Сценарий мастер-класса «Ценность человеческого общения»
Цуканова Ирина Николаевна
Крупина Оксана Николаевна
учителя МБОУ «СОШ №43 имени Г. К. Жукова» г.Курска,
e-mail: [email protected]
Мастер-класс демонстрирует методические приемы обучения диалогической речи на английском языке, обеспечивающих эффективное решение проблемы общения. Среди этих приёмов: обучение построению диалогических единств, использование игровых моментов и тренировочных упражнений. Результатом проведения мастер-класса является овладение учителями иностранного языка данными приёмами для активизации речевой деятельности учащихся, специфики их использования на уроках иностранного языка.
Ключевые слова: диалогическая речь, общение, диалогическое единство, английский язык, игра, тренировочные упражнения.
Антуан де Сент Экзюпери говорил: «Единственная настоящая роскошь- это роскошь человеческого общения». С этим трудно поспорить. В связи с прогрессивным развитием общества в последнее время наблюдается возрастающий интерес к иностранному языку. Стремление и необходимость изучать иностранный язык объясняется рядом причин, одна из которых- желание путешествовать по миру, обогащать свои знания и расширять кругозор в общении с представителями различных стран и культур.
Согласно требованиям ФГОС целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне, т. е. способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка.
При обучении иностранным языкам диалогическая речь является одним из неотъемлемых компонентов, так как она занимает большую часть разговорной речи (около 70 процентов). Без умения вести беседу невозможно полноценное общение. Однако научить школьников говорить, вести диалог на иностранном языке- довольно сложная задача. Диалогическую речь нельзя спланировать, «запрограммировать», т.к. речевое поведение одного партнера зависит от речевого поведения другого партнера.
Диалог связан с рядом умений, обеспечивающих ход беседы.
Первым является стимулирование собеседника на высказывание. Стимулом может быть:
-вопрос, например: Are you going home? Does Peter live far from school? You will go to the country, won't you?
-утверждение, например: I am going home; We are leaving right now.
-просьба, предложение, например: Help me, please. Let's go there together. Will you open the window?
Второе умение- это реагирование на речевой стимул. Реплика-стимул и реплика-реакция составляют диалогическое единство. Наиболее распространенными являются четыре типа диалогических единств.
Вопрос-утверждение
На вопрос Are you going home? возможна речевая реакция No, I'll stay at school. или No, I'm going shopping. Участникам мастер-класса (учащимся) предлагаются следующие вопросы, на которые они должны ответить утвердительно: Do you have a sweet tooth? Will you meet us at the railway station tomorrow? Does Ann live far from school? Do you have your own room?
Вопрос-вопрос
Пример: Are you going to the library?-Why do you ask me?
Вопросы для учащихся: Do you prefer tea or coffee? When are you leaving for Moscow? What book are you reading now? Will you help me?
Утверждение-утверждение
Пример: I'm going home.- So am I. или And I'll stay at school.
Утверждения для учащихся: I don't eat porridge in the morning. My brother likes reading very much. Nick goes to the Black Sea every summer. I don't like classical music.
Утверждение-вопрос
Пример: I am writing a letter.- Who are you writing to?
Реплики для учащихся: My sister is leaving for Moscow. Every year I visit a lot of interesting places. My family has a big house.
Таким образом, научив детей строить диалогические единства, можно переходить к развёртыванию реплики-ответа до придания высказываниям характера-беседы. Это и есть третье умение диалогической речи.
Данные умения формируются у учащихся при обучении говорению на английском языке на начальном этапе.
Для того чтобы обучение реагированию не было формальным и носило коммуникативную направленность, можно использовать разнообразные игры. Например, очень важно научить учащихся быстрому реагированию на стимулирующие вопросы. Для этого можно использовать игру «Пинг-понг».
Do you like to play badminton?
Yes, I do.
Can you play it well?
Yes, I can.
Did you play it in summer?
Yes, I did.
Is it difficult to play it?
No, it isn't.
Will you teach me to play it?
Yes, I will.
Эта игра, проводимая в быстром темпе, формирует у учащихся правильную реакцию на стимулирующие разнообразные вопросы. Учитель начинает эту игру, а затем передаёт свою функцию детям. Повторяя подобную работу в ходе обучения реагированию, а оно должно проходить на протяжении всего начального этапа, потому что составляет суть беседы (диалога), учитель добивается формирования этого важного умения. Данный вид работы позволит предупредить и исключить типичные ошибки типа:
Do you like to skate?
Yes, it is.
Совершенствованию навыков диалогической речи учащихся могут способствовать разнообразные тренировочные упражнения.
Упражнение 1. Восстановите содержание интервью при помощи ответов и воспроизведите его (задание выводится на экран):
1. I am Boris.
2. I'm thirty years old.
3. I am a singer.
4. I became a singer 4 years ago.
5. I live in Moscow.
6. I have a good flat.
7. I have two children.
8. My hobby is reading.
9. I like winter best.
Упражнение 2. Вставьте пропущенные слова (задание выводится на экран):
1. Who are you? 1. Sergey Petrov.
2. How old are you? 2. forty.
3. Do you like to write for children? 3. with great pleasure.
4. Why do you like to do this? 4. children.
5. When did you become a writer? 5. twenty.
6. What kind of flat do you have? 6. three rooms.
7. What is your hobby? 7. reading.
8. Where do you live? 8. in Minsk.
9. Do you have any pets? 9. a dog, a parrot.
10. What season do you like best? 10. spring.
Упражнение 3. Составьте диалог по тексту «At the book-shop».
Составлено 13 предложений.
1. "It's not expensive, it costs only fifty roubles".
2. "At the book-shop".
3. "My friend likes poems and perhaps he has bought that book".
4. "What can I do for you?"
5. "That's chip; I'll take that then".
6. "Here some novels".
7. "A friend is coming to visit me and I want to give him a book as a present".
8. "What kind of book? There is a good book of poems which were written last year by young poets".
9. "No, I think it is better to give him a book about our town".
10. "That will be a very nice present, won't it?"
11. "Yes, here is one with very good pictures".
12. "How much does it cost?"
13. "Have you got a book with pictures of our town?"
Группа делится на две команды. Учащиеся получают карточки, на которых записано 1 предложение. Задание- составить диалог из данных предложений. Ученик, который считает, что у него заголовок диалога встаёт, прочитывает предложение и занимает первое место, если он прав. Затем учащийся, который считает, что у него первое предложение диалога встаёт, прочитывает предложение и т.д. Класс выстраивается в две колонны (вопросы и ответы).
Представленные упражнения носят творческий, игровой характер с элементами соревнования, стимулируют поиск самостоятельных решений. Активизация подобных упражнений поможет учащимся в отработке навыков диалогической речи и в подготовке к ГИА и ЕГЭ.
В заключение хочется сказать: предмет иностранный язык сложный, требующий для запоминания большого количества материала. Но в любом сложном деле есть свои плюсы. Знание иностранного языка открывает горизонты неизведанного, помогает легче адаптироваться в этом огромном мире. Кант очень мудро заметил когда-то: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой- отражающиеся в ней звёзды». Для того чтобы в своей рутинной, кропотливой работе всегда видеть звезды или облака, учителю необходимо создавать ситуацию успеха, больше хвалить детей, дарить им улыбку, ведь порой в ней нуждаются больше, чем в словах.
Литература
1. Бабинская П. К., Будько А. Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка (справочное пособие).- М.: издательство Высшая школа, 1997.- С. 408
2. Вайсбруд М. Л. Использование учебно-речевой ситуации при обучении устной речи на иностранном языке.- Обнинск: Титул, 2001.
3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам (пособие для учителя).- М.: АРКТИ, 2004.- С. 192
4. Гладилина И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 3. - С. 20.
5. Логинова Л.И. Как помочь ребенку заговорить по-английски. – М.: ВЛАДОС, 2003..
6. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика.- М.: Филоматис, 2004.-С. 74