«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Методические разработки

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – Программа) Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Теремок» с.Селиярово» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N1155.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Детский сад «Теремок» с.Селиярово»




УТВЕРЖДАЮ

заведующий МКДОУ ХМР

«Детский сад «Теремок» с.Селиярово»

___________Е.А.Ахмедьянова








АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МКДОУ ХМР «ДЕТСКОГО САДА «ТЕРЕМОК» С.СЕЛИЯРОВО»

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД






Ответственные за реализацию программы:

Заведующий ДОУ: Ахмедьянова Е.А.

Заместитель заведующей: Конушина Н.А.

Воспитатели: Аксенкина А.В.

Михайлик Е.Э.

Учитель-логопед: Бородина М.С.

Педагог-психолог: Журлинская Т.В.

Музыкальный руководитель: Кузьмина О.А.

Инструктор по физической культуре: Тупотина О.С.










2017 г


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – Программа) Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Теремок» с.Селиярово» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N1155.

Нормативно-правовую основу для разработки Программы составили также:

– Федеральный Закон   от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

(Принят 10.07.1992 года N 3266-1 в ред. От 27.12.2009 N 374-ФЗ);

– «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»).

При отборе содержания образовательного процесса руководствовались рекомендациями следующих программ:

– От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарвой, М.А. Васильевой. – 3 изд., испр. и доп. – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.;

– «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой;

– «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием», Т.Б. Филичевой, Г. В.Чиркиной и другие методические разработки.

В    Программе комплексно представлено содержание дошкольного образования воспитанников с ОВЗ, реализуемого в образовательных областях, обеспечивающих развитие личности, мотивацию и способностей детей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

1.1.1. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы (АОП)

Целью адаптированной образовательной Программы является построение системы работы с детьми-инвалидами в возрасте с 3 до 7 лет, предусматривающую полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Основные направления реализации Программы:

– создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольника,

– создание условий для обеспечения равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

– обеспечение комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях коррекционно-развивающей работы по коррекции отклонений в физическом и психическом развитии,

– оказание воспитанникам квалифицированной помощи в освоении содержания дошкольного образования с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Особое внимание уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Реализация Программы осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкальной, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеет решение следующих задач:

  • обеспечить охрану, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

  • обеспечить условия для равных возможностей для всестороннего развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

  • обеспечить преемственность целей, задач и содержания программ дошкольного и начального общего образования, исключающей умственные и физические перегрузки детей дошкольного возраста;

  • обеспечить формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

  • обеспечить вариативность и разнообразие содержания дошкольного образования и с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

  • обеспечить атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что способствует росту их общительности, любознательности, инициативности, самостоятельности и развитию творческих способностей;

  • максимально использовать разнообразные виды детской деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности и творческой организации воспитательно-образовательного процесса;

 создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка; объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей;

обеспечить комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях коррекционно-развивающей работы по коррекции речи детей, отклонений в физическом и психическом развитии; оказание воспитанникам квалифицированной помощи в освоении содержания Программы дошкольного образования с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств.

Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги ДОУ совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

1.2. Система оценки результатов освоения Программы

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Наряду с этим, реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Выстраивается индивидуальная траектория развития каждого ребенка исходя из результатов оценки его индивидуального развития в процессе наблюдений за ним в различных видах деятельности и проведения психолого-педагогической диагностики. Выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка с ОВЗ позволяет определить оптимальный педагогический маршрут, соответствующий его возможностям и способностям, обеспечить индивидуальным комплексным сопровождением каждого воспитанника, спланировать коррекционные-развивающие мероприятия, разработать индивидуальные программы коррекционной работы, оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы, определить условия обучения и воспитания, необходимые для успешного развития ребенка.

Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который означает всесторонность обследования и оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ специалистами ДОУ и охватывает познавательную деятельность, эмоциональное развитие, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус.

Диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарием для психолого-педагогической диагностики являются карты обследования, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе коммуникации со сверстниками, игровой, познавательной, проектной, художественной деятельности, физического развития. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Содержание образовательной деятельности по освоению образовательных областей

Содержание психолого-педагогической работы отражено в соответствии с направлениями развития ребёнка, которые представлены в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей, и возможностей.

При реализации каждой из образовательных областей предполагается реализация разно уровневого подхода к планированию и реализации Программы. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физически, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области с обязательным психолого-медико-педагогическим сопровождением.

При этом решение образовательных задач предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Представлены вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

В разделе отражены особенности образовательной деятельности детей с ОВЗ, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, адаптивная программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, описывающая образовательную деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей, предусмотренную Программой.

В настоящее время важно обеспечить реализацию прав детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья на образование в соответствии с Законом об образовании, гарантировать равный доступ к получению образования и созданию необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми, равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития

К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.

2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Основная цель: овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.

Задачи социально-коммуникативного развития:

  • формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

  • формирование навыков самообслуживания;

  • формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

  • формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;

  • формирование умений использовать вербальные средства общения.

  • в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу,

  • оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

  • в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

  • в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

  • в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

  • прием пищи: обучение пользованию ложкой, вилкой, чашкой, салфеткой (с учетом индивидуальных возможностей); соблюдать опрятность при приеме пищи, выражать благодарность после приема пищи;

  • гигиенические навыки: обучение умению выполнять утренние и вечерние гигиенические процедуры (туалет, мытье рук, мытье ног); пользоваться туалетными принадлежностями (бумага, жидкое и твердое мыло, паста, салфетка, губка, полотенце, расческа, щетка, зеркало), носовым платком; соблюдать правила хранения туалетных принадлежностей; выражать благодарность за оказываемые виды помощи;

  • одежда и внешний вид: обучение умению различать разные виды одежды по их функциональному использованию; соблюдать порядок последовательности одевания и раздевания; хранить в соответствующих местах разные предметы одежды; правильно обращаться с пуговицами, молнией, шнурками и др.; выбирать одежду по погоде, по сезону; контролировать опрятность своего внешнего вида с помощью зеркала, инструкций воспитателя.

  • организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе;

  • ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитания уважения к труду;

  • обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда;

  • обучение ручному труду (работа с бумагой, картоном, природным материалом, использование клея, ножниц, разрезание бумаги, наклеивание вырезанных форм на бумагу, изготовление поделок из коробочек и природного материала и др.);

  • изготовление коллективных работ;

  • формирование умений применять поделки в игре.

  • формирование и совершенствование перцептивных действий;

  • ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

  • развитие внимания, памяти;

  • развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

  • формирование структурных компонентов системы языка: фонетического, лексического, грамматического;

  • формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;

  • формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

  • развитие словаря;

  • воспитание звуковой культуры речи предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);

  • формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений);

  • развитие связной речи включает развитие диалогической (разговорной) и монологической речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. В диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания.

  • формирование элементарного осознания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму;

  • развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.

При реализации задач данной образовательной области у детей формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности. При системном формировании детской деятельности у детей формируются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению.

Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение дошкольников с ОВЗ в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:

Работа по формированию социально-коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, обучение.

В работе по формированию социальных умений у детей с ОВЗ важно создать условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирования культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.

Программа предусматривает работу по формированию культурно-гигиенических умений. Ее содержание предполагает:

Дети могут оказаться в различной жизненной ситуации, опасной для здоровья, жизни, поэтому при формировании знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе, педагог может «проигрывать» несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формируя активную жизненную позицию, ориентировать детей на самостоятельное принятие решений.

Особое место в образовательной области по формированию социально-коммуникативных умений занимает обучение детей с ОВЗ элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами, такая работа включает:

Формирование навыков трудовой деятельности осуществляется с учетом психофизических возможностей и индивидуальных особенностей. Дети учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции.

Освоение социально-коммуникативных умений для ребенка с ОВЗ обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.

Центральным звеном в работе по развитию коммуникации используются коммуникативные ситуации – это особым образом организованные ситуации взаимодействия ребенка с объектами и субъектами окружающего мира посредством вербальных и невербальных средств общения.

Целесообразно строить образовательную работу на близком и понятном детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются. Знакомство с новым материалом следует проводить на доступном детям уровне.

2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»

Основная цель: формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. При этом предусматривается активное развитие процессов ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти.

Соответственно выдвигаются следующие направления реализации образовательной области «Познавательное развитие»:

задачи познавательного развития

Сенсорное развитие, в процессе которого развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильнодвигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению, расширению словаря.

Имеющиеся нарушения зрения препятствуют полноценному сенсорному развитию, поэтому необходимо учитывать психофизические особенности каждого ребенка. Для этого предусматривается разнообразие способов предъявления материала (показ, использование схем, называние, повторы, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение, использование специальных тифлопедагогических пособий, интерактивных компьютерных технологий); разноуровневый подход, учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленное на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную деятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей деятельности. Необходимо применять различные формы поощрения дошкольников.

Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве. При обучении необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности.

При планировании работы объем программного материала распределяется с учетом реальных возможностей дошкольников (дети с ЗПР, интеллектуальными нарушениями), это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.

2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»

Основная цель: обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языковой системой.

Задачи развития речи:

Основные направления работы по развитию речи дошкольников:

Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе с детьми с ОВЗ, они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

Развитие речи у дошкольников с ОВЗ осуществляется во всех видах деятельности: игра, занятия по физическому развитию, ИЗО (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыка и др.; в свободный деятельности, в общении со всеми, кто окружает ребенка. Большое значение отводится чтению художественной литературы как источнику расширения кругозора, обогащения и уточнения словаря.

У детей с нарушениями деятельности зрительного анализатора проявляется своеобразие речевого развития, выражающееся в более замедленном темпе ее поэтапного становления, ограничении возможностей подражательной деятельности, наблюдается неадекватность между словом и представлениями о том, что оно означает. Поэтому особое внимание в работе по развитию речи уделяется уяснению, уточнению значений слов, их предметной соотнесенности с объектом действительности.

Для детей с ОВЗ особое значение имеет словарная работа, которая проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Воспитание звуковой стороны речи, освоение грамматического строя, развитие связной речи представляет большую сложность для детей с ОВЗ всех категорий. Необходимо создание специальных условий – разработок грамматических схем, разнообразного наглядного дидактического материала, включение предметно-практической деятельности.

2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Основная цель: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности.

В    этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Основные направления работы с детьми в данной образовательной области: Художественное творчество. Цель: обучение детей созданию творческих работ.

Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ОВЗ должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.

Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.

В  зависимости от степени сохранности зрения, двигательной сферы ребенка и его интеллектуальных и речевых возможностей, следует подбирать разноплановый инструментарий, максимально удобный для использования (величина, форма, объемность, цвет, контрастность), продумывать способы предъявления.

Музыкальная деятельность. Основная цель: слушание детьми музыки, пение,

Выполнение музыкально-ритмических   движений,   танцы,   игра   на   музыкальных инструментах. Контингент детей с ОВЗ неоднороден по степени выраженности дефектов, по уровню сохранности тех или иных функций, следовательно, необходимо уделять внимание способам предъявления танцевальных движений, музыкальных инструментов для игры на них.

2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»

Основная цель: совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе.

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача: стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

  • формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

  • изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

  • формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

  • управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет;

  • развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

  • формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

  • формировать потребность быть здоровым, и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности;

В     ходе работы по физическому воспитанию учитываются рекомендации всех специалистов.

В    совокупности обозначенные образовательные области обеспечивают решение общеразвивающих задач. Вместе с тем каждый из видов деятельности имеет свои коррекционные задачи и соответствующие методы их решения. Это связано с тем, что дети с ОВЗ имеют как общие, так и специфические особенности, обусловленные непосредственно имеющимися нарушениями.

Содержание базовых направлений работы сочетается со специальными коррекционными областями. В работе с детьми с нарушениями зрения реализуются такие коррекционные разделы, как: «Развитие зрительного восприятия», «Социально-бытовая ориентировка», «Развитие ориентировки в пространстве».

  1. 2.2.Формы, методы и средства реализации Программы

Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Большинству детей с ОВЗ вначале необходим адаптационный период. Адаптация – это часть приспособительских реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ является оснащение его специальным оборудованием: для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места.

Для организации и проведения коррекционных мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов.

В  соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.

В   отношении детей с нарушениями зрения наиболее распространенным является словесный метод, который рекомендуется сочетать с практическим методом при объяснении программного материала.

В  тех случаях, когда программа не может быть полностью освоена детьми с ОВЗ, проектируются индивидуальные программы воспитания и обучения. При проектировании индивидуальной программы следует опираться на ряд принципов:

  • принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть индивидуально-

  • принцип дозированности объема изучаемого материала. В связи с замедленным темпом усвоения необходима регламентация объема программного материала по всем разделам программы и более рациональному использованию времени для изучения определенных тем;

  • принцип линейности и концентричности. При линейном построении программы темы следует располагать систематически, последовательно по степени усложнения и увеличения объема; при концентрическом построении программы материал повторяется путем возвращения к пройденной теме. Это дает возможность более прочного усвоения материала.

  • принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введение корректировки.

психологические, клинические особенности детей с ОВЗ;

В       программу введены пропедевтические разделы, дающие возможность в элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире.

Если ребенку из-за тяжести нарушений недоступно для усвоения большинство образовательных областей, то разрабатываются индивидуальные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.

Включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям, так как они выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей с ОВЗ.

Образовательное пространство основано на предоставлении новых форм дошкольного образования для детей с разными стартовыми возможностями. Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Одним из условий успешности образовательного процесса является включение семьи в образовательное пространство. Способами включения родителей могут быть индивидуальные консультации (по запросу взрослого), мастер-классы или семинары.

При организации образовательного пространства для детей с ОВЗ сочетаются два организационных подхода:

  • в расписании учтены занятия, предусмотренные адаптированной образовательной программой ребенка с ОВЗ – как индивидуальные, так и групповые,

  • в расписании учтена организованная образовательная деятельность, реализующая задачи основной образовательной программы.

