Лингвистический турнир
Выполнила:
Филатова – Мелехина О.В.,
учитель русского языка
МОУ Валериановской школы имени Героя Советского Союза А.В. Рогозина
Русский народ создал русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий,как стрелы, певучий и богатый, задушевный,как песня над колыбелью.
Что такое Родина?Это весь народ.
Это его культура, его язык.
А. Н. Толстой
Орфоэпический марафон
Закупорить, торты, одолжить, иконопись, опошлить, сливовый, по средам, перчить, договор, облегчить.
Проверим! Орфоэпический марафон
тОрты
закУпорить
Иконопись
одолжИть
опОшлить
слИвовый
по средАм
договОр
пЕрчить
облегчИть
Ошибки - ошибки!
1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.
2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.
3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.
4. Родители хотели устроить праздник более пышнее.
Проверим!
1 . Впереди лидирует команда наших спортсменов . ( употребление лишнего слова).
2 . На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа ( употребление рядом однокоренных слов ).
3 . Чтобы быть грамотным и иметь большой жаргон слов, надо много читать.
( употребление слова в несвойственном ему значении ).
4. Родители хотели устроить праздник более пышнее . ( неправильное образование форм прилагательных )
В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ ?
1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.
4) Танцоров одели в национальные костюмы.
Проверим! В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся надеть охотничьи сапоги.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.
4) Танцоров одели в национальные костюмы.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Ожидая начала спектакля ,
1. зрители с интересом рассматривали причудливые рисунки на занавесе.
2. у папы, заядлого театрала, в глазах горело нетерпение.
3. программка перелистывалась Соней снова и снова.
4. актерами овладело волнение, которое всегда сопутствует премьере.
Проверим! Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Ожидая начала спектакля ,
1. зрители с интересом рассматривали причудливые рисунки на занавесе.
2. у папы, заядлого театрала, в глазах горело нетерпение.
3. программка перелистывалась Соней снова и снова.
4. актерами овладело волнение, которое всегда сопутствует премьере.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Она ничего не знала о том, что произошло на даче.
2) Жители города ожидали и надеялись на мирное разрешение конфликта.
3) Шаляпин был гениален не только на драматической, но и на оперной сцене.
4) Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать рекордный урожай.
Проверим! Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Она ничего не знала о том, что произошло на даче.
2) Жители города ожидали (чего?) и надеялись (на что?) на мирное разрешение конфликта.
3) Шаляпин был гениален не только на драматической, но и на оперной сцене.
4) Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать рекордный урожай.
Орфографическая минутка
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Каме(1 )ый дом, отдела(2)ый внутри деревя(3)ыми панелями, стоял на берегу небольшого пруда.
1) 1,2 2) 1,2,3 3) 2,3 4) 1,3
Проверим! Орфографическая минутка
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Каме НН ый дом, отдела НН ый внутри деревя НН ыми панелями, стоял на берегу небольшого пруда.
1) 1,2 2) 1,2,3 3) 2,3 4) 1,3
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) запр..гать, ск..льзить, м..рской; 2) ум..рать, пров..ряющий, прод..вать; 3) п..ровой, к…ллекция, л…нгвистика; 4) бл..стать, вет..ранский, прод..вая.
Проверим! В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) запр Я гать-запр Я г, ск О льзить- ск О льзко , м О рской – м О ре; 2) ум..рать, пров..ряющий, прод..вать; 3) п..ровой, к…ллекция, л…нгвистика; 4) бл..стать, вет..ранский, прод..вая.
Работа с текстом
( 1) Наш язык- это основная часть нашего общего поведения в жизни. (2) И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». (3) Учиться хорошей, спокойной. интеллигентной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. (4) Но …... это трудно- это надо. (5) Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашей способности не поддаваться влияниям среды .
Работа с текстом
1. Найдите предложение, в котором содержится главная информация текста.
2. Какое слово должно стоять на месте пропуска в 4 предложении:
а) если ; б) хотя; в) когда; г) раз
3. В каком(их) предложении(ях) тире стоит между подлежащим и сказуемым?
Проверим!
- 1. Найдите предложение, в котором содержится главная информация текста.
(2 )
2. Какое слово должно стоять на месте пропуска в 4 предложении:
а) если ; б) хотя; в) когда; г) раз
3. В каком(их) предложении(ях) тире стоит между подлежащим и сказуемым?
(1,5)
Спасибо за внимание!
До новых встреч!


