«Осенний фестиваль знаний 2024»

М.Ю.Лермонтов "Казачья колыбельная песня"

речь пойдет о колыбельной, но не о той, которую поют нам мамы в детстве, а о колыбельной собственного сочинения великого русского поэта М.Ю. Лермонтова.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока по литературному чтению.

Лермонтов «Казачья колыбельная песня»

Ход урока.

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Задачи:

Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.

-Здравствуйте ребята. Сегодня у нас урок литературного чтения. Надеюсь, наш урок вам понравиться, вам будет интересно познакомиться с новым произведением М.Ю.Лермонтова.



Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

-Я предлагаю вам попробовать самостоятельно сформулировать тему урока. Для этого я подготовила вам аудиозапись, которая позволит вам догадаться, чему же будет посвящен наш сегодняшний урок.

-Прослушивают аудиозапись колыбельной.

-Итак, ребята, что вы услышали?

-Какой это жанр? (колыбельная)

-Верно ребят, а что такое колыбельная?

-Колыбельная-это песня, исполняемая матерью, особый лирический жанр, один из древнейших жанров фольклора.

-Ребята, а кто мне напомнит, что такое фольклор? (устное народное творчество). Хорошо ребят, давайте вернемся к нашей колыбельной, которую мы с вами сейчас прослушали.

-Итак, ребята, зачем поют колыбельную?(чтобы убаюкать, уложить спать ребенка).

-А с какой интонацией поет мама своему ребенку? (нежно, с любовью).

-Что она передает? (любовь, заботу своему ребенку).

-Верно ребят, вы правильно определили тему нашего сегодняшнего урока, действительно, речь пойдем о колыбельной, но не о той, которую поют нам мамы в детстве, а о колыбельной собственного сочинения великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Сегодня мы с вами познакомимся с его произведением под названием «Казачья колыбельная песня».

Задачи:

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении


-Ребята, вам уже известен этот автор? (да).

-А давайте еще раз повторим его биографию. Для этого, я приглашу ребят, которое получили карточку. Сейчас они выйдут и кратко зачитают нам биографию писателя, а мы с вами вспомним о его жизни.

(4-5 человек читают карточки с биографией Лермонтова).

-А сейчас я предлагаю вам, прослушать ту самую «Казачью колыбельную песню» его собственного сочинения. Слушаем внимательно и следим за текстом на стр. 131.

Задача:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

Слушают аудиозапись «Казачья колыбельная песня».

-Ребята, какое впечатление у вас от прослушивания колыбельной?

-А кто исполняет эту колыбельную?

-А как вы думаете, кому мать поет ее?

- А колыбельную, которую мы с вами прослушали в начале урока, похожа с колыбельной М.Ю.Лермонтова?

-Ребята, а как вы думаете, чем они отличаются?

-О чем поется в «Казачьей колыбельной песне»?

-Хорошо молодцы ребят, а сейчас давайте поближе ознакомимся с текстом «Казачьей колыбельной». Стр.131.


Задача:

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

-Читаем первый куплет.

-Как обращается мама к ребенку?

-Как вы понимаете слово сказывать?

-Хорошо.

-Читаем второй куплет.

-Ребята, кто-нибудь знает, что такое Терек?

-Терек это река на Северном Кавказе, протекает по территории двух государств, Грузии и Российской Федерации.

-А как вы поняли «плещет мутный вал»?

-Река Терек плещет сильными волнами, а мутный, потому что вода перемешивается с землей, кт находиться на дне реки.

-О ком ребят говорится в этом отрывке? (о чеченце).

-Кто такой чеченец ребят?

-Чеченцы это северокавказский народ, проживающие на Северном Кавказ, основное население Чечни.

-А как описывает Лермонтов чеченца? Какой он? (злой).

-Что он делает? (точит свой кинжал)

-А как вы думаете, зачем ему кинжал? (чтобы убить кого-нибудь).

- Ребята, а кто готов сразиться с чеченцем? (старый воин)

-Как мы понимаем «закален в бою»? (имеет хорошие военные навыки)

-Какой мы можем сделать вывод, что происходит? (военные действия с Северным Кавказом).

-Читаем 3 куплет.

-Как вы понимаете бранное житье? (бранное значит военное, военное дело)

-Что такое стремя? Стремя- это железная дужка с ушком, подвешиваемая на ремне к седлу для упора ног всадника.

-А что такое седельце? Это седло, надеваемое на коня, для того, чтобы было удобнее ездить на коне.

-Читаем 4 куплет.

-Как вы понимаете выражение « и казак душой»? (верен своему народу, предан своей Родине, патриот).

-Ребята, а что испытывает мать, провожая своего ребенка на войну? (чувство боли, грусти, жалости, ведь она отдает самое дорогое, что у нее есть).

-Как мать называет своего ребенка? (ангелом)

-А почему? (ребенок для матери самое святое, что есть на земле).

-Хорошо, читаем 5 куплет.

-Как вы понимаете «тоской томиться»? (мать не найдет себе занятия, осознавая, что ее ребенок на войне).

-Что будет делать мать ребят за своего ребенка? (молиться)

-А что значит молиться ребят? (просить помощи у Бога).

-Хорошо, читаем 6 куплет.

-Ребята, как вы думаете, что такое «образок святой»? (икона).

-Что изображено на иконе?

-Зачем люди обращались к иконке?

-Как люди обращались к иконе? Куда они ее ставили?

-Что испытывали они в этот момент, когда обращались за помощью к иконе?

-О чем просит ребенка мать, когда тот отправиться в опасный бой?

-Ребята, а какое место занимает мать в нашей жизни?

-А как вы думаете, какую роль играем мы в жизни своих родителей?

-Действительно ребята, вы абсолютно правы, мы без родителей, без своих мам, никто в этой жизни. Мама вкладывает и отдает все самое дорогое, все самое ценное своему ребенку, что у нее есть- свою жизнь.

-Спасибо ребята за работу, мы с вами углубленно разобрали текст «казачьей колыбельной М.Ю.Лермонтова».

Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.


-Итак, ребята, с каким произведением мы с вами сегодня познакомились?

-Чье это произведение?

-А это произведение написал народ или сам автор?

-Какое впечатление вызвала у вас эта колыбельная?

-Так какую самую главную мысль хотел передать нам автор?

-Чью безграничную любовь он описал в своей колыбельной?

-Верно ребята, молодцы.

Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

-Мы сегодня с вами хорошо поработали, ребята, которые активно работали на уроке, получают 5. Домашнее задание у вас будет необычное, придя домой, спросите у родителей, какую колыбельную они пели вам в детстве. Окунитесь в мир беззаботного ребенка и насладитесь пением, которое вы слушали в детстве.

-Спасибо ребята за работу, вы все молодцы, урок окончен, до свидания.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее