Личностный рост учащихся как цель и результат обновления содержания образования
В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике.
Качественные изменения в любой области нашей жизни, а тем более в образовании невозможны без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе. Без осмысления, нами учителями, новых целей и задач в обновлённом содержании и технологии обучения, новых форм оценивания с учетом компетентностно-ориентированного подхода в обучении это сделать наверно практически невозможно. Именно поэтому педагогу необходима готовность к восприятию методологии и содержания обновленного ГОСО среднего общего образования, к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, к изменению целей и способов педагогической деятельности.
– В чем разница обновленного содержания образования и ныне действующего?
– Изменятся ли подходы к организации образовательного процесса в школе?
– Что означает понятие «образование, ориентированное на результат»?
– В каком направлении и как должен готовиться учитель к обновленному содержанию образования?
В рамках содержания обновления образования в нашей школе работает 54 учителя, из них 18 учителей в начальных классах, 36 учителей в-пятых и седьмых классах.(сколько прошли курсы по обновленному содержанию образовательной программы?)
В настоящее время очень много мы говорим о технологизации учебного процесса, о преимуществах внедрения тех или иных педагогических инновационных технологий. Мы их осваиваем, используем в учебном процессе, получаем определённый результат, но проблем остаётся очень много. И мы бьёмся над вопросами как повысить мотивацию учащихся, как сделать школу местом SMART-образования? Что будет способствовать созданию в школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности: самопознания, самоопределения и самореализации?
Основными тенденциями мирового развития в системе образования, являются:
- ускорение темпов развития общества;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия;
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены в результате международного сотрудничества;
- демократизация общества;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции;
- рост значения человеческого капитала.
Наша развивающаяся республика, всё более уверенно заявляющая о себе на международном уровне не может оставаться в стороне от влияния этих тенденций. Одной из актуальных проблем нашего общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. В связи с этим мы учителя выполняя заказ общества должны в стенах школы подготовить выпускника с набором таких качеств как - креативность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности.
Итак, что требуется от учителя?
Это умение:
-формулировать учебные цели для достижения результатов;
-строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;
-готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;
- использовать потенциал информационной среды для учебного процесса;
- создавать условия для опережающего развития учащихся в и личностно-деятельностной направленности;
- создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;
- готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;
- оценивать текущие результатов, направленные на достижение поставленных целей.
Педагог в свете обновлённого содержания обязан обладать высоким уровнем ряда компетентностей:
Специальная компетентность - способность заниматься собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
Социальная компетентность - способность заниматься совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничать и использовать принятые в профессии управленца приемы профессионального общения;
Образовательная компетентность - интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, целеполагание в образовательной деятельности, мотивация развития субъектности и креативности в образовательной деятельности, способность применять основы педагогической и социальной психологии.
Что требуется от ученика?
- использовать возможности выстраивать индивидуальную траекторию образования (темп, уровень усвоения учебного материала);
- усваивать умения, способы, приемы своей дельности;
- использовать знания, умения и навыки и имеющуюся информацию для разрешения учебных ситуаций.
Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. В соответствии с заданной целью ожидаемые результаты образования определены в виде следующих ключевых компетенций выпускника:
Ценностно-ориентационная компетенция - способность ученика принимать решения в разнообразных жизненных ситуациях. А самое главное - быть патриотом своей Родины – Казахстана.
Культурологическая компетенция - обладание познанием и опытом деятельности на основе достижений общечеловеческой культуры и национальных особенностей, ценить культуру своего народа и культурное многообразие мира; быть приверженным идеям духовного согласия и толерантности.
Учебно-познавательная компетенция - обеспечивающая процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащегося.
Коммуникативная компетенция предусматривает знание родного и других языков, овладения навыками общения на казахском языке как государственном, на языке межнационального общения, на иностранных языках.
Информационно-технологическая компетенция предполагает умение ориентироваться при помощи реальных технических объектов и информационных технологий.
Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом активной гражданско-общественной деятельности в сфере семейных, трудовых, экономических и политических общественных отношений.
Компетенция личностного саморазвития предполагает формирование психологической грамотности, внутренней экологической культуры, заботу о собственном здоровье и владение основами безопасной жизнедеятельности.
Набор личностных качеств ребенка, которые можно сгруппировать так:
– креативные качества – обеспечивают условия создания учеником творческого продукта деятельности;
– когнитивные качества – обеспечивают процесс познания учеником внешнего мира;
– методологические (оргдеятельные) – обеспечивают организацию образовательной деятельности ребенка в познании и творении.
Каждой группе названных личностных качеств соответствуют определенные способности, с помощью которых происходит самореализация ученика.
Личностный рост обнаруживается в деятельности ребенка и в изменении во времени его свойств и качеств, что и составляет его развитие, рост. Попутно отметим, что не всякая деятельность служит формированию качеств человека, отвечающих нашим нормам нравственности.
Личность целостна. Поэтому и условия для ее развития должны быть направлены на развитие всех ее сторон. Достигается это путем включения ребенка в познавательную, нравственную, трудовую, коммуникативную, эстетическую и физическую деятельность.
Деятельность каждого педагога по отслеживанию личностного роста учащихся должна быть постоянной и систематической.
В школе ведется большая работа по развитию личности каждого учащегося. Этому способствуют: новые образовательные технологии и программы, используемые нашими педагогами, система внеурочной воспитательной работы со своими сложившимися традициями, спортивные соревнования, классные мероприятия, общешкольные праздники, в целом уклад школьной жизни, уважительный и требовательный стиль общения педагогов с учащимися, становление школьного самоуправления.
Личностный рост – результат особой работы, особой деятельности личности, которая разворачивается после того, как личность совершает под влиянием внешних и внутренних стимулов нечто, что переживается ею самой как своеобразный выход за ее пределы, за рамки уже достигнутого ею. И темп продвижения по различным направлениям личностного роста является сугубо индивидуальным в связи с тем, как личность преодолевает барьеры на пути своего роста.
Школа является не просто образовательным пространством, а пространством развития личности. Возрастное пространство – это прогресс субъекта – личностный рост самостоятельности и ответственности. Переход от одной возрастной ступени к другой (возрастной кризис) облегчается за счет форм деятельности, общих для разных возрастов и характерных для не возрастного пространства.
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики.
Место образования в любом государстве определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности профессионального и личностного роста.
В условиях ускоренного развития, расширения возможностей политического и социального выбора, общество, школы должны готовить молодежь к осознанному личному выбору, направленному на созидание, и развивать ответственность за свое принятое решение.
Важным фактором в развитии образования становится формирование у учащихся умений учиться, навыков самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных информационных технологий.
Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, ориентированных на личность ребенка и его внутренний мир. Принципиальная цель образования, как считает Пиаже, заключается в создании людей, которые способны делать новые вещи, а не просто повторять то, что делали другие поколения. По мнению Джона Дьюи –известного философа и педагога, мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить их сегодня так, как учили этому вчера.
В целом все изменения, внесенные в учебные программы и планы направлены на повышение эффективности и продуктивности процесса обучения.
Сам факт того, что в процессе апробации вносятся определенные коррективы в содержание, является вполне нормальным. Содержание школьного образования требует постоянных изменений.
Инновации необходимы, чтобы видеть мир не таким, какой он есть, а таким, каким он мог бы быть, считает бизнес-консультант Роджер Мартин.
Как сказал когда-то Эйнштейн, «мы не можем решать проблемы, используя тот же тип мышления, который мы использовали, когда создавали их». В современном мире «догоняющее развитие» уже не востребовано.
Мы живем в век ускоренного развития, когда высокий динамичный темп сохраняется на протяжении всей жизни человека.
Сегодня успешная, всесторонне развитая личность является не только высокообразованным, компетентным профессионалом, который обладает знаниями, целеустремленностью, способностью делать правильный нравственный, социальный и профессиональный выбор, но и умеет ладить с людьми, гибко мыслить, защищаться от стрессов, социализироваться и быть принятым в обществе.
Обновление содержания образования - это для нас огромный вызов и серьезное испытание, которые потребуют высокой организации, ответственности, дисциплины, мобильности каждого нашего сотрудника, сплоченности коллектива, взаимоподдержки и взаимопонимания.
Результаты обучения в школе детей потребуют от нас, педагогов, всестороннего и объективного оценивания успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого учащегося, его отношения к учебе и динамику развития личности в целом. Но обновление содержания образования, транслируя лучший опыт внедрения новых подходов к обучению и методике преподавания должно учесть и положительный опыт традиционного. Синтез традиционных и инновационных методов обучения позволит разнообразить формы проведения занятий активизирующие познавательную деятельность учащихся.
В целом уровень казахстанского среднего общего образования должен соответствовать задачам развития государства и обеспечивать его конкурентоспособность в современном мире.