«Осенний фестиваль знаний 2024»

Методическая разработка урока по истории: Общественное движение ХIХ веке. Вятская ссылка.

Общественные организации и кружки в 19 веке. Особенности общественного движения в Вятском крае

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Конспект урока по теме: «Общественное движение в ХIХ веке».

Автор: Когыльничан Т.П., преподаватель истории КОГПОАУ ВЭМТ

г. Кирова

Пояснительная записка.

На изучение темы «Общественное движение» отводится несколько уроков, в т. ч.: «Общественное движение в первой половине ХIХ века», «Общественное движение во второй половине ХIХ века». Эта тема одна из самых сложных и непонятных, поэтому и не вызывает большого интереса у студентов. Многие из них считают, что далеки от политики: почти никогда не смотрят телевизор, не знают, какие события происходят в мире, т.к. для них это не интересно, «не круто», «телевидение – для пожилых».

В чем же причины низкой заинтересованности молодежи в политической жизни общества? В первую очередь в том, что интересы подростков направлены на самореализацию, получение образования, получение профессии. Политикой они интересуются лишь для того, чтобы знать, как государство может им помочь. Во-вторых, причиной аполитичности является правовая неграмотность молодого поколения.

Молодежи не хватает знаний правовой культуры, а значит, она не может полноценно принимать участие в политических процессах. Неумением ориентироваться в политической жизни, неправильно оценивать происходящие события, пользуются некоторые политики, навязывая свои взгляды, свою идеологию, пытаются манипулировать молодежью, ведя к реализации «нужных» планов, в осуществлении которых молодежь является только исполнителем. В перспективе молодежь может стать лишь инструментом осуществления различных антиправительственных выступлений и народных волнений.

Чтобы способствовать повышению интереса к теме «Общественное движение», необходимо акцентировать внимание на фактах, хорошо известных и понятных студентам, то есть объяснять новую тему, используя краеведческий материал.

Тема: Общественное движение ХIХ веке. Вятская ссылка.

Цели урока:

Образовательные:

- Обеспечить контроль знаний и умений по теме: «Общественное движение в ХIХ веке.

- Сопоставить этапы политической ссылки с основными периодами общественного движения.

Развивающие:

1. Развивать умения сравнивать, делать выводы.

2. Формировать умение давать оценку событиям, историческим деятелям.

Воспитательные:

1. Воспитание интереса к предмету.

2. Создание условий для формирования личностной позиции по отношению к событиям прошлого.

Задачи урока:

- повторить события, связанные с первым и вторым этапом революционного движения (восстание декабристов, народнические организации);

- выявить причинно-следственные связи межу основными периодами общественного движения и этапами вятской ссылки;

- выяснить, какие памятные места в Кировской области связаны с политическими ссыльными.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения.

Формы работы: демонстрация презентации, доклады учащихся, привлечение материалов об объектах культуры.

Тип урока: комбинированный: обобщение и изучение краеведческого материала, связанного с основной темой.


Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «История (для профессий и специальностей технического, естественно-научного и социально-экономического профилей» В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков)

Этапы урока:

Организационный: проверка списочного состава, проверка готовности к уроку.

Этап актуализации знаний. Фронтальный опрос.

- Назовите три основных периода общественного движения в 19 веке (дворянский период, разночинский, пролетарский).

- Какое событие связано с дворянским периодом общественного движения? (создание тайных обществ, восстание декабристов)

- Какие наказания были применены к участникам восстания декабристов?

- Что характеризует второй этап общественного движения? (создание студенческих кружков, создание народнических организаций, споры между западниками и славянофилами).

Мотивационный этап.

Основные события, связанные с общественным движением, происходили в крупных городах. Вятка была провинциальным городом, находящимся далеко от обеих столиц, от Москвы и Петербурга.

- Как вы думаете, была ли связь между событиями, связанными с революционным движением и Вятским краем? (Участников антиправительственных выступлений отправляли в ссылку, в отдаленные, труднодоступные места, в том числе и в Вятскую губернию).

Новый материал. Демонстрация презентации, сопровождаемая рассказом преподавателя и сообщениями учащихся).

Людей, выступающих против власти, было принято ссылать куда подальше, да поглуше, чтобы там они могли одуматься, осознать ошибочность своих действий. Вятская губерния была идеальным местом для политических ссыльных, так как считалась «глухим краем», «медвежьим углом», была удалена от обеих столиц – Петербурга и Москвы.

Писатель Салтыков-Щедрин, отбывавший ссылку в Вятской губернии, в своих «Губернских очерках» так писал о Вятке: «Въезжая в этот город, вы как будто чувствуете, что карьера ваша здесь кончилась, что вы ничего уже не можете требовать от жизни, что вам остается только жить в прошлом и переваривать ваши воспоминания. И в самом деле, из этого города даже дороги дальше никуда нет, как будто здесь конец миру».

Наибольшее количество ссыльных в Вятской губернии было в XIX веке, но и до этого она служила местом ссылки. Первым ссыльным на Вятской земле стал в 1601 году дядя будущего царя Михаила Федоровича и брат Патриарха Филарета боярин Василий Романов. В 1598 году он поддержал кандидатуру Бориса Годунова на царский престол, но через три года Романовы попали в опалу, были арестованы и вместе с семьями и родственниками отправлены в ссылку в отдаленные места.

Василия Романова Борис Годунов сослал в уездный городок Яранск, который находился в двухстах с лишним километрах от Вятки. Там он находился всего около трех недель. Вскоре пришла царская грамота с поручением отвезти Василия Никитича еще дальше от Москвы, в Пелымский сибирский острог, и поместить его там вместе с братом Иваном Никитичем под надзором. Скончался он в феврале 1602 года в Пелыме. Похоронен в Москве в Новоспасском монастыре.

В XIX веке потоки политических ссыльных были связаны с этапами общественного движения.

Первый этап связан с восстанием декабристов. После подавления восстания его участников приговорили к различным наказаниям, в том числе к ссылке. В вятской ссылке находились декабристы: А.Н. Муравьев, Н.Ф. Тюрин, А.А. Навроцкий, Н.В. Шаполинский.

В 1826-1828 гг. через территорию Вятской губернии проехали, направляясь в Сибирь на каторгу и ссылку, около 100 участников восстания декабристов. Большинство из них было препровождено в Сибирь главным образом по тракту через следующие населенные пункты: Шлиссельбург, Ладога, Кострома, Рыбинск, Ярославль, Макарьев, Орлов, Вятка, Слободской, Глазов, Дебесы, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Камышлов, Тюмень…. В период с 21 июля по 4 августа 1826 года через Слободской проследовало 11 партий декабристов. В каждой партии, следующей друг за другом примерно через день, находилось по четыре осужденных, Лошади мчались от станции до станции без остановок в пути. Декабристов везли в кандалах, новые кандалы сильно беспокоили и натирали до крови ноги. Позднее, в своих воспоминаниях декабрист А. Е. Розен писал: «В Глазове ночевали, и на несколько минут отомкнули железа, чтобы можно было переменить белье».

Народ сочувственно относился к ссыльным. В 1827 году, по пути следования к месту сибирской ссылки в городе Слободском в их честь был дан бал и обед, где приглашенные присутствовали в кандалах.

Некоторые из ссыльных были в Вятке: И.И. Пущин - близкий лицейский друг Пушкина, А.Н. Муравьев - участник войны 1812 года. Вместе с Никитой Муравьевым, П.И. Пестелем и С.П. Трубецким он стал учредителем тайного политического общества «Союз спасения». После восстания 12 декабря был сослан в Сибирь на жительство без лишения дворянства и чинов.

Ссыльные играли большую роль в общественной жизни губернии, оказывали влияние на развитие культуры. Память о ссыльных сохранилась в названиях улиц, в исторических памятниках.

Второй период общественного движения – разночинский, это время создания студенческих кружков в столичных университетах.

Один из членов студенческого кружка Александр Иванович Герцен был арестован в 1834 году за активную революционную деятельность и сослан в Вятку, где прожил три года. Выполнял канцелярскую работу, писал материалы по экономике Вятской губернии и активно участвовал в основании первой в городе публичной библиотеки в 1837 году. В настоящее время это крупнейшая в России Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека имени А. И. Герцена, рядом с библиотекой установлен памятник Герцену, его именем названа одна из улиц города Кирова.

Одновременно с Герценом ссылку в Вятке отбывал архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, которого обвинили в растрате средств при строительстве храма Христа Спасителя в Москве. Будучи в ссылке, он создал проект Александро-Невского собора, впоследствии взорванный большевиками. Ограда и портал Александровского сада в Вятке, где любят гулять кировчане, тоже создана по чертежам Витберга, а в здании, где жил ссыльный архитектор, располагается Центр развития туризма Кировской области.

Михаила Салтыкова сослали в Вятку в 1848 году за опубликованную в журнале «Отечественные записки» повесть «Запутанное дело». Салтыков работал старшим чиновником особых поручений при губернаторе, затем советником губернского правления. Он много ездил по губернии, занимался вопросами статистики, ревизии хозяйства и финансов, составлял годовые отчеты Вятской губернии. В настоящее время бывшая квартира Салтыкова - Щедрина является литературным музеем.

Еще один писатель - Владимир Галактионович Короленко, находился в вятской губернии в ссылке в Березовских починках. Там он провел 3 месяца, а потом был направлен в Вятку в тюрьму. Всего в вятской ссылке он провел восемь с половиной месяцев, после чего был отправлен в Сибирь.

В 30-50-х гг. в Вятку было сослано много поляков, участвовавших в восстании 1830–1831 годов. В 1832 г. в Вятке находилось свыше 300 поляков.

В 1833 г. им была дана амнистия и позволено вернуться, но в 40-50-х гг. в Вятку было сослано еще около двух десятков поляков за участие в тайных политических обществах. Память о ссыльных поляках, хранит построенный в 1903 году костел. Проект костела выполнил польский архитектор Константин Войцеховский, строительными работами руководил вятский архитектор Иван Чарушин. Службы в нём шли до 1933 года, затем храм закрыли. В 1990-х годах здание костёла отреставрировали и устроили в нём зал органной музыки. В этом органном зале выступают органисты из разных стран мира.

В период 1860 по 1869 год в Вятский край было сослано более 570 человек, среди которых – участники восстания 1863 года в Царстве Польском. Один из них – Стефан Гриневский – отец Александра Гриневского (псевдоним – Александр Грин). Александр Грин - автор повести-феерии «Алые паруса», книг «Бегущая по волнам», «Джесси и Моргиана», «Блистающий мир». Сегодня имя знаменитого писателя носит библиотека для детей и юношества имени А. С. Грина. Каждый год в Санкт -Петербурге проводится праздник для самых лучших выпускников школ «Алые паруса».

Подведение итогов урока:

Мы с вами убедились, что революционные события, которые происходили в крупных городах, были тесно связаны с Вятским краем.

Люди, которых отправляли в ссылку, боролись за справедливость, за интересы простого народа, они понимали, на что шли, какое наказание их может ожидать.

Ссыльные, которые оказались в вятской ссылке, оказали значительное влияние на развитие культуры и общественную жизнь города Вятки и Вятской губернии. Память о них осталась в названиях улиц, архитектурных памятниках. Сейчас, проходя по этим улицам, мимо исторических мест, связанных с декабристами, вы будете знать, в честь кого они получили эти названия.

Третий этап общественного движения – это пролетарский этап. Он начался в конце ХХ век – начале ХХ века. В этот период еще больше усилился поток ссыльных в Вятскую губернию. В этот период в Вятской губернии проживало около 300 человек ссыльных. Этот этап связан с именами таких известных людей, как Бауман Н.Э, Воровский В.В. Дзержинский Ф.Э, Ян Райнис. Их именами названы улицы наших городов.

Рефлексия: что нового вы узнали об истории общественного движения в XIX веке. Какие исторические памятники связаны с именами ссыльных?

Домашнее задание: подготовить доклады о выдающихся революционерах.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее