Методическая разработка: «Основные требования к кабинету музыки, его оформлению и оснащению».
Для того, чтобы успешно развить и значительно повысить культурно-интеллектуальный потенциал подрастающего поколения целесообразно в учебных кабинетах организовывать специальные условия для проведения уроков музыки:
организовать учебное помещение, которое всецело будет соответствовать нормам и требованиям СанПин;
оснащение класса, мебель должны соответствовать общепринятым государственным стандартам: ГОСТ 22046-89, ГОСТ 18313-93, ГОСТ 19549-86, ГОСТ 11016-93, предъявляющие требования относительно мест хранения учебных принадлежностей, а также некоторым специальным параметрам и функциям школьной мебели;
сегодня кабинет музыки должен быть оснащен современным и качественными образовательными техническими средствами;
на уроке в нужном количестве должны находиться музыкальные инструменты с целью проведения практических занятий;
учебно-методический комплекс урока музыки должен соответствовать всем требованиям и подготовлен заранее для каждой образовательной ступени;
классная библиотека должна быть укомплектована соответствующей нотной и музыкальной литературой, а также необходимыми сегодня аудио- и видеоматериалами;
и самое важное: обязательное наличие компетентного и творчески развитого преподавателя музыки.
Согласно принятым ФГОС нового поколения все кабинеты музыки в современных школах России должны соответствовать следующим нормам:
Санитарно-гигиенические условия:
строгое и неукоснительное соблюдение всех СанПинов;
соблюдение чистоты и порядка в классе;
регулярное проветривание помещения;
соблюдение всех норм пожаробезопасности.
Материально-техническое обеспечение:
оснащение класса музыки необходимой мебелью, стеллажами и шкафами;
оснащение процесса обучения современными техническими средствами;
подключение кабинета к сети Интернет;
оснащение кабинета необходимой учебной наглядностью: стенды, плакаты, портреты, буклеты и т.д.
Обеспечение учебно-методическими пособиями:
приобретение учебников, учебных пособий, сборников, музыкальных дисков.
Регламент деятельности заведующего классом музыки:
содержание кабинета в строгом соответствии со всеми санитарно-гигиеническими нормами;
соблюдение сохранности всех технических средств обучения, а также другого учебного инвентаря (музыкальных инструментов);
уход и охрана классного имущества;
своевременное совершенствование учебно-методического материала;
соблюдение всех общепринятых правил безопасности на уроке;
ведение и поддержание паспорта класса музыки.
Сегодня мы можем наблюдать разительные перемены в области музыкального образования детей, и не всегда эти перемены в лучшую сторону. На сегодняшний день в школе для приобщения учащихся к музыкальной культуре отводится минимум часов, а если быть точнее, то – это всего 35 академических часа в год. А если рассматривать в контексте временного отрезка урока (45 минут), то – это, несомненно, минимум информации и практики даже при условии повышенной интенсивности занятий. Очевидно, что не представляется возможным за столь короткий временной период всецело освоить тот или иной инструмент либо научиться вокалу. Однако, как доказывают многие опытные педагоги, при грамотной организации урока, возможно освоить нотную грамотность, выучить некоторые произведения, погрузиться в жизнь и творчество композиторов, ну и самое главное – привить молодому поколению музыкальную культуру и любовь к музыке в целом. Хорошим подспорьем в этом вопросе для учителя станет грамотное и увлекательное образовательное пространство, где кабинет музыки занимает главенствующее место.
Оформление кабинета музыки
Современный класс музыки должен выглядеть таким образом, чтобы уже при входе возникал положительный эмоциональный настрой. Несомненно, помещение класса должно быть светлым, уютным и гармонично обустроенным.
Нельзя не отметить цвет стен в классе, который сильно воздействует на детское зрительное восприятие. Здесь важно учитывать направленность окон класса, то есть, если окна кабинета выходят на северную сторону, то целесообразно подобрать теплые оттенки, к примеру, светло-розовые или постельные тона. А если окна класса выходят на юг, то чаще всего для окраски стен подбираются холодные тона, такие как: голубой, серый. Проемы окон принято завешивать жалюзи.
Мебель в учебном кабинете правильнее подбирать более светлых тонов дерева. Не стоит перегружать класс различной мебелью – помещение все же должно оставаться функциональным, просторным и удобным для перемещения учащихся в процессе урока.
В процессе подготовки дизайна класса, важно учитывать и избегать формализации. Как отмечают психологи, в этом вопросе нужно постараться организовать обстановку в классе таким образом, чтобы она максимально походила на домашнюю, так как это будет способствовать раскрепощению обучающихся, а также созданию на занятиях музыки активной и творческой среды. Цветы на подоконниках и шкафчиках также придадут уют кабинету музыки.
В классе музыки очень часто организовывают дополнительно подиум – такая импровизированная сцена, где учащиеся смогут полностью раскрепоститься и продемонстрировать все свои музыкальные таланты и раскрыть потенциал. В процессе выступления на сцене (это могут сольные, а также хоровые выступления), класс на время становится небольшим концертным залом с выступающими и зрителями.
Традиционно, на передней стенке кабинета принято располагать школьную доску. Школьная доска – многофункциональный учебный предмет, поэтому важно, чтобы у нее были магнитные свойства для прикрепления к ней разного рода наглядности. В случае, если в классе отсутствует проекционный экран, то удобную часть школьной доски можно окрасить в белый цвет для демонстрации мультимедийного учебного материала.
Заднюю стену кабинета принято отводить под различные функциональные шкафы, стеллажи и стенды. Здесь могут располагаться примеры музыкальных инструментов, учебно-методический комплекс, пособия, учебники и т.п. Стена, располагающаяся напротив окон отводится под наглядно-демонстрационный материал: портреты выдающихся личностей, стенды на разные учебные темы.
Традиционно, парты учащихся в классе расставляются в три ряда, реже в два. Если план интегрированного занятия требует, то допускается расставлять парты по периметру класса в разных конфигурациях.
Оборудование кабинета.
К оборудованию класса музыки принято относить разнообразные учебные и практические предметы, а также современные технические образовательные средства.
К учебно-практическим предметам на уроке музыки, в первую очередь, относится арсенал музыкальных инструментов, используемые как преподавателем, так и учащимися. В процессе урока музыки учащиеся имеют возможность познакомиться с музыкальными инструментами, обучится распознавать их по звуку, а также в процессе проигрывания инструментальных пьес. Музыкальные инструменты очень увлекают детей, и зачастую школьные занятия музыкой являются апологетом профессионального становления будущего музыканта.
Для класса музыки в школе необходимы следующие музыкальные инструменты:
основной – аккордеон либо фортепиано;
клавишный синтезатор;
скрипка;
флейта;
металлофон;
комплект народных инструментов, среди которых основные: балалайка, бубен и деревянные ложки;
комплект ударно-шумовых инструментов, среди которых основные: треугольник, колотушка, тамбурин, трещотка;
этнические инструменты, среди которых обязательны маракасы.
Современный урок музыки в школе мало напоминает те уроки, когда ученики на занятиях пения учили отрывки песен под старый аккордеон. Сегодня класс музыки больше напоминает профессиональную музыкальную студию. Огромное количество современных технических средств требует от учителя музыки хороших знаний и навыков в области мультимедийной и компьютерной техники. Если финансирование образовательного учреждения позволяет, то рабочее место преподавателя необходимо организовать современными техническими средствами, такими как:
персональный компьютер;
периферийные средства, такие как принтер и сканер;
цифровой синтезатор;
музыкальный центр;
средства воспроизведения мультимедийной информации;
специальная аппаратура, воспроизводящая звук – усилители, микрофон, динамики.
Все это дополнительно позволяет добиться учебно-воспитательных целей и задач, усиливая восприятие от урока музыки.
Стенды и наглядные пособия на уроках музыки.
Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов уроки музыки должны быть оснащены учебным наглядно-демонстрационным материалом. Наглядность на уроках во все времена была действенным средством привлечения зрительного восприятия учащихся, благодаря которому легче и прочнее запоминается учебный материал. Согласно целям и задачам образовательной программы стенды на уроках музыки могут носить информационно-развлекательный характер. Помимо этого, информация на стендах может быть, как постоянной, так и временной. Временная информация, как правило, размещается в ячейках (кармашках) стендов.
Конструктивное решение стендов просто, они легки, и без труда устанавливаются на любую стену и также с легкостью демонтируются. Изготавливаются учебные стенды из прочного, качественного и безопасного пластика. Форма стенда также может быть любой – от самого обычного и традиционного прямоугольника, до необычной формы какого-либо музыкального инструмента. Изображение на стенд наносятся посредством высококачественной интерьерной печати.