«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Методическая разработка. Урок в 6 классе коррекционной школы на тему "Равнины. Холмы"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Учитель знакомит обучающихся с новыми понятиями и определениями, продолжает формироватьу обучающихся представления об основных формах рельефа суши, раскрывает значение равнин в хозяйственной деятельности человека.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» Минобразования Чувашской Республики


Учитель географии Суворова Нэля Геннадьевна


Методическая разработка. Урок в 6 классе коррекционной школы на тему "Равнины. Холмы"»



Тема урока: Равнины. Холмы.

Тип учебного занятия. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

Образовательные цели урока

  • продолжить формирование у обучающихся представления об основных формах рельефа суши;

  • познакомить с новыми понятиями и определениями;

  • дать учащимся представления о равнинах, их различиях по высоте и характеру рельефа.

Воспитательные цели урока:

  • воспитание внимания и умения слушать,

  • воспитание аккуратности при работе в тетради;

  • воспитание доброжелательного отношения к ответам товарищей и чувства  взаимопомощи;

  • воспитание самоконтроля и дисциплины.

Коррекционные цели урока:

  • формировать умения сравнивать  равнинные используя иллюстрации;

  • коррекция памяти в процессе запоминания и воспроизведения понятий и определений;

  • коррекция мелкой моторики при зарисовывании плоской и холмистой равнин и лепки макета холма.

Характер деятельности учащихся:

  • репродуктивный (воспроизводящие действия),

  • продуктивный несамостоятельный (действия по аналогии или в сходных условиях),

  • продуктивный самостоятельный – творческий (действия в новых условиях).

Методы обучения:

  • Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа.

  • Наглядные: работа с учебником (текст, иллюстрации, рисунки).

  • Практические.

Гигиенические требования к уроку:

  • предупреждение утомления и переутомления,

  • чередование видов деятельности,

  • соблюдение правильной рабочей позы учащимися.

Оборудование: Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. География 6 класс (авторы Лифанова Т.М, Соломина Е.Н.), рабочая тетрадь, фотографии, карточки с заданиями, цветные карандаши, пластилин.

Термины и понятия урока: равнина, плоская равнина, холмистая равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье, холмы.


Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность детей

УУД

І. Организационный момент

От качества осуществления этого этапа во многом зависит весь ход, развитие и результат урока. Здесь формулируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться. На этом этапе начинается закладываться характер взаимоотношений класса и учителя.

Цель: настроить обучающихся на рабочий лад.

Приветствие учителя.

Включение всех учащихся в деловой ритм. Настрой на доброжелательное отношение к учителю.

«Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Здравствуйте, ребята!

Сейчас улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начинаем наш урок».


Саморегуляция.

ІІ. Актуализация знаний.

Цель: подведение обучающихся к теме урока.

Беседа с использованием имеющихся у обучающихся представлений и наблюдений о формах земной поверхности.

«А теперь, ребята, представьте себе, что вы идете по лесу и вышли на открытое обширное пространство. «Огромная равнина» - подумали вы.

По каким признакам вы определили, что оказались на равнине?» (обмен мнениями).

Ответы детей на вопросы: В какой местности вы живете? Найдите ее на рисунках с изображением разных видов поверхности.

Постановка темы.

«Тема нашего урока «Равнины. Холмы».

Цель: получить представления о равнинах, их различиях по высоте и характеру рельефа.

И я постараюсь, чтобы каждый из вас к концу урока овладел всеми этими знаниями и навыками. Для этого вы будите выполнять различные виды учебно – познавательной деятельности: работать самостоятельно с учебником, анализировать рисунки, творчески – зарисовка с обучающимися плоской и холмистой равнины, лепка из пластилина макета холма.

Наш урок очень важен,

т. к. равнины наиболее удобны для проживания и хозяйственной деятельности человека, и, следовательно, должны быть хорошо изучены».

Эти знания необходимы для создания интереса учащихся к данной проблеме. «Открываем тетради, записываем число, тему урока».

Целеполагание.

Выделение и формирование познавательной цели.

Дидактическая задача этапа заключается в ознакомлении обучающихся с видами учебно-познавательной деятельности основного этапа урока.

ІІІ. Проблемное объяснение нового знания.

Цель: познакомить обучающихся с новым материалом

«Попробуйте каждый дать определение «Равнины – это….»

Откройте учебник на стр.28 и давайте найдем в учебнике определение равнин.
Прочитайте его. Сравните ваше определение с определением в учебнике. Кто был ближе к определению? Что вы не учли (на что не обратили внимание)?

Запишите правильное определение в тетрадь. Равнины -  это обширные пространства ровной местности, наиболее удобные для проживания людей и их занятий».

Дидактическая задача этапа: сформулировать у обучающихся конкретное представление о равнинах, их различиях по высоте и характеру рельефа; Выделить главное и провести обобщение вместе с учащимися. На основе знаний вырабатывать умения.
Именно на этом этапе наиболее широко раскрывается педагогическое мастерство учителя, его знания, эрудиция.

Поиск и выделение необходимой информации.

IV. Первичная проверка понимания обучающимися нового учебного материала.

Цель: закрепить новые знания.


























































V.Физкультминутка














VΙ. Первичное закрепление знаний
Цель: закрепить новые знания.



Необходимо будет установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала; установить выявленные пробелы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу.

«Сейчас мы с вами узнаем, как делятся равнины по рельефу. Пользуясь учебником стр. 28 найдем, прочитаем и запишем в тетрадь ответ на вопрос: «Какую равнину называют плоской, а какую холмистой?».

«Чем отличаются плоские равнины от холмистых?». «Пользуясь учебником найдем, прочитаем и запишем в тетрадь определение «холма».

Сейчас мы с вами узнаем, как делятся равнины по высоте над уровнем моря. Для этого смотрим учебник на стр. 29 рис. 28.
Итак, равнины по высоте делятся на низменности, возвышенности и плоскогорья».

Дополнительный материал.

Изменение равнин во времени.

«Ребята, как вы думаете, всегда ли равнины были и будут такими, какие мы видим их сейчас? Конечно же, нет. Со временем под действием внешних сил – воды и ветра, они изменяются. Вода размывает горные породы и уносит их – в результате образуются овраги. Ветер переносит песок на большие расстояния, образуя своеобразные холмы – дюны и барханы, скалы обтачиваются песком и принимают причудливую форму, равнины со временем меняются и причиной этого является не только сама природа, но и человек. Итак, мы с вами узнали, что равнины со временем меняются под действием ветра и воды, а также из-за хозяйственной деятельности человека. Также мы узнали о значении равнин в жизни человека.

Итак, мы уже знаем:
Что такое равнины?
Как делятся равнины высоте?
Как делятся равнины по рельефу?»



«Вы очень хорошо потрудились, устали и я предлагаю вам сделать вместе со мной упражнения.
Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти рук в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
Очень хорошо! Продолжаем работать».


Самостоятельная работа детей в тетрадях на печатной основе.

«Какую крупную форму рельефа мы сегодня изучали? В чем её значение для человека?
Что нового вы узнали о равнинах?».

Зарисовка с обучающимися плоской и холмистой равнины, лепка из пластилина макета холма.

Инклюзивная работа

1.Равнины, имеющие абсолютную высоту не более 200 м, называются ___________.

2.Распределите равнины по мере увеличения их высоты над уровнем моря: А) плоскогорья. Б) низменности, В) возвышенности.

Ответ: _____________________________.

3.Установите соответствие: Высота гор: 1.более 2000 м; 2.от 1000 – 2000 м. 3.до 1000 м. Эта высота соответствует горам: А.низким; Б.средним; В.высоким.

Ответ: _____________________________.

Ответы

1.Равнины, имеющие абсолютную высоту не более 200 м, называются - низменностями.

2.Распределите равнины по мере увеличения их высоты над уровнем моря: А)плоскогорья. Б)низменности, В)возвышенности. Ответ: Б, В, В.

3.Установите соответствие: Высота гор: 1.более 2000 м; 2.от 1000 – 2000 м. 3.до 1000 м. Эта высота соответствует горам: А.низким; Б.средним; В.высоким. Ответ: 1В,2Б, 3А.

Речевое высказывание в письменной форме

Работа с текстом учебника.
Ответ обучающихся.

Работа в тетради.

Работа с текстом, рисунками учебника.















































Физкультминутка















Индивидуальная работа обучающихся.





VII.  Подведение итогов урока.

Цель: способствовать формированию рефлексии.





Методика неоконченных предложений:

Сегодня на уроке я узнал….

Для меня было интересным…..

Самым трудным было…..

Теперь я могу объяснить,

почему…

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VIII. Домашнее задание.

Цель: Инструктаж по его выполнению.



Стр. 28-30. Прочитать. Ответить на вопросы, стр.30.














Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее