«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Методическая разработка урока русского языка для 6 класса по теме: «Морфемный и словообразовательный разборы»

Урок обобщения и применения знаний, умений и навыков по теме “Морфемика. Словообразование”. Используемая педагогическая технология: теория развития критического мышления (ТРКМ).

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Методическая разработка урока русского языка для 6 класса

по теме: «Морфемный и словообразовательный разборы»



Т.И.Пересыпкина, учитель русского языка и литературы

ГБОУ лицея № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга



Пояснительная записка

Целевая аудитория: 6 класс.



Тип урока: Урок обобщения и применения знаний, умений и навыков.



Цель: обобщить, систематизировать знания по теме “Морфемика. Словообразование”.



Задачи:

- образовательная: создать условия для овладения способами решения познавательных задач с целью формирования языковой компетенции через обобщение, систематизацию знаний, умений и навыков через понимание общих закономерностей правописания;

- развивающая: формировать навыки контроля и самоконтроля в результате деятельности в группе, развивать способности к анализу и оценке сходных и конкурирующих языковых явлений для их дифференциации;
- воспитательная: способствовать развитию коммуникативной компетенции через работу в парах; воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову, языку.



Актуальность темы: актуальность данной темы обусловлена тем, что анализ внутренней структуры слова, который в школе называют разбором слова по составу, относится к числу самых сложных видов работы на уроках русского языка и одновременно является средством пополнения словарного запаса учащихся. Правильный морфемный анализ предупреждает большинство орфографических ошибок, ведь русская орфография основана на морфологическом принципе (общие для родственных слов морфемы передаются при письме единообразно). Применение морфологического принципа требует от пишущего умения находить и выделять в слове его значимые части, то есть осознавать морфемный состав слова.

Практические наблюдения показывают, что чем быстрее, увереннее и правильнее учащиеся анализируют состав слова, тем выше их орфографическая грамотность. Если ученики будут свободно ориентироваться в структуре слова, научатся выделять и отождествлять повторяющиеся в сотнях слов морфемы, они и слова будут писать правильно. Умение анализировать состав слова значительно облегчает усвоение орфографических правил.


Планируемые результаты: полученные при изучении темы знания позволят учащимся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования; анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.



Используемые педагогические технологии: теория развития критического мышления (ТРКМ).



УУД:

  • Познавательные: выполнять морфемный и словообразовательный разборы

  • Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфографическими нормами родного языка

  • Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

  • Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии



Материально-техническое обеспечение урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал.





Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Стадия вызова

1. Формулирование темы и цели урока

-Прежде чем озвучить тему урока, предлагаю вам разгадать кроссворд, где будет зашифровано слово (слайд 1).

-Итак,

1 вопрос. Раздел языкознания, изучающий словарный состав, запас языка.

2 вопрос. В этом разделе изучают устойчивые выражения.

3 вопрос. Строение словосочетаний и предложений изучает….

4 вопрос. Слова как части речи изучаются в разделе….

5 вопрос. Раздел языкознания, изучающий образование новых слов, - это….

6 вопрос. О происхождении слов речь пойдет в….

7 вопрос. Стилевую принадлежность текстов изучает….

8 вопрос. Звуки и буквы речи изучает….

9 вопрос. В том разделе языкознания изучают правильное произношение слов.

10 вопрос. Строение слова изучает….

11 вопрос. Правильное написание слов связано с разделом…(Приложение 2)

- Какое же слово зашифровано? (лингвистика).

- Что обозначает этот термин? (наука о языке).

- Каким образом термин связан со словами в кроссворде? (это все разделы лингвистики).

- Какие разделы лингвистики вы изучали совсем недавно?

-Какие из перечисленных тесно связаны друг с другом? Почему?

- Напомните еще раз, что изучает морфемика и словообразование? Какие виды разбора связаны с этими разделами?

-Сегодня на уроке мы еще раз обратимся к этим двум видам разбора, закрепим то, что знаем, поработаем с новой информацией, чтобы расширить представления о данных понятиях.

