Лекция: «Методика и технология социально-педагогического патронажа».
Социально-педагогический патронаж – вид социального обслуживания клиентов группы риска на дому, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ и оказание им необходимой экономической, материально-бытовой, психолого-педагогической помощи, а также проведение несложных медицинских манипуляций.
Принцип проведения патронажа:
принцип добровольности принятия помощи
принцип самоопределения клиента
принцип конфиденциальности – сохранение права клиентов на личную жизнь
принцип действия в интересах клиента
Цели проведения социально-педагогического патронажа:
диагностическая
контрольная
адаптационно-реабилитационная
Социально-педагогическмй патронаж – одна из форм работы иального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными и адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая устанавливать и поддерживать длительные связи с клиентом, своевременно выявлять проблемные ситуации и оказывать незамедлительную помощь.
Социально-педагогический надзор.
В деятельности социального педагога используется социальный надзор, который бывает 2 видов:
Официальный – надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (ООП, комиссия по делам н/л), в обязанности которых непосредственно входит контроль за социальными процессами и явлениями, за действиями объектов и лиц.
Неофициальный социальный контроль – взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, или правил поведения.
Методика и технология социально- педагогиеской реабилитации.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, кот они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью родителей (законных представителей):
Дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей
Дети инвалиды
Дети, имеющие недостатки в физическом и/или психическом развитии
Дети жертвы вооруженных и межэтнических конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий
Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях
Дети жертвы насилия
Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях
Дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях
Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
Дети, проживающие в малоимущих семьях
Дети с отклонениями в поведении
Социально- педагогическая реабилитация (ФЗ об основных правах ребенка в РФ) – мероприятие по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций восполнение среды жизнеобеспечения и усилению заботы о нем.
Социально-педагогическая реабилитация – комплекс мер, направленный на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие: нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, изменением социального положения или в связи с девиантным положением личности.
Нарушение здоровья | Понижение соц статуса | Девиантное поведение |
2 3 6 | 1 7 9 10 | 7 8 11 |
Виды соц реабилитации:
Медицинская реабилитация – направлена на полное или частичное восстановление, или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, на возможное замедление прогрессирования заболевания, на поддержание сил и возможностей организма человека. В рамках мед реабилитации осуществляется также и физическая реабилитация – процесс, направленный на восстановление и компенсацию ограниченных физических возможностей и интеллектуальных способностей на повышение психо-эмоциональной устойчивости и направлена на адаптацию ребенка вследствие физической подготовки и спортивной тренировки.
Социально-психологическая реабилитация – воздействие на психическую сферу, направленная на преодоление в сознании человека представлений о безысходности его положения, восстановле-ние защитных сил психики, формирование уверенности и мотивации к преодолению трудностей
Профессионально трудовая реабилитация – система мер по восстановлению утраченных человеком профессиональных навыков, профессиональных важных качеств необходимых для возвращения к трудовой деятельности в сфере наиболее подходящей человеку с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей.
Трудовая терапия – вид воспитательного воздействия, кот позволяет в процессе продуктивной трудовой деятельности восстанавливать или формировать у индивида социально желательные качества, а также корректировать установку на антисоциальные виды занятий и пробуждать трудовую мотивацию.
Принципы социально-педагогической реабилитации:
- равных социальных прав и возможностей
- комплексности и разносторонности воздействия реабилитационного процесса
- последовательности
- непрерывности и этапности (ступенчатости) проведения реабилитационных мероприятий
- приемственности этапов реабилитации
- дифференцированности
- партнерства
- индивидуального подхода
- доступности + преимущественной бесплатности учреждений, оказывающих реабилитационные услуги
- обязательности и добровольности
- раннего начала реабилитационных мероприятий
Направления реабилитации в зависимости от решаемых социальным педагогом задач:
1. организация соц контроля за условиями воспитания ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию
2. соц поддержка тех, кто испытывает затруднения из-за неблагоприятной обстановки в ближайшем окружении
3. профилактическая работа по предупреждению соц неблагополучия семей с детьми
4. выявление источников и причин соц отклонений, соц дезадаптация несовершеннолетних
5. разработка и обеспечение реализации индивидуальной программы реабилитации (ипр)
6. подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптированных детей для обеспечения непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий в домашних условиях
7. обеспечение временного проживания безнадзорных несовершеннолетних, а так же оказание им необходимой помощи
8. координация усилий специальных ведомств в решении проблем н/л и определение совмесно с ними наиболее оптимальной формы воспитания и развития ребенка
9. осуществление правовой защиты н/л
Технология реабилитационной работы с детьми инвалидами (дети с ограниченными возмонос-тями здоровья).
Модели:
- акцент ставится на физических недостатках
- экономическая
- функциональной ограниченности (инвалидность определялась соц, культурн, духовн, законодат и др барьерами)
- политико-правовая (1975г.)
ФЗ о социальной защите инвалидов РФ: инвалидность - нарушение здоровья человека со стойким растройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящая к ограничению жизнедеятельности и вызывающая необходимость его социальной защиты:
ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью
инвалидность у детей - значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации в следствии нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, обучению, общению, труд деятельности в будущем.
Цели социально-педагогической работы с детьми инвалидами:
1. обеспечение детям инвалидам возможности вести образ жизнии соответствующий возрасту
2. максимальная интеграция ребенка в общество путем обучения навыкам самообслуживания, приобретения знаний и проф опыта
3. помощь родителям детей инвалидов
Виды социально-педагогической и государственной помощи семье, имеющей ребенка инвалида
Цель деятельности: актуализация внешних и внутренних ресурсов семьи, необходимых для решения проблем, а также повышение ситуационно-ролевой адаптированности.
Внешние ресурсы - система неформальной и формальной поддержки семьи.
Формальная поддержка - комплекс мер по социальному обеспечению и обслуживанию, которая включается социально-педагогическая деятельность.
Внутренние ресурсы семьи определяются ее адаптивными потребностями и адаптивными способностями.
Адаптивные особенности семьи вкл в себя:
- социально-психический статус семьи (характер отношений в семье)
- социально-культурный статус семьи (ценности, знания, умения)
- социально-экономический статус (наличие материальных благ)
- социально-ролевой статус (активность семьи в решении проблем)
при оценке внутренних ресурсов семьи необходимо оценить функциональный потенциал семьи:
- реабилитационноая (включение ребенка в соц срреду, приобщение его к нормальной жизни и труду)
- коррегирующая (исправление, ослабление или сглаживание недостатков психо-физич развития ребенка)
- компенсирующая (замещение, перессстройка нарушенных функций организма, его приспособление к негативным условиям жизни путем "замены" пораженных структур относительно сохраными.
Социально-педагогическая помощь семье ребенка инвалида оказывается в 3 направлениях:
1. образовательная помощь
- обучение
- воспитание
- информирование
2. посредническая
- активизация поддерживающих систем
- координация усилия разных специалистов
3. социальное адвокатирование - деятельность, направленная на непосредственную защиту прав семьи, имеющую ребенка инвалида, а также на распространении в общественном сознании гуманистических ценностей, изменения психологических стереотипов в отношении детей инвалидов и их семей
4. психологическая
- эмоциональная поддержка
- психологическая коррекция
Социальная защита инвалидов (ФЗ о социальной защите инвалидов) - система гарантированных государством экономических, правовых и социальных мер, обеспечивающих инвалиду условия для преодоления замедления и компенсации ограничения изнедеятельности и направленных на создание им равныхс другими гражданами возможности участия в жизни общества.
Виды государственной помощи:
- медицинская (лечебно-профилактическая)
- воспитательно-образовательная
- экономическая помощь
- материально-бытовая
ФЗ о социальной защите инвалидов РФ:
таблица: виды государственной помощи семье
виды помощи | мероприятия
Денежные выплаты семье, имеющей ребенка инвалида:
- соц. пенсия детям инвалидам (4920р)
- ежемесячная компенсационная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляю-щему уход за ребенком инвалидом
Порядок разработки и реализации и пр. (индивидуальная программа реабилитации) ребенка инвалида.
подготовится к к/р 3.11.09 : технология социально-психической реабилитации детей инвалидов
Технология реабилитационной деятельности несовершеннолетних с девиантным поведением.
Поведение:
1. соответствующее социальным нормам
2. отклоняющее от социальных норм:
-отклонения положительного характера
- отклонения отрицательного характера
Поведение соответствующее нормам (нормативное поведение) - тип поведения, при котором человек воспринимает существующие социальные нормы как адекватные, он и принимает (они являются частью его индивидуального сознания) и действует исходя из этих норм.
Отклоняющееся поведение - социальное поведение несоответствующее установившимся в данном обществе нормам (общепринятым или подразумеваемым) будь то нормы психического здоровья, права, культуры, религии или морали.
Девиантное поведение - система поступков или проступков, которые противоречат принятым в обществе правовым или нравственным нормам, являются результатом неблагоприятного социального развития и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Социально-педагогические технологии постпенитенциарных адаптаций несовершеннолетних.
Цель социально-педагогической работы: создание благоприятной среды, предусматривающей защиту прав и интересов бывшего осужденного и содействующей исправлению и возвращению его к законопослушной жизни в обществе.
Принципы ресоциализации бывших осужденных:
Комплексность подхода в работе с несовершеннолетним
Поэтапность процесса ресоциализации
Систематичность
Соблюдение прав и свобод несовершеннолетних
Активное участие несовершеннолетнего в процессе ресоциализации
Активизирование позитивных качеств в личности несовершеннолетнего
Индивидуализированность процесса ресоциализации.
Направление социально-педагогической деятельности по ресоциализации бывших осужденных несовершеннолетних:
Диагностика:
- соц статуса и соц нужд осужденного
- изучение ресурсного статуса осужденного
- выявление социального позитивного потенциала заключенного
2) Посредничество и адвокация:
- поиск и налаживание контактов с государственными и общественными организациями, которые могут оказать помощь бывшему осужденному
- оказание помощи в решении вопросов трудоустройства и жилищно-бытовых проблем
- содействие восстановления социального статуса и получение законных льгот.
Технология социально-педагогической защиты детей оставшихся без попечения родителей.
Органы опеки и попечительства проводят первичный учет ДОБПР.
Государственный банк данных о ДОБПР – совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ (региональный банк данных) и на федеральном уровне (федеральный банк данных), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять на воспитание детей в свои семьи, документированной информации о ДОБПР и подлежащих на устройство на воспитание в семьи в соответствии с
В государственном банке данных о ДОБПР хранятся анкеты на гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью и анкеты ребенка.
Основания для прекращения учета сведений о ребенке:
Устройство ребенка на воспитание в семью
Возвращение ребенка его биологическим родителям
Достижение ребенком совершеннолетия или приобретение ребенком полной дееспособности до 18 лет
Смерть ребенка
Основания прекращения учета сведений о гражданах:
Принятие гражданином ребенка в семью
Заявление в письменной форме гражданина о прекращении сведений о нем
Изменение обстоятельств, которые предоставляли гражданину возможность принять ребенка на воспитание в семью:
Смерть гражданина
Форма устройства ДОБПР:
Семейная форма устройства:
- усыновление/ удочерение
- опека/ попечительство
- приемная семья
- патронатная семья
Устройство в государственного учреждения:
- временное устройство (до 3 мес.)
- постоянное устройство: д/д, школа-интернат