«Осенний фестиваль знаний 2024»

Мастер-класс для педагогов. Тема: «Экспресс-обучение шахматной игре»

Мастер-класс адресован педагогам дополнительного образования, учителям школ, Формат Мастер-класса - информирование представления методов, приемов, форм деятельности по проблеме обучения шахматной игре школьников

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»

М А С Т Е Р – К Л А С С

Тема: «Экспресс-обучение шахматной игре»



Ф.И.О. педагога - Сологуб Нелли Евгеньевна, педагог дополнительного образования, педагогический стаж – 22 года, кандидат в Мастера спорта по шахматам.



АННОТАЦИЯ МАСТЕР-КЛАССА



Мастер-класс адресован педагогам дополнительного образования, учителям средних общеобразовательных организаций, участникам 5-й Международной научно-практической конференции, посвященной 100 – летию дополнительного образования в России. Требований к подготовке слушателей – не имеется.



Дата и место проведения- 02.02.2018 г. МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска», ауд. 305



Продолжительность – 20 минут.

СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР – КЛАССА



Основной этап:

- поэтапное изложение материала;

- организационная деятельность;



Итоговый этап:

- подведение итогов;

- рефлексия;



ПРИЛОЖЕНИЯ:

  1. Лист регистрации присутствующих на мастер-классе.

  2. Учебно-методический комплекс занятия.

  3. Фотоматериалы по итогам занятия.

  4. Отзывы посетивших мастер-класс.

Принцип мастер-класса «Я, знаю как это делать. Я научу вас»



Формат мастер – класса – информационное представление методов, приемов, форм деятельности.



Цель – создание условий для профессионального и личностного развития педагога средствами организованной коммуникации (приобретение опыта подготовки проектирования адаптивной образовательной среды и формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности)



Задачи:

  • передача продуктивных способов работы;

  • обобщение опыта педагога по проблеме обучение шахматной игре;

  • трансляция педагогом дополнительного образования своего личного опыта;

  • совместная отработка методических приемов;

  • оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной траектории развития.

Специфика мастер – класса: организованное обучение конкретным приемам, методам, формам деятельности.

Ориентация Мастер- класса на результативность работы его слушателей:



Активный участник:

  • анализирует собственные педагогические подходы;

  • ищет способы обновления своей деятельности;

  • включает новые приемы и формы работы в процесс своей деятельности.

Пассивный участник:

  • выполняет определенный алгоритм действий;

  • включается в активную познавательную деятельность.

Показатель: повышение мотивации участников, активизация познавательной деятельности – обеспечивается:

  • формированием мотивации познавательной потребности в обучении игре шахматам;

  • стимулированием познавательного интереса;

  • отработкой умений по планированию, самоорганизации, самоконтролю педагогической деятельности;

  • осуществлением индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса;

  • отслеживанием позитивных результатов учебно-познавательной деятельности каждого педагога.

Методы используемые на Мастер-классе:

- демонстрация;

- объяснение;

- наблюдение;

- упражнение;

- изучение документов и результатов деятельности педагога, разработок дидактических материалов для использования в собственной педагогической деятельности.



Предполагаемый результат: умение моделировать учебное занятие в режиме технологии экспресс - обучения шахматной игре.



ХОД ЗАНЯТИЯ



Обзор актуальных проблем по развитию шахматного обучения подрастающего поколения;

- различные аспекты и приемы технологии обучения и воспитания детей в шахматной игре;

- тонкости, нюансы и возможности использования технологии шахматной игры в конкретных задачах.



Актуальность данного мастер-класса заключается в том, что в связи с введением в новом учебном году в общеобразовательных школах города Курска преподавания шахматной игре позволит учителям начальных классов ознакомиться с экспресс обучением шахматной игре и даст первоначальные навыки разыгрывания шахматных партий.

В связи с предстоящими задачами необходимо:

- ознакомиться с первоначальными понятиями о шахматной игре;

- познакомить с правилами игры;

- научить разыгрывать начало партии;

- сформировать мотивацию к окончанию игры через «матовую» комбинацию;

- познакомить с простейшими навыками шахматной игры по отдельным этапам;

- закрепить теоретические знания в практической игре.

Предполагаемый результат:

- ознакомление со сводом законов «Шахматным кодексом»;

- знание шахматной игры;

- умение разыгрывать начало партии;

- умение ставить «шах» и «мат» королю.

Ознакомление с полем предстоящей битвы

  1. Ознакомление с полем предстоящей битвы;

  2. Знакомство с деревянной доской, 64 клетками, окрашенными в светлые и темные тона

  3. Нахождение на противоположных сторонах шахматной доски «вражеской армии»;

  4. В составе каждой из сторон находятся: ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек.

  5. Группа из 4-х полей посередине называется «центром»;

  6. Сторона, где расположен король - называется королевским флангом, а другая, где ферзь – ферзевым.

  7. Все фигуры имеют своеобразный внешний облик: также различны их боевые качества



Ознакомление с правилами общего характера по

«Шахматному кодексу»

  1. Все фигуры (за исключением коня) не могут перепрыгивать через другие;

  2. Все фигуры (за исключением пешки) как ходят – так и бъют;

  3. Каждая фигура может побить любую другую (кроме короля»;

  4. Побитые фигуры снимаются с доски;

  5. На каждую клетку (поле) можно ставить лишь одну фигуру.

Необходимо уточнить, чего должны добиваться противники? Конечная цель шахматной игры – дать королю мат.

В процессе мастер-класса слушатели научатся выполнять все правила игры.

АЛГОРИТМ

правильного разыгрывания партии



1 . Первыми ходят белые.

Здесь необходимы математические и геометрические знания. Умения представлять - «прямоугольник».

2. Разыгрывание первых 7-8 ходов, так называемый «Дебют» в шахматной игре. Для этого расставляется «дебют 4-х коней». Здесь отмечается симметричная расстановка фигур.



МЕТОДЫ И СПОСОБЫ «МАТОВАНИЯ» КОРОЛЯ.

  1. Шах – это нападение на короля с целью его снятия с доски.

  2. По правилам шахматной игры – король с доски не снимается.

  3. При «шахе» – он может отступить на другое поле.

  4. Закрыться от «шаха» другой фигурой или побить неприятельскую фигуру, которая поставила «шах».

  5. «Мат» - это, когда все вышеприведенные способы ухода от «шаха» - невозможны.

  6. Объявляется «мат» и – конец игры.

Ознакомление слушателей с так называемым детским «матом» и «матом» в три хода.

Все вышеизложенные правила шахматной игры закрепляются практической игрой.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее