«Зимний фестиваль знаний 2025»

Методическая разработка "Народы мира"

Народ - совокупность людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке. Каждый народ имеет свой язык, свою культуру и традиции.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Народы мира . Расовые особенности, традиции и нравы народов разных стран -  аттракции туризма

Народы мира

.

Расовые

особенности,

традиции и

нравы народов

разных стран -

аттракции туризма

Знакомство с иной культурой – главная аттракция международного туризма Юрта – важный элемент культуры кочевых народов Карнавалы в Бразилии - часть национальной культуры

Знакомство с иной культурой – главная аттракция международного туризма

Юрта – важный элемент

культуры кочевых народов

Карнавалы в Бразилии

- часть национальной

культуры

Моноэтнические и полиэтнические   страны мира    Национальный и этнический состав   населения современного мира – результат  длительного исторического процесса.  Вследствие неравномерности социально-   экономического и политического развития  регионов и стран мира в настоящее время     на Земле одновременно  существуют  различные  типы этносов – нации,    народности, группы     родственных племен,   отдельные племена.     Выделяют моно - и    полиэтнические страны.

Моноэтнические и полиэтнические страны мира

Национальный и этнический состав

населения современного мира – результат

длительного исторического процесса.

Вследствие неравномерности социально-

экономического и политического развития

регионов и стран мира в настоящее время

на Земле одновременно

существуют различные

типы этносов – нации,

народности, группы

родственных племен,

отдельные племена.

Выделяют моно - и

полиэтнические страны.

МОНОЭТНИЧЕСКИЕ СТРАНЫ   В мире существуют малые и средние страны, населенные преимущественно (более 90%) одним-двумя народами, такие как : Тунис и Бурунди, Португалия и Венгрия, Саудовская Аравия, Исландия и Нидерланды. Эти страны условно можно считать моноэтническими.  ПОЛИЭТНИЧЕСКИЕ СТРАНЫ Наряду с этим, можно выделить суперэтносы, проживающие в крупных государствах, образованных из многочисленных народов, обладающих своей субкультурой, такие как Россия, Индия, Китай, Индонезия, Судан, Мексика, Бразилия, Аргентина и др . Эти страны можно назвать полиэтническими .

МОНОЭТНИЧЕСКИЕ СТРАНЫ

В мире существуют малые и средние страны, населенные преимущественно (более 90%) одним-двумя народами,

такие как :

Тунис и Бурунди, Португалия и Венгрия, Саудовская Аравия, Исландия и Нидерланды.

Эти страны условно можно считать моноэтническими.

ПОЛИЭТНИЧЕСКИЕ СТРАНЫ

Наряду с этим, можно выделить суперэтносы, проживающие в крупных государствах, образованных из многочисленных народов, обладающих своей субкультурой, такие как

Россия, Индия, Китай, Индонезия, Судан, Мексика, Бразилия, Аргентина и др .

Эти страны можно назвать полиэтническими .

Этно-культурные особенности стран мира      Этно-культурные особенности    стран мира складываются на    основе их длительного    исторического развития, в ходе    взаимодействия разных  расовых и этнических групп,  обладающих языковым и  религиозным своеобразием, своей  этнической культурой и  национальным характером . Венгры – мадьяры, представители угро-финской языковой группы, впитавшие многие этно-культурные влияния

Этно-культурные особенности стран мира

  • Этно-культурные особенности
  • стран мира складываются на
  • основе их длительного
  • исторического развития, в ходе
  • взаимодействия разных
  • расовых и этнических групп,
  • обладающих языковым и
  • религиозным своеобразием, своей
  • этнической культурой и
  • национальным характером .

Венгры – мадьяры, представители

угро-финской языковой

группы, впитавшие многие этно-культурные влияния

Болгария – славянская страна, прошедшая через сотни лет турецкого ига (с XIV по XIX вв.) РР Болгары были освобождены Русскими войсками в 1877-78 гг.  В 1908 г. – Третье Болгарское царство.  Сближение с Германией в Первой и Второй мировой войне

Болгария – славянская страна, прошедшая через сотни лет турецкого ига (с XIV по XIX вв.)

  • РР

Болгары были освобождены

Русскими войсками

в 1877-78 гг.

В 1908 г. – Третье Болгарское царство.

Сближение с Германией в Первой и Второй мировой войне

Юрта – древнее жилище типичных степных кочевников  (монголов, казахов , кыргызов, калмыков и др.)  Монголы этнически близки с бурятами

Юрта – древнее жилище типичных степных кочевников (монголов, казахов , кыргызов, калмыков и др.)

Монголы

этнически

близки

с бурятами

Традиции и традиционный образ жизни – важные отличительные черты народов. Традиции – (от лат.- traditio - передача) – элементы социо-культурного наследия, передающиеся из поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах, социальных группах в течение длительного времени. Традиции – опред. общественные установки, нормы поведения, моральные и этические ценности, обычаи, обряды и др.(культурные тр.- религиозные, музыкальные, семейные и др.). Традиционный образ жизни – особенности повседневный жизни людей , обусловленные ландшафтно-климатическими условиями, религиозными нормами поведения, местом проживания ( город, село ),  социальным положением ( аристократия, чиновники, интеллигенция, рабочие, крестьяне ), родом проф. занятий. Различают - культурные традиции, трудовые, бытовые, религиозные и др. традиции. (паломничество, хадж; гостеприимство, кровная месть).

Традиции и традиционный образ жизни – важные отличительные черты народов.

  • Традиции – (от лат.- traditio - передача) –
  • элементы социо-культурного наследия, передающиеся из поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах, социальных группах в течение длительного времени.

Традиции – опред. общественные установки, нормы поведения, моральные и этические ценности, обычаи, обряды и др.(культурные тр.- религиозные, музыкальные, семейные и др.).

Традиционный образ жизниособенности повседневный жизни людей , обусловленные ландшафтно-климатическими условиями, религиозными нормами поведения, местом проживания ( город, село ),

социальным положением ( аристократия, чиновники, интеллигенция, рабочие, крестьяне ), родом проф. занятий.

Различают - культурные традиции, трудовые, бытовые, религиозные и др. традиции. (паломничество, хадж; гостеприимство, кровная месть).

Культурные традиции народов –  как туристские аттракции  Беркутчи –  охотник -киргиз Изготовление пальмового масла - традиционное ремесло в Гвинее. Бедуин – кочевник Северной Африки  Греческие эвзоны – хранители традиций

Культурные традиции народов – как туристские аттракции

Беркутчи –

охотник -киргиз

Изготовление пальмового масла - традиционное ремесло в Гвинее.

Бедуин –

кочевник

Северной Африки

Греческие эвзоны – хранители традиций

Использование растений в традициях разных стран КИРГИЗИЯ Афганистан агава мак МЕКСИКА, Гондурас Национальная традиция производства текилы  Национальная традиция производства опиума

Использование растений в традициях разных стран

КИРГИЗИЯ

Афганистан

агава

мак

МЕКСИКА, Гондурас

Национальная

традиция

производства текилы

Национальная

традиция

производства

опиума

Национальный характер формируется  в этнической общности в течение  исторического времени на основе  взаимоотношений внутри и вне этноса С этнологической точки зрения – национальный характер    есть форма концентрации социальной энергии, заложенной в способах поведения и общения отдельных людей и социумов в  конкретной историко-культурной  среде в соответствии с существующими традициями.

Национальный характер формируется в этнической общности в течение исторического времени на основе взаимоотношений внутри и вне этноса

  • С этнологической точки зрения
  • национальный характер
  • есть форма концентрации
  • социальной энергии,
  • заложенной
  • в способах поведения
  • и общения отдельных
  • людей и социумов в
  • конкретной
  • историко-культурной
  • среде в соответствии
  • с существующими
  • традициями.

Структура национального характера Национальный характер выражается  в трех измерениях:  Этническом   (отражающем биологические  корни,принадлежность  к своему этносу); Социальном   (через взаимоотношения в  социуме и вне его); Историко-культурном  (через приверженность  культурным традициям); Въетнамка

Структура национального характера

  • Национальный характер выражается
  • в трех измерениях:

Этническом

(отражающем биологические

корни,принадлежность

к своему этносу);

Социальном

(через взаимоотношения в

социуме и вне его);

Историко-культурном

(через приверженность

культурным традициям);

Въетнамка

Национальный характер проявляется в личности (индивидууме) и в социуме, т.е. в обществе)  Сущность национального характера  рассматривается как двуединая   реальность особого рода, проявляющаяся  как психическое и социокультурное явление.    Тунисец Фиджийка Йеменские арабы

Национальный характер проявляется в личности (индивидууме) и в социуме, т.е. в обществе) Сущность национального характера рассматривается как двуединая реальность особого рода, проявляющаяся как психическое и социокультурное явление.

Тунисец

Фиджийка

Йеменские арабы

С точки зрения социальной психологии – национальный характер это совокупность устойчивых психологических особенностей этнической общности
  • С точки зрения социальной психологиинациональный характер это совокупность устойчивых психологических особенностей этнической общности , проявляющихся в этнических стереотипах, личностных свойствах и качествах характера, в совокупности представлений о высших добродетелях и пороках, о добре и зле и выражающихся

в типичных способах поведения и общения.

ГРЕК

АЛЖИРЕЦ

ШОТЛАНДЦЫ

Сущность национального характера В структуру национального характера входит: - личностные самоопределения; - стереотипы, присущие этносу; - представления этноса о  добродетелях и пороках; - эмоционально-психическая  сторона традиций, привычек,  обычаев; - структура потребностей и вкусов; - психическая энергия, выраженная  в символах, в произведениях  искусства и литературы. АРАБ

Сущность национального характера

  • В структуру национального характера входит:
  • - личностные самоопределения;
  • - стереотипы, присущие этносу;
  • - представления этноса о
  • добродетелях и пороках;
  • - эмоционально-психическая
  • сторона традиций, привычек,
  • обычаев;
  • - структура потребностей и вкусов;
  • - психическая энергия, выраженная
  • в символах, в произведениях
  • искусства и литературы.

АРАБ

Различия национальных  характеров Известный психолог И.С.Кон писал: «Чтобы понять характер народа, нужно изучить, прежде всего, его историю, общественный строй и культуру; индивидуально-психологические  методы здесь недостаточны».  Уникальны не черты характера людей и не их сумма, а структура и специфика их проявления при определенных обстоятельствах.  Судан

Различия национальных характеров

  • Известный психолог И.С.Кон

писал: «Чтобы понять

характер народа, нужно

изучить, прежде всего,

его историю, общественный

строй и культуру;

индивидуально-психологические

методы здесь недостаточны».

  • Уникальны не черты характера людей
  • и не их сумма, а структура и специфика их проявления при определенных обстоятельствах.

Судан

Формирование национального характера – процесс исторический Национальный  характер  проявляется  в организации труда и отдыха  Кувейт Непал   Тайланд Норвегия

Формирование национального характера – процесс исторический

Национальный

характер

проявляется

в организации труда и отдыха

Кувейт

Непал

Тайланд

Норвегия

Национальный характер в труде трудолюбие  – по-разному проявляется в национальном характере германцев, японцев и русских.  Германцы - трудятся размеренно, экономно, основательно, у них все рассчитано и предусмотрено. Японцы – трудятся с наслаждением, аккуратно, выражая чувство прекрасного в процессе труда. Русские  – трудятся азартно, в авральном ритме, мобилизуя все силы для выполнения какой-то важной и трудной задачи. Затем происходит спад трудовой активности. Размеренность и организованность труда скорее исключение, чем правило. Для африканца  труд всегда был подневольным, был рабской обязанностью. Это не способствовало развитию трудолюбия.

Национальный характер в труде

  • трудолюбиепо-разному проявляется в национальном характере германцев, японцев и русских.
  • Германцы - трудятся размеренно, экономно, основательно, у них все рассчитано и предусмотрено.
  • Японцы – трудятся с наслаждением, аккуратно, выражая чувство прекрасного в процессе труда.
  • Русские – трудятся азартно, в авральном ритме, мобилизуя все силы для выполнения какой-то важной и трудной задачи. Затем происходит спад трудовой активности. Размеренность и организованность труда скорее исключение, чем правило.
  • Для африканца труд всегда был подневольным, был рабской обязанностью. Это не способствовало развитию трудолюбия.

Ментальность – это тип мировосприятия
  • Ментальность – это тип мировосприятия

Япония

Афганистан

Йемен

Ментальность и Менталитет Ментальность человека – это система образов, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и своем месте в этом мире. Эти образы определяют поступки и поведение людей.  Таким образом, ментальность – это своеобразное миропонимание, присущее этнической общности в ту или иную эпоху.

Ментальность и Менталитет

  • Ментальность человека – это система образов, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и своем месте в этом мире. Эти образы определяют поступки и поведение людей.
  • Таким образом,
  • ментальность –
  • это своеобразное
  • миропонимание,
  • присущее этнической
  • общности в ту или иную эпоху.

Менталитет  народа и индивидуума       Менталитет формируется в ходе длительного исторического развития данного этноса и является основой национального характера.  Отсюда следует национальная модель социально-экономического  поведения.

Менталитет народа и индивидуума

  • Менталитет

формируется в ходе

длительного исторического

развития данного этноса

и является основой

национального характера.

Отсюда следует

национальная модель

социально-экономического

поведения.

Менталитет – это память народа о прошлом Менталитет, вбирая в себя опыт определенной  нации, представляет собой своеобразную « память народа о прошлом », он является психологическим регулятором (детерминантой) поведения больших групп людей, верных своему исторически сложившемуся «коду» в любых жизненных обстоятельствах.

Менталитет – это память народа о прошлом

  • Менталитет, вбирая
  • в себя опыт определенной
  • нации, представляет собой
  • своеобразную
  • « память народа о прошлом »,
  • он является психологическим
  • регулятором (детерминантой)
  • поведения больших групп людей,
  • верных своему исторически
  • сложившемуся «коду» в любых
  • жизненных обстоятельствах.

Различия менталитетов сегодня   Различие менталитетов разных народов  проявляется в том, как  они воспринимают и осознают следующие основные категории: 1 . - представление о праве  и обычае, о ценности жизни  (право на жизнь соседствует с каннибализмом (людоедством) у некоторых народов Африки и Океании); 2. - отношение к свободе, понимание свободы и несвободы  (рабство и крепостничество  у разных народов); 3. - отношение к труду, собственности, богатству и бедности   (например, у христиан, иудеев и буддистов);  Фиджи

Различия менталитетов сегодня

  • Различие менталитетов разных народов
  • проявляется в том, как они воспринимают
  • и осознают следующие основные категории:
  • 1 . - представление о праве
  • и обычае, о ценности жизни
  • (право на жизнь соседствует с
  • каннибализмом (людоедством)
  • у некоторых
  • народов Африки и Океании);
  • 2. - отношение к свободе,
  • понимание свободы и несвободы
  • (рабство и крепостничество
  • у разных народов);
  • 3. - отношение к труду,
  • собственности, богатству и бедности
  • (например, у христиан, иудеев и буддистов);

Фиджи

Армянский  катакомбный  монастырь в  скалах, Гегарт. В менталитете армян - сознание вековой гонимости, подверженности геноциду, страданиям.

Армянский

катакомбный

монастырь в

скалах, Гегарт.

В менталитете армян - сознание вековой

гонимости, подверженности

геноциду, страданиям.

Различия менталитетов сегодня   4. - понимание места человека в системе мироздания (Человек - Царь Природы или букашка на ветру ?); 5. - образ природы и способы воздействия на нее (главенство Природы или ее второстепенность ?); 6. - представление о мире земном и трансцендентном  (невидимом и загробном, смертность и бессмертие); 7. - понимание пространства и времени (бесконечность и непознаваемость мира или ограниченность физической субстанции; 8. - ощущение смысла жизни. (сиюминутность бытия – поэтому потребление для сегодняшнего самообеспечения без меры ?; или смысл в продолжении рода, сохранении лучших народных традиций, самосовершенствовании, творении красоты и добра, в передаче информации через детей и внуков, через поколения ?)

Различия менталитетов сегодня

  • 4. - понимание места человека в системе мироздания (Человек - Царь Природы или букашка на ветру ?);
  • 5. - образ природы и способы воздействия на нее (главенство Природы или ее второстепенность ?);
  • 6. - представление о мире земном и трансцендентном
  • (невидимом и загробном, смертность и бессмертие);
  • 7. - понимание пространства и времени (бесконечность
  • и непознаваемость мира или ограниченность физической субстанции;
  • 8. - ощущение смысла жизни.
  • (сиюминутность бытия – поэтому потребление для сегодняшнего самообеспечения без меры ?;
  • или смысл в продолжении рода, сохранении лучших народных традиций, самосовершенствовании, творении красоты и добра, в передаче информации через детей и внуков, через поколения ?)

Расово-этнический состав Бразилии – модель Латинской Америки. Негры самбо мулаты Бразильцы. Белые Индейцы метисы В Бразилии проживают более 80 различных народов Креолы – потомки испанских и португальских колонизаторов. Мулаты – потомки негроидов, смешанных с европеоидами т Статуя Иисуса Христа – Искупителя над Рио-де-Жанейро – Символ христианской религии, привнесенной на территорию Латинской Америки европейцами  26

Расово-этнический

состав Бразилии –

модель Латинской Америки.

Негры

самбо

мулаты

Бразильцы.

Белые

Индейцы

метисы

В Бразилии

проживают

более

80 различных

народов

Креолы – потомки испанских и

португальских колонизаторов.

Мулаты – потомки негроидов,

смешанных с европеоидами

т

Статуя Иисуса Христа – Искупителя над Рио-де-Жанейро – Символ христианской религии, привнесенной

на территорию Латинской Америки европейцами

26

Менталитет народов Тибета сложился в многовековом существовании в трудных и суровых условиях высокогорья, с внесенным влиянием буддизма. Шерпы – жители Тибета и Непала – Наиболее известны как выносливые горные восходители и носильщики грузов в экспедициях.  тов Священная гора буддистов – Сагарматха  (Эверест) 8848 м. 26

Менталитет народов Тибета

сложился в многовековом

существовании в трудных

и суровых условиях

высокогорья, с внесенным влиянием буддизма.

Шерпы – жители

Тибета и Непала –

Наиболее известны как

выносливые горные

восходители и носильщики грузов

в экспедициях.

тов

Священная гора буддистов – Сагарматха

(Эверест) 8848 м.

26

Менталитет индивидуума– это устройство мозга, воспринимающего действительность Менталитет – это наличие у людей,  принадлежащих к одной культуре общего умственного инструментария, который дает им возможность по-своему воспринимать свое природное и социальное окружение и самих себя. Менталитеты: русского и германца, индуса и китайца, армянина и грузина, бразильца и тибетца, масая и туарега, индейца племени сиу и иракеза - различны

Менталитет индивидуума– это устройство мозга, воспринимающего действительность

  • Менталитет – это наличие у людей,
  • принадлежащих к одной культуре
  • общего умственного инструментария,
  • который дает им возможность
  • по-своему воспринимать свое
  • природное и социальное окружение
  • и самих себя.
  • Менталитеты: русского и германца, индуса и китайца,
  • армянина и грузина, бразильца и тибетца, масая и туарега,
  • индейца племени сиу и иракеза - различны

Та ким образом, для организатора международного туризма важно изучение национальных традиций и истории формирования этносов.  Это позволяет понимать суть  национального  характера  народа,  воспитывает  уважение  к своему этносу  и толерантное  отношение к  другим  народам .

Та ким образом, для организатора международного туризма важно изучение национальных традиций и истории формирования этносов. Это позволяет понимать суть национального характера народа, воспитывает уважение к своему этносу и толерантное отношение к другим народам .

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее