«Осенний фестиваль знаний 2024»

Лексика русского языка как система

Открытый урок Лексика русского языка как система, 10 класс

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Кунгурский центр образования №1» в пгт. Суксун













Методическая разработка

урока по дисциплине «Русский язык и литература»

Тема: Лексика русского языка как система






Разработала: преподаватель ГБПОУ «КЦО №1»

Тимофеева Т.М.















2017




АННОТАЦИЯ


Методическая разработка представляет собой конспект открытого урока русского языка.

Открытый урок - «Лексика русского языка как система» - это завершающее занятие в разделе «Лексика». В процессе повторения и систематизации материала осуществляется проверка знаний и умений употребления в речи таких понятий, как лексическое значение слова, прямое и переносное значение, сфера употребления, лексическая сочетаемость, иноязычные слова, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологические обороты, а также выявляются взаимосвязи разделов русского языка.

В данной разработке используются дидактические демонстрационные и раздаточные печатные материалы, словесное сопровождение.

Методическая разработка рекомендуется для использования преподавателями русского языка системы СПО.














Рецензия

на методическую разработку урока по учебной дисциплине

«Русский язык и литература».


Методическая разработка выполнена для обучающихся на 1 курсе , изучающих учебную дисциплину «Русский язык и литература».

Тема методической разработки «Лексика русского языка как система». Данная тема является актуальной, так как основная цель среднего профессионального образования – формирование разносторонней личности, готовой к профессиональной деятельности в качестве руководителя. Эта цель может быть достигнута при условии владения обучающимися речевой коммуникативной культурой, которая приобретается и утверждается в учебной среде, в среде профессионального образования .

В методической разработке представлены различные методы обучения , создаются интересные коммуникативные ситуации , способствующие активной мыслительной деятельности, возможности отстаивать свои убеждения и взгляды, логически выстраивать собственные суждения.

Представленный материал разработки способствует обогащению словарного запаса студентов.

Разнообразные методы и приемы обучения, представленные в методической разработке позволяют повторить , обобщить ,углубить знания языка и формируют культурно-ценностные основы личности.

Разработка адресована преподавателям-словесникам.

Рецензент:


Пояснительная записка



Русский язык в системе СПО является дисциплиной общеобразовательной подготовки. Содержание дисциплины охватывает широкую область знаний об окружающем мире и законах языковых коммуникаций. Целью изучения является приобретение практических умений:

- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

-принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме.

В настоящее время нельзя представить себе жизнь без таких сфер жизнедеятельности человека, как русский язык и культура делового общения. За многолетнюю историю языка произошло обогащение его лексического состава, что привело к необходимости более глубокого изучения данного раздела в курсе русского языка.

Термин лексика (гр. lexikos - словесный, словарный) служит для обозначения словарного состава языка. Он используется также и в более узких значениях: для определения совокупности слов, употребляемых в той или иной функциональной разновидности языка, в отдельном произведении писателя и даже одного человека.

Лексикологией (гр. lexis - слово + logos - учение) называется раздел науки о языке, изучающий лексику. Лексикология может быть описательной, или синхронической (гр. syn - вместе + chronos - время), тогда она исследует словарный состав языка в его современном состоянии, и исторической, или диахронической (гр. dia - через + chronos - время), тогда ее предметом является развитие лексики данного языка.

В задачи лексикологии входит изучение значений слов, их стилистической характеристики, описание источников формирования лексической системы, анализ процессов ее обновления и архаизации. Объектом рассмотрения в этом разделе курса современного русского языка является слово как таковое. Слово находится в поле зрения и других разделов курса.

В разработке представлен теоретический и дидактический материал по теме: «Лексика русского языка ».

Разработка может быть использована для:

-работы преподавателя;

- контроля теоретических знаний обучающихся ;,

-при отработке пропущенных занятий.

Данная тема даёт представление:

-о лексике современного русского языка ;

-о грамотном и уместном словоупотреблении;

Данная тема предусматривает самостоятельную работу обучающихся с учебником, дополнительной литературой.



Содержательный компонент


Лексическая система русского языка

Лексика русского языка, как и любого другого, представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня. Изучение лексической системы языка раскрывает интересную и многоликую картину жизни слов.

Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно от его общей номинативной системы. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков.

В лексической системе языка выделяют группы слов, связанных общностью (или противоположностью) значения; сходных (или противопоставленных) по стилистическим свойствам; объединенных общим типом словообразования; связанных общностью происхождения, особенностями функционирования в речи, принадлежностью к активному или пассивному запасу лексики и т. д. Системные связи охватывают и целые классы слов, единых по своей категориальной сущности (выражающие, например, значение предметности, признака, действия и под.).

  • Простейшими из них являются пары слов, связанные противоположностью значений, т. е. антонимы.

  • Одно и то же слово, характеризуемое по различным признакам, может быть отнесено к нескольким сочетаниям, тогда речь идет о понятии омонимии.

  • Более сложные микросистемы состоят из слов, группируемых на основании сходства значений. Они образуют синонимические ряды,

  • Одним из проявлений системных отношений слов является их способность соединяться друг с другом. Сочетаемость слов определяется их предметно-смысловыми связями, грамматическими свойствами, лексическими особенностями, где в первую очередь играет роль прямое и переносное значение слов.

  • Различающиеся оттенками значений родственные слова образуют ряды паронимов, из которых складываются словосочетания.

Разнообразные тематические группы с иерархией единиц, сопоставленных как видовые и родовые. Наконец, наиболее крупные семантические объединения слов вливаются в обширные лексико-грамматические классы - части речи.

Таким образом, все слова русского языка входят в его лексическую систему.
Исконно русский характер какого-либо слова объединяет его с другими словами по происхождению. Объединение слов может быть основано на денотативных связях (лат. denotare - обозначать), поскольку все слова обозначают то или иное понятие. Обозначаемые словами понятия, предметы (или денотаты) сами подсказывают их группировку.
Таким образом, изучение лексической системы языка раскрывает многомерную и разнообразную жизнь слов. В их системных связях запечатлелась история языка и самого народа. Развитие и взаимодействие значений слова и отношения его с другими словами заслуживают самого серьезного изучения. Оно может проводиться в нескольких направлениях.


Структура учебно-методического материала


1. Методические цели.

2. Методическая разработка комбинированного урока.

3.План урока.

3. Конспект теоретического материала.

4. Дидактический материал к уроку.

5. Самоанализ урока.

6. Литература для преподавателя и обучающихся.






























Методическая разработка комбинированного урока


Тема: «Лексика русского языка как система».

Цели занятия:

Учебная цель:

- Выявить базовые знания обучающихся , приобретенные в школе, на других предметах и в жизни..

-Научить грамотно и целесообразно использовать лексические ресурсы русского языка. Научить обучающихся работать со справочной литературой, материалами периодической печати.

- Учить работать самостоятельно: составлять тесты, конспекты.


Развивающая цель:

- Пополнять словарный запас обучающихся.

-Развивать речевую культуру обучающихся , способствовать развитию выразительной речи.

-Развивать у обучающихся самостоятельность и чувство ответственности при самостоятельной работе.

- Способствовать формированию у обучающихся логического мышления.

- Способствовать пробуждению интереса к изучаемой дисциплине.

- Формировать речевую культуру обучающихся.


Воспитательная цель:

- Формировать интерес к изучаемому предмету.

- Воспитывать речевой вкус.

- Воспитывать потребность к учению.

- Формировать у обучающихся чувство ответственности.

- Формировать честное и добросовестное отношение к труду и выполнению своих обязанностей;

- Формировать у студентов активную жизненную позицию


Тип урока: комбинированный урок.


Оборудование (оснащение занятия): лекционный материал, карточки-задания , тесты , схемокурс.


Технология обучения : личностно-ориентированная с элементами проблемно-исследовательской


Междисциплинарные связи: история, литература.


Внутридисциплинарные связи: Темы «Фонетика», «Орфоэпия», «Орфография».



Ход занятия


1. Организационная часть: приветствие ;- проверка присутствующих.


