«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Место и роль здоровьесберегающей технологии в дошкольных образовательных учреждениях

В дошкольных образовательных учреждениях необходимо среди числа многочисленных современных технологий уделять достаточное внимание здоровьесберегающим технлологиям. Основной их целью является сохранить, поддержать и обоготить здоровье детей.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Оспанова Майра Думаковна

Воспитатель

Управление образования г.Алматы

ГККП «Ясли-сад № 33 г.


«Место и роль здоровьесберегающей технологии

в дошкольных образовательных учреждениях»


Начала, заложенные в детстве человека,

похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его.

В. Гюго


Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки современных педагогических технологий обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

В целях реализации современной образовательной политики Казахстана, обеспечения высокого качества дошкольного образования, необходимы новые инновационные подходы к решению актуальных проблем, возникающих в детских садах в сложившейся социальной ситуации. Мы задаемся вопросами: Каким должно быть дошкольное образование в будущем? Как обеспечить максимально высокое качество дошкольного образования?

Одним из вариантов решения возникающих проблем на современном этапе является использование в своей работе современных педагогических технологий.

Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.

Педагогическая технология - это целостный научно - обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Педагогическая технология отражает процессуальную сторону обучения и воспитания, охватывает цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия их организации.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственного образовательного стандарта дошкольного образования. К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- здоровьесберегающие технологии;

- игровые технологии;

- технологии проектной деятельности;

- технологии исследовательской деятельности;

- технология проблемного обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- информационно-коммуникационные технологии [1, 8; 2, 11].

Остановимся здоровьесберегающией технологии.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это, прежде всего, культура здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. Эта технология позволяет дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

· медико-профилактические;

· физкультурно-оздоровительные;

· технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

· здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

· здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.


Литература


  1. Хабарова Т.В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании».Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2011 г. – С.8.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии/Г.К.Селевко. – М., 1998 г.- С. 11.

  3. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях/Г.В.Фадина. – Балашов, 2004 г. – С.10-15.

3


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее