Оспанова Майра Думаковна
Воспитатель
Управление образования г.Алматы
ГККП «Ясли-сад № 33 г.
«Место и роль здоровьесберегающей технологии
в дошкольных образовательных учреждениях»
Начала, заложенные в детстве человека,
похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его.
В. Гюго
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки современных педагогических технологий обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
В целях реализации современной образовательной политики Казахстана, обеспечения высокого качества дошкольного образования, необходимы новые инновационные подходы к решению актуальных проблем, возникающих в детских садах в сложившейся социальной ситуации. Мы задаемся вопросами: Каким должно быть дошкольное образование в будущем? Как обеспечить максимально высокое качество дошкольного образования?
Одним из вариантов решения возникающих проблем на современном этапе является использование в своей работе современных педагогических технологий.
Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.
Педагогическая технология - это целостный научно - обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Педагогическая технология отражает процессуальную сторону обучения и воспитания, охватывает цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия их организации.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственного образовательного стандарта дошкольного образования. К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технологии исследовательской деятельности;
- технология проблемного обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- информационно-коммуникационные технологии [1, 8; 2, 11].
Остановимся здоровьесберегающией технологии.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это, прежде всего, культура здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. Эта технология позволяет дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
· медико-профилактические;
· физкультурно-оздоровительные;
· технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
· здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
· здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Литература
Хабарова Т.В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании».Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2011 г. – С.8.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии/Г.К.Селевко. – М., 1998 г.- С. 11.
Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях/Г.В.Фадина. – Балашов, 2004 г. – С.10-15.
3