П Мотивация учебной деятельности :

2.1 Ребята! Я прочитаю сейчас стихотворение Э.Асадова, а вы , прослушав, подумайте, о чем сегодня на уроке пойдет речь.

Слово может согреть ,окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем сурово себе:

«Чтобы не было в жизни бед

Надо думать , друзья, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!»

О чем пойдет речь на уроке?

Слово – самая важная единица языка.


2.2.Легенда о знаменитом баснописце Греции Эзопе и его рабе Ксанфе.

(приказал приготовить для гостей 3 самых лучших и вкусных блюда).

Ответ раба :Что может быть на свете лучше языка? При помощи языка мы постигаем науки и получаем новые знания, при помощи языка люди могут общаться друг с другом ,просить о помощи , мириться ,выражать ласку, нежность , признаваться в любви.

А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, лгут, хитрят , ссорятся .Язык способен сделать людей врагами, он может вызвать войну.

Вывод: легенда повествует о том, что любой язык обладает безграничными возможностями благодаря разнообразию входящих в него слов.

2.3. Как называют все слова, входящие в язык? (лексикой).

2.4. Как называется словарный запас человека? (лексиконом).

2.5. Какая наука изучает словарный состав языка? (лексикология).

Любой язык обладает огромным словарным запасом.

Какая наука изучает словарный состав языка?

Какой раздел языкознания изучает смысловое значение слова?


III. Сообщение темы, цели задач урока.

Лексика – словарный состав любого языка, который можно разделить на взаимодействующие между сбой пласты, отличающиеся происхождением и употреблением.

Спрогнозируйте задачи нашего урока.

Целью нашего урока будет систематизация знаний о лексике русского языка;

– развитие познавательных интересов и навыков аналитико-синтетической

работы путем формирования умений работать в коллективе и команде,

взаимодействовать с партнерами;

– воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Эпиграфом нашего урока будут слова выдающегося русского лингвиста

Виктора Владимировича Виноградова, который всю свою жизнь посвятил

изучению лексики и грамматики русского языка «Ярче всего богатство русского языка обнаруживается в его лексике, в его словарном составе»


IV. Актуализация опорных знаний обучающихся


Каким образом делится лексика русского языка :

4.1 В зависимости от лексического значения слов?

(однозначные и многозначные ,идти – имеет 30 значений ,стоять – 23)

Многозначность обусловлена особенностью нашего мышления, отраженного в обобщающем характере слова ,способностью слова соотносится не только с конкретным предметом, явлением ,но и с классом однородных предметов или явлений.

На многозначности слова основаны каламбуры.(«Гисторические материалы Козьмы Пруткова».Врач прописал больному принимать лекарство «по 20 капель в воде».Когда на следующий день врач зашел проведать больного, тот сидел в холодной ванне и пил из ложечки прописанные капли.(принимать лекарство, «растворенное в воде», и принимать лекарство,»сидя в воде»).

4.2. На какие группы делится лексика русского языка в зависимости от происхождения слов?( исконно русские слова и иноязычные ).

4.3. Как делится лексика в зависимости от употребления? (общеупотребительная и ограниченного, употребления).

4.4. Каким образом делится лексика в зависимости от изменения исторического состава языка?(историзмы, архаизмы).

4.5. Если есть устаревшие слова, то есть и другая группа, какая? (неологизмы).

Язык как система находится в постоянном движении, развитии и самым подвижным уровнем языка является лексика: она в первую очередь реагирует на все изменения в обществе, пополняясь новыми словами. В свою очередь названия предметов, которыми люди уже не пользуются, выходят из употребления.

Вывод: мы обобщили и систематизировали знания о лексике русского языка

Язык как система находится в постоянном движении, развитии и самым подвижным уровнем языка является лексика: она в первую очередь реагирует на все изменения в обществе, пополняясь новыми словами. В свою очередь названия предметов, которыми люди уже не пользуются, выходят из употребления.


V. Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности


Прежде чем выполнить следующее задание , нам необходимо вспомнить, что такое синонимы?

Синонимы – близкие по значению слова, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками, или стилистической окраской.

Приведите примеры..

Что такое антонимы?

Антонимы – слова, имеющие противоположное значение.

