Лимирик – как одно из средств развития связного высказывания у старших дошкольников.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает:
· владение речью как средством общения и культуры;
· обогащение активного словаря;
· развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
· развитие речевого творчества;
· развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
· знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
· формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
В качестве основного приема обучения используется образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов.
Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения.
В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.
Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Для того, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным и у любого специалиста, работающего с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть возможность быстрого и эффективного выбора методов для конкретного ребенка.
Существует множество ТРИЗовских технологий и игр для работы с дошкольниками.
Одна из таких технологий называется –Лимирик.
Лимерик – короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы).
Цель: Расширение кругозора детей; развитие памяти, творческого воображения и устной речи детей.
Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова.
Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 – 1888).
Лимерики легко придумать, так как они имеют четкую структуру строения, изменять которую нельзя. Четко выполнив алгоритм создания лимерика, Вы получите собственное стихотворение. Оказывается, поэтом может стать каждый, пусть даже сочиняя шуточные стихи – лимерики.
Сюжет лимерика.
В лимериках обычно описывается некое происшествие, случившееся с кем-то где-то. Обязательным условием при этом является комизм происходящего, причем юмор обычно понимается в английском стиле, некая чудаковатость, парадоксальность, ирония, даже абсурд – все это весьма ценится. Каждая строчка несёт определённую ролевую нагрузку, отвечает за отведённую ей часть развития сюжета.
Форма лимерика.
Форма лимериков была строго закреплена: они состояли из пяти строк. В первой, довольно длинной строке, обычно описывается, кто и где жил да был; вторая, тоже довольно длинная строка, знакомит с какой-то интересной особенностью героя; третья и четвертая строки – короткие, они повествуют о неожиданных, а подчас невероятных событиях; пятая строка – довольно длинная и самая смешная (иногда она похожа на первую). Рифма в лимериках строго фиксирована: первая и вторая строки рифмуются с пятой строкой, а третья – с четвертой.
Основная форма работы по составлению лимерик - игровые задания и упражнения, которые провожу с детьми в определенной последовательности.
«Складные картинки»
«Придумай рифмованное слово (строчки)»
«Составляем лимерики»
«Сочиняем разные лимерики»
«Сочини дальше»
«Исправь меня» и т.д.
Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов возможно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.
Последовательность игровых заданий и упражнений по
обучению детей составлению рифмованных текстов
1 «Складные картинки»
Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.
Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак – рак, олень – тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.
Методические рекомендации
Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо
поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова.
ПР: ребенок смотрит на картинку с изображением рака, говорит «Рак» и добавляет «Квак».
2 «Придумай рифмованное слово»
Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.
Ход: воспитатель называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.
ПР: воспитатель говорит «миска», дети добавляют: «Киска, мурыська, сосиска».
Методические рекомендации
Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи.
ПР:
- называется глагол «бежали»; дети добавляют глаголы «лежали, звали»;
- называется существительное «улица», подбирается рифма «курица»;
- называется прилагательное «пшеничный», добавляется прилагательное «яичный»;
- называется наречие «широко», добавляется рифмовка «далеко
3 « Придумаем рифмованные строчки»
Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.
Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом «Жил-был кто-то и был похож на что-то». Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.
ПР: «Жил-был рак и был похож на мак».
Методические рекомендации
Воспитатель поощряет детское творчество и предоставляет возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак).
В качестве усложнения между словами «Жил-был» и объектом ставятся другие слова (жил- был веселый рак, и он часто глядел на алый мак).
Эту игру можно проводить с детьми 4-хлетнего возраста.
4 « Составление лимериков»
Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.
Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает табличку с моделью составления лимерика:
Воспитатель предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка – синичка, бежала – лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.
5 «Сочиняем разные лимерики»
Цель: учить детей создавать варианты рифмованных текстов.
Ход: воспитатель предлагает вспомнить сочиненный ранее лимерик и переделать его, используя новое начало « Если бы…., но не…»:
Если бы певунья-птичка
была красивой, как синичка,
По дороге б она за жуком не бежала,
А потом на траве долго не лежала.
Вот какое правило должна знать птичка.
Затем предложить детям новые слова зачина «Что было бы…, если бы…» и
самостоятельно переделать знакомый лимерик:
Что было бы, если бы певунья-птичка
Была не такой красивой, как синичка,
То за жуком бы она не бежала,
И долго потом на траве не лежала.
Лучше пусть бы она в небесах полетала.