Откройте свои тетради и запишите тему урока: морфемный и словообразовательный разборы (слайд 2).

2. Актуализация опорных знаний

- А сейчас мы станем исследователями. Кто из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (В толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению» (слайд 3).

- А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? (Ответы детей)

- Предлагаю вам начать работу с заполнения таблицы. Она лежит перед вами на парте. К этой таблице мы будем не раз обращаться во время нашего урока.



Прием ТРКМ " Таблица ЗХУ" (слайд 4)

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать







Что осталось не раскрыто






Источники, из которых мы намерены получить информацию:

1.

2.


- Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу. Запишите эти сведения в первой графе таблицы; перечислите источники информации.

- Попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией.

- Поставьте вопросы к изучаемой теме до её изучения.


III. Стадия осмысления

- Познакомьтесь с текстом на стр. 124 вашего учебника под.ред. Ладыженской , а также с информацией, данной в раздаточном материале (Приложение 3)

- Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы.

- Итак, что нового узнали? Поделитесь друг с другом в паре.

-Молодцы.

-Давайте поработаем практически.

— Послушайте текст.

Я пробирался по тропинке через поле. Тяжелые колосья словно собирались удержать меня. Лучи солнца осветили далекие поля, лес на горизонте, блестевшую вдали речку. По берегам ее росли густые кусты, и они отражались в прозрачной воде.

— Определите стиль и тип речи (художественный стиль речи, тип речи – описание).

— Какие средства выразительности использовал автор? (сравнение во 2-м предложении, эпитеты во 2-м, 3-м предложениях).

— Запишите текст под диктовку, выполняя морфемный разбор указанных слов (про-бир-а-л-ся, у-держ-а-ть, дал-ек-ие, в-дал-и).

— Объясните знаки препинания в тексте (в 3-м предложении есть однородные дополнения, 4-е предложение сложносочиненное).

— Назовите слова с чередованием гласных в корне и объясните их правописание (пробирался, собирались, блестевшую, росли).

— Назовите слова с чередованием согласных в корне и приведите примеры чередований (осветили – освещенный Т//Щ, речка – река Ч//К, берег – побережье Г//Ж, густые – гуще СТ//Щ).

— Зачем нужно знать морфемный состав слова? (знание морфемного состава помогает правильно писать слово).

-Молодцы. А теперь я предлагаю немножко отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 5).

-Отдохнули, продолжим дальше работу.

- Вспомните, пожалуйста, какие способы словообразования вам известны? (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ, переход слов из одной части речи в другую).

— Отгадайте загадки, запишите ответы, определяя способы образования этих слов:

1.В перемену мы готовы 
Целый час сидеть в … (столовой – переход из одной части речи в другую).
2. У машины есть свой век,
Называемый … (пробег – бессуффиксный).
3. Счастье, радость и веселье
Нам приносит день … (весенний – суффиксальный).
4. От времен достался прежних
Вместо лампы нам … (подсвечник – приставочно-суффиксальный).
5. Чтоб ответить нам на “пять”,
Книгу надо … (прочитать – приставочный). 
6.В зоопарке чешет бок
Грозный серый … (носорог – сложение слов).

- Давайте проверим (слайд 6).

-Молодцы! Все у нас получилось.

IV.Стадия рефлексии

Приём «Верите ли вы» (верные и неверные утверждения)

- Итак, наш урок подходит к концу. Давайте посмотрим, как вы умеете пользоваться новыми полученными знаниями (слайд 7).

  • Верите ли вы, что суффиксы бывают формообразующими и словообразующими?

  • Верите ли вы, что существительные синь и гуща образованы от прилагательных бессуффиксным способом? 

  • Верно ли, что существительные подорожник, перелесок образованы приставочно-суффиксальным способом? 

  • Верно ли, что бессуффиксным способом могут быть образованы существительные только от глаголов? 

  • Верно ли, что, если к слову одновременно присоединить приставку и суффикс, этот способ образования слов называется суффиксальным. 

Стратегия «RAFT»

И в заключение предлагаю вам создать высказывание в форме письма другу, в котором каждый сообщит, что узнал нового по теме, и задаст вопрос, на который не получил ответа или который оказался не совсем понятным на данном уроке. 























Библиография



  1. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыжинская, Л.А. Тростенцова и др.. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

  2. С.И.Заир-Бек. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы //Директор школы. 2005. № 4.

  3. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

  4. Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7.

  5. Сайт http://www.portal-slovo.ru/

  6. Сайт http://iplayer.fm/q





































Приложение 1


Этапы урока 


Цели этапа 


Приёмы 


Цели приёмов 

Деятельность учащихся в терминах УУД (ФГОС)


Вызов 


- активизация деятельности каждого ученика

- развитие логического мышления

- актуализация знаний


- кроссворд



- таблица «ЗХУ»


- активизация деятельности каждого ученика

- развитие логического мышления

- установление ассоциативных связей 



Регулятивная, познавательная деятельность


Осмысление 


- организация активного восприятия нового материала

- получение новой информации

- установление связей с уже изученным материалом 


- инсерт


- совместный поиск 


- повторение уже известного материала

- осмысление нового материала

- соотнесение материала с уже известной информацией




Регулятивная, познавательная, коммуникативная деятельность


Рефлексия 

- обобщение и систематизация приобретённых знаний

- присвоение новых знаний

- обобщение на уровне личных впечатлений 

- верите ли вы (верные и неверные утверждения)

- РАФТ (1) написать письмо другу, что узнали по новой теме; 2) сформулировать один вопрос, на который они так и не получили ответа или который оказался не понятен)

- применение знаний на практике

- развитие логического мышления



- обобщение на уровне личных впечатлений 


Регулятивная, познавательная, личностная деятельность



Приложение 2

1. лексика

2.фразеология

3.синтаксис

4.морфология

5.словообразование

6.этимология

7.стилистика

8. фонетика

9.орфоэпия

10. морфемика

11. орфография
















Приложение 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

При морфемном разборе слова (разборе слова по составу) сначала в слове выделяется окончание и формообразующий суффикс (если они есть), подчёркивается основа.

После этого основа слова разбивается на морфемы.

Возможны два противоположных подхода к морфемному членению основы: формально-структурный и формально-смысловой.

Суть формально-структурного морфемного разбора состоит в том, что в основе в первую очередь выделяется корень как общая часть родственных слов. Затем то, что идёт до корня, - приставка (приставки).

Формально-структурный подход осуществлён в ряде научных изданий, например в «Словаре морфем русского языка» А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Ефремовой, где утверждается, что «морфемный анализ мало зависит от словообразовательного, так как обычно при членении слова используется сопоставительный метод, при котором практически не учитывается, что от чего образуется».

Формально-структурному подходу противопоставлен подход формально-смысловой (формально-семантический). Главная установка данного подхода и алгоритм морфемного разбора выходят из трудов Г. О. Винокура и состоят в неразрывности морфемного членения и словообразовательного разбора.

Алгоритм морфемного разбора основы состоит в построении словообразовательной цепочки «наоборот»: со слова как бы «снимаются» приставки и суффиксы, корень же выделяется в последнюю очередь.

Таким образом, порядок разбора слова по составу таков:

1) выделить окончание, формообразующий суффикс (если они есть в слове),

2) выделить основу слова — часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов,

3) выделить в основе слова приставку и / или суффикс через построение словообразовательной цепочки,

4) выделить в слове корень.

Словообразовательный разбор производится по следующей схеме:

1. Поставить исследуемое слово в начальную форму.

2. К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова (слово, которое образуем) через значение производящего слова (слов) (слово, от которого происходит образование нового); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы.

3. В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано приставкой и / или суффиксом.

4. Указать способ словообразования.

5. Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть:

— чередование гласных и согласных,

— усечение производящей основы.

10


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее