Технологическая карта урока внеклассного чтения
по программе «Развивающая система Занкова»
Студент (ФИО): Есина Ольга Алексеевна
Школа, класс: 3
Тема урока: М.М. Пришвин. Разговор деревьев.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: совершенствование навыка выразительного и осознанного чтения; умения вести диалог с автором лирического произведения М.М. Пришвина «Разговор деревьев»; развитие речи, мышления, памяти, творческих способностей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,
находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения
- Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- Познавательные: проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; извлекать информацию, представленную в книгах; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно - следственные связи; строить рассуждения
Предметные (образовательные): познакомиться с творчеством М.М. Пришвина на примере его произведения «Разговор деревьев»; сформировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас.
Личностные (воспитательные): оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; считаться с мнением другого человека;
Основные методы: наглядный, словесный, практический, контроль, самоконтроль.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,
Оборудование: проектор, экран, учебник
Оформление доски:
|
Презентация
|
|
План урока:
№ | Этап урока | Регламент |
1 | Организационный момент | 1 мин |
2 | Актуализация базовых знаний и умений | 5-6 мин |
3 | Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 3-5 мин |
4 | Первичное усвоение новых знаний | 15-20 мин |
5 | Рефлексия деятельности (итог урока) | 2мин |
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||
1. Организационный момент | -Сегодня у нас будет необычный урок литературного чтения. -Мы откроем для себя новое и интересное, а для этого нам понадобится усидчивость, активность и хорошее настроение, поэтому, прошу вас сеть ровно и удобно за партами и слушать меня внимательно. Мы начинаем.
| Личностные (воспитательные): проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность | ||||||||||||
2. Актуализация базовых знаний и умений | -Ребята, послушайте внимательно аудиозапись.(учащиеся внимательно слушают) - Где это происходит? Докажите. (в лесу, потому что слышны звуки животных, пение птиц и т.д.) -Без чего бы не смогли жить животные? (без деревьев) -Почему они так важны? (дают возможность спрятаться)
|
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; считаться с мнением другого человека
| ||||||||||||
3. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (о деревьях….) -Что вы знаете о деревьях? (ответы детей) -Де́рево - жизненная форма деревянистых растений с единственной, отчётливо выраженной, многолетней, в разной степени одревесневшей, сохраняющейся в течение всей жизни, разветвлённой главной осью — стволом . (слайд 1: определение+картинка) -Общее число деревьев на планете Земля в 2015 году было оценено в 3 триллиона. -Ребята ответьте мне на вопрос, а деревья относятся к живой или не живой природе? Почему вы так думаете? ( к живой, так как оно питается, обладает движением, его листочки могут распускаться, сворачиваться и т.д.) - Прочитайте высказывание о деревьях - «… деревья просыпаются от глубокого зимнего сна». (слайд 2: высказывание) -Как вы это понимаете? (деревья, как люди. Деревья засыпают зимой, а люди ночью) - Кем выступают деревья для людей? (живыми существами и помощниками) - Можно ли их сравнить с человеком? (да) - Если деревья являются живыми существами, могут ли они общаться между собой? (предположения детей) -У нас возникла проблема: одни говорят, что деревья могут общаться между собой, а другие нет. -Значит, какая цель урока? (узнать: умеют ли деревья общаться между собой)
| Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета | ||||||||||||
4. Первичное усвоение новых знаний | I этап. Работа с текстом до чтения - На этом уроке мы уделим внимание творчеству М.М. Пришвина и его произведению "Разговор деревьев". -Тема нашего урока "М.М. Пришвин. Разговор деревьев". (слайд 3: тема урока) -Что вы знаете о М.М. Пришвине? (ответы детей) -Мы познакомимся с вами с новым писателем – М. М. Пришвиным. -Что вы можете сказать об этом человеке? (на слайде 4: портрет) -Какими чертами характера он может обладать М.М. Пришвин? (ответы учеников) Михаи́л Миха́йлович При́швин русский советский писатель, прозаик, публицист. В своём творчестве он исследует важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой. Пришвин родился 23 января 1873 в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино, которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил). Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Рассказ "Разговор деревьев" был написан Пришвиным в 1983. Скончался М.М. Пришвин 16 января 1954 года от рака желудка, похоронен на Введенском кладбище в Москве. (слайд 5:) II этап. Работа с текстом во время чтения -Как вы думаете, какой жанр этого произведения? -Чтобы определить, какой это жанр, давайте прочитаем его. -Откройте учебник на странице 133. -Сейчас я вам прочитаю это произведение, а вы внимательно прослушайте его. - Понравилось ли Вам произведение? Чем? (ответы детей) -Так какой жанр этого произведения и почему? (рассказ, потому что объем произведения небольшой, описание природы и т.д.) - Какой момент запомнился лучше остальных? (ответы детей) -Ребята, так о чем могут общаться деревья? (о погоде, о солнце, о ветре, о дожде, о птицах, о животных, о людях..) - А как М.М. Пришвин оживил деревья в своём рассказе? - А для этого ёще раз перечитаем рассказ. -Читать будем по одному предложению. ( учащиеся читают рассказ) Работа над рассказом (анализ рассказа) -Найдите и прочитайте отрывки из рассказа, из которых видно, что деревья, как живые. -Найдите, как автор описывает почки? («Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля») -А как вы понимаете, что почки шоколадные? -Эта шоколадная почка называется у растений коробочкой. -Эта коробочка представляет собой лопающийся или растрескивающийся плод, состоящий из двух и более плодолистиков, которые при созревании раскрываются, чтобы освободить скопившиеся в них семена. -Почки у многих древесных растений, покрыты видоизменёнными листьями, называемыми чешуями. Такие почки называют закрытыми, или защищёнными. Если чешуи отсутствуют, то такие почки называют голыми, или незащищёнными. (слайд 6: разные виды почек растений) -Найдите отрывок, что деревья живые. («И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой белой берёзой перекликаютcя; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками») -Кто с кем общается? (общаются между собой те деревья, которые располагаются близко друг к другу) -Можно ли определить, в какой зоне располагаются эти деревья? Докажите. (в смешанном лесу, потому что разные виды деревьев) -Как автор сравнивает деревья и какие слова использует при описании? ( ласковые, добрые. Береза-белая, осинка-как свечка) -Найдите глаголы, описывающие деревья. (раскрываются, понюхаешь, разотрешь, шептаться, перекликаются) -Можно ли эти глаголы отнести к человеку? Докажите. (да, так как люди тоже могут шептаться, перекликаться между собой) -Найдите отрывок, где автор описывает аромат деревьев. («Понюхаешь черемуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чёерно-лаковыми. Ел их прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало») -Какие деревья вы знаете с ароматом? (ответы детей: черемуха, серень, береза и т.д.) -А как называется приём, когда предметы наделяются человеческими качествами? (олицетворения) -Давайте выполним задание, представленное на слайде, вам необходимо соотнести признаки деревьев с их названиями. (слайд 7)
-А теперь давайте проверим. (на слайде 7 стрелками: стройная осина, кудрявая черемуха, белая береза, плакучая ива, могучий дуб) - Чему он учит нас, читателей? (надо учиться наблюдать за природой, бережно относиться к ней, быть внимательным к природе). -А при помощи чего разговаривают между собой деревья? (при помощи аромата) -Так чем же пахнет весна? (свежестью, ароматами трав…) -Каким первым привлекательным растением, кустарником или деревом, ранним его цветением, признаком мощной природной силы радуются наши глазки? (конечно же это ВЕРБА). -Верба – спутница сакральной берёзы , что означает священное, святое, всё имеющее отношение к Божественному, небесному, религиозному. С незапамятных времён славяне относились к вербе с особенным чувством. В языческой Руси верба использовалась в многочисленных обрядах. Раньше остальных пробудившееся после долгой зимы, впитывающее первые солнечные лучи, самые животворящие и нежные, это деревце наделялось огромной силой. После принятия христианства верба заняла ещё более важное место, став атрибутом одного из главных православных праздников. Верба, символ весны и плодородия, стала олицетворять здоровье, радость и жизнь. (слайд 8:картинка вербы) -Ребята, а чтобы всё это придумать, каким должен быть человек? (умным, талантливым, творческим и .т.д.) Творческая работа: - А сейчас мы попробуем сами создать художественное описание и оживить наши деревья. -Рассмотрите картину Ивана Шишкина «Дубовая роща» и придумайте устное описание, используя слова-помощники (могучий дуб, зеленые листья, толстый ствол, широкие ветки) (слайд 9: картинка дубовая роща, слайд 10: слова - помощники ) -Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием. Мне очень интересно было слушать ваши получившиеся рассказы. | Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата Познавательные: проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства Личностные (воспитательные): оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; считаться с мнением другого человека | ||||||||||||
5. Рефлексия деятельности (итог урока) | -Какую цель мы сегодня ставили перед собой? -Достигли ли мы этой цели? - Как бы вы назвали по другому этот рассказ? (теплый вечер, аромат деревьев, шептание деревьев и т.д.) -А что нового вы узнали на этом уроке? -Сегодня я благодарю вас за хорошую работу на уроке, я верю, что вы будете много читать и развивать свою речи и не будете таким неумехой, как наш медведь. Спасибо за внимание. Урок окончен. | Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата
|