«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Мастер-класс "Приемы работы с текстом"

Данный мастер-класс призван помочь педагогам сформировать или пополнить банк методических приемов при работе к текстом. Представленные приемы примененимы в рамках работы с текстами большого объема, что на уроках является затруднительным из-за малой мобильности и значительных временных затрат. Но именно с подобными текстами обучающимся приходится сталкиваться на ОГЭ и при написании ВПР по русскому языку. Ученикам приходится проделывать большую мыслительную работу: анализируют информацию, выделяют главное и т.д.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Балачий Г.В., учитель русского языка и литературы БОУ «Соловьевская СШ»

Мастер-класс «Отработка типичных ошибок, допущенных при работе с текстом в рамках ВПР и ОГЭ по русскому языку».

Вступительное слово: анализируя в очередной раз результаты ВПР по русскому языку в среднем звене, нельзя не отметить недостаточное умение школьников работать с текстом, правильно выражать свои мысли, интерпретировать текст. А ведь такие же умения необходимы выпускникам на итоговой аттестации. Но как раз больше всего ошибок дети делают из-за непонимания прочитанного текста, из-за несформированности универсальных учебных действий. Уважаемы коллеги, на данном  мастер-классе я продемонстрирую приемы работы с текстом, мы с вами отработаем некоторые из них на деятельностной основе (работа в группах).

Начало работы с приема мотивации «Яркое пятно». (Притча «Жил-был мудрец, который знал все….». В наших руках творить для других, передавать свой опыт и верить в то, что так можно улучшить жизнь другим людям)

Знакомство с текстом Н. Аксеновой «Отец» (содержание выведено на слайд и представлено в группы в печатном виде). Приложение

Практическая демонстрация приемов, которые развивают самостоятельное мышление школьников,  помогают решать такие речевые задачи, как    учить видеть, слышать и чувствовать текст;     обогащать словарный запас,     формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

Наиболее эффективные приемы:

«Тонкие и толстые вопросы» (участники в группах формулируют прямые и проблемные вопросы на знание текста: Кто приходил на утренник? С кем сравнивали дети смешных, некрасивых людей? Почему, вспоминая отца, героиня всегда плачет? И др. );

«Двойной дневник» (фиксируются фразы в рабочих листах эпизоды, которые чем-то запомнились, и краткий комментарий к ним);

Попытка «выразить содержание иначе» (пробуют пересказать эпизод, изменив ситуацию);

видеоряд или просмотр иллюстраций (соотносят с текстом, уточняются запечатленные важные моменты, детали из содержания текста);

«Верно ли, что….» (определяют верные утверждения:

  1. Несправедливое отношение девочки к своему отцу.

  2. Глубина любви отца к дочери в его поступках.

  3. Сила любви - во внешней красоте человека.

  4. Перед силой самоотверженной любви отступают все преграды)


«Ключевые слова», прием «Удивляй!».

Предлагаем детям самостоятельно сформулировать задания к данному тексту

(составить вопросный план или восстановить пропуски плана, представить содержимое в виде иллюстрации, схемы и т.д)

Подведение итогов: представленные приемы работы применены в рамках текста большого объема, что на уроках представляется затруднительным из-за их малой мобильности и значительных временных затрат. Но именно с подобными текстами дети работают на ОГЭ и при написании ВПР. Используя предложенные приёмы, ученик проделывает  большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, учится делать обобщения, выделяет  главное, существенное. В результате формируются способности визуального мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, а также развиваются умения работы с различными текстами.

Материалы мастер-класса помогут педагогам сформировать (пополнить)  «банк» методических приемов, сопоставить свой уровень и формы работы с представленными.

























Приложение

(1) В детстве я (не)навидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2) Он садился на стул возле елки, долго пиликал на своем баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша восп..тательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4) Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя н..когда не пил, нос у него почему-то всегда был (свекольно) красного цвета, как у клоуна. (5) Дети, когда хотели сказать про кого(то), что он смешной и (не)красивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!» (6) И я сначал.. в садике, а потом в школе несла тя…кий крест отцовской несуразности. (7) Все бы н…чего (мало ли у кого какие отцы!) но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой г..рмошкой. (8) Играл бы себе дома и не позорил н.. себя, н.. свою дочь! (9) Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя по…черкнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне н…какого отн…шения.

(11) Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12) У меня начался отит. (13) От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14) Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15) По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замерзнем. (16) Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17) Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18) Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19) Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется все мужество!» (20) Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21) Он открыл машину и вышел в ревущую ночь. (22) Дверца захлопнулись за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23) Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24) Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обреченно смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на мое лицо. (26) Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27) Он взял меня на руки и прижал к себе. (28) Шёпотом он рассказал маме, что дошел до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29) Я дремала на его руках и сквозь сон слышал, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения . (31) А он долго потом болел двусторонним воспалением легких.

(32)…Мои дети недоумевали, почему, наряжая елку, я всегда плачу. (33) Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под елку и кладет голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34) Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать. 

(По Н.Аксеновой)



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее