УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ
МАУ ДО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «КАСКАД»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ
«МОРСКАЯ БАТАЛИЯ»
КУЗНЕЦОВА ГАЛИНА ИВАНОВНА
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
МАУ ДО Детско-юношеский центр «Каскад»
г.Березники Пермского края
г. Березники, 2021г.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите, труду на ее благо. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования.
Цель игры:
привлечение подростков к изучению военно-морской истории Российской Федерации, ознакомление с жизнью современного флота, воспитание патриотизма и сохранение исторической преемственности поколений.
Игра позволяет
Для УДО – разнообразить формы организации учебно-воспитательного процесса в объединениях военно-патриотической (флотской) направленности; или
Для СОШ – разнообразить формы организации внеклассной работы по патриотическому воспитанию.
Задачи игры:
Дидактические:
Обобщить, закрепить и расширить знания воспитанников, в т.ч. знания специальной флотской терминологии, истории и традиций флота и т.п.;
Стимулировать развитие познавательной активности воспитанников;
Способствовать развитию памяти, внимания, сообразительности;
Создать условия для формирования уважительного отношения к историческому наследию и традициям флота;
Способствовать формированию коммуникативных навыков, соревновательного опыта, выдержанности;
Создать условия для организации позитивного досуга воспитанников.
Игровая:
Победить в баталии и получить звания «Адмиралы» (Отвечая на вопросы игры, набрать наибольшее количество очков).
Педагогическая характеристика игры - интеллектуально-познавательная, продуктивная,
развивающая.
Количество участников - 2 команды по 4-8 человек.
Возраст участников - 12-16 лет.
Форма организации игры - командная.
Игровая среда - комнатная, с ТСО.
Оборудование - компьютер (ноутбук, планшет с аудиоколонками), аудиофайлы (1 – мелодия песенки «Чижик-пыжик», 2 – прощальная песня Кончиты и Резанова из рок-оперы «Юнона и Авось» («Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду…»)), карту «Минного поля» (образец дан в Приложении), репродукция линейного корабля «Азов», 2 игровых кубика, «Сундук сокровищ» с капсулами (футляры от «Киндер-сюрприза»), призовые жетоны («знаки отличия» - (не менее 60 штук), секундомер, памятные медали или значки для награждения.
Аннотация
Интеллектуально-познавательная игра «Дружина Нептуна» может быть проведена в рамках патриотических декад в феврале или мае, а также к Дню Военно-Морского Флота.
Игра «Морская баталия» состоит из 4 геймов:
«Подзорная труба»
«Тайны сундука сокровищ»
«Минное поле»
«Дальше, дальше…»
1 гейм – «Подзорная труба» - включает в себя вопросы по общим знаниям о флоте (т.е. обзорные) по категориям:
1 категория – «Корабли» - вопросы о знаменитых и героических кораблях.
2 категория – «Будни и праздники флота» - вопросы о некоторых составляющих флотской жизни.
3 категория – «Флот – миру» - вопросы об изобретениях моряков, нашедших применение не только на флоте.
4 категория – «Откуда и что на флоте пошло» - вопросы и исторические загадки происхождения некоторых вещей на флоте
5 категория – «Великие флотоводцы» - вопросы о великих русских флотоводцах
6 категория – «Флот и искусство» - вопросы о людях искусства, служивших на флоте или создавших свои произведения на темы моря и флота.
2 гейм – «Тайны сундука сокровищ» - содержит сложные вопросы, загадки военно-морской истории, маринистики (направления в искусстве).
3 гейм – «Минное поле» - содержит вопросы по истории флота только периода Великой Отечественной войны.
4 гейм – «Дальше, дальше…» включает несложные вопросы из категории общих знаний о флоте, постановка которых предусматривает к тому же возможность получения максимально коротких ответов на задаваемые вопросы.
Примечание:
Возможно создание разновозрастных команд, так как многие вопросы в игре имеются в программном содержании школьных курсов для среднего и старшего звена общеобразовательной школы «История Росии» и «География»; а также в разделах «Военная история» или «История флота» в программах УДО военно-патриотической или флотской направленности (кадетские классы, клубы юных моряков, детские флотилии и т.п.).
Для разработки игры использован большой перечень литературы по истории флота, художественная литература (упоминается в содержании) а также «Большой энциклопедический словарь».
Ход и правила игры
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня вам предоставляется хорошая возможность проявить свои знания о флоте, его героях, буднях и праздниках. Экипаж-победитель получит звания «Адмиралов» и специальные медали.
Вам предстоят четыре гейма. В каждом – свои правила. С ними я познакомлю вас перед началом каждого гейма. Всем желаю удачи!
Итак, первый гейм - «Подзорная труба». Он так называется потому, что его вопросы позволят нам, как в подзорную трубу, окинуть взором многие моменты жизни флота, его истории. Здесь шесть категорий вопросов:
1 категория – «Корабли» - вопросы о знаменитых и героических кораблях.
2 категория – «Будни и праздники флота» - вопросы о некоторых составляющих флотской жизни.
3 категория – «Флот – миру» - вопросы об изобретениях моряков, нашедших применение не только на флоте.
4 категория – «Откуда и что на флоте пошло» - вопросы и исторические загадки происхождения некоторых вещей на флоте
5 категория – «Великие флотоводцы» - вопросы о великих русских флотоводцах
6 категория – «Флот и искусство» - вопросы о людях искусства, служивших на флоте или создавших свои произведения на темы моря и флота.
У вас по одному кубику. Первым броском вы выбираете категорию вопроса, вторым броском – номер вопроса. В каждой категории есть запасные вопросы, поэтому, если выпадет номер вопроса, который уже звучал ранее, он будет заменен на запасной вариант. Правильный ответ оценивается в 3 жетона (3 «знака отличия».). Всего будет задано каждому экипажу по шесть вопросов. Правила понятны? Тогда первым броском вы сейчас определите, какая команда начнет игру. (Вопросы гейма см. Приложение 1)
Итак, после первого гейма счет ____:____.
Второй гейм. Он называется «Тайны сундука сокровищ», так как содержит довольно сложные вопросы, загадки военно-морской истории. Каждый экипаж трижды «заглянет» в этот «Сундучок», выберет капсулу с вопросом и попытается на него ответить. За правильный ответ команда получит 5 жетонов – «знаков отличия». Но здесь есть приятный сюрприз – в одной из капсул – пустой лист – это ваше неожиданное сокровище, «подарок моря», и вы получите 5 «знаков отличия» просто так, не отвечая. Вопросы есть? Тогда начнем. В прошлом гейме первы отвечал экипаж ____, теперь право начать предоставляется их соперникам. (см. Приложение 2)
Счет второго гейма ____:____. После двух геймов общий счет ____:____.
Объявляю третий гейм - «Минное поле». Он содержит вопросы по истории флота только периода Великой Отечественной войны.
Перед вами карта минного поля. Ваши стартовые позиции и финиш (он общий для обеих команд) тоже отмечены. Но закрыта остальная часть карты. Ваша цель – как можно быстрее добраться до флажка (финиша). Но помните: прямой путь – не всегда самый короткий и безопасный. Каждым ходом по горизонтали или вертикали вы можете открыть одно поле. Если вы открываете поле с обозначением мины, вы должны ответить на вопрос («разминировать мину»). Тогда вы сможете двигаться дальше. Если вы на вопрос правильно не отвечаете, то пропускаете 1 ход, а ваш соперник делает подряд два хода. Победитель получает 10 «знаков отличия». Условия понятны? (см. Приложение 3).
Итак, в этом гейме победил экипаж _______. После трех геймов общий счет ____:____.
Последний гейм, четвертый – «Дальше, дальше…», включает несложные вопросы из категории общих знаний о флоте, постановка которых предусматривает к тому же возможность дать максимально короткий ответ на заданный вопрос. Лидирует команда _____, поэтому дадим возможность первой отвечать её соперникам. Правила просты: за 30 секунд в быстром темпе я зачитываю вопросы, вы должны быстро дать ответ. Если ответа вы не знаете, вы можете сказать «Дальше», и я зачитаю следующий вопрос. За каждый правильный ответ вы получаете 1 «знак отличия». Правила ясны? (см. Приложение 4)
Счет этого гейма ____:____. Общий счет ____:____.
Победил экипаж ___________. Членам экипажа присуждаются титулы «Адмиралы» и специальные медали (значки)!
(Награждение)
Всем желаю успехов в дальнейшем изучении истории флота, там вы можете почерпнуть много интересного и поучительного! До новых встреч!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ГЕЙМ «Подзорная труба»
1 категория – «Корабли»
Какой небольшой русский корабль (18 пушек) вступил в бой с двумя турецкими линейными кораблями (110 и 74 пушки), и, несмотря на полученные повреждения, вышел из боя победителем? (Бриг «Меркурий»)
Какой корабль называют «дедушкой Российского флота»? (Ботик Петра 1)
Как назывался русский крейсер, который во время героического боя с японской эскадрой был затоплен командой, чтобы не сдаваться на милость победителя? («Варяг»)
Как назывался первый русский военный парусный корабль? («Орел»)
Как называется советская атомная подводная лодка, которая в июле 1962г. первой прошла под вековыми льдами Северного Ледовитого океана и всплыла точно на Северном полюсе? («Ленинский комсомол»)
Как называется российская атомная подводная лодка, которая получила значительные повреждения во время учебного пуска ракеты, и экипаж которой, не желая подвергнуть мир угрозе ядерного заражения, предпочел смерть, затопив лодку. («Курск»)
Как называется крейсер Балтийского флота, холостой выстрел которого дал сигнал к началу Октябрьской революции 1917г. («Аврора»)
Российский атомный ледокол, первым в мире из надводных кораблей достигший в 1977г. Северного полюса. («Арктика»)
2 категория – «Будни и праздники флота»
Какой праздник обязательно устраивается на корабле, пересекающем экватор? (Праздник Нептуна).
Как называются судовые работы, в которых принимает участие абсолютно весь экипаж? (Аврал).
Что такое «Большая приборка» и чем она отличается от обычной? (Большая приборка – еженедельная, все моется с мылом, начищается до блеска, осмотр качества проводится командованием корабля. Обычная приборка – ежедневная, проверяется вахтенным начальником.)
Какой ритуал на корабельной стоянке совершается дважды в день – на рассвете и на закате? (Подъем и спуск корабельного флага.)
Что такое «Борьба за живучесть судна», что она включает в себя? (Это все мероприятия по устранению опасности на судне (пробоина, пожар).)
Какой праздник отмечается в последнее воскресенье июля? (День ВМФ России)
Во время траура люди носят черное. А как обозначается траур на корабле? (Приспускаются флаги).
Какой праздник отмечается в первое воскресенье июля? (День работников речного и морского флота)
3 категория – «Флот - миру»
Капитан 1 ранга Александр Федорович Можайский 3 ноября 1881 года получил авторское свидетельство на этот аппарат. Это была первая в мире модель такого типа. («Воздухоплавательный снаряд» – самолет).
25 апреля 1895 года преподаватель физики и электротехники Технического училища Морского ведомства Александр Степанович Попов сделал доклад об этом своем изобретении. В начале 1900г. во время работ по спасению броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» и спасению рыбаков, унесенных на льдине в море, это изобретение было впервые применено на практике. (Радиотелеграф)
Французский океанолог, исследователь Жак Ив Кусто в 1943 году изобрел и построил этот аппарат. (Акваланг).
Это первое в мире судно было спроектировано и построено для увеличения срока навигации грузовых судов в северных широтах. (Ледокол)
Для тренировки космонавтов в условиях невесомости применяется именно это. Решение проблемы поступило от Военно-морской медицинской Академии. (Бассейн)
Эта наука родилась на основе опыта многовековых наблюдений мореплавателей, так как это обеспечивало безопасность и успех плавания. (Метеорология)
В 1718г. Петр 1 получил челобитную от крестьянина подмосковного села Покровское Ефима Никонова о просьбе построить «это». Спустя века, работа многих ученых и военных без этого уже невозможна. («Потаенное судно» – прообраз подводных лодок и батискафов).
Благодаря «морской почте» гидрографы с давних времен определяли именно это. (Направления морских течений)
4 категория – «Откуда и что на флоте пошло»
Почему при спуске нового корабля на воду о его борт разбивают бутылку шампанского? (Шампанское – символ праздника, пена шампанского – символ морской пены)
Почему на флоте каждые полчаса отбиваются ударом в судовой колокол - рынду? (Раньше на флоте применялись песочные часы – «склянки». Они получасовые. Для того, чтобы показать, что вахтенный «на часах» не заснул, он при переворачивании часов отбивал удар в рынду. Сейчас время отмеряется по точным судовым часам, но традиция «бить рынду» сохранилась.)
Почему тельняшка полосатая? (Полосатая тельняшка одинаково хорошо видна и на фоне белых парусов, и на фоне моря, если матрос за бортом. Есть и романтическое объяснение: полосатая тельняшка символизирует волны, море, когда оно располосовано «седой» пеной)
Почему моряки не плюют за борт? (Есть пословица: «Плевать за борт – плевать в душу моряка»)
Почему на матросском воротничке – гюйсе – три полоски по краю? (Матросы подразделялись на корабле по командам, и первоначально 1-я команда носила 1 полоску на гюйсе, 2-я – две, 3-я – три. За века по эстетическим соображениям остались гюйсы только с 3 полосками. Есть и романтическое объяснение: три полоски – это три первые славные победы Русского Флота – Гангут, Чесма и Синоп.)
Почему на корабле свистеть нельзя? (Корни поверья – в парусном флоте. Свистеть на парусном корабле – значит вызывать сильный ветер, бурю, шторм. Свистеть можно было только в полнейший штиль и только «умеючи».)
Отчего на русском флоте очень много терминов и названий имеют английские, голландские и немецкие корни? (Петр 1 при постройке Российского флота многое перенимал у лидеров судостроения той эпохи – морских держав Англии, Голландии, Германии. Неудивительно, что и многие названия так и перешли в русский флотский язык, слегка лишь видоизменяясь для удобства произношения)
Почему Военно-Морской флаг РФ носит название «Андреевский»? (Его расцветка – «на белом поле – диагональный синий крест» взята с изображения ордена Андрея Первозванного. По библейской легенде именно на диагональном кресте Андрей Первозванный был распят. Андреевский флаг был введен Петром 1, отменялся на время существования СССР, с 1992г. вновь признан в качестве флага кораблей ВМФ России).
5 категория – «Великие флотоводцы»
Какой великий русский адмирал сказал «На берегу – в гостях, а в море – дома»? (Степан Осипович Макаров)
Кто из русских адмиралов продал свое имение, чтобы накормить матросов, идущих в бой? (Федор Федорович Ушаков)
Имя какого русского адмирала носят военно-морские училища, в которые принимают подростков с 6 класса? (Павел Степанович Нахимов)
Под командованием какого русского адмирала была совершена первая русская кругосветная экспедиция? (Иван Федорович Крузенштерн)
Кто из русских адмиралов, еще молодым офицером участвовавший в первой русской кругосветной экспедиции, спустя полтора десятилетия открыл Антарктиду? (Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен)
Великий русский флотоводец, автор первого Морского Устава, или «Книги о всём, что касается доброму управлению, в бытности флота на море». (Петр Первый).
Главнокомандующий Советского Военно-Морского флота во время Великой Отечественной войны. (Николай Герасимович Кузнецов)
Кто из русских флотоводцев выиграл последнее крупное сражение парусных кораблей, которое потомки назвали «лебединой песней парусного флота». Кстати, о нем его учитель – адмирал Лазарев сказал: «Чист душой и море любит» (Павел Степанович Нахимов)
6 категория – «Флот и искусство»
Какой русский живописец, принимавший участие в русско-японской войне, погиб при взрыве броненосца «Петропавловск»? (Василий Васильевич Верещагин)
Как называют художников, рисующих море? (Маринисты)
Какого русского художника называют «певцом моря»? (Иван Константинович Айвазовский)
Русский писатель, описавший в своих «Севастопольских рассказах» героическую оборону Севастополя в Крымской войне 1854-56 г.г. (Лев Николаевич Толстой)
Русский композитор, выпускник Морского корпуса, участвовавший в 1862-65г.г. в плавании на клипере «Алмаз», член творческого содружества композиторов «Могучая кучка», автор 15 опер (в том числе «Садко», «Снегурочка», «Псковитянка» и др.) и многих других музыкальных произведений. ( Николай Андреевич Римский-Корсаков)
Русский писатель, автор романов «Бегущая по волнам», «Алые паруса», новелл и рассказов о море, моряках и кораблях. (Александр Грин)
Русский советский писатель, автор сборника рассказов «Морская душа», романа «Капитальный ремонт» и др. (Леонид Сергеевич Соболев)
Русский советский писатель, выпускник Соловецкой школы юнг, автор книг «Мальчики с бантиками», «Океанский патруль», «Крейсера» и др. (Валентин Савич Пикуль).
Приложение 2
ГЕЙМ «Тайны сундука сокровищ»
Звуковой фрагмент. Вы, конечно, узнали эту популярную песню. Она является частью рок-оперы, описывающей отдельный эпизод Первой русской кругосветной экспедиции, а точнее не совсем удавшуюся дипломатическую миссию камергера императора Александра 1 Николая Петровича Резанова. Назовите эту рок-оперу. («Юнона и Авось»)
Русский советский писатель, кинорежиссер, снявший фильмы «Калина красная», «Печки-лавочки», «Живет такой парень», актер, сыгравший в этих и многих других главные роли, Лауреат Ленинской премии и дважды лауреат Государственной премии. В 1949-52г.г. проходил службу на Черноморском флоте, мечтал о военно-морской карьере, но из-за язвы желудка был демобилизован. Умер на борту теплохода в 1974г. во время съемок фильма «Они сражались за Родину». Его именем назван пассажирский круизный лайнер. (Василий Макарович Шукшин).
Она бывает детской, собачьей, туманной, плоскостопой, кладбищенской, утренней, первой, средней, конечной и др. О чем идет речь? (О вахте. Это флотские, официальные и неофициальные названия вахт в разных странах, в том числе, в России)
Звуковой фрагмент. Вы, конечно, узнали эту детскую песенку. А какое отношение она имеет ко флоту? (Во время соревнований по гребле на шлюпках, в гонках под парусом последнюю шлюпку на финише встречают, иронически поздравляя, мотивом этой песенки, сыгранным на боцманской дудке – «Чижик-пыжик, где ты был?»).
Показ репродукции. Этот Российский корабль был первым удостоен звания Гвардейского за героизм, проявленный экипажем в Наваринском сражении (1827г.). Сражаясь одновременно с пятью турецкими кораблями, он уничтожил четыре, а пятый – флагманский – заставил выброситься на мель. В бою особенно отличились командир корабля, тогда еще капитан 1 ранга Михаил Петрович Лазарев, лейтенант Павел Степанович Нахимов, мичман Владимир Алексеевич Корнилов, гардемарин Владимир Иванович Истомин (Все впоследствии великие флотоводцы). В бою четверть экипажа была убита и ранена, корабль получил 153 пробоины, в том числе 7 подводных, сбита фок-мачта, пожар у порохового склада. Но героический корабль не вышел из боя, пока враг не был разгромлен. Что это за корабль? (Линейный корабль «Азов»).
Выпускник Морского кадетского корпуса, автор многих литературных произведений, публиковавшихся в военно-научном журнале «Морской сборник», старейшем русском военном журнале. Почётный академик Петербургской Академии наук. Более известен как создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». (Владимир Иванович Даль).
Приложение 3
ГЕЙМ «Минное поле»
Прослушайте запись из судового журнала подводной лодки С-13: « 30 января 1945 года в 21-30 на выходе из Данцигской бухты был обнаружен грузопассажирский лайнер «Вильгельм Густлов» в охранении миноносца «Леве» и катера-торпедолова ТF-19. В 23-04 четырехторпедным залпом «Вильгельм Густлов» был затоплен». Через несколько дней очередная атака С-13 поразила еще одно крупное фашистское судно «Генерал фон Штойбен». Всего было потоплено около 12 тысяч немецких солдат и офицеров, огромное количество техники, за что Гитлер назвал командира лодки «Врагом Германии № 1». Назовите имя командира. (Александр Иванович Маринеско)
Во время ВОВ подводная лодка, возвращающаяся из боевого похода, при входе в гавань давала артиллерийский салют, а экипажу этой субмарины преподносили зажаренного поросёнка. Что символизировала эта традиция? (Традиция родилась на Северном флоте. В 1941г. возвращаясь после потопления первого фашистского корабля, советская подводная лодка К-2 при заходе в родную гавань произвела артиллерийский салют. А экипажу с той поры преподносят зажаренных поросят по числу уничтоженных кораблей (Примечание: традиция исполняется и в наши дни, после боевых учений и условно уничтоженных кораблей)).
Это озеро, по которому для осажденного Ленинграда в течение долгих 900 дней блокады доставлялись продукты, боеприпасы и медикаменты, стало «Дорогой жизни». (Ладожское озеро).
В мае 1942г. в газете «Правда» был опубликован Приказ Наркома ВМФ о создании школы юнг Военно-Морского Флота, куда набирались подростки-юноши с 15 лет, преимущественно сироты, дети военнослужащих, воспитанники детских домов. Где была организована эта школа? Какова ее судьба? (На Соловецких островах. После войны преобразована в Нахимовское училище).
Незадолго до начала войны, в 1937-39г.г. армия понесла большие потери среди командного состава из-за политических репрессий. Отчасти этим объясняется факт нашего длительного отступления и тяжелых боевых потерь в самом начале войны. И только на флоте этот негатив был сведен к минимуму. Флот встретил врага во всеоружии. Заслугу в этом военные историки приписывают именно этому человеку. (Главнокомандующий ВМФ Николай Герасимович Кузнецов)
Эта книга Леонида Платова и одноименный фильм созданы на основе реальных событий, характеризующих мужество моряков-балтийцев в годы ВОВ, о разгадке ими тайны фашистской субмарины «Летучий Голландец». («Секретный фарватер»)
«Карта минного поля»
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
Б
|
|
|
|
| |
|
|
|
| Б |
В
|
|
| |
| |
| |
|
| В |
Г
|
|
|
| |
| |
|
|
| Г |
Д
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д |
Е
|
|
| |
|
|
| |
| | Е |
Ж
| |
| |
|
|
|
| |
| Ж |
З
|
| |
|
|
|
|
| |
| З |
И
|
| |
|
|
|
|
| |
| И |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
Примечания:
Карту, при желании, можно увеличить.
Игрокам показывается карта без «мин»;
После каждого хода команды отмечается «путь корабля».
Приложение 4
ГЕЙМ «Дальше, дальше…»
Вопросы для 1 команды
Жилое помещение для экипажа. (кубрик)
Герой мультфильма, капитан яхты «Беда». (Врунгель)
Кто открыл Америку? (Христофор Колумб)
Сколько на планете Земля океанов? (четыре)
«Скелет» корпуса судна. (набор)
Круглое судовое окно. (иллюминатор)
Плавучий навигационный знак. (буй)
Мифическое существо, полурыба-получеловек. (русалка)
Судовой повар. (кок)
Двухкорпусное судно (катамаран)
Приспособление для гребли в лодке. (весло)
Помещение для управления судном. (рулевая рубка)
Высшее военно-морское звание. (Адмирал Флота РФ)
Подводное научно-исследовательское судно. (батискаф)
Срочная работа для всего экипажа. (аврал)
Вопросы для 2 команды
Судовая кухня. (камбуз)
Любимый музыкальный инструмент кота Матроскина. (гитара)
Кто основал Российский флот? (Петр 1)
«Оболочка» корпуса судна. (обшивка)
Судовая лестница. (трап)
Сколько у России военно-морских флотов? (четыре)
Главное должностное лицо на корабле. (капитан)
Трехкорпусное судно. (тримаран)
Морской бог. (Нептун или Посейдон)
Скамейка в шлюпке. (банка)
Туалет на корабле. (гальюн)
Самое младшее военно-морское звание. (матрос)
Военное судно, с которого взлетают самолеты. (авианосец)
Дизельное топливо. (солярка)
Направление движения судна. (курс)
Список литературы
Большой энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1988г.
Героические корабли Российского и Советского Военно-морского флота. Под ред. С.С.Бережного, М., «Военное издательство», 1990г., 240с
Дыгало В.А. Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло. М., «Прогресс», 1993г., 352с.
Корабли: Серия «Что есть что». М., «Слово», 1998г., 48с.
Кривоносов Л.М. Какими бывают корабли. М., «Просвещение», 1974г., 110с.
Линко С.И. Корабельная быль. М., «Издательство ДОСААФ», 1971г., 120с.
Митрофанов В.П., Митрофанов П.С. Школа под парусами. Л., ''Судостроение'', 1989 г., 232с.
Митяев А.В. Книга будущих адмиралов. М., «Молодая гвардия», 1979г., 336с.