происходит в младших классах. Если ребенок не видит, хотя бы минимального результата своего труда, он теряет интерес к занятиям. Если же он испытывает радость от общения с преподавателем, от совместного творчества, значит, вам удалось зажечь в нем огонек любви к музыке.

Выработка навыков творческого музицирования - задача увлекательная для обоих, и ученика, и преподавателя. Весьма разнообразны и формы творчества. Предмет включает в себя:

  1. подбор по слуху мелодии и ее гармонизацию;

  2. импровизацию;

  3. аранжировку;

  4. сочинение.

Пусть большинство учеников ДМШ не станут профессиональными музыкантами, но они будут грамотными слушателями, смогут самостоятельно подобрать мелодию, гармонизовать ее, овладеют творческими навыками импровизации, сочинения и аранжировки.

Будущий музыкант – любитель должен раскрывать искусство звуков через внутреннее творческое самораскрытие. Главным условием в проведении урока музицирования, импровизации, как формы спонтанного самовыражения ученика является наличие психологического комфорта. Особенно это необходимо с «зажатыми» детьми, имеющими скудный запас выражаемых эмоций. С первого занятия, при выполнении простейших заданий ученик должен почувствовать «успешность» своих действий, «невиданных завоеваний». Педагог должен непременно «восхищаться», «удивляться», «радоваться» при внутреннем терпении и хладнокровии. Эта психо-эмоциональная атмосфера первых уроков важна тем, что через нее укрепляется вера ученика в собственные возможности, свою неповторимость. Она помогает самораскрытию, точному выражению своих эмоций. По мере возрастания интереса ученика к предмету растет самокритичность взгляда ученика на «содеянное».

Уроки импровизации – это уроки совместного музицирования педагога и ученика. Учащийся с первых уроков чувствует себя музыкантом и воспринимает результат совместной игры – как некое музыкальное целое, что вызывает у него восторг. Ансамблевое обучение удобно и по другой причине – принцип копирования и подражания отвечает детской натуре освоения окружающего мира.

Для творчества необходим материал. Если вы задумали что-то сделать, надо решить какой материал вы будете использовать, из чего исходить. Движение будет материалом для танцевальной музыки; слово, стихотворение всегда имеет свою музыку, свой ритм, хотя и в этом случае могут быть варианты. А образ поможет выбрать средства выразительности: регистр, фактуру, ритм тоже придется подбирать исходя из образа. Если материалом для творчества выбран сюжет, здесь должна быть линия развития, богатое поле для творческой деятельности.

Далее внезапная смена настроения Колобка должна обязательно отразиться в музыке.

Если говорить об условиях творчества, тут никак не обойтись без желания творить. Часто дети постарше стесняются, комплексуют в отличие от малышей. Поэтому сочинением и импровизацией лучше начинать заниматься в раннем возрасте.

Многие композиторы и педагоги рекомендуют начинать обучение детей с черных клавиш. Ведь их всего пять, проще запомнить и ориентироваться на клавиатуре, удобнее подбирать по слуху мелодию. Можно порекомендовать ученику игру: « Я буду стеной (фа диез), а ты – мячиком, который отскакивает от стены и каждый раз на новый звук. Мячик начинает прыгать, появляется … «мелодия». Предварительно нужно придумать простой ритмический рисунок и выбрать необходимый штрих для исполнения.

Штрих non legatо предлагаю осваивать на «Перезвоне колоколов». Это первая импровизация на двух звуках. Она очень нравится ученикам, так как содержит в себе звуко-образную интригу, которая является мощным стимулом творчества. На фоне равномерного чередования четвертных долей во второй партии, в первой - звучит мелодия. Ритмический рисунок в первой партии должен быть выразительным. Лучше его исполнять на заданный текст. Например, «Динь-дон-динь-дон, загорелся кошкин дом».

Первые свои импровизации дети с удовольствием сочиняют на черных клавишах, запомнив с рук «Марш негритят» Лонгшан-Друшкевичовой, охотно исполняют свои марши с таким же ритмическим рисунком.

В целях активизации слухового контроля и развития полифонического мышления полезно поработать с каноном: «Василек», «Как под горкой», «Идет коза» и т.д., постепенно усложняя задания.

Занятия по музицированию можно проводить как индивидуально, так и на групповой основе. Считаю, что работать над ритмом целесообразно с группой детей (2-3человек). Играть вместе, в одном ансамбле очень интересно, повышается ответственность за свои действия. Работая вместе, дети лучше слышат соотношение длительностей, ритмических групп. В течение урока они меняются партиями, сами находят друг у друга ошибки.

Шумовые инструменты - это «новые игрушки», новые звуки. У детей загораются глаза, им хочется поиграть на каждом из них. Отстающих учеников попросите после занятия записать ритмический рисунок своей партии по памяти.

Интересный материал с ритмическими партитурами подобран в сборнике Ж. Металлиди, А. Перцовской «Сольфеджио» 2-3 классы. Работая над ритмическими партитурами, мы закрепляем знания, полученные на уроках сольфеджио. Закреплению этих знаний способствует импровизация на звуках любого изучаемого аккорда. Она же поможет при изучении видов минора. Попросите ученика поимпровизировать на звуках верхнего тетрахорда, и успех будет обеспечен. Если же он не будет закреплять полученные теоретические знания на практике, то не понятно, зачем он их вообще получал?

Одна из форм музицирования: подбор по слуху мелодии и аккомпанемента никогда не исчезала из поля зрения преподавателей ДМШ, так как многие дети часто обращаются к нам с просьбой помочь подобрать любимую песню. Подбор мелодии – это тот же диктант с урока сольфеджио, но в классе музицирования все происходит иначе. Услышанная мелодия моментально проецируется на клавиши. И, если вы воспитали у ученика «слышащую» ладонь, то он даже не посмотрит на клавиатуру. Все происходит в голове ученика, он слышит мелодию или гармонию внутри себя, затем переносит предполагаемую музыкальную мысль на клавиатуру. Если звучание и мысль не совпадут, ученик поймет, что допустил ошибку.

Благодаря творческим заданиям, которые выполняются без нот, ребята начинают лучше ориентироваться на клавиатуре, скорее начинают понимать, что существует всего три варианта движения мелодии: на месте, вверх, вниз (движение пока только поступенное). Всегда нужно помнить о доступности очередного задания и не переходить к его усложнению до тех пор, пока ученик не справится с ним.

Мне понравилась система по составлению аккомпанемента к песням, мелодиям, которую разработала Эрика Хольцвейссик.

Первый видлинеарное сопровождение. Этот вид сопровождения был очень популярен во времена И.С. Баха. Мы развиваем сопровождение из отдельных опорных звуков, приходящихся на сильную долю. Учитель заранее определяет звуковой диапазон сопровождения. Задача ученика соединить эти опорные звуки и сделать движение баса плавным, восполнить его при остановке движения мелодии. Подготовительными упражнениями к линеарному сопровождению являются пентахордовые последовательности или гаммы в противоположном движении и в виде канонов. К линеарному сопровождению относится и каноническая имитация. На начальном этапе работы старайтесь выбирать песни с небольшим диапазоном.

Второй вид сопровождения – двухголосный аккомпанемент. Это квинтовый бурдон. С него обычно начинают знакомить учеников с аккомпанементом. Более красочная разновидность этого сопровождения происходит при переходе квинты в сексту вверху – тоника – субдоминантовый квартсекстаккорд, внизу – тоника – доминантовый секстаккорд. Такое сопровождение подходит для песен с волнообразной мелодической линией. Следующий вид двухголосного аккомпанемента – движение меняющимися интервалами. В басу остинатное движение, где к повторяющийся тонике прибавляем один из устойчивых звуков гармонии. Такое сопровождение пригодно не для всех песен, пусть ученик экспериментирует.

Третий видсопровождение на основе гармонических функций. Гармонизация песен с помощью главных ступеней лада: T, S, D. В нотной тетради ученика должны фиксироваться разновидности аккомпанемента: марш, полька, колыбельная, вальс, песня. Исходя из характера пьесы, он самостоятельно выберет подходящий вид аккомпанемента. В дальнейшем ему это очень поможет при сочинении своих «опусов», гармонизации мелодии.

Основную роль по привлечению детей к музицированию призваны играть учреждения дополнительного музыкального образования: детские музыкальные школы, школы искусств, хоровые студии, музыкальные кружки. Не секрет, что многие одаренные дети учатся в Центре искусств. Основная же масса детей учится «для себя», то есть родители устанавливают для детей щадящий режим работы. Цель обучения таких детей – общее музыкальное развитие и их учеников большинство. Думаю, что музицирование для них должно стать одним из любимых предметов. Об утрате у детей интереса к музыкальному образованию пишут многие. И причиной педагогического «брака» является вытеснение творческого элемента из учебной деятельности, стремление только к яркому концертному показу и пренебрежение к творческому началу в работе

Чем раньше ребенок начнет творить, тем быстрее у него сформируется способность к выражению своих личностных качеств, способность к самостоятельным действиям. Ценность детского творчества заключается в его искренности, когда ученик свои переживания, эмоции пытается отобразить через искусство. Смысл творчества – в радости. К чему стремится ребенок? К радости. Не в повторении чужого, а в ощущении радости своего собственного открытия, что позволяет ему чувствовать себя творцом. Только гармоничное сочетание двух задач в образовании: обретение знаний и творчество могут дать обществу человека – творца.



























Список использованной литературы:


  1. Красильников И. «Интонационная концепция музыкальности и модель дополнительного музыкального образования». Журнал «Искусство в школе» апрель 2000 г.

  2. Маклыгин А. «Импровизируем на фортепиано»

  3. Рытов Д. «Увидеть в ребёнке творца». Журнал «Искусство в школе» апрель 2000 г.

  4. Сиротина Т. «Подбираем аккомпанемент» IIV кл. ДМШ. М., «Музыка» 2001 г.

  5. Хольцвейссиг Э. «Как научить играть на рояле». М., «Классика XXI» 2005 г.

7



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее