Технологическая карта урока по литературному чтению.
Лермонтов «Казачья колыбельная песня»
Ход урока.
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся |
Задачи: Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. | -Здравствуйте ребята. Сегодня у нас урок литературного чтения. Надеюсь, наш урок вам понравиться, вам будет интересно познакомиться с новым произведением М.Ю.Лермонтова.
|
Задачи: Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. | -Я предлагаю вам попробовать самостоятельно сформулировать тему урока. Для этого я подготовила вам аудиозапись, которая позволит вам догадаться, чему же будет посвящен наш сегодняшний урок. -Прослушивают аудиозапись колыбельной. -Итак, ребята, что вы услышали? -Какой это жанр? (колыбельная) -Верно ребят, а что такое колыбельная? -Колыбельная-это песня, исполняемая матерью, особый лирический жанр, один из древнейших жанров фольклора. -Ребята, а кто мне напомнит, что такое фольклор? (устное народное творчество). Хорошо ребят, давайте вернемся к нашей колыбельной, которую мы с вами сейчас прослушали. -Итак, ребята, зачем поют колыбельную?(чтобы убаюкать, уложить спать ребенка). -А с какой интонацией поет мама своему ребенку? (нежно, с любовью). -Что она передает? (любовь, заботу своему ребенку). -Верно ребят, вы правильно определили тему нашего сегодняшнего урока, действительно, речь пойдем о колыбельной, но не о той, которую поют нам мамы в детстве, а о колыбельной собственного сочинения великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Сегодня мы с вами познакомимся с его произведением под названием «Казачья колыбельная песня». |
Задачи: Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении
| -Ребята, вам уже известен этот автор? (да). -А давайте еще раз повторим его биографию. Для этого, я приглашу ребят, которое получили карточку. Сейчас они выйдут и кратко зачитают нам биографию писателя, а мы с вами вспомним о его жизни. (4-5 человек читают карточки с биографией Лермонтова). -А сейчас я предлагаю вам, прослушать ту самую «Казачью колыбельную песню» его собственного сочинения. Слушаем внимательно и следим за текстом на стр. 131. |
Задача: Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке. | Слушают аудиозапись «Казачья колыбельная песня». -Ребята, какое впечатление у вас от прослушивания колыбельной? -А кто исполняет эту колыбельную? -А как вы думаете, кому мать поет ее? - А колыбельную, которую мы с вами прослушали в начале урока, похожа с колыбельной М.Ю.Лермонтова? -Ребята, а как вы думаете, чем они отличаются? -О чем поется в «Казачьей колыбельной песне»? -Хорошо молодцы ребят, а сейчас давайте поближе ознакомимся с текстом «Казачьей колыбельной». Стр.131.
|
Задача: Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. | -Читаем первый куплет. -Как обращается мама к ребенку? -Как вы понимаете слово сказывать? -Хорошо. -Читаем второй куплет. -Ребята, кто-нибудь знает, что такое Терек? -Терек это река на Северном Кавказе, протекает по территории двух государств, Грузии и Российской Федерации. -А как вы поняли «плещет мутный вал»? -Река Терек плещет сильными волнами, а мутный, потому что вода перемешивается с землей, кт находиться на дне реки. -О ком ребят говорится в этом отрывке? (о чеченце). -Кто такой чеченец ребят? -Чеченцы это северокавказский народ, проживающие на Северном Кавказ, основное население Чечни. -А как описывает Лермонтов чеченца? Какой он? (злой). -Что он делает? (точит свой кинжал) -А как вы думаете, зачем ему кинжал? (чтобы убить кого-нибудь). - Ребята, а кто готов сразиться с чеченцем? (старый воин) -Как мы понимаем «закален в бою»? (имеет хорошие военные навыки) -Какой мы можем сделать вывод, что происходит? (военные действия с Северным Кавказом). -Читаем 3 куплет. -Как вы понимаете бранное житье? (бранное значит военное, военное дело) -Что такое стремя? Стремя- это железная дужка с ушком, подвешиваемая на ремне к седлу для упора ног всадника. -А что такое седельце? Это седло, надеваемое на коня, для того, чтобы было удобнее ездить на коне. -Читаем 4 куплет. -Как вы понимаете выражение « и казак душой»? (верен своему народу, предан своей Родине, патриот). -Ребята, а что испытывает мать, провожая своего ребенка на войну? (чувство боли, грусти, жалости, ведь она отдает самое дорогое, что у нее есть). -Как мать называет своего ребенка? (ангелом) -А почему? (ребенок для матери самое святое, что есть на земле). -Хорошо, читаем 5 куплет. -Как вы понимаете «тоской томиться»? (мать не найдет себе занятия, осознавая, что ее ребенок на войне). -Что будет делать мать ребят за своего ребенка? (молиться) -А что значит молиться ребят? (просить помощи у Бога). -Хорошо, читаем 6 куплет. -Ребята, как вы думаете, что такое «образок святой»? (икона). -Что изображено на иконе? -Зачем люди обращались к иконке? -Как люди обращались к иконе? Куда они ее ставили? -Что испытывали они в этот момент, когда обращались за помощью к иконе? -О чем просит ребенка мать, когда тот отправиться в опасный бой? -Ребята, а какое место занимает мать в нашей жизни? -А как вы думаете, какую роль играем мы в жизни своих родителей? -Действительно ребята, вы абсолютно правы, мы без родителей, без своих мам, никто в этой жизни. Мама вкладывает и отдает все самое дорогое, все самое ценное своему ребенку, что у нее есть- свою жизнь. -Спасибо ребята за работу, мы с вами углубленно разобрали текст «казачьей колыбельной М.Ю.Лермонтова». |
Задача: Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.
| -Итак, ребята, с каким произведением мы с вами сегодня познакомились? -Чье это произведение? -А это произведение написал народ или сам автор? -Какое впечатление вызвала у вас эта колыбельная? -Так какую самую главную мысль хотел передать нам автор? -Чью безграничную любовь он описал в своей колыбельной? -Верно ребята, молодцы. |
Задача: Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. | -Мы сегодня с вами хорошо поработали, ребята, которые активно работали на уроке, получают 5. Домашнее задание у вас будет необычное, придя домой, спросите у родителей, какую колыбельную они пели вам в детстве. Окунитесь в мир беззаботного ребенка и насладитесь пением, которое вы слушали в детстве. -Спасибо ребята за работу, вы все молодцы, урок окончен, до свидания. |