Методические рекомендации по составлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ базового и углубленного уровней обучения детей в системе дополнительного образования
Программы базового уровня - это программы, ориентированные на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков в выбранной предметной области, способствующих профессиональной ориентации и успешной адаптации к жизни в обществе.
Программы разрабатываются с целью формирования у обучающихся интереса, устойчивой мотивации к выбранному виду (направлению) деятельности, освоения ими базовых знаний, умений и навыков по определенному виду деятельности, расширения спектра специализированных занятий по смежным дисциплинам для дальнейшего творческого самоопределения учеников, развития коммуникабельности и расширения кругозора.
Целевой аудиторией программ являются обучающиеся 2-11 классов. При включении обучающихся в группы проводится стартовая диагностика или входной контроль: проверка совокупности знаний и умений, свидетельствующих о наличии у ребенка возможности обучаться в специально создаваемых для этого образовательных ситуациях.
Стартовая диагностика проводится с целью выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей (определение интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий и т. п.). Срок реализации программ - от одного года до пяти лет.
Форма проведения занятий - групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом и обучение в малых группах. Основные используемые технологии: проблемное обучение, модульное обучение, диалоговое обучение, дифференцированное и индивидуализированное обучение, разноуровневое обучение, игровые, репродуктивные, проектно-исследовательские, творческо-продуктивные и другие, направленные на формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности и самообразованию.
Формы подведения итогов реализации программ: для отслеживания динамики освоения программ проводится мониторинг, который осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию.
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения - собеседование, тестирование и др.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и проверку формирования осваиваемых умений.
Формы текущего контроля: собеседование по изучаемой теме, выполнение тестовых заданий, самостоятельные, практические работы и др.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного для выявления уровня подготовки обучающихся с целью перевода на следующий год обучения. Результаты всех форм аттестации фиксируются в утвержденных картах (бланках) диагностического инструментария.
Формы подведения итогов реализации программ: открытые занятия, походы, экскурсии, выезды, участие в интеллектуальных играх и соревнованиях, выполнение индивидуальных заданий и др. В ходе обучения учащийся ведет собственное портфолио (папку достижений), в котором представляет свои творческие и поисково-исследовательские работы, результаты реализации творческих проектов, участия в соревнованиях, научно-практических конференциях.
Критериями оценки уровня освоения программ являются:
соответствие уровня знаний обучающихся программным требованиям;
свобода восприятия информации;
самостоятельность в работе;
осмысленность действий;
разнообразие освоенных технологий;
соответствие практической деятельности программным требованиям;
уровень творческой активности обучающегося;
качество выполненных работ как по заданию педагога, так и по собственной инициативе;
наличие базовых компетенций (знаний, умений, навыков), которые предусматривают:
- поиск и работу с источниками информации, материалами, инструментами, оборудованием и т. п.;
- использование понятий, терминов и символов, помогающих дать точную или выразительную характеристику рассматриваемого предмета;
- выявление отличительных признаков, связей событий, процессов или явлений, систематизацию материала;
- установление последовательности выполнения заданий;
- высказывание суждения об изученном материале, существующих версиях в различных источниках о событиях, явлениях, процессах, фактах, личностях;
- оценку своей и чужой познавательной и коммуникативной деятельности с целью самооценки собственной деятельности;
- умение ориентироваться в предметной области;
- устойчивая мотивация к выбору деятельности в рамках изучаемой предметной области;
- готовность к дальнейшему самоопределению в изучаемой предметной области;
- наличие у обучающихся достижений личностного роста (в динамике);
- наличие достижений в мероприятиях различных уровней (фестивалях, конкурсах, соревнованиях, выставках, олимпиадах, конференцияхи т. п.).
Программы углубленного (предпрофессионального) уровня
Программа углубленного уровня предполагает формирование знаний, умений и навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности на уровне высоких показателей образованности в ней. Программы этого уровня разрабатываются с целью формирования навыков на уровне практического применения.
Содержание программ углубленного уровня направлено на:
сформированность метапредметных компетенций;
устойчивую мотивацию к профильному самоопределению;
формирование потребности в творческой деятельности;
творческую самореализацию в рамках выбранного вида деятельности;
сформированность компетенций успешной личности:
- ценностно-смысловых (наличие гражданской позиции, собственной культурной среды и т. д.),
- социально-трудовых (знание маршрута своего профильного развития, умение оценивать труд коллег, бережное отношение к результатам своей деятельности и т. д.),
- коммуникативных (умение работать самостоятельно и в команде, умение формулировать и отстаивать собственную точку зрения, умение слушать других и т. д.);
- наличие достижений в мероприятиях различных уровней (фестивалях, конкурсах, соревнованиях, выставках, олимпиадах, конференциях и т. д.).
Особенность программ углубленного уровня заключается в том, что они ориентированы на профильное самоопределение обучающихся, на выстраивание их индивидуальных траекторий личностного развития и предусматривают:
участие обучающихся в исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности;
продолжение профилизации их обучения путем формирования специальных знаний и навыков, развития творческих способностей учеников;
допрофессиональную подготовку в избранном виде деятельности;
развитие ориентации на определенную профессию;
продолжение обучения в профильных образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования.
Целевой аудиторией программ являются обучающиеся 5-11-х классов. Набор проходит на основании результатов итоговой аттестации освоения программ базового уровня, той же предметной области или по итогам вступительных испытаний. Срок реализации программ - от одного года до трех лет.
Форма проведения занятий - групповая и индивидуальная. Основные используемые технологии: проектно-исследовательские, творческо-продуктивные, дифференцированного и индивидуализированного обучения, модульного обучения, учебной дискуссии, проблемного обучения, игровые, репродуктивные, дистанционного обучения и иные, направленные на развитие мотивации на выбор профессии, самоопределение и самореализацию.
Такие программы предусматривают достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области, развивают умение видеть проблемы, формулировать задачи и искать средства их решения, повышают готовность к освоению программ среднего профессионального и высшего образования.
Для отслеживания динамики освоения программ углубленного уровня разрабатывается система педагогического мониторинга. Она предполагает отслеживание развития у обучающихся умений:
самостоятельно использовать в деятельности творческий подход, выбирать способ решения при создании и документационном оформлении самостоятельного творческого продукта;
анализировать и сопоставлять факты и документы (источники), оценивать собственную работу, работу другого;
формулировать и отстаивать собственную точку зрения;
представить творческую или проектно-исследовательскую работу;
находить альтернативное решение в условиях ресурсных ограничений,
а также развития социальных компетенций: трудолюбия, организованности, собранности, чувства долга, ответственности и требовательности к себе; гражданской позиции и др. и достижений в мероприятиях различного уровня (фестивалях, конкурсах, соревнованиях, выставках, олимпиадах, конференциях и т. п.).