Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«ЦДО г. Владикавказа»
СП «Центр эстетического воспитания детей «Творчество»
Осетинские народные игры
в жизни осетинского народа
(методическая разработка)
Составитель:
Гаврилей Светлана Васильевна
Игра - это творческая, осознанная, инициативная деятельность, протекающая на основе определенных правил и характеризующаяся активными действиями играющих, направленных на преодоление препятствий, встречающихся на пути к достижению поставленной цели. Эта деятельность помогает детям познавать окружающий мир, удовлетворять в живой и интересной форме их потребность в движениях. В жизни ребенка игра имеет большое значение.
Непосредственно через игру решаются определенные задачи воспитания ребенка. Игры воздействуют на ребенка не только с точки зрения физического воспитания, они действуют на него в умственном и нравственном отношении, развивают у ребенка творческую инициативу и организаторские способности. Тяга к игре у ребенка зарождается тогда, когда у него появляется способность к подражанию.
Великий русский педагог П.Ф. Лесгафт, создатель отечественной теории физического воспитания, писал о детских играх: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни».
Осетинские детские игры, возникшие на основе трудовой деятельности людей и отражающие различные периоды жизни народа, являлись теми упражнениями, которые готовили ребенка к жизни.
Детские игры в основном носят комплексный характер, то есть они объединены сюжетом, тактическим планом и двигательными действиями, включающим бег, прыжки, метание, лазание, перетягивание, сопротивление, борьбу и другие.
Нужно отметить, что в разные времена года проводятся разные игры, то есть, существуют игры летние, зимние и весенние.
ШЕЛА.
Описание игры. Для игры требуются небольшая сланцевая пластинка диаметром 10-15 см и деревянный или каменный шарик. Игра заключается в том, чтобы пластинкой попасть в шарик, который должен пробежать определенное расстояние, измеряемое длиной ступни ног. Тот, кто отобьет шарик на большее расстояние, считается победителем, он садится на плечи побежденного и опять бьет пластинкой по шарику. Побежденный несет его до места остановки шарика.
Правила игры.
В игре участвуют два игрока или две команды.
Право первого удара получает тот, кто дальше закинет свою пластинку.
Счет ведется до 100 или 200 ступней.
Если победитель ударил по шарику, и он прокатился на расстояние менее 20 ступней, то игроки меняются местами, сбивая шарик до 10 ступней.
Анализ игры. Особенно широкое распространение эта игра имела среди жителей горных аулов. Играли в неё мальчики и юноши. Игра может быть командной и некомандной. Основные движения и приемы в игре - ходьба, бег, переноска груза. В игре воспитываются такие ценные качества, как меткость, выносливость и физическая сила.
ЧИЖИК.
Описание игры. В игре участвуют две команды. Для игры требуется - четырехгранная палочка длиной в 10-15 см. Эта палочка (чижик) ставится на палку, вбитую вертикально в землю. По жребию определяются команды тех, кто бьет и тех, кто водит. После чего один из бьющих ударяет по чижику палкой. Игроки водящей команды стараются поймать падающий чижик. Если это им удается, то партия считается оконченной в пользу водящих, и команды меняются местами.
Правила игры.
Количество играющих не ограничено, но число их в командах должно быть равным.
Перед началом игры капитаны команд бьют по граненой палочке. Водящей становится та команда, капитан которой отбросил чижик на меньшее расстояние.
Каждый игрок имеет право на один удар.
Бить по чижику можно только так, чтобы он летел. Команда, после удара игрока, которой чижик не летит вверх, а сразу падает на землю, проигрывает партию и становится водящей.
Если же игроки промахиваются, последнему из них дается право на три удара. Если промахнется и он, то команда становится водящей.
Бить можно только одной рукой.
Длина палок не должна превышать одного метра.
Игроки водящей команды могут свободно передвигаться и меняться местами.
Анализ игры. Игра по содержанию проста, но интересна. Играют в неё как мальчики, так и юноши. В игру входят такие элементы, как удары по чижику, бег, прыжки, ловля летящего чижика. Игра очень эмоциональная и вырабатывает такие качества, как сила, ловкость и меткость. Физическая нагрузка в игре умеренная.
БОРЬБА ЗА ФЛАЖКИ
(ТЫРЫСА СКЪÆЖФЫНТÆЙ ХЪАЗТ)
Описание игры. В игре принимают участие две команды, у каждой из них имеется флажок. Обе команды прячут свои флажки друг от друга.
Недалеко от того места, где спрятан флажок, команда оставляет одного из своих игроков, который охраняет флажок и может в случае необходимости подать сигнал опасности. Задача игроков состоит в том, чтобы найти флажок команды «противника», отобрать его и сохранить в неприкосновенности свой.
Правила игры.
Количество играющих не ограничено, но число их в командах должно быть равным.
Разрешается убегать с флажком, передавать его друг другу, зарывать, отнимать, толкаться, бороться, ставить подножки.
Запрещается ударять игрока рукой, ногой, причинять боль и т. д.
Игра начинается по сигналу одного из наблюдателей и заканчивается, когда одна из команд доставит флажок «противника» в свою зону и вручит его своему наблюдателю.
Анализ игры. В этой игре участвуют мальчики, и даже взрослые. Игра эта связана с большой физической нагрузкой, поэтому её можно рекомендовать только юношам. Педагогическое значение игры заключается в том, что она воспитывает в игроках согласованность действий, упорство, настойчивость, быстроту реакции, внимание, умение рассчитывать свои силы, чувство коллективизма, взаимопомощи, направленные на достижение поставленной цели.
ОТГАДАЙ.
(ГАНДЗАЙ ХЪАЗТ).
Описание игры. В игре участвуют две команды. Обе они выстраиваются в шеренги одна за другой. Причем стоящие в первой шеренге закрывают свои глаза ладонями рук.
По сигналу обе шеренги идут вперед до установленного места. В это время из игроков задней шеренги кладет руку на спину впередистоящего игрока и ведет его до обозначенного места. Если ведущий узнается, то игра продолжается в этом же порядке, если нет, то стоящие во второй шеренге садятся на спины проигравших, и те несут их до условленного места.
Правила игры.
В игре участвуют две команды, в каждой из которых может быть два и более игроков.
Глаза впередистоящих должны быть закрыты ладонями; если их уличат в подсматривании, то они проигрывают.
Руку выставляет вперед только один из игроков команды, стоящей сзади.
Анализ игры. Игра командная, участвуют в ней подростки и юноши. По содержанию она очень проста, но вызывает большой интерес и вырабатывает у участников такие качества, как физическая сила, выдержка, сообразительность и выносливость.
ИГРА В ВОЛЧОК.
(ЦЪИЛÆЙ ХЪАЗТ).
Для игры требуется шпагат длиной до 1,5 метра, кнут и волчок - цъил. Волчок, длиной в 6-8 см, изготавливается из дерева твердой и тяжелой породы и имеет конусообразную форму. В заостренный конец волчка вбивают гвоздь или ввинчивают шуруп с округлой головкой, что способствует лучшему скольжению волчка во время вращения его на льду.
Перед началом игры каждый делает на одном конце своего шпагата петлю, которую надевают на запястье первой руки, а вторым концом шпагата обматывают корпус волчка, укладывая витки друг за другом, начиная от острого конца волчка до широкого. После чего волчок берут так, чтобы указательный и безымянный пальцы держали его сверху, а большой палец снизу.
По команде судьи играющие бросают свои волчки на ровную площадку и рывком руки дергают шпагаты на себя, тем самым сообщая волчку вращательное движение, а затем ударами хлыста увеличивают скорость вращения волчка. Победителем считается тот, чей волчок прокрутился дальше всех.
Эта игра была распространена во всех селах Северной Осетии. Играли в нее в основном зимой. Для игры выбирали гладкие участки на замерших водоемах или специально заливали водой ровную площадку.
В игре принимали участие и малыши, и подростки. Игра эта
настолько увлекательна, что в нее частенько играли и взрослые мужчины.
Игра хорошо развивает мышцы рук, в целом весь плечевой пояс.
В процессе игры у игроков вырабатываются точность глазомера, расчетливость, ловкость и сила удара.
Владикавказ