«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Лекция: «Методика и технология социально-педагогического патронажа».

Социально-педагогический патронаж – вид социального обслуживания клиентов группы риска на дому, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ и оказание им необходимой экономической, материально-бытовой, психолого-педагогической помощи, а также проведение несложных медицинских манипуляций.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Лекция: «Методика и технология социально-педагогического патронажа».

Социально-педагогический патронаж – вид социального обслуживания клиентов группы риска на дому, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ и оказание им необходимой экономической, материально-бытовой, психолого-педагогической помощи, а также проведение несложных медицинских манипуляций.

Принцип проведения патронажа:

  • принцип добровольности принятия помощи

  • принцип самоопределения клиента

  • принцип конфиденциальности – сохранение права клиентов на личную жизнь

  • принцип действия в интересах клиента

Цели проведения социально-педагогического патронажа:

диагностическая

контрольная

адаптационно-реабилитационная

Социально-педагогическмй патронаж – одна из форм работы иального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными и адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая устанавливать и поддерживать длительные связи с клиентом, своевременно выявлять проблемные ситуации и оказывать незамедлительную помощь.

Социально-педагогический надзор.

В деятельности социального педагога используется социальный надзор, который бывает 2 видов:

Официальный – надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (ООП, комиссия по делам н/л), в обязанности которых непосредственно входит контроль за социальными процессами и явлениями, за действиями объектов и лиц.

Неофициальный социальный контроль – взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, или правил поведения.

Методика и технология социально- педагогиеской реабилитации.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, кот они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью родителей (законных представителей):

Дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей

Дети инвалиды

Дети, имеющие недостатки в физическом и/или психическом развитии

Дети жертвы вооруженных и межэтнических конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий

Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях

Дети жертвы насилия

Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях

Дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях

Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев

Дети, проживающие в малоимущих семьях

Дети с отклонениями в поведении

Социально- педагогическая реабилитация (ФЗ об основных правах ребенка в РФ) – мероприятие по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций восполнение среды жизнеобеспечения и усилению заботы о нем.

Социально-педагогическая реабилитация – комплекс мер, направленный на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие: нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, изменением социального положения или в связи с девиантным положением личности.

Нарушение здоровья

Понижение соц статуса

Девиантное поведение

2 3 6

1 7 9 10

7 8 11

Виды соц реабилитации:

Медицинская реабилитация – направлена на полное или частичное восстановление, или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, на возможное замедление прогрессирования заболевания, на поддержание сил и возможностей организма человека. В рамках мед реабилитации осуществляется также и физическая реабилитация – процесс, направленный на восстановление и компенсацию ограниченных физических возможностей и интеллектуальных способностей на повышение психо-эмоциональной устойчивости и направлена на адаптацию ребенка вследствие физической подготовки и спортивной тренировки.

Социально-психологическая реабилитация – воздействие на психическую сферу, направленная на преодоление в сознании человека представлений о безысходности его положения, восстановле-ние защитных сил психики, формирование уверенности и мотивации к преодолению трудностей

Профессионально трудовая реабилитация – система мер по восстановлению утраченных человеком профессиональных навыков, профессиональных важных качеств необходимых для возвращения к трудовой деятельности в сфере наиболее подходящей человеку с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей.

Трудовая терапия – вид воспитательного воздействия, кот позволяет в процессе продуктивной трудовой деятельности восстанавливать или формировать у индивида социально желательные качества, а также корректировать установку на антисоциальные виды занятий и пробуждать трудовую мотивацию.

Принципы социально-педагогической реабилитации:

- равных социальных прав и возможностей

- комплексности и разносторонности воздействия реабилитационного процесса

- последовательности

- непрерывности и этапности (ступенчатости) проведения реабилитационных мероприятий

- приемственности этапов реабилитации

- дифференцированности

- партнерства

- индивидуального подхода

- доступности + преимущественной бесплатности учреждений, оказывающих реабилитационные услуги

- обязательности и добровольности

- раннего начала реабилитационных мероприятий

Направления реабилитации в зависимости от решаемых социальным педагогом задач:

1. организация соц контроля за условиями воспитания ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию

2. соц поддержка тех, кто испытывает затруднения из-за неблагоприятной обстановки в ближайшем окружении

3. профилактическая работа по предупреждению соц неблагополучия семей с детьми

4. выявление источников и причин соц отклонений, соц дезадаптация несовершеннолетних

5. разработка и обеспечение реализации индивидуальной программы реабилитации (ипр)

6. подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптированных детей для обеспечения непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий в домашних условиях

7. обеспечение временного проживания безнадзорных несовершеннолетних, а так же оказание им необходимой помощи

8. координация усилий специальных ведомств в решении проблем н/л и определение совмесно с ними наиболее оптимальной формы воспитания и развития ребенка

9. осуществление правовой защиты н/л

Технология реабилитационной работы с детьми инвалидами (дети с ограниченными возмонос-тями здоровья).

Модели:

- акцент ставится на физических недостатках

- экономическая

- функциональной ограниченности (инвалидность определялась соц, культурн, духовн, законодат и др барьерами)

- политико-правовая (1975г.)

ФЗ о социальной защите инвалидов РФ: инвалидность - нарушение здоровья человека со стойким растройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящая к ограничению жизнедеятельности и вызывающая необходимость его социальной защиты:

ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью

инвалидность у детей - значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации в следствии нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, обучению, общению, труд деятельности в будущем.

Цели социально-педагогической работы с детьми инвалидами:

1. обеспечение детям инвалидам возможности вести образ жизнии соответствующий возрасту

2. максимальная интеграция ребенка в общество путем обучения навыкам самообслуживания, приобретения знаний и проф опыта

3. помощь родителям детей инвалидов

Виды социально-педагогической и государственной помощи семье, имеющей ребенка инвалида

Цель деятельности: актуализация внешних и внутренних ресурсов семьи, необходимых для решения проблем, а также повышение ситуационно-ролевой адаптированности.

Внешние ресурсы - система неформальной и формальной поддержки семьи.

Формальная поддержка - комплекс мер по социальному обеспечению и обслуживанию, которая включается социально-педагогическая деятельность.

Внутренние ресурсы семьи определяются ее адаптивными потребностями и адаптивными способностями.

Адаптивные особенности семьи вкл в себя:

- социально-психический статус семьи (характер отношений в семье)

- социально-культурный статус семьи (ценности, знания, умения)

- социально-экономический статус (наличие материальных благ)

- социально-ролевой статус (активность семьи в решении проблем)

при оценке внутренних ресурсов семьи необходимо оценить функциональный потенциал семьи:

- реабилитационноая (включение ребенка в соц срреду, приобщение его к нормальной жизни и труду)

- коррегирующая (исправление, ослабление или сглаживание недостатков психо-физич развития ребенка)

- компенсирующая (замещение, перессстройка нарушенных функций организма, его приспособление к негативным условиям жизни путем "замены" пораженных структур относительно сохраными.

Социально-педагогическая помощь семье ребенка инвалида оказывается в 3 направлениях:

1. образовательная помощь

- обучение

- воспитание

- информирование

2. посредническая

- активизация поддерживающих систем

- координация усилия разных специалистов

3. социальное адвокатирование - деятельность, направленная на непосредственную защиту прав семьи, имеющую ребенка инвалида, а также на распространении в общественном сознании гуманистических ценностей, изменения психологических стереотипов в отношении детей инвалидов и их семей

4. психологическая

- эмоциональная поддержка

- психологическая коррекция

Социальная защита инвалидов (ФЗ о социальной защите инвалидов) - система гарантированных государством экономических, правовых и социальных мер, обеспечивающих инвалиду условия для преодоления замедления и компенсации ограничения изнедеятельности и направленных на создание им равныхс другими гражданами возможности участия в жизни общества.

Виды государственной помощи:

- медицинская (лечебно-профилактическая)

- воспитательно-образовательная

- экономическая помощь

- материально-бытовая

ФЗ о социальной защите инвалидов РФ:

таблица: виды государственной помощи семье

виды помощи | мероприятия

Денежные выплаты семье, имеющей ребенка инвалида:

- соц. пенсия детям инвалидам (4920р)

- ежемесячная компенсационная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляю-щему уход за ребенком инвалидом

Порядок разработки и реализации и пр. (индивидуальная программа реабилитации) ребенка инвалида.

подготовится к к/р 3.11.09 : технология социально-психической реабилитации детей инвалидов

Технология реабилитационной деятельности несовершеннолетних с девиантным поведением.

Поведение:

1. соответствующее социальным нормам

2. отклоняющее от социальных норм:

-отклонения положительного характера

- отклонения отрицательного характера

Поведение соответствующее нормам (нормативное поведение) - тип поведения, при котором человек воспринимает существующие социальные нормы как адекватные, он и принимает (они являются частью его индивидуального сознания) и действует исходя из этих норм.

Отклоняющееся поведение - социальное поведение несоответствующее установившимся в данном обществе нормам (общепринятым или подразумеваемым) будь то нормы психического здоровья, права, культуры, религии или морали.

Девиантное поведение - система поступков или проступков, которые противоречат принятым в обществе правовым или нравственным нормам, являются результатом неблагоприятного социального развития и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

Социально-педагогические технологии постпенитенциарных адаптаций несовершеннолетних.

Цель социально-педагогической работы: создание благоприятной среды, предусматривающей защиту прав и интересов бывшего осужденного и содействующей исправлению и возвращению его к законопослушной жизни в обществе.

Принципы ресоциализации бывших осужденных:

Комплексность подхода в работе с несовершеннолетним

Поэтапность процесса ресоциализации

Систематичность

Соблюдение прав и свобод несовершеннолетних

Активное участие несовершеннолетнего в процессе ресоциализации

Активизирование позитивных качеств в личности несовершеннолетнего

Индивидуализированность процесса ресоциализации.

Направление социально-педагогической деятельности по ресоциализации бывших осужденных несовершеннолетних:

Диагностика:

- соц статуса и соц нужд осужденного

- изучение ресурсного статуса осужденного

- выявление социального позитивного потенциала заключенного

2) Посредничество и адвокация:

- поиск и налаживание контактов с государственными и общественными организациями, которые могут оказать помощь бывшему осужденному

- оказание помощи в решении вопросов трудоустройства и жилищно-бытовых проблем

- содействие восстановления социального статуса и получение законных льгот.

Технология социально-педагогической защиты детей оставшихся без попечения родителей.

Органы опеки и попечительства проводят первичный учет ДОБПР.

Государственный банк данных о ДОБПР – совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ (региональный банк данных) и на федеральном уровне (федеральный банк данных), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять на воспитание детей в свои семьи, документированной информации о ДОБПР и подлежащих на устройство на воспитание в семьи в соответствии с

В государственном банке данных о ДОБПР хранятся анкеты на гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью и анкеты ребенка.

Основания для прекращения учета сведений о ребенке:

Устройство ребенка на воспитание в семью

Возвращение ребенка его биологическим родителям

Достижение ребенком совершеннолетия или приобретение ребенком полной дееспособности до 18 лет

Смерть ребенка

Основания прекращения учета сведений о гражданах:

Принятие гражданином ребенка в семью

Заявление в письменной форме гражданина о прекращении сведений о нем

Изменение обстоятельств, которые предоставляли гражданину возможность принять ребенка на воспитание в семью:

Смерть гражданина

Форма устройства ДОБПР:

Семейная форма устройства:

- усыновление/ удочерение

- опека/ попечительство

- приемная семья

- патронатная семья

Устройство в государственного учреждения:

- временное устройство (до 3 мес.)

- постоянное устройство: д/д, школа-интернат


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее