18
Методическая разработка
«Использования ИКТ в учебном процессе»
Учитель физики: Ефимова Марина Геннадьевна
2017г
Содержание
1. Введение …………………………………………………………………………………1
2. Использовании ИКТ в учебном процессе………………………………………………3
3.Использование офисных технологий на уроках физики……………………………….4
4.План-конспект урока «Плотность»……………………………………………………...5
6.Заключение………………………………………………………………………………14
7. Вывод…………………………………………………………………………………….15
8.Литература………………………………………………………………………………..16
Введение
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь. Они должны уметь самостоятельно добывать знания, применять их, быть самостоятельными и инициативными.
В связи с этим учитель должны искать ответы на следующие вопросы:
Как эффективно организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках физики.
Как развивать и что развивать в личности ученика.
Как прогнозировать и планировать развитие ученика на уроках физики.
Как диагностировать развитие ученика.
В связи с тем, что теперь нет единых для всех школ страны методик, строго регламентирующих деятельность педагога, каждый учитель вправе выбрать близкую себе педагогическую концепцию и работать с ней.
Работая в сельской школе семнадцать лет, концепция развивающего обучения позволяет мне решать многие проблемы в учебном процессе. Она не нова. Её идеи формировались под влиянием трудов отечественных учёных Л.С.Выготского, В.В. Давыдова, Л.В.Занкова.
Цель развивающего обучения - развитие ученика, в частности интеллекта.
Основа этого процесса - самостоятельная деятельность ученика.
Что может развивать у своих учеников на занятиях учитель физики?
Мыслительные операции, коммуникативные умения, эстетические представления, нравственные идеалы. Отличительной чертой предмета физики являются практические умения, которым я уделяю большое внимание.
Известное высказывание Цицерона «Жить- значить мыслить» позволило мне определиться с направлениями, по которым я сейчас работаю. Это развитие мыслительных операций: анализ, конкретизация, сравнение, дедукция, индукция, абстрагирование, систематизация, обобщение, синтез, классификация.
Классно - урочная система в упрощенном случае предполагает наличие следующих
циклически повторяющихся образовательных компонентов:
1. Проверка качества знаний (полученных на предыдущем занятии и закрепленных в
ходе самостоятельной работы учащихся );
2. Объяснение нового материала преподавателем ;
3. Практическая работа (например, решение задач по новому разделу учебного курса);
4.Формулировка задания на самостоятельную работу учащихся (к следующему занятию) Для достижения положительного результата нужны оптимальные формы и методы.
Форма обучения – это способ организации учебного процесса с точки зрения технологии доставки материала до обучаемых .
Современная грамотность, выросшая из традиционных "читать , писать , считать ", изменяет акценты, приоритеты и само содержание этой триады и включает элементы информационно - коммуникационных технологий (ИКТ ).
Использования ИКТ в учебном процессе.
В настоящее время под информационно - коммуникационной технологией мы понимаем совокупность методов, алгоритмов информации, включая прикладные программные регламентированного порядка применения. В нашей сельской школе пока нет Интернета, и во многом мы проигрываем по сравнению с другими школами. Но выход из положения находим, используя офисные технологии, электронные учебники, энциклопедии, которые в учебном процессе позволяют:
1. Повышать наглядность и доступность материалов.
2. Повышать интерес у школьников к конкретной учебной дисциплине.
3. Знакомить учащихся с информационной культурой нашего общества.
Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников , воспитание их информационной культуры . Рассматривая физику в ряду с другими общеобразовательными дисциплинами , можно назвать общедидактические методы : объяснительно -иллюстративные , репродуктивные , исследовательские , коррекции знаний учащихся , стимулирования и мотивации обучения и др. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения . Так , объяснительно -иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация , звук , видео и другие мультимедийные эффекты ). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал , он может использовать региональный краеведческий материал , что усиливает воспитательный момент урока .
Репродуктивные методы обучения при использовании компьютерных обучающих систем приобретают свойства личностно -ориентированного обучения , при котором учащиеся получают возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории в зависимости от успешности обучения и личностных психологических качеств (восприятия , памяти , мышления и пр .).
Применения средств ИКТ направлены на совершенствование процесса обучения в рамках заданной научной области знания . Если в процессе обучения информатике средства ИКТ могут выступать и как средство обучения и как объект изучения , то в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин они могут являться только средством обучения . Названные выше общедидактические методы обучения так же будут иметь место и сохранят свою специфику. Особо необходимо отметить увеличение доли исследовательских методов обучения, таких как метод проектов. Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин между собой.
.
Использование офисных технологий на уроках физики.
Подача теоретического материала с использованием ИКТ ученикам обладает рядом
особенностей. Можно выделить следующие :
1. Учащиеся выросли на телевизионных передачах и компьютерных играх, и приучены
воспринимать зрительные образы. Поэтому, материал, сопровождаемый красочными
иллюстрациями, вызывает больший интерес и лучше усваивается, чем изложение
использование того же самого с помощью мела и доски. Таким образом, учитель
начинает говорить на языке, понятном каждому ученику и учит его формулировать
свои мысли кратко и четко.
2. Разработка таких материалов развивает логическое мышление, учит отделять главное
от второстепенного, структурировать информации. Такие навыки очень полезны
именно сегодня в эпоху информационного бума .
3. Применение ИКТ дает возможность оперативно модифицировать учебные материалы .
4. Применение ИКТ позволяет многократно использовать и тиражировать в разных
формах подготовленные материалы.
5. Применение ИКТ делает учебные материалы доступными учащимся в любой момент времени.
Для подготовки теоретического материала достаточно современного Microsoft Office 2000 или более старших версий . Одним из самых популярных является PowerPoint – средство создания и показа презентаций.
Назначение этой системы — помочь пользователю оперативно подготовить набор слайдов для демонстрации во время выступления. Презентации Microsoft PowerPoint демонстрируются с помощью компьютера или специального проектора, распечатываются на бумаге , служат раздаточным материалом для докладчиков и т . д . Во всех случаях Microsoft PowerPoint позволяет подготовить эффектную и профессионально оформленную презентацию, эффективно организовать работу над ней, рационально спланировать и провести показ подготовленных материалов .
Преподаватель располагает целым рядом возможностей. Среди этих возможностей могут быть выделены основные и специальные . Основные возможности системы связаны непосредственно с подготовкой презентации и ее показом перед аудиторией. Слайд Microsoft PowerPoint может включать в себя вставки текста, рисованные фигуры и рисунки, фотоснимки, другие графические объекты. Мне программа презентаций помогает и в плане работы с проектами. Так как с помощью PowerPoint на оформление работы и её представление не затрачивается слишком много времени, а результат получается положительный.
В данной работе я хочу предложить план- конспект урока по физике в 7 классе по теме « Плотность», с использованием программы презентаций. Слайды представляю в распечатанном виде.
План- конспект урока « Плотность вещества»
7 классе.
Обучающая цель - сформировать представления о плотности, способе определения данной физической величины, выяснить её физический смысл.
Развивающая цель - а) формирование практических умений и навыков при работе с физическим оборудованием, б) формирование умений обобщать опытные данные, сравнивать их и делать выводы, в) работать самостоятельно.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы обучения: беседа, рассказ, обсуждение демонстраций, фронтальная лабораторная работа, работа с материалом мультимедийной презентации.
Особенность занятия: оно строится на деятельной основе.
Цель считается достигнутой:
на уровне знакомства, если ученик знает физическую величину и формулу для её определения и отличает её среди других;
на уровне понимания, если ученик умеет а)привести примеры плотности разных веществ, б)найти по таблице плотность нужного вещества в) ответить на вопросы типа:
Что означает запись ρ=800 кг/м3? ρ=2,7 г/см3?
Чему равна плотность воздуха, если 1 м3 его имеет массу 1,29 кг?
Чему равна масса 1 м3 13 600 кг/м3?
на уровне применения, если ученик решает задачи следующего типа:
Каков объём стали массой 7800 кг/м3?
Три бруска- железный, алюминиевый, деревянный- имеют одинаковые объёмы. Какой из них имеет а) наибольшую массу? б)наименьшую массу?
У двух цилиндров - из латуни и из пластмассы – одинаковые массы. Какой из них имеет больший объём?
Ученик этого уровня знаний должен уметь а) доказывать свои действия, б) отвечать на вопросы «Как ты рассуждал?», в) если ответ неверен, то найти причину ошибки.
Структура и главные части урока представлены в таблице.
План и содержание урока
№ | Структурные элементы урока | Деятельность учителя и ученика |
1 | Актуализация ранее усвоенных знаний | Учитель задаёт вопросы классу:
Ученики отвечают на вопросы. |
2 | Мотивация учебной работы | Учитель читает стихотворение «Закон Архимеда» об учёном и царской короне, представленной в презентации. Просит класс «помогите Архимеду решить задачу царя» задаёт вопрос « Достаточно ли у нас знаний, чтобы ответить из чего сделана корона? Что для этого нужно знать? Ученики отвечают |
3 | Постановка цели урока | Учитель (подводит итог высказываниям): нужно знать массу вещества единицы объёма. |
4 | Работа над изучением материала | Учитель даёт задание классу: сравните массы и объёмы двух брусков, лежащих перед вами. Сделайте вывод. (объёмы равны, а массы разные.) Предлагает учащимся обратиться к эксперименту: демонстрирует тела (цилиндры из алюминия и латуни), имеющие одинаковые массы, и подтверждает равенство масс с помощью весов. Задаёт вопросы классу:
|
5 | Выдвижение гипотезы | Учащиеся говорят: 1 см3 этих веществ имеют разную массу. |
6 | Экспериментальная проверка гипотезы | Учитель: как в этом убедиться? Учащиеся: надо определить массы обоих цилиндров и их объёмы, а потом рассчитать массу 1 см3 каждого вещества; сравнить полученные результаты. Учитель: как определить массы и объёмы тел? Учащиеся отвечают ( массы -с помощью ве- сов, объёмы – с помощью мензурки), затем выполняют опыт, делают вывод: у алюминия и латуни массы 1 см3 вещества разные.
|
7 | Обсуждение полученной информации (вывода) | Учитель задаёт вопросы:
Учащиеся отвечают и делают вывод: у одинаковых веществ масса 1 см3 одинакова, у разных- различная, следовательно масса 1 см3 может служить характеристикой вещества. |
8 | Введение понятия «плотность»
| Учитель сообщает, что физическая величина, численно равная массе единицы объёма данного вещества, называется плотностью этого вещества, она обозначается буквой ρ Учащиеся записывают это определение и обозначение в тетрадь. Учитель: Как рассчитать плотность вещества? Учащиеся :надо массу вещества разделить на объём.. Все записывают формулу. ρ=m/v Учитель предлагает продолжить опыты: I ряд(каждый ученик) определяет на основе измерений разных брусков из одного сорта дерева массу 1 см3 вещества. II ряд находит на основе измерений стальных брусков массу 1 см3 этого вещества. III ряд работает с пластмассовыми кубиками и так же находит массу 1 см3 этого вещества. Задаются вопросы:
Учащиеся предлагают измерять плотность в г/см3, кг/м3, кг/л.и дают свои пояснения |
9 | Упражнения: уровень I (воспроизведение знаний) уровень II (на понимание материала) уровень III (на применение знаний) работа с материалом презентации | Учащиеся отвечают на вопросы:
|
10 | Закрепление материала Работа с материалом презентации
| Предлагаются задания по профессиям: Столяр-1. определить из какого дерева изготовлен брусок. 2.Какая дверь легче: дубовая или сосновая? Токарь- Определить из какого веществ изготовлено сверло, гайка. Шахтёр-В угольном бассейне работает новый экскаватор. За один раз он поднимает 90 м3 угля. Сколько килограммов поднимает экскаватор? Авиатор- используя литературу. Выбрать вещество. Из которого бы вы построили самолёт. (материал должен быть прочным, лёгким, нержавеющим) Повар- определить плотность картофеля, выбрав нужное оборудование. По таблице плотности определите к какому сорту относится данный картофель.? Войдёт ли 300 г мёд в 250-грамовый стакан.? Определить сколько можно увезти сосновых досок указанного размера на автомобилях : « Зил», «Рено», «Берлие», зная грузоподъёмность машин. |
11 | Подведение итогов | Учитель просит учащихся ответить на вопросы:
|
12 | Организация работы дома. | Учитель предлагает учащимся ознакомиться с материалом о плотности по учебнику А.В.Пёрышкина, ответить на вопросы в конце параграфа, составить план ответа о физической величине «плотность». |
Рассмотрим презентацию, иллюстрирующую материал урока по физике.
С помощью мультимедийной презентации представлены три основных компонента образовательного процесса:
1. Информирование: Получение информации учащимся.
2. Практикум: Практические занятия.
3. Аттестация: Контроль (качества , глубины , полноты ) знаний , полученных учащим Использование офисных технологий в учебном процессе :
1. Повышает наглядность и доступность материалов .
2. Повышает интерес у школьников к конкретной учебной дисциплине
3. Знакомит учащихся с информационной культурой нашего общества .
Заключение
В школьной практике мы ограничиваемся формированием рассудочного мышления, как наиболее простого и опирающегося на наглядные образы, в то время, как разумному мышлению-более сложному, его цель раскрыть сущность процесса, объекта, явления, уделяется недостаточно внимания.
Международные исследования уровня знаний школьников по естественным дисциплинам включают в себя знания на проверку интеллектуальных умений: выполнять анализ экспериментальных данных, классификацию и обобщение фактов, формулировать выводы, заключения и д.р.
Есть задания и на проверку методологического характера: объяснять наблюдаемые факты, спланировать эксперимент, выдвинуть гипотезу, сформулировать проблему для исследования. провести наблюдение.
Не учитывать эту тенденцию нам нельзя: можно отстать от мирового сообщества.
Использование информационно -коммуникационных технологий в школе
позволяет решить ряд фундаментальных задач:
• изменить цели образования в направлении формирования и развития способностей к
самостоятельному поиску, сбору , анализу и представлению информации , решению
нестандартных творческих задач , моделированию и проектированию предметов и
явлений окружающей действительности и своей деятельности ;
• внедрить проектные формы и модели учебного процесса , предусматривающих
активную интеллектуально -практическую деятельность учащихся , самостоятельное
осмысление целей своей работы и планирование путей их достижения, групповую и
коммуникативную деятельность,
• в основе программы обучения лежит социальный заказ , отражающий общественные и индивидуальные потребности и служащий основой для формирования системы целей
для образования. В этой системе можно выделить ряд компонентов :
• готовность к деятельности в быстро меняющемся мире , способность к
самостоятельному принятию и реализации решений;
• умение пользоваться средствами новых информационных технологий для решения конкретных задач , взаимодействия с информационными потоками , информационная культура .
Вывод
Подводя итог, отмечу, что применение средств ИКТ в системе общего образования, прежде всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения и управления .
Вместе с тем необходимо отметить, что они привносят в известные методы обучения и
управления специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно - поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся , создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников
Литература
1.Э.Е Эвенчик , С.Я. Шамаш « Дидактический материал по физике» Москва «просвещение»1991.
2. Журнал « Физика в школе» №8 2003 .
3. С.Е. Полянский « Разработки уроков по физике» Москва «ВАКО» 2003.
4.В.И. Лукашик Е.В. Иванова «Сборник задач по физике» 2002 .
5.А.Ю. Гаевский «Информатика» Киев «А.С.К.» 2002.
6.Е.И Карелова, М.В. Моисеева « Intel- Обучение для будущего»Москва 2003.
7. Материалы диска « Академия АЙТИ» раздела « методика педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе»
Академия АйТи
ИТОГОАВЯ РАБОТА
по программе:
«Применение международных информационных технологий: инженерно-техническое сопровождение применения ИКТ в учебном процессе»
тема: № 15
« План-конспект урока с применением мультимедийной презентации»
Работа выполнена
слушателем
Ефимовой Мариной Геннадьевной
Новосибирская область
Мошковский район
с. Белоярка
Белоярская средняя
общеобразовательная школа
Пеподаватель:
Москва 2006 г