![Мастер класс, в рамках районного семинара , на тему: «Агрессия и агрессивность. Понятие, виды, рекомендации педагогам…»](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_0.jpg)
Мастер класс, в рамках районного семинара , на тему: «Агрессия и агрессивность. Понятие, виды, рекомендации педагогам…»
![Что такое агрессия? Агрессия – врожденное и неотъемлемое свойство любого человека. Агрессия – внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам. Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_1.jpg)
Что такое агрессия?
Агрессия – врожденное и неотъемлемое свойство любого человека.
Агрессия – внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам.
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
![Виды агрессии Физическая агрессия- использование физической силы против другого лица](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_2.jpg)
Виды агрессии Физическая агрессия-
использование физической силы против другого лица
![Вербальная агрессия выражение негативных чувств через крик, визг, так и через словесную форму (угрозы, проклятия, оскорбления)](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_3.jpg)
Вербальная агрессия
выражение негативных чувств через крик, визг, так и через словесную форму (угрозы, проклятия, оскорбления)
![А.Басс и А.Дарки выделяют 5 видов агрессии: физическая (действия против кого-либо), раздражение (вспыльчивость, грубость), вербальная (угрозы, крики, ругательства), косвенная (сплетни, злобные шутки, топание, выкрики в толпе), негативизм (манера поведения). Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего возраста.](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_4.jpg)
А.Басс и А.Дарки выделяют 5 видов агрессии: физическая (действия против кого-либо), раздражение (вспыльчивость, грубость), вербальная (угрозы, крики, ругательства), косвенная (сплетни, злобные шутки, топание, выкрики в толпе), негативизм (манера поведения). Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего возраста.
![Аутоагрессия Гетероагрессия направлена на себя (самоуничижение, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания) направлена на окружающих (побои, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика, шантаж)](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_5.jpg)
Аутоагрессия Гетероагрессия
направлена на себя (самоуничижение, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания)
направлена на окружающих (побои, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика, шантаж)
![Что такое агрессивность? Если агрессия рассматривается как отдельные действия, поступки, то агрессивность – свойство личности, склонность воспринимать поведение другого как изначально враждебное.](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_6.jpg)
Что такое агрессивность?
Если агрессия рассматривается как отдельные действия, поступки, то
агрессивность – свойство личности, склонность воспринимать поведение другого как изначально враждебное.
![Факторы, влияющие на появление агрессии.](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_7.jpg)
Факторы, влияющие на появление агрессии.
- - некоторые соматические заболевания и заболевания головного мозга, ; индивидуальные особенности человека
- стиль воспитания в семье- агрессивное поведение является отражением тех отношений, которые малыш наблюдает дома.
- - повсеместная демонстрация сцен насилия в кино
- - нестабильная социально-экономическая обстановка
- - социально-культурный статус семьи и т.п.
![Агрессивное поведение проявляется как:](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_8.jpg)
Агрессивное поведение проявляется как:
- стремление привлечь внимание окружающих
- удовлетворение потребности в чем-либо
- защита от окружающего мира
- разрядка, снятие напряжения, направленные как на других, так и на себя
- просьба о любви
![АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК: 1.не понимает чувств и переживаний других людей; 2.ощущает себя отверженным; 3.часто ругается со взрослыми; 4.создает конфликтные ситуации; 5.сваливает вину на других; 6.часто спорит со взрослыми; 7.теряет контроль над собой; 8.импульсивен (только в момент агрессии); 9.часто дерется; 10.не может адекватно оценить свое поведение; 11.имеет мускульное напряжение (руки, ладонь, скулы); 12.часто специально раздражает взрослых; 13.толкает, ломает, крушит все кругом; 14.завистлив, мстителен; 15.раздражителен; 16.винит других в своих ошибках; 17.стремится разозлить маму, учителя; 18.думает, что он не хуже других; 19.имеет низкий уровень эмпатии; 20.часто сердится и отказывается что-либо делать.](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_9.jpg)
АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК:
1.не понимает чувств и переживаний других людей;
2.ощущает себя отверженным;
3.часто ругается со взрослыми;
4.создает конфликтные ситуации;
5.сваливает вину на других;
6.часто спорит со взрослыми;
7.теряет контроль над собой;
8.импульсивен (только в момент агрессии);
9.часто дерется;
10.не может адекватно оценить свое поведение;
11.имеет мускульное напряжение (руки, ладонь, скулы);
12.часто специально раздражает взрослых;
13.толкает, ломает, крушит все кругом;
14.завистлив, мстителен;
15.раздражителен;
16.винит других в своих ошибках;
17.стремится разозлить маму, учителя;
18.думает, что он не хуже других;
19.имеет низкий уровень эмпатии;
20.часто сердится и отказывается что-либо делать.
![Рекомендации по общению с агрессивным ребенком 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; выражение понимания чувств ребенка (](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_10.jpg)
Рекомендации по общению с агрессивным ребенком
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
- полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка
("Конечно, тебе обидно...");
- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, ……");
- позитивное обозначение поведения
("Ты злишься потому, что ты устал").
![2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_11.jpg)
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
- констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно, ты злишься?");
- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я расстраиваюсь, когда на меня кто-то громко кричит»
![3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Советы старшеклассников педагогам:](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_12.jpg)
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Советы старшеклассников педагогам:
- Уметь слушать и услышать учащихся
- В случае проявления агрессии – не нагружать ребенка еще больше
- Учиться самим не быть агрессивными
- Проводить мероприятия по снятию напряжения, стресса
- Отдыхать, читать книги, смотреть фильмы, играть в игры, в карты,
![4. Сохранение положительной репутации ребенка](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_13.jpg)
4. Сохранение положительной репутации ребенка
- публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
![5. Демонстрация модели неагрессивного поведения](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_14.jpg)
5. Демонстрация модели неагрессивного поведения
- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.
![6. Предупреждение агрессивных действий детей](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_15.jpg)
6. Предупреждение агрессивных действий детей
- никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;
- в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;
- если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”.
![7.Обращение с ребенком после агрессивного поведения: искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу; следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит; придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание и т.д.).](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_16.jpg)
7.Обращение с ребенком после агрессивного поведения:
- искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;
- следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность
еще больше портит;
- придумать новые приемы
переключения ребенка на новые виды
отношений (игра, самообслуживание и т.д.).
![8. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями. Комкать и рвать бумагу. Бить подушку или боксерскую грушу. Топать ногами. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу. Втирать пластилин в картонку или бумагу. Посчитать до десяти, сделать дыхательную гимнастику Скакать на скакалке. Громко спеть любимую песню. Пометать дротики в мишень. Пускать мыльные пузыри, лопать их. Пробежать по детской площадке или стадиону. «Попинать» подушку, быстрыми движениями рук нарисовать обидчика, а затем зачеркать его. Слепить из пластилина (соленого теста) фигуру обидчика и сломать её.](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_17.jpg)
8. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
- Комкать и рвать бумагу.
- Бить подушку или боксерскую грушу.
- Топать ногами.
- Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
- Втирать пластилин в картонку или бумагу.
- Посчитать до десяти, сделать дыхательную гимнастику
- Скакать на скакалке.
- Громко спеть любимую песню.
- Пометать дротики в мишень.
- Пускать мыльные пузыри, лопать их.
- Пробежать по детской площадке или стадиону.
«Попинать» подушку, быстрыми движениями рук нарисовать обидчика, а затем зачеркать его. Слепить из пластилина (соленого теста) фигуру обидчика и сломать её.
![«Обзывалки»,](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_18.jpg)
- «Обзывалки», «А ты, ..., морковка!»
- «Мешочек для криков»
- «Листок гнева»
- «Толкалки»
- «Два барана»
все эти игры для учащихся начальных классов, они помогут избавиться от гнева, снять напряжение
Релаксационные упражнения
1. Упражнение «Гора с плеч». «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставив ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе станет легче».
2. Упражнение «Солнечный зайка». «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал по лицу, нежно погладь его ладонями: сначала лобик, носик, ротик, щечки, погладь голову, шею, животик, ручки, ножки, он забрался за шиворот- погладь и там. Он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».
3. Упражнение «Врасти в землю». «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулаки, крепко стисни зубы. Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни и никакие ветры тебе не страшны».
4. Упражнение «Возьми себя в руки». «Как только ты почувствуешь, что хочется кого-то стукнуть, что-то крикнуть, обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди- это поза выдержанного человека. Ты- хозяин своих эмоций».
5. Упражнение «Ты- лев». «Закрой глаза. Представь льва, царя зверей- сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого.
![Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: - повышение голоса, изменение тона на угрожающий; - демонстрация власти (](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_20.jpg)
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, "чтение морали", - наказания или угрозы
- - сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;
- - команды, жесткие требования, давление;
- - оправдания, подкуп, награды.
Исследование уровня агрессивности ребенка.
Каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл.
1.Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2.Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3.Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14.Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15.Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Показатели:
Высокая агрессивность – 15-20 баллов.
Средняя агрессивность – 7-14 баллов.
Низкая агрессивность – 1-6 баллов.
![СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!](http://fsd.compedu.ru/html/2022/05/24/i_628c2e06238fa/img_phpVYNnxo_Master-klass-Agressiya_22.jpg)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!