Приведите примеры.

Что такое паронимы?

Паронимы – близкие по звучанию, но различные по оттенкам значений слова.

Приведите примеры.

Для чего мы используем в своей речи антонимы, синонимы, паронимы?

В языке наиболее изменчива лексика, словарный состав, отражающий все изменения, которые происходят в общественной жизни, науке, технике, культуре, производстве.


V1. Самостоятельное выполнение практической деятельности.


Задание 6.1 «Установи соответствие» Необходимо соединить пары слов по группам.

1 группа парами подбирает синонимы

1.Надежда

2. Изумительный.

3. Лаконичный.

4. грациозный.

5. Любезность.

6. Неотъемлемый.

7. Лживый.

8. Факультативный.

9. Мистический.

10. Спокойный.

11. Блестеть.

12. Альманах.

а)Краткий.

б) Необязательный

в)Упование.

г) Неотделимый.

д)Комплимент.

е) Восхитительный.

ж) Сиять.

з). Невозмутимый.

и). Неискренний.

к). Сборник.

л). Сверхъестественный.

м) изящный



(Проверка: 1-в, 2 – е, 3 – а, 4 – м, 5 – д, 6 – г, 7 – и, 8 – б, 9 – л, 10 – з, 11 – ж, 12 – к)

2 группа сгруппируйте парами антонимы.

1.Явный.

2. Активно.

3. Ничтожный.

4. Вечность.

5. Вперед.

6. Всегда.

7. Высоко.

8. Завышать.

9. Круто.

10. Твердый.

11. Нужда.

12. Подлинный.

а). Мгновение.

б). Пассивно.

в). Поддельный.

г). Великий.

д). Назад.

е). Никогда.

ж). Занижать.

з). Полого.

и). Мягкий.

к). Достаток.

л). Скрытый.

м). Низко.



(Проверка: 1-л, 2-б, 3-г, 4-а, 5-д, 6-е, 7-м, 8-ж, 9-з, 10-и, 11-к, 12-в)

3 группа сгруппируйте парами паронимы

1.Тема.

2.Лирический.

3.Ласкательный.

4.Желанный.

5.Гневливый.

6.Обидный.

7.Главный.

8.Будний.

9.Гадкий.

10.Гарантиный. 11.Абонемент.

12.Воспоминание.

а).Гарантированный. б).Желательный.

в). Тематика.

г).Обидчивый.

д). Лиричный. е).Напоминание.

ж).Абонент.

з).Будничный.

и).Гадливый,

к). Ласковый.

л).Заглавный.

м). Гневный



(Проверка: 1-в, 2-д, 3-к, 4-б, 5-м, 6-г, 7-л, 8-з, 9-и, 10-а, 11-ж, 12-е)


Задание 6.2. «Укажи неверное значение слова»

1 группа:

1. фат - щеголь, любящий рисоваться, пустой человек.

2. трактат - научное сочинение.

3. монополия - игра.

4. провоцировать - вызвать на какие-либо действия путём провокации.


2 группа

1. увенчаться - завершиться чем-нибудь хорошим

2. ристалище - площадь для гимнастических, конных состязаний

3. риторичный - напыщенный, внешне украшенный.

4. сангвинический - спокойный.


3 группа

1. зеница - глаз, зрачок.

2. конгресс - собрание, съезд.

3. либретто - словесный текст музыкально-вокального произведения

4. диадема – ожерелье


Задание 6.3. «Сфера употребления слов»


1 группа В каком ряду все слова являются разговорными?

1.кассирша, раззява, картофель

2.дикторша, охламон, весельчак

3.жадина, картошка, Интернет

4.электричка, старьёвщик, неразбериха


2 группа В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления?

1.гутарить, компьютер

2.поэт, лицедей

3.интернет, притаранить (принести)

4.колбаситься, предки (родители)


3 группа. Какое из перечисленных слов имеет значение "недавно появившееся в языке слово"?

1.архаизм

2.фразеологизм

3.неологизм

4.диалектизм


Задание 6.4. «Кто больше»

За пять минут каждая команда должна записать как можно больше устойчивых оборотов со словами:

1 группа – голова

2 группа – нос

3 группа – глаз


VП. Обобщение и систематизация знаний в форме мини – тестирования

Вариант 1

Задание 1.Какое из данных утверждений неверно?

1) Омонимы посол как одушевленной существительное (посол Франции) и посол как неодушевленное существительное (сельдь пряного посола) образовались в результате расхождения значений одного и того же многозначного слова.

2) В сочетаниях бросить камень и бросить спорт используются разные значения одного и того же глагола, производное значение возникло путем метафорического переноса

3) Порох – общеупотребительное, стилистически нейтральное, исконно русское слово.

4) Прах – общеупотребительное, стилистически отмеченное (книжное), заимствовано из старославянского языка.

Задание 2. Укажите тип словаря, из которого взят фрагмент:

НАДЕТЬ – ОДЕТЬ. НАДЕТЬ что – одеться, обуться, облечь себя во что-то; -что на кого/что – одеть, обуть, облечь во что-то кого-либо/что-либо. Он надел свитер, потом надел пальто и шапку на старика. На стулья надели чехлы.

ОДЕТЬ кого/что (во что или чем) – одеть, обуть, облечь кого-либо/что-либо во что-то. Он одел старика (в пальто). Берега одели в гранит.

Словарь синонимов

Словарь паронимов

Словарь омонимов

Фразеологический словарь

Задание 3.Укажите пример нарушения лексической сочетаемости

1) сдержать натиск

2) осуществить договор

3) сдержать слово

4) устроить встречу

Задание 4.В каком предложении вместо прилагательного ЕЖЕДНЕВНЫЙ нужно употребить ПОВСЕДНЕВНЫЙ?

1) Перед премьерой проводились ежедневные репетиции.

2) Жизнь спортсмена – это прежде всего упорные, ежедневные тренировки.

3) На телеканале должен быть ежедневный выпуск новостей

4) На демонстрации моды показывали образцы ежедневной одежды.

«Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» В.Белинский

Вариант 2

Задание 1.В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?

1) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;

2) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек

3) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;

4) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора.

Задание 2. Что изучает лексика?

1) части речи и их формы;

2) слова и их значения.

3) правила написания слов;

4) историю слова;

Задание 3. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?

1) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.

2) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.

3) Желтые листья медленно падали на землю.

4) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.

Задание 4.Укажите ряд многозначных слов:

1) съедобный, утомление;

2) хохот, шезлонг;

3) компьютер, ландыш;

4) съемка, ручка

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»

К. Паустовский

Вариант 3

Задание 1. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:

1) аббат, атака, жюри

2)берег, город, молоко;

3) место, история, тетрадь;

4) ладонь, корова, дочь,

Задание 2. В каком предложении нет ошибки, вызванной нарушением лексической сочетаемости

Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.

В окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.

Автор увеличивает впечатление о герое.

Литература играет очень большое эстетическое значение.

Задание 3. Укажите слова, не являющиеся паронимами:

1) эффектный, эффективный;

2) командировочные, командированные;

3) фарш, фарс;

4) представить, предоставить;

Задание 4. Определите, в каком варианте даны неологизмы:

1) опосля, прислухаться, не серчай;

2) курень, полуночник, шелоник;

3) бартер, кастинг, конфессия;

4) псалтырь, светлица, кафтан;

«Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков». П.Мериме


VШ .Итог урока .

В завершении нашего разговора о слове прочитаю вас стихотворение Вадима Шефнера « Слово».

Много слов на земле .Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить , словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать , и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава ,Родина ,Верность , Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой не служат они , -

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту-

Береги изначальную их чистоту…


Выставление оценок .Домашнее задание.


Сегодня на уроке мы говорили о разделе науки «Языкознание» «Лексике». Лексика русского языка богатая, разнообразная ,выразительная .Она оживляет, развивает, обогащает нашу речь ,передает и формирует хорошие знания.

Качество речи любого человека зависит от его словарного запаса, который характеризует уровень речевой культуры говорящего. Какими качествами должна обладать хорошая речь?

Содержательность, чистота, точность, понятность, логичность, уместность, богатство, выразительность.

Вы на уроке работали хорошо. Благодарю вас за урок. За работу на уроке вы получили следующие оценки:

Отлично -

Хорошо -

Удовлетворительно -


Домашнее задание: написать сочинение-эссе о жизненной силе слова.


























Самоанализ урока по русскому языку и литературе.



Тема: Лексика русского языка как система.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Лексика».

Цели занятия:

Учебная цель:

- Выявить базовые знания обучающихся , приобретенные в школе, на других предметах и в жизни..

-Научить грамотно и целесообразно использовать лексические ресурсы русского языка

Научить обучающихся работать со справочной литературой, материалами периодической печати.

- Учить работать самостоятельно: составлять тесты, конспекты.

Развивающая цель:

- Пополнять словарный запас обучающихся.

-Развивать речевую культуру обучающихся , способствовать развитию выразительной речи.

-Развивать у обучающихся самостоятельность и чувство ответственности при самостоятельной работе.

- Способствовать формированию у обучающихся логического мышления.

- Способствовать пробуждению интереса к изучаемой дисциплине.

- Формировать речевую культуру обучающихся.

Воспитательная цель:

- Формировать интерес к изучаемому предмету.

- Воспитывать речевой вкус.

- Воспитывать потребность к учению.

- Формировать у обучающихся чувство ответственности.

- Формировать честное и добросовестное отношение к труду и выполнению своих обязанностей;

- Формировать у студентов активную жизненную позицию

Задачи урока :

Образовательные:

Обобщение и систематизирование знаний , полученных ранее;

Формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;

Развивающие:

Развитие навыков индивидуальной работы;

Развитие навыков, способностей и умений анализировать языковой материал, процесс собственной умственной деятельности;

Формирование умений анализировать полученную информацию;

Формирование умения слушать и вступать в диалог.

Воспитательные:

Воспитание уважения к чужому мнению ,культуре учебного труда, требовательного отношения к себе, к своей работе;

Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемных вопросов.

Данный урок входит в систему уроков учебной дисциплины «Русский язык и литература», раздел «Лексика».

В соответствии с требованиями к современному уроку тема и цели занятия были сформулированы обучающимися самостоятельно. Цели и задачи урока соответствуют актуальным проблемам методической науки.

На мой взгляд, выбранная структура урока является рациональной для решения поставленных задач. Все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой.

В начале урока прозвучало стихотворение Э.Асадова ,это позволило осуществить мотивацию учебной деятельности.

Для актуализации знаний я использовала вопросно-ответный метод, который позволил осуществить совместную деятельность преподавателя и обучающихся.Для отработки навыков подобран разнообразный дидактический материал ,способствующий включению обучающихся в активную деятельность на уроке.

Воспроизведение полученных ранее знаний по теме «Лексика» осуществлялось различными способами: устный и письменный опрос.

Опрос обучающихся, усвоение знаний, закрепление шло одновременно, что позволило мне не терять «нить» заинтересованности у ребят и следить за их активностью.

Для раскрытия материала урока мною были выбраны словесные методы совместной деятельности с группой, что позволило обучающимся находиться в активном рабочем состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока.

На уроке я применяла методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый.

На уроке применялись элементы следующих современных образовательных технологий: технологии личностно-ориентированного обучения, тестовой технологии, здоровьесберегающей технологии- четкая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности.

Изучаемый материал подавался поэтапно, от простого к сложному.

Виды речевой деятельности на уроке разнообразны: слушание, чтение, письмо.

Применение схемокурса и дидактического материала на уроке позволило экономить время на списывание и сохранить активный темп на уроке.

Характер тренировочных упражнений достаточной степени сложности .

На протяжении всего урока был организован диалог обучающихся и преподавателя. Ребята свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны преподавателя.

Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества .

В течение всего урока осуществлялся контроль знаний, умений, навыков обучающихся.Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока .Осуществлялся самоконтроль.

Домашнее задание имеет творческий, посильный характер.

В конце урока подведен итог работы, что способствовало целостности и завершенности занятий в целом.

Сочетание выбранных форм работы служило для достижений целей урока, для возможности проявления способностей каждого обучающегося.

На уроке преобладал демократический стиль общения. Благоприятный психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание, сосредоточенность обучающихся.

Эмоциональность повышала работоспособность.

На протяжении всего урока создавалась и поддерживалась ситуация успеха обучающихся, что способствовало продуктивной атмосфере занятий.

Проанализировав урок, можно сделать вывод:

- заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока;

- прослеживалась взаимосвязь всех этапов ,что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.

Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются межпредметные связи уделено внимание рефлексии.

Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми .Считаю ,что урок проведен методически верно ,соответствует современным требованиям.



Дидактический материал к уроку



Задания для каждого варианта.

1 вариант

Задание 1.Данные слова нужно правильно прочитать, переписать и поставить ударения

Торты, граждане, гражданин, гражданство, характерный, разнохарактерный.

2 вариант

1.Данные слова нужно правильно прочитать, переписать и поставить ударения

Развитой, малоразвитый, бальзамировать, грушевый, сливовый, позвонит.

3 вариант

1.Данные слова нужно правильно прочитать, переписать и поставить ударения

Банты, мускулистый, возрастной, великовозрастный, закупорить, черпать.


Задание 2. Раскройте лексическое значение слов

1 группа Деликатный

2 группа Имманентный

3 группа Лояльный

Задание 3. «Установи соответствие»

1 вариант

синонимы

1.Надежда

2. Изумительный.

3. Лаконичный.

4. грациозный.

5. Любезность.

6. Неотъемлемый.

7. Лживый.

8.Факультативный.

9. Мистический.

10. Спокойный.

11. Блестеть.

12. Альманах.

а)Краткий.

б) Необязательный

в)Упование.

г) Неотделимый.

д)Комплимент.

е) Восхитительный.

ж) Сиять.

з). Невозмутимый.

и). Неискренний.

к). Сборник.

л).Сверхъестественный.

м) изящный


2 вариант

«Установи соответствие»

антонимы.

1.Явный.

2. Активно.

3. Ничтожный.

4. Вечность.

5. Вперед.

6. Всегда.

7. Высоко.

8. Завышать.

9. Круто.

10. Твердый.

11. Нужда.

12. Подлинный.

а). Мгновение.

б). Пассивно.

в). Поддельный.

г). Великий.

д). Назад.

е). Никогда.

ж). Занижать.

з). Полого.

и). Мягкий.

к). Достаток.

л). Скрытый.

м). Низко.


3 вариант

«Установи соответствие»

паронимы

1.Тема.

2.Лирический.

3.Ласкательный.

4.Желанный.

5.Гневливый.

6.Обидный.

7.Главный.

8.Будний.

9.Гадкий.

10.Гарантиный

11.Абонемент.

12.Воспоминание.

а).Гарантированный. б).Желательный.

в). Тематика.

г).Обидчивый.

д). Лиричный.

е).Напоминание.

ж).Абонент.

з).Будничный.

и).Гадливый,

к). Ласковый.

л).Заглавный.

м). Гневный





4 задание «Укажи неверное значение слова»

1 группа:

1. фат - щеголь, любящий рисоваться, пустой человек.

2. трактат - научное сочинение.

3. монополия - игра.

4. провоцировать - вызвать на какие-либо действия путём провокации.




4 задание «Укажи неверное значение слова»

2 группа

1. увенчаться - завершиться чем-нибудь хорошим

2. ристалище - площадь для гимнастических, конных состязаний

3. риторичный - напыщенный, внешне украшенный.

4. сангвинический - спокойный.


4 задание «Укажи неверное значение слова»

3 группа

1. зеница - глаз, зрачок.

2. конгресс - собрание, съезд.

3. либретто - словесный текст музыкально-вокального произведения

4. диадема – ожерелье


5 задание «Сфера употребления слов»

1 группа В каком ряду все слова являются разговорными?

1.кассирша, раззява, картофель

2.дикторша, охламон, весельчак

3.жадина, картошка, Интернет

4.электричка, старьёвщик, неразбериха


5 задание «Сфера употребления слов»

2 группа В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления?

1.гутарить, компьютер

2.поэт, лицедей

3.интернет, притаранить (принести)

4.колбаситься, предки (родители)


5 задание «Сфера употребления слов»

3 группа. Какое из перечисленных слов имеет значение "недавно появившееся в языке слово"?

1.архаизм

2.фразеологизм

3.неологизм

4.диалектизм

6 задание «Кто больше»

За пять минут каждая команда должна записать как можно больше устойчивых оборотов со словами:

1 группа – голова


6 задание «Кто больше»

За пять минут каждая команда должна записать как можно больше устойчивых оборотов со словами:

2 группа – нос


6 задание «Кто больше»

За пять минут каждая команда должна записать как можно больше устойчивых оборотов со словами:

3 группа – глаз



Вариант 1 Задание 7. Какое из данных утверждений неверно? 1) Омонимы посол как одушевленной существительное (посол Франции) и посол как неодушевленное существительное (сельдь пряного посола) образовались в результате расхождения значений одного и того же многозначного слова. 2) В сочетаниях бросить камень и бросить спорт используются разные значения одного и того же глагола, производное значение возникло путем метафорического переноса 3) Порох – общеупотребительное, стилистически нейтральное, исконно русское слово. 4) Прах – общеупотребительное, стилистически отмеченное (книжное), заимствовано из старославянского языка. Задание 2.Укажите тип словаря, из которого взят фрагмент: НАДЕТЬ – ОДЕТЬ. НАДЕТЬ что – одеться, обуться, облечь себя во что-то; -что на кого/что – одеть, обуть, облечь во что-то кого-либо/что-либо. Он надел свитер, потом надел пальто и шапку на старика. На стулья надели чехлы. ОДЕТЬ кого/что (во что или чем) – одеть, обуть, облечь кого-либо/что-либо во что-то. Он одел старика (в пальто). Берега одели в гранит. Словарь синонимов Словарь паронимов Словарь омонимов Фразеологический словарь

Задание 3.Укажите пример нарушения лексической сочетаемости

1) сдержать натиск 2) осуществить договор 3) сдержать слово 4) устроить встречу Задание 4.В каком предложении вместо прилагательного ЕЖЕДНЕВНЫЙ нужно употребить ПОВСЕДНЕВНЫЙ? 1) Перед премьерой проводились ежедневные репетиции. 2) Жизнь спортсмена – это прежде всего упорные, ежедневные тренировки. 3) На телеканале должен быть ежедневный выпуск новостей 4) На демонстрации моды показывали образцы ежедневной одежды.


«Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» В.Белинский






Вариант 2
Задание 1.В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
1) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия; 2) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
3) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;
4) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора. Задание 2.Что изучает лексика?
1) части речи и их формы; 2) слова и их значения;
3) правила написания слов;
4) историю слова Задание 3.В каком предложении слово употреблено в переносном значении?
1) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.
2) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.
3) Желтые листья медленно падали на землю. 4) Утром бухта наполнилась плавучим льдом. Задание 4.Укажите ряд многозначных слов: 1) съедобный, утомление; 2) хохот, шезлонг; 3) компьютер, ландыш; 4) съемка, ручка «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» К. Паустовский Вариант 3 Задание 1.Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:
1) аббат, атака, жюри 2)берег, город, молоко; 3) место, история, тетрадь;
4) ладонь, корова, дочь, Задание 2.В каком предложении нет ошибки, вызванной нарушением лексической сочетаемости Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться. В окно заглянул высокий веснушчатый шофёр. Автор увеличивает впечатление о герое. Литература играет очень большое эстетическое значение. Задание 3.Укажите слова, не являющиеся паронимами:
1) эффектный, эффективный; 2) командировочные, командированные; 3) фарш, фарс; 4) представить, предоставить; Задангие 4.Определите, в каком варианте даны неологизмы:
1) опосля, прислухаться, не серчай;
2) курень, полуночник, шелоник; 3) бартер, кастинг, конфессия;
4) псалтырь, светлица, кафтан;


«Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков». П.Мериме.



33


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее