«Осенний фестиваль знаний 2024»

Методическая разработка «Использования ИКТ в учебном процессе»

  • Как эффективно организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках физики.
  • Как развивать и что развивать в личности ученика.
  • Как прогнозировать и планировать развитие ученика на уроках физики.
  • Как диагностировать развитие ученика.
Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки

18


МКОУ Белоярская СОШ












Методическая разработка

«Использования ИКТ в учебном процессе»











Учитель физики: Ефимова Марина Геннадьевна









2017г




Содержание

1. Введение …………………………………………………………………………………1

2. Использовании ИКТ в учебном процессе………………………………………………3

3.Использование офисных технологий на уроках физики……………………………….4

4.План-конспект урока «Плотность»……………………………………………………...5

6.Заключение………………………………………………………………………………14

7. Вывод…………………………………………………………………………………….15

8.Литература………………………………………………………………………………..16



























Введение

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь. Они должны уметь самостоятельно добывать знания, применять их, быть самостоятельными и инициативными.

В связи с этим учитель должны искать ответы на следующие вопросы:

  • Как эффективно организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках физики.

  • Как развивать и что развивать в личности ученика.

  • Как прогнозировать и планировать развитие ученика на уроках физики.

  • Как диагностировать развитие ученика.

В связи с тем, что теперь нет единых для всех школ страны методик, строго регламентирующих деятельность педагога, каждый учитель вправе выбрать близкую себе педагогическую концепцию и работать с ней.

Работая в сельской школе семнадцать лет, концепция развивающего обучения позволяет мне решать многие проблемы в учебном процессе. Она не нова. Её идеи формировались под влиянием трудов отечественных учёных Л.С.Выготского, В.В. Давыдова, Л.В.Занкова.

Цель развивающего обучения - развитие ученика, в частности интеллекта.

Основа этого процесса - самостоятельная деятельность ученика.

Что может развивать у своих учеников на занятиях учитель физики?

Мыслительные операции, коммуникативные умения, эстетические представления, нравственные идеалы. Отличительной чертой предмета физики являются практические умения, которым я уделяю большое внимание.

Известное высказывание Цицерона «Жить- значить мыслить» позволило мне определиться с направлениями, по которым я сейчас работаю. Это развитие мыслительных операций: анализ, конкретизация, сравнение, дедукция, индукция, абстрагирование, систематизация, обобщение, синтез, классификация.

Классно - урочная система в упрощенном случае предполагает наличие следующих

циклически повторяющихся образовательных компонентов:

1. Проверка качества знаний (полученных на предыдущем занятии и закрепленных в

ходе самостоятельной работы учащихся );

2. Объяснение нового материала преподавателем ;

3. Практическая работа (например, решение задач по новому разделу учебного курса);

4.Формулировка задания на самостоятельную работу учащихся (к следующему занятию) Для достижения положительного результата нужны оптимальные формы и методы.

Форма обучения – это способ организации учебного процесса с точки зрения технологии доставки материала до обучаемых .

Современная грамотность, выросшая из традиционных "читать , писать , считать ", изменяет акценты, приоритеты и само содержание этой триады и включает элементы информационно - коммуникационных технологий (ИКТ ).


Использования ИКТ в учебном процессе.


В настоящее время под информационно - коммуникационной технологией мы понимаем совокупность методов, алгоритмов информации, включая прикладные программные регламентированного порядка применения. В нашей сельской школе пока нет Интернета, и во многом мы проигрываем по сравнению с другими школами. Но выход из положения находим, используя офисные технологии, электронные учебники, энциклопедии, которые в учебном процессе позволяют:

1. Повышать наглядность и доступность материалов.

2. Повышать интерес у школьников к конкретной учебной дисциплине.

3. Знакомить учащихся с информационной культурой нашего общества.

Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников , воспитание их информационной культуры . Рассматривая физику в ряду с другими общеобразовательными дисциплинами , можно назвать общедидактические методы : объяснительно -иллюстративные , репродуктивные , исследовательские , коррекции знаний учащихся , стимулирования и мотивации обучения и др. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения . Так , объяснительно -иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация , звук , видео и другие мультимедийные эффекты ). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал , он может использовать региональный краеведческий материал , что усиливает воспитательный момент урока .

Репродуктивные методы обучения при использовании компьютерных обучающих систем приобретают свойства личностно -ориентированного обучения , при котором учащиеся получают возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории в зависимости от успешности обучения и личностных психологических качеств (восприятия , памяти , мышления и пр .).

Применения средств ИКТ направлены на совершенствование процесса обучения в рамках заданной научной области знания . Если в процессе обучения информатике средства ИКТ могут выступать и как средство обучения и как объект изучения , то в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин они могут являться только средством обучения . Названные выше общедидактические методы обучения так же будут иметь место и сохранят свою специфику. Особо необходимо отметить увеличение доли исследовательских методов обучения, таких как метод проектов. Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин между собой.

.

Использование офисных технологий на уроках физики.


Подача теоретического материала с использованием ИКТ ученикам обладает рядом

особенностей. Можно выделить следующие :

1. Учащиеся выросли на телевизионных передачах и компьютерных играх, и приучены

воспринимать зрительные образы. Поэтому, материал, сопровождаемый красочными

иллюстрациями, вызывает больший интерес и лучше усваивается, чем изложение

использование того же самого с помощью мела и доски. Таким образом, учитель

начинает говорить на языке, понятном каждому ученику и учит его формулировать

свои мысли кратко и четко.

2. Разработка таких материалов развивает логическое мышление, учит отделять главное

от второстепенного, структурировать информации. Такие навыки очень полезны

именно сегодня в эпоху информационного бума .

3. Применение ИКТ дает возможность оперативно модифицировать учебные материалы .

4. Применение ИКТ позволяет многократно использовать и тиражировать в разных

формах подготовленные материалы.

5. Применение ИКТ делает учебные материалы доступными учащимся в любой момент времени.

Для подготовки теоретического материала достаточно современного Microsoft Office 2000 или более старших версий . Одним из самых популярных является PowerPoint – средство создания и показа презентаций.

Назначение этой системы — помочь пользователю оперативно подготовить набор слайдов для демонстрации во время выступления. Презентации Microsoft PowerPoint демонстрируются с помощью компьютера или специального проектора, распечатываются на бумаге , служат раздаточным материалом для докладчиков и т . д . Во всех случаях Microsoft PowerPoint позволяет подготовить эффектную и профессионально оформленную презентацию, эффективно организовать работу над ней, рационально спланировать и провести показ подготовленных материалов .

Преподаватель располагает целым рядом возможностей. Среди этих возможностей могут быть выделены основные и специальные . Основные возможности системы связаны непосредственно с подготовкой презентации и ее показом перед аудиторией. Слайд Microsoft PowerPoint может включать в себя вставки текста, рисованные фигуры и рисунки, фотоснимки, другие графические объекты. Мне программа презентаций помогает и в плане работы с проектами. Так как с помощью PowerPoint на оформление работы и её представление не затрачивается слишком много времени, а результат получается положительный.

В данной работе я хочу предложить план- конспект урока по физике в 7 классе по теме « Плотность», с использованием программы презентаций. Слайды представляю в распечатанном виде.


План- конспект урока « Плотность вещества»

7 классе.


Обучающая цель - сформировать представления о плотности, способе определения данной физической величины, выяснить её физический смысл.

Развивающая цель - а) формирование практических умений и навыков при работе с физическим оборудованием, б) формирование умений обобщать опытные данные, сравнивать их и делать выводы, в) работать самостоятельно.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы обучения: беседа, рассказ, обсуждение демонстраций, фронтальная лабораторная работа, работа с материалом мультимедийной презентации.

Особенность занятия: оно строится на деятельной основе.


Цель считается достигнутой:

на уровне знакомства, если ученик знает физическую величину и формулу для её определения и отличает её среди других;

на уровне понимания, если ученик умеет а)привести примеры плотности разных веществ, б)найти по таблице плотность нужного вещества в) ответить на вопросы типа:

  • Что означает запись ρ=800 кг/м3? ρ=2,7 г/см3?

  • Чему равна плотность воздуха, если 1 м3 его имеет массу 1,29 кг?

  • Чему равна масса 1 м3 13 600 кг/м3?

на уровне применения, если ученик решает задачи следующего типа:

  • Каков объём стали массой 7800 кг/м3?

  • Три бруска- железный, алюминиевый, деревянный- имеют одинаковые объёмы. Какой из них имеет а) наибольшую массу? б)наименьшую массу?

  • У двух цилиндров - из латуни и из пластмассы – одинаковые массы. Какой из них имеет больший объём?

  • Ученик этого уровня знаний должен уметь а) доказывать свои действия, б) отвечать на вопросы «Как ты рассуждал?», в) если ответ неверен, то найти причину ошибки.

Структура и главные части урока представлены в таблице.

План и содержание урока

Структурные элементы урока

Деятельность учителя и ученика




1




Актуализация ранее усвоенных знаний

Учитель задаёт вопросы классу:

  • Что такое физическое тело?

  • Из чего состоят физические тела?

  • Какие свойства тел нам известны?

  • Как определить массу тела?

  • Как узнать объём тела?

  • Какие агрегатные состояния вещества вы знаете? Какие у них свойства?

  • Чем можно охарактеризовать вещество?

Ученики отвечают на вопросы.





2





Мотивация учебной работы

Учитель читает стихотворение «Закон Архимеда» об учёном и царской короне, представленной в презентации. Просит класс «помогите Архимеду решить задачу царя» задаёт вопрос « Достаточно ли у нас знаний, чтобы ответить из чего сделана корона? Что для этого нужно знать?

Ученики отвечают


3


Постановка цели урока

Учитель (подводит итог высказываниям): нужно знать массу вещества единицы объёма.




4




Работа над изучением материала

Учитель даёт задание классу: сравните массы и объёмы двух брусков, лежащих перед вами. Сделайте вывод. (объёмы равны, а массы разные.) Предлагает учащимся обратиться к эксперименту: демонстрирует тела (цилиндры из алюминия и латуни), имеющие одинаковые массы, и подтверждает равенство масс с помощью весов. Задаёт вопросы классу:

  • Что вы можете сказать об объемах тел?

  • Почему. по вашему мнению, объём алюминиевого цилиндра больше латунного?


5


Выдвижение гипотезы

Учащиеся говорят: 1 см3 этих веществ имеют разную массу.


6

Экспериментальная проверка гипотезы

Учитель: как в этом убедиться?

Учащиеся: надо определить массы обоих цилиндров и их объёмы, а потом рассчитать массу 1 см3 каждого вещества; сравнить полученные результаты.

Учитель: как определить массы и объёмы тел?

Учащиеся отвечают ( массы -с помощью ве- сов, объёмы – с помощью мензурки), затем выполняют опыт, делают вывод: у алюминия и латуни массы 1 см3 вещества разные.





7




Обсуждение полученной информации (вывода)

Учитель задаёт вопросы:

  • Почему все результаты в I ряду получились одинаковыми?

  • Почему похожая картина наблюдается у учащихся III ряда?

  • Почему результаты II ряда отличаются от результатов I и III ряда?

Учащиеся отвечают и делают вывод: у одинаковых веществ масса 1 см3 одинакова, у разных- различная, следовательно масса 1 см3 может служить характеристикой вещества.




8


Введение понятия «плотность»

  • определение


  • обозначение




  • формула








  • единица плотности




Учитель сообщает, что физическая величина, численно равная массе единицы объёма данного вещества, называется плотностью этого вещества, она обозначается буквой ρ

Учащиеся записывают это определение и обозначение в тетрадь.

Учитель: Как рассчитать плотность вещества?

Учащиеся :надо массу вещества разделить на объём.. Все записывают формулу. ρ=m/v

Учитель предлагает продолжить опыты: I ряд(каждый ученик) определяет на основе измерений разных брусков из одного сорта дерева массу 1 см3 вещества. II ряд находит на основе измерений стальных брусков массу 1 см3 этого вещества. III ряд работает с пластмассовыми кубиками и так же находит массу 1 см3 этого вещества.

Задаются вопросы:

  • в каких единицах должна измеряться плотность? Ваше мнение? Как вы объясняете свои предложения?

Учащиеся предлагают измерять плотность в г/см3, кг/м3, кг/л.и дают свои пояснения

9

Упражнения:

уровень I (воспроизведение знаний)



уровень II (на понимание материала)



уровень III (на применение знаний)






работа с материалом презентации

Учащиеся отвечают на вопросы:

  • Что называется плотностью?

  • По какой формуле плотность определяют?

  • Что означают записи: плотность керосина равна 800 кг/м3?

  • Чему равна масса 1 см3 свинца?

  • Рассчитать объём 7600 кг стали.

  • В два сосуда хотят налить различные жидкости одинаковой массы: воды и крепкого соляного раствора. Для какой жидкости нужно взять больший сосуд, почему?

  • По рисункам сравнить плотности предлагаемых тел.



10


Закрепление материала

Работа с материалом презентации

  • в парах


















  • в группах


Предлагаются задания по профессиям:

Столяр-1. определить из какого дерева изготовлен брусок. 2.Какая дверь легче: дубовая или сосновая?

Токарь- Определить из какого веществ изготовлено сверло, гайка.

Шахтёр-В угольном бассейне работает новый экскаватор. За один раз он поднимает 90 м3 угля. Сколько килограммов поднимает экскаватор?

Авиатор- используя литературу. Выбрать вещество. Из которого бы вы построили самолёт. (материал должен быть прочным, лёгким, нержавеющим)

Повар- определить плотность картофеля, выбрав нужное оборудование. По таблице плотности определите к какому сорту относится данный картофель.? Войдёт ли 300 г мёд в 250-грамовый стакан.?


Определить сколько можно увезти сосновых досок указанного размера на автомобилях : « Зил», «Рено», «Берлие», зная грузоподъёмность машин.



11



Подведение итогов

Учитель просит учащихся ответить на вопросы:

  • Что нового они узнали на уроке?

  • Как можно помочь Архимеду решить задачу царя о его короне?



12



Организация работы дома.

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с материалом о плотности по учебнику А.В.Пёрышкина, ответить на вопросы в конце параграфа, составить план ответа о физической величине «плотность».



Рассмотрим презентацию, иллюстрирующую материал урока по физике.












С помощью мультимедийной презентации представлены три основных компонента образовательного процесса:

1. Информирование: Получение информации учащимся.

2. Практикум: Практические занятия.

3. Аттестация: Контроль (качества , глубины , полноты ) знаний , полученных учащим Использование офисных технологий в учебном процессе :

1. Повышает наглядность и доступность материалов .

2. Повышает интерес у школьников к конкретной учебной дисциплине

3. Знакомит учащихся с информационной культурой нашего общества .


Заключение


В школьной практике мы ограничиваемся формированием рассудочного мышления, как наиболее простого и опирающегося на наглядные образы, в то время, как разумному мышлению-более сложному, его цель раскрыть сущность процесса, объекта, явления, уделяется недостаточно внимания.

Международные исследования уровня знаний школьников по естественным дисциплинам включают в себя знания на проверку интеллектуальных умений: выполнять анализ экспериментальных данных, классификацию и обобщение фактов, формулировать выводы, заключения и д.р.

Есть задания и на проверку методологического характера: объяснять наблюдаемые факты, спланировать эксперимент, выдвинуть гипотезу, сформулировать проблему для исследования. провести наблюдение.

Не учитывать эту тенденцию нам нельзя: можно отстать от мирового сообщества.

Использование информационно -коммуникационных технологий в школе

позволяет решить ряд фундаментальных задач:

• изменить цели образования в направлении формирования и развития способностей к

самостоятельному поиску, сбору , анализу и представлению информации , решению

нестандартных творческих задач , моделированию и проектированию предметов и

явлений окружающей действительности и своей деятельности ;

• внедрить проектные формы и модели учебного процесса , предусматривающих

активную интеллектуально -практическую деятельность учащихся , самостоятельное

осмысление целей своей работы и планирование путей их достижения, групповую и

коммуникативную деятельность,

• в основе программы обучения лежит социальный заказ , отражающий общественные и индивидуальные потребности и служащий основой для формирования системы целей

для образования. В этой системе можно выделить ряд компонентов :

• готовность к деятельности в быстро меняющемся мире , способность к

самостоятельному принятию и реализации решений;

• умение пользоваться средствами новых информационных технологий для решения конкретных задач , взаимодействия с информационными потоками , информационная культура .

Вывод

Подводя итог, отмечу, что применение средств ИКТ в системе общего образования, прежде всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения и управления .

Вместе с тем необходимо отметить, что они привносят в известные методы обучения и

управления специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно - поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся , создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников

















Литература

1.Э.Е Эвенчик , С.Я. Шамаш « Дидактический материал по физике» Москва «просвещение»1991.

2. Журнал « Физика в школе» №8 2003 .

3. С.Е. Полянский « Разработки уроков по физике» Москва «ВАКО» 2003.

4.В.И. Лукашик Е.В. Иванова «Сборник задач по физике» 2002 .

5.А.Ю. Гаевский «Информатика» Киев «А.С.К.» 2002.

6.Е.И Карелова, М.В. Моисеева « Intel- Обучение для будущего»Москва 2003.

7. Материалы диска « Академия АЙТИ» раздела « методика педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе»



























Академия АйТи


ИТОГОАВЯ РАБОТА


по программе:

«Применение международных информационных технологий: инженерно-техническое сопровождение применения ИКТ в учебном процессе»

тема: № 15

« План-конспект урока с применением мультимедийной презентации»



Работа выполнена

слушателем

Ефимовой Мариной Геннадьевной

Новосибирская область

Мошковский район

с. Белоярка


Белоярская средняя

общеобразовательная школа


Пеподаватель:














Москва 2006 г

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее