Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Павлоградского муниципального района Омской области
«Южная средняя школа»
согласовано Заместитель директора по ВР _____________Т.И. Прохоренко « » ______2021г.
| | утверждаю Директор МБОУ «Южная СШ» ______________К.М. Апенова
Приказ №__ от « »_____2021 г.
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный спортсмен»
Направленность: физкультурно- спортивная
Трудоёмкость: 8 часов
Срок реализации:8 часов
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования
Каюков Сергей Васильевич
с. Южное – 2021
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный спортсмен»
Содержание программы:
I. Пояснительная записка 3стр.
I.1. Направленность программы 3стр.
I.2. Актуальность программы 3стр.
I.3.Цель и задачи программы 3стр.
I.4. Возраст детей участвующих в реализации программы 4стр.
I.5. Сроки реализации программы 4стр.
I.6. Формы и режим занятий 4стр.
1.7. Характеристика целевой группы 4стр.
I.8. Личностные, метапредметны и предметные результаты освоения
программы 5стр.
I.9. Формы проведения 7стр.
II. Учебно-тематический план 7стр.
III. Содержание программы 7стр.
III.1. Общие развивающие упражнения (4 часа). 7стр.
III.2. Упражнения с элементами гимнастики (4 часа). 8стр.
III.3.Основные формы организации работы 8стр.
IV. Контрольно - оценочные средства 9стр.
V. Условия реализации программы 11стр.
V.1. Материально - техническое обеспечение 11стр.
V.2.Учебно - методическое обеспечение 11стр.
V.3.Кадровое обеспечение 11стр.
V.4.Информационно - образовательные ресурсы 11стр.
VI. Список литературы: 12стр.
I. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный спортсмен» относится к физкультурно - спортивной направленности дополнительного образования детей, реализуется в период осенних каникул, рассчитана на 8 часов для детей в возрасте от 7 до 10 лет.
1.2. Актуальность.
Особенность физической культуры является ее деятельностный характер. Для реализации программного содержания, помимо учебных занятий, как ведущей формы организации обучения, используются спортивно-массовые мероприятия (спортивные соревнования, спортивные праздники и т.д.).
Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что без занятий физической культурой здоровым быть невозможно. Постоянные и разнообразные физические упражнения делают человеческое тело не только сильным, но и прекрасным. Определяя понятие красоты человеческого тела, ученый М.Ф. Иваницкий наряду со стройностью и безукоризненностью линий, отмечает и такие важные качества, как легкость и согласованность движений, физическую силу, гармоническое развитие. Считается, что это своего рода талант, с зачатками которого человек рождается и который, как и всякий талант, для созревания и полного расцвета нуждается в развитии и совершенствовании. Все эти качества, даже если они не подарены ребенку природой «в готовом виде», можно выработать с помощью физических упражнений. Они, подобно резцу скульптора, «шлифуют» фигуру, совершенствуют грациозность движений, создают запас телесных сил. Красота, здоровье, физическое совершенство - часто результат долгого и упорного труда. Установка на всестороннее развитие ребенка предполагает овладение им основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень физических способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
1.3. Цель программы: развитие двигательных способностей обучающихся через общеукрепляющие упражнения.
Задачи:
-овладеть общеразвивающими физическими упражнениями, умениями их использовать в период активного отдыха и досуга;
-формировать интерес к занятиям физическими упражнениями.
-развивать жизненно важные двигательные умения и навыки;
-развивать умения сотрудничать в коллективе сверстников в процессе проведения подвижных игр и спортивных соревнований.
Программа «Юный спортсмен» краткосрочная и будет реализована в детском коллективе в период осенних каникул так как в этот период времени будет организован подвоз детей начальной школы из которых будут формироваться группы, а также и из всех желающих, не охваченных организованным отдыхом, группы могут быть одновозрастными или разновозрастными. Каждое занятие построено таким образом, что учащийся получает определённый комплекс знаний и практических умений по базовой теме и может включиться в работу на любом этапе реализации программы, так как занятия носят автономный характер и имеют логическую завершённость. Половина программного материала посвящена подвижным и спортивным играм. Учащийся может познакомиться и со всеми предложенными играми и с основными элементами определённых спортивных игр, получить как общие сведения, так и конкретные по одной или нескольким из предложенных игр. Этот материал может быть расширен дополнительной вариативной темой «Подвижные игры и эстафеты с мячом», в содержание которой войдут подготовительные упражнения к элементам спортивных игр и различные игры и эстафеты с использованием этих упражнений.
1.4. Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Образовательная программа «Юный спортсмен» рассчитана на детей в возрасте от 7 до 10 лет.
1.5. Сроки реализации - 8 часов.
1.6.Формы и режим занятий.
Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия 2 академических часа (45+45 минут с 15-минутным перерывом).
При реализации вариативной темы - 4 раза в неделю.
I.7. Характеристика целевой группы
Младший школьник (7-10 лет) – человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Когда ребёнок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников – с другой. Отношение ребёнка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь – учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника.
Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе (или группе) благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают своё положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания.
О возрастающей роли сверстников свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличии от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии других детей. Нередко практикуемое взрослыми осуждение ребёнка за какой-либо проступок перед другими детьми является для него мощным травмирующим фактором, последствия которого требуют срочного психотерапевтического вмешательства.
Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям. Очень важно, чтобы ребёнок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Большую возможность для реализации этой потребности возраста могут дать внешкольная и внеклассная работа. Потребность ребёнка во внимании, уважении, сопереживании является основной в этом возрасте. Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал свою ценность и неповторимость.
1.8. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
В результате реализации программы дети узнают правила и
последовательность выполнения общих развивающих упражнений, упражнений с предметами (скакалка, обруч), иметь общие представления об основных правилах соревнований и спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол). Они научатся передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях; выполнять общеразвивающие упражнения, осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных и спортивных играх (футбол, волейбол, баскетбол).
1.9.Формы проведения - спортивные праздники, соревнования, спортивные игры.
II. Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Общее количество часов | | |
|
| |||
I.1 | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях | 1
| | |
I.2 | Техника ходьбы и бега различными видами. | 1 |
| |
I.3 | Прыжки различными способами с различной амплитудой
| 1 | ||
I.4 | Лазание различными способами и с различной направленностью передвижения | 1 | ||
|
| |||
II.1 | Правила обращения с предметом (скакалка, обруч).
| 1 |
| |
II.2 | Выполнение групповых упражнений со скакалкой: (прыжки через скакалку, бег со скакалкой). | 1 | ||
II.3 | Упражнения с обручем: ( катание и вращение обруча) | 1 | ||
II.4 | Упражнения с обручем: ( броски, ловля, прыжки) | 1 | ||
| Итого | 8 |
III. Содержание программы
№ п/п | Темы | Общее количество часов | Вид деятельности | |
| | |||
I.1 | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях Знакомство со спортивными играми футбол, баскетбол, волейбол. Простейшие технические действия Знакомство с правилами игры. | 1
| 1.Знакомятся с требованиями к одежде и обуви для занятий физической культурой. 2.Выполняют эстафеты. 3.Соблюдают ТБ. | |
I.2 | Техника ходьбы и бега различными видами. Игры-эстафеты с использованием общих развивающих упражнений | 1 | 1. Знакомятся с физической культурой, как системой разнообразных форм занятий физическими упражнениями, ее ролью и значением, гигиеническими требованиями. 2. Учатся ходьбе и бегу различными видами. 3. Выполняют эстафеты. 4. Соблюдают ТБ.
| |
I.3 | Прыжки различными способами с различной амплитудой Отработка основных элементов в футболе: ведение мяча.
| 1 | 1. Учатся прыжкам разными способами и из разных исходных положений; с различной амплитудой, траекторией и направлением движений. 2. Закрепляют правила поведения на учебных занятиях. 3. Учатся преодолевать малые препятствия. 4. Учатся отрабатывать некоторые элементы игры в футбол (ведение мяча). 5. Соблюдают ТБ.