Режим дня и недели для разных детей может быть гибким (кто-то может находиться в

саду в режиме полного дня, кто-то только до обеда).

Коррекционно-развивающая работа осуществляется как в процессе реализации образовательных программ, так и в ходе режимных моментов: индивидуальных занятий с учителем-логопедом и другими специалистами ДОУ; активных действий в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка); совместной деятельности и игры в микрогруппах с другими детьми, приема пищи; организованной образовательной деятельности; праздников, конкурсов, экскурсий.

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка

и   определения зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком. Например, работу логопеда по развитию речи дополняет работа воспитателя по развитию коммуникативных функций.

Эффективным условием реализации коррекционно-развивающего образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды,

стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.

Характеристики предметно-развивающей среды: безопасность, комфортность, соответствие возрастным особенностям развития и интересам детей, вариативность, информативность.

Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи.

Праздники, экскурсии, конкурсы создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада.

  1. 2.3Взаимодействие взрослых с детьми

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации) во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения взрослого и ребенка в ДОУ и в семье являются разумной альтернативой двум противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.

Для личностно-ориентированного взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Так обеспечивается формирования у ребенка чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Такое взаимодействие способствует формированию у ребенка позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя

и   других, так как отношение ребенка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих взрослых. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда взрослые предоставляют ребенку самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления. Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать свои ошибки.

Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм. Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения

и  поступки. Ведь взрослый везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор.

Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное. Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами. Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения со взрослыми, переносит его на других людей.

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

Цель: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (законных представителей), обеспечение их права на уважение и понимание, на участие в жизни организации.

Основные задачи взаимодействия с семьей:

– изучение отношения родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, коррекции имеющихся отклонений в развитии;

– знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

– информирование друг друга об актуальных задачах воспитания, обучения, коррекции нарушений и о возможностях ДОУ и семьи в решении данных задач;

– создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующих развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

– привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях.

При реализации Программы важно учитывать условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, уважать и признавать способности и достижения родителей(законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.

Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу ДОУ. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей. Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и ДОУ равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения. Согласие партнеров с общими целями и методами воспитания и сотрудничество в их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость в семейном и внесемейном образовании.

Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае наличия у ребенка отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование родителей (законных представителей) по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи.

Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка и при необходимости привлекают других специалистов и службы (консультации психолога, логопеда, дефектолога и др.). Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями, способствующими позитивному проведению диалога.

Диалог с родителями (законными представителями) необходим также для планирования педагогической работы. Знание педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт.

Разнообразные возможности для привлечения родителей (законных представителей) предоставляет проектная работа. Родители (законные представители) могут принимать участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий, могут также самостоятельно планировать родительские мероприятия и проводить их своими силами.

Формы и активные методы сотрудничества с родителями: родительские собрания, беседы, консультации, пролонгированное консультирование, совместные праздники, семейные клубы, семейная гостиная, акции, конкурсы, оформление информационных стендов, анкетирование, размещение информации на сайте ДОУ и т.д.


2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного образования без специальных условий воспитания и обучения.

Группа дошкольников с ОВЗ неоднородна, в не входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. В связи с этим Программа предусматривает индивидуально ориентированный подход к оказанию как общепедагогической, так и коррекционной помощи воспитанникам.

Субъектами коррекционно-образовательного процесса являются учитель-логопед, воспитатели, медицинские сестры, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Важным компонентом коррекционной работы является диагностика возможностей и выявление особых образовательных потребностей воспитанников.

Психолого-педагогическая диагностика позволяет своевременно вывить проблемы и риски в развитии ребенка, выявить индивидуальные психолого-педагогическое особенности ребенка с ОВЗ, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ, спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы, оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы, определить условия воспитания и обучения ребенка, оказывать необходимую консультативную поддержку педагогам и родителям (законным представителям).

В начале учебного года проводится углубленная психолого-педагогическая диагностика воспитанников. По ее результатам специалисты определяют направления деятельности и составляют индивидуальные планы работы на каждого ребенка.

Направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Образовательные

Направления работы

Целевые ориентиры

области

 

 

Социально –

- обучение элементарным трудовым

- овладение культурными и

коммуникативное

навыкам;

безопасными способами

развитие

- освоение социальных отношений;

деятельности

 

- освоение безопасных моделей поведения.

 

Познавательное

- обучение умениям сопоставлять,

- ребенок проявляет

развитие

сравнивать, ориентироваться в

инициативу в

 

пространстве и времени с использованием

познавательной

 

принципов наглядности

деятельности;

 

- формирование положительного

- ребенок обладает

 

отношения к миру.

установкой положительного

 

 

отношения к миру.

Речевое развитие

- регулярное формирование речевых и

- ребенок может

 

коммуникативных умений

использовать речь, для

 

 

выражения своих мыслей и

 

 

желаний.

Художественно –

- развитие слухового

- ребенок ориентируется в

эстетическое

и зрительного восприятия;

произведениях

развитие

- коррекция общих движений

музыкального и

 

 

изобразительного искусства,

 

 

эмоционально откликается

 

 

на них.

Физическое

- развитие способности к преодолению

- ребенок способен к

развитие

физических и психологических барьеров;

волевым усилиям;

 

-развитие культурно – гигиенических

- ребенок может соблюдать

 

навыков.

правила безопасного

 

 

поведения и личной гигиены

Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

  • осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической

  • возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы дошкольного образования, индивидуальной коррекционно-развивающей программы, социализацию и интеграцию детей с ОВЗ в ДОУ.

помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

Содержание коррекционной работы учителя-логопеда направлено на обеспечение коррекции речи и оказание помощи детям с речевыми нарушениями в освоении Программы. Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется на специальных коррекционно-развивающих занятиях, а так же созданием единого речевого режима в детском саду.

Работа по коррекции речевых нарушений планируется на основе результатов обследования, которому посвящаются первые две недели обучения. Эти результаты отражаются в речевой карте обследования. В период обследования логопед комплектует

подгруппы детей с однородными речевыми нарушениями речи.

В течение учебного года логопед проводит подгрупповые логопедические занятия 2 раза в неделю. Кроме того проводятся индивидуальные занятия по коррекции нарушений звукопроизношения. На коррекционно-логопедических занятиях используются дидактические игры, игры с движениями, игры с пальчиками. В середине и в конце учебного года учитель-логопед проводит обследование с целью анализа результативности работы по коррекции речевых нарушений в условиях логопункта.

Для достижения наилучшего эффекта в коррекции речи дошкольников организовано взаимодействие всех педагогов ДОУ.

Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-логопедическое воздействие со стороны дошкольного образовательного учреждения и родителей.

В начале учебного года по результатам проведенной диагностики с родителями детей, у которых были выявлены речевые нарушения, логопед проводит индивидуальные консультации, на которых разъясняет родителям особенности речевого развития ребенка; дает подробные рекомендации о том, к кому из специалистов необходимо обратиться дополнительно.

Важная задача - включить родителей в ту или иную предложенную им работу. Логопед и воспитатель разъясняют родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребенком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Наиболее актуальными темами для консультаций, семинаров и бесед, которые интересуют родителей, являются следующие: «Артикуляционная гимнастика», «Развитие мелкой моторики», «Развитие внимания и мышления», «Речевые игры дома», «Как помочь ребенку автоматизировать звуки», «Как учить звуко-буквенному анализу».

    






Психолого-медико- педагогическое обследование детей с ОВЗ.

Направление работы

Качественные показатели эмоциональной

 

сферы и поведения ребенка.

- своевременное выявление детей с ОВЗ;

- эмоциональная реакция на ситуацию

- определение оптимального педагогического

обследования;

маршрута;

- реакция на одобрение и неудачи;

- обеспечение индивидуального сопровождения

- эмоциональная подвижность;

каждого ребенка;

- особенности общения;

- реализация программы коррекционной работы;

- реакция на результат;

- отслеживание динамики развития и

Показатели, характеризующие деятельность

эффективности коррекционной работы;

ребенка

- обеспечение условий воспитания и обучения

- наличие и стойкость интереса к заданию;

ребенка;

- понимание инструкции;

- консультативная поддержка родителей.

- самостоятельность выполнения задания;

 

- работоспособность;

 

- темп и динамика деятельности.

                     Содержание деятельности ПМПконсилиума

Необходимым условием успешности коррекционной и профилактической работы является взаимодействие специалистов. Что реализуется посредством функционирования В ДОУ психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). ПМП консилиум является одной из форм взаимодействия специалистов дошкольного учреждения, объединяющихся для психологического, дефектологического, логопедического и педагогического сопровождения воспитанников с особенностями в развитии.

Цель консилиума состоит в создании целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с особенностями в обучении и воспитании в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

                 Задачами консилиума являются:

  1. 1.Проведение первичного, возможно более раннего, социально-психолого-педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития и поведения, определение адекватных условий их обучения и воспитания.

  2. 2.Составление социально-психолого-педагогических рекомендаций к индивидуальному плану развития, обучения и воспитания.

  3. 3.Консультативная помощь родителям, опекунам, попечителям.

  4. 4.Консультирование (в пределах своей компетенции) педагогов ДОУ по вопросам, связанным со специальными образовательными потребностями и поведенческими особенностями детей, их правами и правами и обязанностями их родителей, опекунов, попечителей.

  5. 5.Выявление потенциальных возможностей и творческих способностей ребенка, разработка рекомендаций воспитателю для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания.

  6. 6.Выбор дифференцированных социально-педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и поведения и для организации коррекционно-развивающего процесса.

  7. 7.Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, включающего активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития и поведения.

  8. 8.Профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок и психоэмоциональных декомпенсаций, контроль за организацией оздоровительных мероприятий.

  9. Выработка коллегиального заключения об особенностях развития, здоровья, уровня освоения Программы для представления в Ханты-Мансийского района ПМПК.

  10. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.

 

Содержание коррекционно-развивающей работы на 2017-2018 учебный год

учитель – логопед:

Полугодие

Содержание

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с воспитателями

Динамика

I

Формирование произносительной стороны речи

  1. Активизация и совершенствование движений речевого аппарата.

  2. Автоматизация правильного произношения всех поставленных ранее звуков в игровой и свободном речевой деятельности

Уточнение произношения звука [Й] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, свободной игровой и рече­вой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

  1. Закрепление навыка произношения и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных и одним-двумя закрытым слогами (листопад, апельсин).

  2. Совершенствование умения правильно произносить и использовать в активной речи односложные слова со стечени­ем согласных (сноп, лист).

  3. Формирование умения правильно произносить и ис­пользовать в активной речи двусложные слова с двумя стече­ниями согласных (грядка, брюшко).

4.Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа

  1. Закрепление знания признаков гласных и согласных зву­ков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.

  2. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глу­хости-звонкости согласных и умения дифференцировать со­гласные звуки по этим признакам, а так же по акустическим признакам и месту образования.

  3. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лис.

  4. Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, клык, бобр, липа, лист, клин.

Формирование представления о звуке [j], умения отли­чать этот звук от звуков [л'], [р'].

Развитие понимания речи и активизация лексико-грамматических средств языка

1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного чис­ла в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок заморозки, гриб — грибы, береза березы, яблоко яблоки).

2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные ед-го и мн-го ч. в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюш­не, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).

  1. Совершенствование умения образовывать и использо­вать имена сущ и имена при-ные с умень­ш. суффиксами по лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).

  2. Формирование умения образовывать и использовать имена сущ. с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

5.Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, провор­ная, стремительная ласточка).

  1. Закрепление умения образовывать и использовать воз­вратные глаголы, глаголы в разных временных формах (соби­раться, притаиться; улетает, улетел, улетит).

  2. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

  1. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени (Мы хотели пойти гулять, но на улице шел сильный дождь. Мы сидели дома и рисовали, на улице шел дождь. Мы пошли на прогулку, когда закончился дождь.).

Развитие навыков чтения и письма

1. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

  1. Ознакомление с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я. Формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с этими буквами.

  2. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, ку­биков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.

  3. Закрепление знания известных правил правописания.

Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

Развитие связной речи и речевого общения

  1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познаватель­ного интереса, но и познавательного общения.

  2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

  3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, гри­бах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних жи­вотных по заданному плану.

  4. Совершенствование навыка пересказа сказок («Василиса Прекрасная») и небольших рассказов по заданному или кол­лективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.

Индивидуальные беседы по результатам логопедического обследования детей; ознакомление с индивидуальным планом-программой работы на учебный год; обсуждение организационных моментов работы; консультации по работе с индивидуальной тетрадью ребенка

Индивидуальные консультации о необходимости проведения медикаментозного лечения ребенка.

Индивидуальные-практикумы «Комплексы артикуляционных упражнений для выработки правильных укладов различных групп звуков»

Индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации с родителями о необходимости:

  • развития мелкой моторики;

  • формирования фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;

  • автоматизации поставленных звуков;

развития лексико-грамматического строя речи


Развитие слухового внимания

«СЛУШАЙ И СЧИТАЙ» Упражнение «ЖИВЫЕ БУКВЫ»

Упражнение «ПОДНИМИ СИГНАЛ».

Упражнения «ЯБЛОКИ»,

Упражнение «ПОМОЩНИКИ».

Развитие зрительного вни­мания «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»

Хороводная игра «ЯБЛОНЯ».

Пальчиковая гимнастика «КОМПОТ»

Упражнение «СКОЛЬКО ОБУВИ У НАС»

Развитие координации движений «МЯЧИК МОЙ».

Развитие творческого воображения

Упражнение «ЧАЙНИК»

Предметные картинки по теме «Про девочку Машу и куклу Наташу»

Развитие осязания, связ­ной речи

Игра «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК».

Развитие фонематических представлений

Игра-соревнование «КТО СКОРЕЕ?»

Дифференциация звуков «КРАСНЫЙ — СИНИЙ».

Упражнение «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ»

Совершенствование грам­матического строя речи

Упражнение «КТО ЗА ДЕРЕВОМ?»


II

Формирование произносительной стороны речи


  1. Продолжать работу по развитию правильного речевого дыхания.

  2. Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

  3. Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

  4. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

  5. Самоконтроль звуков в потоке речи

Работа над слоговой структурой слова

  1. Работать над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой (динозавр, градусник, перекрес­ток, температура).

  2. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.


Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа

  1. Закрепить умение подбирать слова на заданный звук.

  2. Упражнять детей в различении твердых — мягких, звонких — глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении.

  3. Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова.

  4. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа: папа, стол, куст, липа, лист, крик.

  5. Учить производить анализ и синтез слов из пяти звуков.

  6. Познакомить детей с новыми звуками |ц], [ч], [щ]. Упражнять детей в выделении этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками.

  7. Познакомить детей с правилами правописания: ча-ща пиши с буквой -А-, чу-щу пиши с буквой -У-.

  8. Совершенствовать навык звукового анализа слов и анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.

Развитие лексико-грамматической стороны речи

  1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе по темам.

  2. Познакомить детей со способами словообразования (по теме «Посуда»).

  3. Продолжить работу по обучению согласованию имен прила­гательных с именами существительными (по всем лексическим темам).

  4. Учить правильному употреблению в речи относительных и при­тяжательных прилагательных по темам.

  5. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги

  6. Продолжать работу над обучением образовывать и употреб­лять в речи глаголы с различными приставками; глаголы, обозна­чающие трудовые действия (по всем темам).

Развитие навыков чтения и письма

  1. Совершенствовать у детей навыки «печатания» и чтения сло­гов, слов, предложений с освоенными буквами.

  2. Познакомить детей с новыми буквами: Ц, Ч, Щ.

  3. Упражнять детей в выкладывании новых букв из палочек и шнурочка, в «печатании», лепке из пластилина, «рисовании» в воз­духе.

  4. Продолжать обучение детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов, чтению изографов.

  5. Совершенствовать умение трансформировать буквы, разли­чать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечаты­вать» незаконченные буквы, читать буквы, наложенные друг на друга.

  6. Учить детей «печатать» и читать слоги, слова, предложения с новыми буквами.


Развитие связной речи и речевого общения

  1. Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием коллективно со­ставленного плана; по серии картин, по картине.

  2. Учить детей составлять рассказы из личного опыта, расска­зывать о переживаниях, связанных с прочитанным, увиденным.

  3. Учить использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). Развивать ком­муникативную функцию речи. Создавать условия для общения детей в игре. Формировать коммуникативные навыки.

  4. Совершенствовать навык пересказа.

  5. Учить правильно строить и использовать в речи сложнопод­чиненные предложения.


«ДЕНЬ открытых дверей» - посещение индивидуальных логопедических занятий

Информационные папки «Советы логопеда для заботливых родителей»

Консультация «Советы учителя-логопеда. Предупреждение недостатков речи»

Индивидуальные практикумы для родителей по выполнению с детьми звукового анализа слов; знакомство с графическими обозначениями. Консультация «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР»


Рекомендации родителям по проведению занятий с детьми в летний период

Развитие слухового внимания

Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Упражнение «ЕХАЛИ МЕДВЕДИ...»

Развитие внимания, чувства рифмы

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

Совершенствование навы­ка слогового анализа слов

Упражнение «РАЗДЕЛИ И ЗАБЕРИ»

Пальчиковая гимнастика

«МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»

«КАП, КАП, КАП»

Развитие координации движений «СНЕЖНАЯ БАБА».

игра «САМОЛЕТ»

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОРЗИНКИ»

Развитие творческого воображения

игра «ШОФЕР»

«ГУСЕНИЦА».

Развитие осязания, связ­ной речи

Игра «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК».

Развитие фонематических представлений

Упражнение «НАЗОВИ ГЛАСНЫЕ»

Игра-соревнование «КТО СКОРЕЕ?»

Дифференциация звуков

Упражнение «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ»

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРУЖКИ»




Содержание коррекционно-развивающей работы на 2017-2018 уч.год

инструктор по физической культуре:

Цель: формирование у детей интереса к занятиям физической культурой, гармоничное развитие

Задачи:

    • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

    • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

    • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

направление

содержание

развитие моторики

подбрасывать большой мяч вверх и ловить ладонями не прижимая к груди не менее 5 раз подряд: «Подбрось, поймай, упасть не давай».

ловить большой мяч двумя руками, брошенный взрослым и бросать обратно: «Лови – бросай».

развитие координационных способностей

прыжки на одной ноге на месте и с продвижением вперед, сохраняя прямолинейность движения: «Прыгалки на одной ноге», «По дорожке»

метать мяч, мешочек и др. предметы в горизонтальную цель с расстояния 1,5м: «Забрось в корзину», «Попади в круг».

прокатывание большого и малого мяча в цель с расстояния 1,5 в цель: «Прямо в цель», «Прокати в ворота», «Сбей кеглю».

профилактика плоскостопия

поддержание тонуса стоп и голени: ходьба на носках, пятках, наружных сторонах стоп, «Гусеница», «Карусель», «Барабанщик».

ходьба на лыжах без палок.



Содержание коррекционно-развивающей работы на 2017-2018 уч.год

Педагога-психолога

Психодиагностическая деятельность 

Категории

Содержание работы

Группы

Сроки

выполнения

Работа с детьми

 

2. Диагностика интеллектуального развития. 

 

 

 Старшая,

подготовительная,


Сентябрь

Октябрь

 

 

 

 

3. Диагностика личностных особенностей детей. (Самооценка О.В.Хухлаева).

 

 

4. Диагностика уровня   психологической готовности детей к обучению в школе. (Тест Керна-Йирасика, методика М.Семаго).

 

 

 

5. Диагностика эмоциональной сферы.(Методика Л.П.Стрелковой).

 

 

6. Изучение психологических особенностей детей, при использование психолого-диагностических методик: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, беседа и другие.


 

 Старшая,

подготовительная,

 



подготовительная,

 

 

 

 



По запросу родителей, педагогов

Ноябрь

Декабрь

 






Май

 

 

 



Октябрь

Апрель

 

 

 

В течение года

Коррекционно-развивающая работа


Работа с детьми

1. Психологическое сопровождение процесса адаптации.

 

2. Психогимнастика (Е.А. Алябьева, М.И. Чистякова).

 

3. Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы « Занятия психологического развития дошкольников»

 

4. Коррекционно-развивающие занятия по эмоционально-волевой сфере. (Авторизованная программа «В стране эмоций).

 

4. Индивидуальные развивающие занятия с «трудными» детьми, в сфере общения и поведения (Р.Р.Калинина).

 

 

5. Индивидуальные развивающие занятия с детьми.

 

младшая

 

 

подготовительная,




подготовительная,

 

 

 




 Индивидуаль-но

 

 

 

Индивидуаль-но

В течение года

 

 

В течение года




1 раз в неделю

Апрель-май

 

 



В течение года 

В течение года, согласно циклограм-мы

 




В течение года

 

Содержание коррекционно-развивающей работы на 2017-2018 уч.год

Музыкального руководителя

направление

содержание

развитие моторики

подбрасывать большой мяч вверх и ловить ладонями не прижимая к груди не менее 5 раз подряд: «Подбрось, поймай, упасть не давай».

ловить большой мяч двумя руками, брошенный взрослым и бросать обратно: «Лови – бросай».

развитие координационных способностей

прыжки на одной ноге на месте и с продвижением вперед, сохраняя прямолинейность движения: «Прыгалки на одной ноге», «По дорожке»

метать мяч, мешочек и др. предметы в горизонтальную цель с расстояния 1,5м: «Забрось в корзину», «Попади в круг».

прокатывание большого и малого мяча в цель с расстояния 1,5 в цель: «Прямо в цель», «Прокати в ворота», «Сбей кеглю».

профилактика плоскостопия

поддержание тонуса стоп и голени: ходьба на носках, пятках, наружных сторонах стоп, «Гусеница», «Карусель», «Барабанщик».

ходьба на лыжах без палок.



3. Режим дня и распорядок

Правильный распорядок дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Режим дня составлен с расчётом на 10,5-часовое пребывание ребёнка в детском саду.

В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности с учётом перерывов.

Объём образовательной нагрузки не превышает максимально допустимый санитарно-эпидемиологическими правилами и составляет:

– для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут,

– для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут,

– для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут,

– для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени,   отведенного   на   образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день.

В середине   организованной   образовательной   деятельности   статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня.



Расписание индивидуальной работы с ребенком-инвалидом


Специалисты

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1.

Учитель-логопед

15.30-15.50

Азаров Н-К.

15.30-15.50

Шашков Т.

15.30-15.50

Азаров Н-К.

15.30-15.50

Шашков Т.


2.

Педагог-психолог

10.00-10.20

Азаров Н-К.

10.00-10.20

Шашков Т.

10.00-10.20

Азаров Н-К.

10.00-10.20

Шашков Т.


3.

Воспитатель

Ежедневно

4.

Музыкальный руководитель

По календарному плану

5.

Инструктор по физической культуре

По календарному плану


Перечень нормативных и нормативно-методических документов

2   . Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. От 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru.3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.

  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г. [Электронный ресурс].─

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. –2013. – 19.07(№ 157).

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2003 г., регистрационный № 4673)

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).

  6. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)

    1. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-

Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/.

249          // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.

  1. Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).







































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее