МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «ТВОРЧЕСТВО»
Семинар
для педагогов УДО по
методам и приемам организации творческой деятельности детей
«Организация массовых мероприятий»
Составитель:
Гаврилей С.В.
педагог дополнительного образования
г.ВЛАДИКАВКАЗ,
Классификация методов обучения и их применение в процессе развития творческих способностей детей среднего и старшего школьного возраста.
Тема посвящена дидактическому инструментарию – методам и формам обучения. Роль и значимость этого инструментария в практике обучения определяющая. Именно от выбранных форм занятий и методов обучения зависит достижение поставленных целей.
Рассмотрим педагогические методы и формы, которые способствуют продуктивному личностно – ориентированному творческому обучению.
Обучение, основанное на продуктивной ориентации образования, опирается на такие виды образовательной деятельности, которые позволяют детям, во-первых, познавать окружающий мир, а, во-вторых, создавать при этом образовательную продукцию. Эти виды деятельности называются соответственно когнитивными и креативными методами. Данные виды деятельности являются основанием классификации соответствующих продуктивных методов обучения.
В процессе формирования творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно использовать когнитивные и креативные методы Важными для формирования творческих способностей детей явились когнитивные методы обучения (методы учебного познания). Особенностью познавательных методов является то, что их применение приводит к созданию образовательной продукции, то есть креативному результату. Поэтому методы познания являются также и креативными.
1. Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и понять его изнутри. Условием успешного применения данного метода является определенное состояние детей, создаваемый педагогом настрой. Вначале это может быть как игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ребята перестанут относиться к данному методу несерьезно, и примут его в разряд действительно учебных методов. Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в ромашку, березу, ель), в объекты неживой природы (телевизор, солнце, мяч). Это богатейший материал для новых сказок. Главное – это воспитание эмпатии, т.е. умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами. Вживаться в сущность образовательных объектов помогает применение словесных предписаний, например: « Представьте себе, что вы та ромашка, которая растет перед вами, ваша голова – это цветок. Туловище – стебель, руки – листья, корни – ноги…». В моменты наилучшего вживания ребенок задает вопросы объекту – себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства и ощущения являются образовательным продуктом ребенка. Подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства. Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку включает неиспользуемые обычно возможности детей. Ребятам свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их «очеловечивания».
2. Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Ребятам предлагается глядя на фигуру, знак, реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать на что они похожи. Или, например, детям предлагается послушать музыкальное классическое произведение. После прослушивания педагог задает вопросы. Что хотел выразить композитор, создавая мелодию? Что представил ребенок, когда слушал ее? Какого цвета эта музыка? Предлагается ребятам нарисовать образ, который возник в их воображении при прослушивании музыки.
3. Метод эвристического наблюдения. Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие ребенком различных объектов является подготовительным этапом в формировании его теоретических знаний. Наблюдение есть источник знаний, способ их добывания из реальности бытия. Ребята, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: информационный результат наблюдения, комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества обучающегося в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов. Предлагаю вам рассмотреть методы при организации и проведении массовых мероприятий.
Педагогические формы развития творческого потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста
Характерными проблемами процесса приобщения дошкольников к творчеству является следующее: бедный словарный запас, отсутствие навыков грамотного и системного построения речи, незначительный личный опыт и недостаточно развитая наблюдательность. Между тем творчество предполагает именно развитую наблюдательность, богатое воображение, не говоря уже об умении правильно, логически и интересно для слушателей построить высказывание.
Ограниченность у ребенка его словарного запаса и жизненных наблюдений может даже погасить творческий порыв, если педагог не сумеет развить в нем недостающие качества и вселить в него веру в свои силы. Чтобы развить творческие способности важно использовать следующие формы развития творческой активности детей:
1. Экскурсия на природу с последующим рассказом об их впечатлениях.
2. Работа с текстами сказок: чтение, пересказ, творческая переработка сюжета.
3. Театрализованные игры и детские спектакли.
4. Литературные игры.
5.Встречи с интересными людьми.
Рассмотрим более подробно содержание педагогических форм.
Работа с текстами сказок.
При работе по развитию творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно использовать тексты сказок. Сказка - самый доступный для этого возраста жанр литературного творчества. Она предполагает простоту изложения, выразительный язык, однозначные нравственные характеристики героев, позитивную направленность сюжета.
Работа над сказками должна осуществляться по двум направлениям: над содержанием и над языком. После прочтения сказки с детьми необходимо провести беседу по осмыслению содержания. С помощью педагога ребята вспоминают сказочные места, где происходили волшебные события, рассказывают о героях сказки (положительные и отрицательные качества, присущие персонажам сказки, связь характера героя с последовательностью его поступков), говорят о волшебных предметах, называют последовательность всех этапов сказки. Работа над языком включает в себя следующие вопросы:
Какие сказочные выражения вы заметили в тексте?
В каких еще сказках были похожие выражения?
Какие слова используются для описания героя и почему?
Почему сказка так называется?
Как бы вы назвали ее по-другому?
Такое акцентирование внимания не только на семантической, но и на лингвистической стороне текста способствовует запоминанию детьми образного строя речи рассказчика, пониманию уместности определенных метафорических выражений, употреблению их в дальнейшем в самостоятельной творческой работе. Следующим важным этапом являются творческие задания. Детям дошкольного возраста (с помощью педагога), младшим школьникам для самостоятельной работы предлагаются такие творческие задания:
- продолжить сказку;
- переработать сюжет;
- придумать другой конец сказки.
Данные задания творческого характера у дошкольников и младших школьников находят продолжение в детских рисунках, аппликациях и поделках.
Работа с текстами сказок в начальной школе должна находить продолжение и в творческих домашних заданиях: составить кроссворд, сканворд, викторину, загадки или шифровки по прочитанному литературному произведению.
Одной из важнейших задач педагога является дифференцированная работа с детьми.
Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это, с одной стороны, развивает у ребенка интерес к сказке, а с другой – стимулирует его фантазию, воображение, творческую активность, память, наблюдательность, дает мышлению и поведению ребенка настрой, установку на все прекрасное и доброе, способность к сопереживанию, чувство юмора.
Театрализованные игры и детские спектакли.
Театрализованные игры и детские спектакли, берущие свое начало в системе дошкольного образования, вполне возможны и в начальном звене школы. Однако здесь можно не ограничиваться в качестве материала сказочными сюжетами, а выходить на несложные, в том числе предусмотренные программой, рассказы, стихотворения. Целесообразно использовать такие виды игр:
- разыгрывание в творческих театральных, режиссерских играх и играх - драматизациях сюжетов литературных произведений, внесение в них и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий;
- разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками-самоделками; пальчиковый театр, театр марионеток. Творческое создание разных игровых образов в играх-имитациях (звери, птицы, растения, фантастические герои). Выразительная передача их действий, физического состояния, смены настроений с использованием мимики, пантомимики, интонации (расцветающий цветок, смена времени года, волшебные картины).
Дошкольники и младшие школьники очень любят театрализованные постановки детских сказок. Важно, чтобы подготовка к детскому спектаклю велась по следующим направлениям: знакомство со сказкой, беседы о театре,распределение ролей, репетиции, изготовление пригласительных билетов, афиши, подготовка выставки детского рисунка по сюжету сказки.
Основное достоинство данной формы приобщения детей к творчеству - развитие способности духовного перевоплощения, наблюдательности и умения в объекте наблюдения отметить и изобразить существеннейшие, знаковые особенности.
Литературные игры.
Всякое искусство питает душу ребенка, одно из первых, с которым встречается дошкольник, - это поэзия. Прибаутки, потешки, игровые песенки наполнены ароматом родного языка, тепла, домашнего уюта.
Поэтические образы имеют большое значение. Они не всегда осознаются ребенком, но, проникая в область подсознательного, они готовят ребенка к восприятию поэзии в будущем. Приобщаемый к поэзии дошкольник лучше обогащает свой лексический запас, более глубоко чувствует аромат родного языка, богаче формируется духовно и творчески.
Большое значение для творческого развития ребенка имеют литературные игры в словосложение, метафору, ударение, игры–фантазии, буриме.
Очень важно, чтобы процесс развития творческих способностей детей находил продолжение и в более старшем возрасте, так как любое творчество стимулирует нестандартность мышления, любознательность, познавательную активность и воспитывает творческий подход к жизни.