Математическая грамотность как одна из составляющих функциональной грамотности
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Компоненты математической грамотности
Установление связей и интеграции материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи
Воспроизведение математических факторов, методов и выполнение вычислений
Математические размышления, требующие обобщения и интуиции
Уровни математической грамотности
5
3
6
2
4
1
Ученики обобщают, используют информацию на основе своих исследований и моделирования сложных задач. Используют знания в нестандартном контексте. Продвинутое математическое мышление…
Применяют математические концепции и проводят операции для решения незнакомых задач. Объясняют ход решения. Выбирают, сравнивают, оценивают, аргументируют стратегию решения…
Могут исследовать подробному алгоритму решений, кратко аргументируя свои действия. Простейшие интерпретации результатов и базовые рассуждения…
Решают задачи, в которых требуется прямое умозаключение на основе применения простейших алгоритмов, формул, действий, правил…
Ученики выбирают и объединяют информацию, проводят анализ практических задач. Используют ограниченный диапазон умений и могут рассуждать в прямом контексте, аргументируют действия…
Справляются с простейшими действиями, если задача имеет явно заданную ситуацию и дан пошаговый алгоритм решения…
Наивысший уровень математической грамотности
6 уровень
Школьник обобщает, использует информацию на основе своих исследований и моделирования сложных задач. Использует знания в нестандартных контекстах
Анализируют свои действия, формируют и точно сообщают о своих решениях относительно личных выводов, об их соответствии исходной ситуации
Применяют свое понимание и навыки символических и формальных математических операций функции, чтобы развить новые подходы и стратегии решения задач
Связывает различные источники информации и представления, плавно переходит от одного к другому. Способен к продвинутому математическому мышлению и рассуждению
Основа организации исследования математической грамотности включает три структурных компонента:
Контекст, в котором представлена проблема
- общественная жизнь
- личная жизнь
- образование/профессиональная деятельность
- научная деятельность
Содержание математического образования, которое используется в заданиях
- Количество – 27%
- Пространство и форма – 24%
- Изменения и зависимости – 26%
- Неопределенность – 23%
Мыслительная деятельность
Связь контекста с математическим содержанием
Математическая формула, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе:
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Международные рейтинги качества систем образования опираются на данные исследований PIRLS, TIMSS и PISA
ОСВОЕНИЕ ОСНОВ ЧТЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ
- приобретения читательского литературного опыта
- освоения и использования информации
PIRLS – оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы
ОСВОЕНИЕ ОСНОВ МАТЕМАТИКИ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ:
СФОРМИРОВАННОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ, НАВЫКОВ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
4 класс, один раз в 5 лет,
- всех общеобразовательных курсов (4, 8 классы)
- углублённых курсов математики и физики (11 класс)
TIMSS – оценка качества математического и естественнонаучного образования 4 , 8 и 11 классы, один раз в 4 года
1995,…, 2015, 2019, 2023 …
PISA – оценка функциональной грамотности в области чтения, математики и естествознания
2001, 2006, 2011, 2016, 2021 …
15-летние обучающиеся,
один раз в 3 года
2000,…, 2015, 2018, 2021, 2024 …
1
© АО «Издательство «Просвещение», 2019