МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
М А С Т Е Р – К Л А С С
Тема: «Экспресс-обучение шахматной игре»
Ф.И.О. педагога - Сологуб Нелли Евгеньевна, педагог дополнительного образования, педагогический стаж – 22 года, кандидат в Мастера спорта по шахматам.
АННОТАЦИЯ МАСТЕР-КЛАССА
Мастер-класс адресован педагогам дополнительного образования, учителям средних общеобразовательных организаций, участникам 5-й Международной научно-практической конференции, посвященной 100 – летию дополнительного образования в России. Требований к подготовке слушателей – не имеется.
Дата и место проведения- 02.02.2018 г. МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска», ауд. 305
Продолжительность – 20 минут.
СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР – КЛАССА
Основной этап:
- поэтапное изложение материала;
- организационная деятельность;
Итоговый этап:
- подведение итогов;
- рефлексия;
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Лист регистрации присутствующих на мастер-классе.
Учебно-методический комплекс занятия.
Фотоматериалы по итогам занятия.
Отзывы посетивших мастер-класс.
Принцип мастер-класса «Я, знаю как это делать. Я научу вас»
Формат мастер – класса – информационное представление методов, приемов, форм деятельности.
Цель – создание условий для профессионального и личностного развития педагога средствами организованной коммуникации (приобретение опыта подготовки проектирования адаптивной образовательной среды и формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности)
Задачи:
передача продуктивных способов работы;
обобщение опыта педагога по проблеме обучение шахматной игре;
трансляция педагогом дополнительного образования своего личного опыта;
совместная отработка методических приемов;
оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной траектории развития.
Специфика мастер – класса: организованное обучение конкретным приемам, методам, формам деятельности.
Ориентация Мастер- класса на результативность работы его слушателей:
Активный участник:
анализирует собственные педагогические подходы;
ищет способы обновления своей деятельности;
включает новые приемы и формы работы в процесс своей деятельности.
Пассивный участник:
выполняет определенный алгоритм действий;
включается в активную познавательную деятельность.
Показатель: повышение мотивации участников, активизация познавательной деятельности – обеспечивается:
формированием мотивации познавательной потребности в обучении игре шахматам;
стимулированием познавательного интереса;
отработкой умений по планированию, самоорганизации, самоконтролю педагогической деятельности;
осуществлением индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса;
отслеживанием позитивных результатов учебно-познавательной деятельности каждого педагога.
Методы используемые на Мастер-классе:
- демонстрация;
- объяснение;
- наблюдение;
- упражнение;
- изучение документов и результатов деятельности педагога, разработок дидактических материалов для использования в собственной педагогической деятельности.
Предполагаемый результат: умение моделировать учебное занятие в режиме технологии экспресс - обучения шахматной игре.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Обзор актуальных проблем по развитию шахматного обучения подрастающего поколения;
- различные аспекты и приемы технологии обучения и воспитания детей в шахматной игре;
- тонкости, нюансы и возможности использования технологии шахматной игры в конкретных задачах.
Актуальность данного мастер-класса заключается в том, что в связи с введением в новом учебном году в общеобразовательных школах города Курска преподавания шахматной игре позволит учителям начальных классов ознакомиться с экспресс обучением шахматной игре и даст первоначальные навыки разыгрывания шахматных партий.
В связи с предстоящими задачами необходимо:
- ознакомиться с первоначальными понятиями о шахматной игре;
- познакомить с правилами игры;
- научить разыгрывать начало партии;
- сформировать мотивацию к окончанию игры через «матовую» комбинацию;
- познакомить с простейшими навыками шахматной игры по отдельным этапам;
- закрепить теоретические знания в практической игре.
Предполагаемый результат:
- ознакомление со сводом законов «Шахматным кодексом»;
- знание шахматной игры;
- умение разыгрывать начало партии;
- умение ставить «шах» и «мат» королю.
Ознакомление с полем предстоящей битвы
Ознакомление с полем предстоящей битвы;
Знакомство с деревянной доской, 64 клетками, окрашенными в светлые и темные тона
Нахождение на противоположных сторонах шахматной доски «вражеской армии»;
В составе каждой из сторон находятся: ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек.
Группа из 4-х полей посередине называется «центром»;
Сторона, где расположен король - называется королевским флангом, а другая, где ферзь – ферзевым.
Все фигуры имеют своеобразный внешний облик: также различны их боевые качества
Ознакомление с правилами общего характера по
«Шахматному кодексу»
Все фигуры (за исключением коня) не могут перепрыгивать через другие;
Все фигуры (за исключением пешки) как ходят – так и бъют;
Каждая фигура может побить любую другую (кроме короля»;
Побитые фигуры снимаются с доски;
На каждую клетку (поле) можно ставить лишь одну фигуру.
Необходимо уточнить, чего должны добиваться противники? Конечная цель шахматной игры – дать королю мат.
В процессе мастер-класса слушатели научатся выполнять все правила игры.
АЛГОРИТМ
правильного разыгрывания партии
1 . Первыми ходят белые.
Здесь необходимы математические и геометрические знания. Умения представлять - «прямоугольник».
2. Разыгрывание первых 7-8 ходов, так называемый «Дебют» в шахматной игре. Для этого расставляется «дебют 4-х коней». Здесь отмечается симметричная расстановка фигур.
МЕТОДЫ И СПОСОБЫ «МАТОВАНИЯ» КОРОЛЯ.
Шах – это нападение на короля с целью его снятия с доски.
По правилам шахматной игры – король с доски не снимается.
При «шахе» – он может отступить на другое поле.
Закрыться от «шаха» другой фигурой или побить неприятельскую фигуру, которая поставила «шах».
«Мат» - это, когда все вышеприведенные способы ухода от «шаха» - невозможны.
Объявляется «мат» и – конец игры.
Ознакомление слушателей с так называемым детским «матом» и «матом» в три хода.
Все вышеизложенные правила шахматной игры закрепляются практической игрой.