| |
I.4 | Лазание различными способами и с различной направленностью передвижения. Отработка основных элементов в футболе: передача мяча в парах. | 1 | 1.Учатся лазанию различными способами и с различной направленностью передвижения. 2. Закрепляют комплекс общеразвивающих упражнений на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, дифференцирование мышечных усилий и координацию движений, развитие подвижности суставов и гибкости (разминка). 3. Учатся отрабатывать некоторые элементы игры в футбол (передача мяча в парах). 4. Соблюдают ТБ.
| |
| | |||
II.1 | Правила обращения с предметом (скакалка, обруч). Отработка основных элементов в волейболе: подача мяча.
| 1 | 1.Знакомятся с правилами обращения и выполнения упражнений с предметом (скакалка, обруч). 2. Учатся отработке основных элементов в волейболе: подачам мяча. 3. Соблюдают ТБ. | |
II.2 | Выполнение групповых упражнений со скакалкой: (прыжки через скакалку, бег со скакалкой). Отработка основных элементов в волейболе: способы подачи мяча, работа в парах. | 1 | 1. Выполняют групповые упражнения со скакалкой (прыжки через скакалку, бег со скакалкой. 2. Учатся отработке основных элементов в волейболе: способам подачи мяча, работе в парах. 3. Соблюдают ТБ. | |
II.3 | Упражнения с обручем:( катание и вращение обруча). Отработка основных элементов в баскетболе: ведение мяча. | 1 | 1. Выполняют упражнения с обручем ( катание и вращение обруча). 2. Учатся отработке основных элементов в баскетболе: ведению мяча. 3. Соблюдают ТБ. | |
II.4 | Упражнения с обручем:( броски, ловля, прыжки) Отработка основных элементов в баскетболе: броски мяча в кольцо. | 1 | 1. Выполняют упражнения с обручем (броски, ловля, прыжки). 2. Учатся отработке основных элементов в баскетболе: броскам мяча в кольцо. 3. Соблюдают ТБ. |
1. Общие развивающие упражнения (4 часа).
Теория: Требования к одежде и обуви для занятий физической культурой. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями, ее роль и значение, гигиенические требования. Правила поведения на учебных занятиях. Комплекс общеразвивающих упражнений на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, дифференцирование мышечных усилий и координацию движений, развитие подвижности суставов и гибкости (разминка). Практика. Ходьба и бег различными видами, прыжки разными способами и из разных исходных положений; с различной амплитудой, траекторией и направлением движений. Преодоление малых препятствий. Лазание различными способами и с различной направленностью передвижения.
2.Упражнения с элементами гимнастики (4 часа).
Теория: правила обращения и выполнения упражнений с предметом (скакалка, обруч).
Практика: выполнение групповых упражнений со скакалкой (прыжки через скакалку, бег со скакалкой). Выполнение упражнений с обручем ( катание, вращение обруча, броски, ловля, прыжки).
Вариативная часть:
Подвижные игры с элементами спортивных игр (8 часов).
Теория: знакомство с правилами игры. Знакомство со спортивными играми футбол, волейбол, баскетбол. Простейшие технические действия.
Практика: игры-эстафеты с использованием общих развивающих
упражнений (в парах, противоходом, комбинированные). Отработка некоторых элементов игры в футбол (ведение мяча, передачи в парах), в волейбол (способы подачи мяча, работа в парах), в баскетбол (ведение мяча, броски в кольцо).
3. Основные формы организации работы.
- спортивные и подвижные игры;
- эстафеты и соревнования;
- элементы видов спорта;
- организация спортивно - массовых мероприятий;
- соблюдение режимных моментов: режим дня, режим питания;
- тематические дни: День здоровья и спорта.
IV. Контрольно - оценочные средства
Контроль результатов обучения осуществляется в форме наблюдения.
Таблица
Контрольные нормативы
№п/п | Контрольные упражнения | пол | Этапы обучения |
СОГ | |||
ДП | |||
1
| Бросок набивного мяча 1 кг, м (сидя) | м | 2,8 |
д | 2,4 | ||
2 | Наклон туловища вперед стоя на возвышении | м | + |
д | + | ||
3 | Челночный бег 3*10 м, с | м | 11,0 |
д | 11,5 |
Методика выполнения контрольных нормативов
Челночный бег выполняется 1 раз на время, обязательное требование при пробегании отрезков, коснуться ладонью руки ориентирной линии старта и финиша, за исключением последнего пробегания финишного отрезка.
Наклон туловища вперед - выполняется, стоя на возвышении, не сгибая ног в коленях и не отрывая стоп от скамейки. Положение в наклоне фиксируетсяв течение 3-х секунд. Измеряется расстояние от поверхности скамейки и до кончиков пальцев рук, результат записывается в сантиметрах.
Бросок набивного мяча из-за головы - исходное положение и вес мяча зависит от этапа подготовки. Испытуемому предоставляется три попытки. Результат измеряется в метрах от стартовой линии до места падения мяча. В протоколе записывается лучший результат.
Ожидаемый результат.
По итогам решения поставленных задач ожидается получить следующие результаты:
1. Воспитание здоровой, физически развитой и духовно - нравственной личности.
2. Приучить детей ценить свое здоровье, ответственно относиться к нему.
3. Сформировать устойчивую потребность в физкультурно- оздоровительных мероприятиях.
4. Формируется навык самосовершенствования и самоконтроля, самопознания, самостраховки и взаимопомощи.
5. Двигательный опыт обучающихся должен стать шире, посредством использования и освоения физических упражнений.
6. Воспитание личности, обладающей волевыми качествами и творческими способностями.
7. Обучающиеся должны обладать развитой гибкостью, подвижностью в суставах, уметь легко владеть своим телом и иметь высокий уровень работоспособности.
8. Обучающийся анализирует свои действия и действия товарищей.
9. Быстрее выполняют различные упражнения, развиваются силовые способности, поддерживается правильная осанка.
V. Условия реализации программы.
1. Материально-техническое обеспечение
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
- ПК – 1 шт.;
- Ноутбук – 1 шт.;
- Проектор – 1 шт.;
- Демонстрационный экран – 1 шт.;
- Проветриваемый кабинет со столами и стульями;
- Спортивный зал;
- Спортивная площадка.
Спортивный инвентарь:
1. Шведская стенка-5 шт.
2. Гимнастические скамейки-3 шт.
3. Гимнастические маты- 5 шт.
4. Скакалки-15 шт.
5. Мячи набивные-5 шт.
6. Мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные-10 шт.
7. Турник- 3 шт.
8. Сетка волейбольная -1 шт.
9. Рулетка - 1 штука
10. Секундомер SW-001 - 1 штука
11.Баскетбольная площадка, щит – 2 шт., кольцо баскетбольное – 2 шт.
12. Малый обруч (60 см) -15 шт.
13. Гимнастические палки-15 шт.
14 Канат для лазания-1 шт.
15. Обруч гимнастический – 15шт.
Измерительные приборы: весы, часы.
2. Учебно - методическое обеспечение.
Учебные пособия: наглядные пособия (таблицы, схемы), электронные ресурсы (презентации, видеоуроки) презентации: «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь», «Пропаганда здорового образа жизни», «Правильная осанка», и т.д.
3. Кадровое обеспечение программы
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование, соответствующее профилю программы, и постоянно повышающего уровень профессионального мастерства.
4. Информационно - образовательные ресурсы
Теоретический материал
Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2018.
Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2019.
Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2017.
VI. Список литературы:
Нормативно - правовая
1. Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р).
2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Для педагога
1. Попова, Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике (Текст) / Е. Г. Попова. - Москва: Терра-Спорт, 2018г. - 72с.
2. Холодов, Ж.К. - Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2017г.- 480с.
3. Учительский портал https://www.uchportal.ru/load/100.
Для обучающихся и родителей:
Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник./ Виленский М. Я., Горшков А. Г.- Москва: КноРус, 2020г. - 216 с.
Ягодин В. В. Физическая культура. Основы спортивной этики. (Текст) / Ягодин В. В. - Москва: Юрайт, 2019. -114 с.
5