БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» Минобразования Чувашской Республики
Учитель географии Суворова Нэля Геннадьевна
Методическая разработка. Урок в 6 классе коррекционной школы на тему "Равнины. Холмы"»
Тема урока: Равнины. Холмы.
Тип учебного занятия. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
Образовательные цели урока
продолжить формирование у обучающихся представления об основных формах рельефа суши;
познакомить с новыми понятиями и определениями;
дать учащимся представления о равнинах, их различиях по высоте и характеру рельефа.
Воспитательные цели урока:
воспитание внимания и умения слушать,
воспитание аккуратности при работе в тетради;
воспитание доброжелательного отношения к ответам товарищей и чувства взаимопомощи;
воспитание самоконтроля и дисциплины.
Коррекционные цели урока:
формировать умения сравнивать равнинные используя иллюстрации;
коррекция памяти в процессе запоминания и воспроизведения понятий и определений;
коррекция мелкой моторики при зарисовывании плоской и холмистой равнин и лепки макета холма.
Характер деятельности учащихся:
репродуктивный (воспроизводящие действия),
продуктивный несамостоятельный (действия по аналогии или в сходных условиях),
продуктивный самостоятельный – творческий (действия в новых условиях).
Методы обучения:
Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа.
Наглядные: работа с учебником (текст, иллюстрации, рисунки).
Практические.
Гигиенические требования к уроку:
предупреждение утомления и переутомления,
чередование видов деятельности,
соблюдение правильной рабочей позы учащимися.
Оборудование: Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. География 6 класс (авторы Лифанова Т.М, Соломина Е.Н.), рабочая тетрадь, фотографии, карточки с заданиями, цветные карандаши, пластилин.
Термины и понятия урока: равнина, плоская равнина, холмистая равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье, холмы.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность детей | УУД |
І. Организационный момент От качества осуществления этого этапа во многом зависит весь ход, развитие и результат урока. Здесь формулируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться. На этом этапе начинается закладываться характер взаимоотношений класса и учителя. Цель: настроить обучающихся на рабочий лад. | Приветствие учителя. Включение всех учащихся в деловой ритм. Настрой на доброжелательное отношение к учителю. «Вот звонок нам дал сигнал. Поработать час настал. Здравствуйте, ребята! Сейчас улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начинаем наш урок».
| Саморегуляция. |
ІІ. Актуализация знаний. Цель: подведение обучающихся к теме урока. | Беседа с использованием имеющихся у обучающихся представлений и наблюдений о формах земной поверхности. «А теперь, ребята, представьте себе, что вы идете по лесу и вышли на открытое обширное пространство. «Огромная равнина» - подумали вы. По каким признакам вы определили, что оказались на равнине?» (обмен мнениями). Ответы детей на вопросы: В какой местности вы живете? Найдите ее на рисунках с изображением разных видов поверхности. Постановка темы. «Тема нашего урока «Равнины. Холмы». Цель: получить представления о равнинах, их различиях по высоте и характеру рельефа. И я постараюсь, чтобы каждый из вас к концу урока овладел всеми этими знаниями и навыками. Для этого вы будите выполнять различные виды учебно – познавательной деятельности: работать самостоятельно с учебником, анализировать рисунки, творчески – зарисовка с обучающимися плоской и холмистой равнины, лепка из пластилина макета холма. Наш урок очень важен, т. к. равнины наиболее удобны для проживания и хозяйственной деятельности человека, и, следовательно, должны быть хорошо изучены». Эти знания необходимы для создания интереса учащихся к данной проблеме. «Открываем тетради, записываем число, тему урока». | Целеполагание. Выделение и формирование познавательной цели. Дидактическая задача этапа заключается в ознакомлении обучающихся с видами учебно-познавательной деятельности основного этапа урока. |
ІІІ. Проблемное объяснение нового знания. Цель: познакомить обучающихся с новым материалом | «Попробуйте каждый дать определение «Равнины – это….» Откройте учебник на стр.28 и давайте найдем в учебнике определение равнин. Запишите правильное определение в тетрадь. Равнины - это обширные пространства ровной местности, наиболее удобные для проживания людей и их занятий». Дидактическая задача этапа: сформулировать у обучающихся конкретное представление о равнинах, их различиях по высоте и характеру рельефа; Выделить главное и провести обобщение вместе с учащимися. На основе знаний вырабатывать умения. | Поиск и выделение необходимой информации. |
IV. Первичная проверка понимания обучающимися нового учебного материала. Цель: закрепить новые знания.
V.Физкультминутка VΙ. Первичное закрепление знаний
| Необходимо будет установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала; установить выявленные пробелы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу. «Сейчас мы с вами узнаем, как делятся равнины по рельефу. Пользуясь учебником стр. 28 найдем, прочитаем и запишем в тетрадь ответ на вопрос: «Какую равнину называют плоской, а какую холмистой?». «Чем отличаются плоские равнины от холмистых?». «Пользуясь учебником найдем, прочитаем и запишем в тетрадь определение «холма». Сейчас мы с вами узнаем, как делятся равнины по высоте над уровнем моря. Для этого смотрим учебник на стр. 29 рис. 28. Дополнительный материал. Изменение равнин во времени. «Ребята, как вы думаете, всегда ли равнины были и будут такими, какие мы видим их сейчас? Конечно же, нет. Со временем под действием внешних сил – воды и ветра, они изменяются. Вода размывает горные породы и уносит их – в результате образуются овраги. Ветер переносит песок на большие расстояния, образуя своеобразные холмы – дюны и барханы, скалы обтачиваются песком и принимают причудливую форму, равнины со временем меняются и причиной этого является не только сама природа, но и человек. Итак, мы с вами узнали, что равнины со временем меняются под действием ветра и воды, а также из-за хозяйственной деятельности человека. Также мы узнали о значении равнин в жизни человека. Итак, мы уже знаем:
«Вы очень хорошо потрудились, устали и я предлагаю вам сделать вместе со мной упражнения.
Самостоятельная работа детей в тетрадях на печатной основе. «Какую крупную форму рельефа мы сегодня изучали? В чем её значение для человека? Зарисовка с обучающимися плоской и холмистой равнины, лепка из пластилина макета холма. Инклюзивная работа 1.Равнины, имеющие абсолютную высоту не более 200 м, называются ___________. 2.Распределите равнины по мере увеличения их высоты над уровнем моря: А) плоскогорья. Б) низменности, В) возвышенности. Ответ: _____________________________. 3.Установите соответствие: Высота гор: 1.более 2000 м; 2.от 1000 – 2000 м. 3.до 1000 м. Эта высота соответствует горам: А.низким; Б.средним; В.высоким. Ответ: _____________________________. Ответы 1.Равнины, имеющие абсолютную высоту не более 200 м, называются - низменностями. 2.Распределите равнины по мере увеличения их высоты над уровнем моря: А)плоскогорья. Б)низменности, В)возвышенности. Ответ: Б, В, В. 3.Установите соответствие: Высота гор: 1.более 2000 м; 2.от 1000 – 2000 м. 3.до 1000 м. Эта высота соответствует горам: А.низким; Б.средним; В.высоким. Ответ: 1В,2Б, 3А. | Речевое высказывание в письменной форме Работа с текстом учебника. Работа в тетради. Работа с текстом, рисунками учебника.
Физкультминутка
Индивидуальная работа обучающихся.
|
VII. Подведение итогов урока. Цель: способствовать формированию рефлексии.
| Методика неоконченных предложений: Сегодня на уроке я узнал…. Для меня было интересным….. Самым трудным было….. Теперь я могу объяснить, почему… | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
VIII. Домашнее задание. Цель: Инструктаж по его выполнению. |
| Стр. 28-30. Прочитать. Ответить на вопросы, стр.30. |