Метапредметный урок по биологии 5 класс

Конспект метапредметного урока для 5 класса по биологии. Структура урока построена в концепции «проблемно-диалогической технологии». Дидактическим стержнем занятия определена самостоятельная деятельность обучающихся по разрешению проблемных ситуаций и совместное обсуждение в группах вопросов, связанных с темой занятия подбор необходимой информации и представление ее.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки
















Конспект метапредметного урока

для 5 класса по биологии

по теме «Организмы-паразиты»



Учитель биологии ЛГМАОУ «СОШ №1»

г. Лангепас ХМАО-ЮГРА





















Опре Л.Д.

Конспект метапредметного урока для 5 класса по биологии. Структура урока построена в концепции «проблемно-диалогической технологии». Дидактическим стержнем занятия определена самостоятельная деятельность обучающихся по разрешению проблемных ситуаций и совместное обсуждение в группах вопросов, связанных с темой занятия подбор необходимой информации и представление ее.

Планируемые результаты:

Личностные:

осознание практической опасности в связи с их биологическими особенностями и образом жизни;

  • осознания ценности формируемых способов деятельности;

Метапредметные:

  • умение принимать учебную задачу и выполнять ее;

  • планировать, контролировать и оценивать свои действия;

  • умение работать в команде; слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения;

  • умение анализировать информацию, делать выводы.

Предметные

  • умения выявлять биологические особенности организмов, в связи с их образом жизни;

умение распознавать их значение в природе и жизни человека

- умение находить необходимую информацию


Методы обучения, используемые технологии:

проблемно-диалогическая технология.

Формы организации познавательной деятельности: групповая

Средства обучения: компьютер и Интернет, учебник биологии, для организации самостоятельной работы обучающихся в группах, дополнительная информация, словарь.









Тема урока: Организмы – паразиты

Цель урока: сформировать группы паразитических организмов и

предсетавить информацию в виде схемы;

Задачи: - изучить многообразие паразитических организмов

их приспособления к паразитическому образу жизни.

- развивать умение классифицировать;

- уметь планировать свою деятельность;

- находить необходимую информацию и преобразовывать и ее.

Тип урока: открыие новых знаний.

Оборудование: 1. учебные таблицы: «Грибы-паразиты»

«Черви-паразиты»

«Бактерии»

«Растения-паразиты»

2.Презентация

3.Информационные листы для работы в группах

4.Словарь

5.Фломастеры, чистые листы.

  1. Оргмомент

  2. Актуализация знаний:

1.Учитель. На информационном листе, на столе, в пером задании

(слайд №1) (коммуникаимвные ууд)

Вирус, как бы, блоха, лентяй, клещ, как то, троян, значит, пиявки, короче, бездельник, бактерии, трутовик.

Наведите порядок в предложенных понятиях. Разделите их на группы. Озаглавьте каждую группу. Выполните задание на чистом листе фломастерами. 5мин.

1группа 2группа 3группа 4группа

Вирус блоха как то лентяй

Троян клещ значит бездельник

пиявки короче

бактерии

трутовик

Выступают обучающиеся, представляя свои наработки…

У.(Сравните со слайдом №2)


2.Учитель. - Ребята, как вы это сделали?

- А что эти группы объединяет?

-Где, на каких учебных предметах можно

производить подобное деление? (регулятивные ууд)


3.Сейчас давайте наведем порядок в группе слов живые огранизмы.

Это задание два.

Блоха, клещ, пиявки, бактерии, трутовик.

4. Попробуйте, разделите эти понятия, организмы подобного рода есть в каждом царстве. Выразите в виде схемы. 5 мин.


Растения- животные- грибы- бактерии-

паразиты паразиты паразиты паразиты

( Сравните со слайдом№3) оцените свою работу…


III. Открытие нового знания:

1.У. Так что же мы сегодня будем изучать на уроке? Сформулируйте. (сл.№4) (познавательные ууд)

Запишите тему урока в тетрадь! Организмы-паразиты.

Зарисуйте схему «Организмы-паразиты» это план нашей работы.


IV. Применение нового знания:

1. Кто такие паразиты?

2. Где можно найти определение этому понятию?...

Обучающиеся: в словаре, в Инернете, в учебнике.

Высказывают свое мнение

3.У. Паразит (“пара” – от греческого слова около, “ситос” – пища) – это живой организм, который обитает внутри тела хозяина или на теле и питается за счет него.

Паразитизм – это способ питания.

(обратимся к слайду№5)


4. На столе лежат листы, выполните третье задание.

У каждой группы оно свое.

Сейчас мы познакомимся с некоторыми живыми организмами, представителями паразитов.

- слово первой группе … (сл.№6) ребята читают и выполняют

Прочитайте информацию на данном листе и рассмотри рис143 в учебнике с.133. приготовься рассказать одноклассникам. (познавательные ууд)

Обучающиеся. “Раффлезия Арнольда” многолетнее бесхлорофильное растение, растущее на острове Суматра. Неподалеку от него трудно пройти, не заметив ее. Она дает о себе знать... отвратительным зловонием. Ее запах привлекает мух и жуков для опыления. Огромные цветки Раффлезии (иногда более 1 метра в диаметре) имеют 5 толстых лепестков красного цвета, с пятнами более светлого оттенка. У Раффлезии нет ни корней, ни хлорофилла, и ее существование полностью зависит от других растений”. Это паразитический организм.

У. - слушаем вторую группу… (Сл.№7)

Прочитайте информацию на данном листе и рассмотри рис143 в учебнике с.133. приготовься рассказать одноклассникам.

Обучающиеся: Еще в середине 19 в. врачи отрицали, что туберкулез легких или иначе – чахотка, вызывается бактериями, В 1882 г. немецкий ученый Кох сделал великое открытие – впервые выделил и описал возбудителя туберкулеза, их позже стали называть бациллой или палочкой Коха. Очень многие болезни человека и животных вызывают бактерии. Болезнетворные бактерии приспособились к жизни в живом организме. В благоприятных условиях они размножаются каждые 20 минут, т.е. через 5 часов из 1 бактерии будет 32768 бактерий. Бактерии выделяют ядовитые вещества, отравляющие организм. Заражение происходит при контактах с больными или при употреблении зараженной пищи и воды. Скорость распространения повышается в местах скопления людей. Болезнь “Чума” – одна из самых быстро распространенных болезней. Например: в 6 веке в Римской империи за 50 лет умерло 100 млн. человек. В результате регулярных предохранительных мер в нашей стране Чумы не наблюдалось уже давно. Зато есть: дифтерия, столбняк, корь, ветрянка, ангина и т.д. Чтобы вы не, болели, следует ставить предупредительные прививки.

У. - третья группа, пожалуйста… (сл.№8)

Прочитайте информацию на с.132 первый абзац и рассмотри рис143 в учебнике с.133. приготовься рассказать одноклассникам.

Обучающиеся. Рассказывают…


У. - последняя - четвертая… (сл.№9)

Прочитайте информацию на с.132 абзац 2 и рассмотри рис143 в учебнике с.133. приготовься рассказать одноклассникам.


Обучающиеся. Рассказывают…


5.У. Как вы думаете, а среди людей есть паразиты? «Человек-паразит»

Мир организмов - паразитов огромен и разнообразен. (Рассказ учителя).


6. У. Изучая эту тему, давайте подумаем:

НУЖНЫ ЛИ ПАРАЗИТЫ НА Земле? Каково их значение? Что можно сказать о их пользве и вреде?

(сл.№10)

7.У. Каково значение паразитов на Земле?

Обучающиеся отвечают:

- Регулируют численность живых организмов

- Сохраняют биологическое разнообразие на Земле,

Т.е. нет вредных и полезных организмов, каждый выполняет свою роль . (сл.№11)

У. В тетради по памяти запишите примеры организмов-паразитов.

V.У. Д/З на слайде…(Сл.№12)

  • П.38 (д) с.135

  • 1.Нарисуй коллаж «Организмы-паразиты» (не менее 5 рисунков)

  • 2.Электронный слайд приготовить «Организмы-паразиты»

  • 3. Мини-сочинение «Нужны ли паразиты в жизни»


VI. У.Итог урока: (сл.№13)

Обучающиеся высказывают свое мнение (регулятивные ууд)

  • Я сегодня узнал на уроке …

  • Мне было интересно …

Близнец-паразит-вампир


Долгое время врачи были уверены, что у девочки рак, который не оперируется, и она обречена. Семья все – таки решилась на операцию. Когда врачи стали оперировать, они испытали ужас. Внутри девочки жило существо похожее на человеческое. Его длинными жесткими, черными волосами было пронзена вся брюшная полость, а ножка этого существа пробила дыру в кишечнике. У прятавшегося внутри существа были: нога, желудок, голова, имевшая глаз, ухо, волосы, пуповина, через которую это существо питалась кровью девочки. В животе 5 летней девочки жил близнец-вампир-паразит.

(Такие явления редко, но встречаются, когда два зародыша развиваются на одном участке. Один растет, а другой превращается в паразита. Это существо нельзя назвать человеком, у него нет мозга, но оно растет, убивая своего хозяина.

Удивительно, что девочка проходила с этим чудовищем внутри больше 5 лет. Освободившись от своего мучителя, девочка быстро пошла на поправку.

.... Этот случай произошел в результате того, что семья девочки жила рядом с Семипалатинским ядерным полигоном в Казахстане)







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее