Лабиринтовые, или рыбы, которые могут утонуть

Занятие разработано для учащихся среднего школьного возраста, 9-12 лет занимаущихся в объединениях эколого-биологического направления и позволяет сформировать представление онаиболее распространенной экологической группе тропических декоративных рыб

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г.Хабаровск «Детский эколого-биологический центр»









Методическая разработка занятия


«лабиринтовые, или рыбы, которые могут утонуть»





Автор составитель:

Крупенникова Наталья Александровна,

методист















г. Хабаровск

2019


Тема. Лабиринтовые, или рыбы, которые могут утонуть.


Введение

Занятие разработано для учащихся среднего школьного возраста 9-12 лет, занимающихся в объединениях эколого-биологического направления, и позволяет сформировать у учащихся представление о наиболее распространенной экологической группе тропических декоративных рыб - лабиринтовых, которая легко адаптируется в условиях искусственных водоемов и очень органично входит как живой, развивающийся компонент в модель экосистемы в аквариуме.


Тип занятия: изучение нового материала.

Цель: сформировать представление о распространенной группе тропических декоративных рыб - лабиринтовых.

Задачи:

  1. Познакомить с историей распространения лабиринтовых, с понятием «специализация вида».

  2. Расширить знания о видовом разнообразии лабиринтовых и особенностях их содержания в аквариумах.

  3. Развивать исследовательское поведение учащихся и навыки самостоятельной работы с научной литературой.

  4. Формировать художественно-эстетический вкус при подборе аквариумных рыб.

Методы:

- наглядный: демонстрация живых объектов, слайдов, иллюстраций,

фотографий;

- словесный: рассказ с элементами беседы;

- практический: самостоятельная работа.

Оборудование:

- ноутбук + мультимедийный проектор;

- слайды, фотоальбом;

- географическая карта мира;

- живые объекты (гурами, макроподы, петушки) в аквариуме;

- литература, справочники по аквариумному рыбоводству.



Ход занятия

  1. Организационный момент.

Педагог сообщает тему занятия, цель.

  1. Актуализация знаний.

Для актуализации знаний проводится беседа, где учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

- Какие аквариумные рыбки вам хорошо знакомы?


- Все ли рыбы одинаково хорошо приспособлены к жизни в аквариумах?

- Какие приспособления к тем или иным условиям обитания и у каких рыб вам известны?

III. Изучение нового материала

Педагог. Любителям аквариума хорошо известны рыбы из семейства анабантид (лабиринтовых). Они знамениты не только яркой, красивой окраской, но и своим странным гнездостроительством: сооружают «воздушные замки» на воде (показ слайдов). Эти рыбы стали предметом серьезного исследования ученых-ихтиологов.

Давайте и мы с вами подробно познакомимся с этими необыкновенными рыбками. Оказывается, представители лабиринтовых были первыми экзотическими аквариумными рыбками, попавшими в Европу. Путь их был трудным, нелегким. Несколько веков назад в 1804 г. французский естествоиспытатель Перон наловил в Юго-Восточной Азии сто штук интересных рыб, которых в те годы называли гурами, и повез их в Европу. Но Перрону не повезло: все рыбки погибли еще в пути. Перрон много и интересно рассказывал о гурами, и французские ученые заинтересовались ими. Поэтому, когда 2 августа 1869 года удалось, наконец, привезти пять штук живых гурами в Париж, смотреть их собралась вся Французская Академия наук. Однако рыбки недолго радовали ученых: они погибли, не прожив даже и месяца. Но все-таки гурами до Парижа доехали и даже прожили там, хоть и не долго. Поэтому ученые любители заинтересовались ими. Однако новые попытки привезти гурами в Европу кончались неизменными неудачами: рыбки погибали.

Так продолжалось до 1871 года, пока француз Карбонье, один из основоположников аквариумного разведения рыб, наблюдая за рыбками на их родине, не подметил «пустячного» на первый взгляд обстоятельства: для того, чтобы подышать, гурами постоянно поднимались на поверхность воды и захватывали пузырек воздуха. И тут Карбонье понял: бочки, в которых возили гурами, заполнялись водой доверху, а сверху, чтобы вода не плескалась, на её поверхность опускали тонкую материю или даже просто забивали бочку деревянной крышкой. Обычные рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. Но эти оказались с «фокусами», им для дыхания подавай настоящий наружный воздух, а иначе они просто потонут, т.е. как это бывает с наземными животными, задохнется в воде – в этой родной для рыб стихии. И тогда Карбонье налил воды лишь на две трети и легко и просто привез гурами в Европу. В дальнейшем узнали, что рыб, которые могут утонуть, много. У них, кроме жабр, есть специальный орган – лабиринт, который позволяет им дышать наружным воздухом. Это два кармашка, спрятанных в жаберных крышках рыбки. Стенки кармашков покрыты слизистой оболочкой с густой сетью кровеносных сосудов. Захватив пузырек воздуха, рыбка направляет его в эти кармашки. Там кислород переходит из воздуха в кровь, а углекислый газ – из крови в воздух.

Но зачем лабиринтовым понадобился этот орган, почему им не «сидится» в воде, не дышится жабрами?

Мы подошли с вами к очень важному понятию «специализация». Она показывает, что мы имеем дело с узким, довольно редким типом приспособления к условиям жизни. Как же природа пришла к такой своеобразной специализации?

Есть среди анабантид-лабиринтовых рыбка анабас, или рыба-ползун, давшая имя всему семейству (демонстрация слайдов или фото). Родом он из жаркой Индии. Рыбка «выходит на прогулку» по земле в тех случаях, когда родной пруд пересыхает. Этого ползуна случалось находить в нескольких километрах от воды: цеплялось жаберными крышками и плавниками за грунт, рыба медленно, но неуклонно пробирается по земле, разыскивая для себя подходящую лужу. Но такие путешествия рыбка совершает, конечно, не по доброй воле. Её не всегда можно выгнать с насиженных мест: если в водоеме густой слой ила, рыбка зарывается в него и дожидается там лучших времен.

А так как все лабиринтовые из жарких тропиков (демонстрация географическая карта мира), обитают в водоемах с хорошо прогретой водой, в которой не хватает кислорода, и лишь поверхностные слои воды хорошо аэрируются воздухом, у анабантид постепенно и развился дополнительный орган (кроме жабр) дыхания, позволяющий им усваивать атмосферный воздух – лабиринт.

И пенное гнездо - это тоже типичная специализация вида (демонстрация слайдов, фото). Рыб с таким способом размножения ученые называют Афродитами (от от греческого «афро» – пена). Атмосферное дыхание оказывается также необходимо и для развития молоди, начиная с икринок. В воздушных замках из пены икра обеспечена притоком атмосферного воздуха, без которого развитие мальков в икре происходить не может. Таким образом, мы с вами выяснили, что организм лабиринтовых рыб находится в непрерывном единстве с особыми условиями жизни в стоячих водоемах.

Лабиринтовые представляют большой интерес как рыбы, у которых можно наблюдать замечательный инстинкт заботы о потомстве. Удивительно проходит процесс постройки гнезда. Высунув кончик морды из воды, самец глотает воздух, затем выпускает его пузырьками изо рта. Липкая слюна обволакивает каждый пузырек тонкой пленочкой, и тот не лопается, а висит у поверхности воды. Рядом рыбка выплевывает второй, третий, четвертый…

Пенистой корочкой всплывают они над водой, группируясь, обычно, над каким-нибудь крупным листом водяного растения. Когда гнездо построено, самец церемониями приводит к гнезду самку и заставляет выметывать икру под воздушным плотом. Если некоторые икринки падают, самец ловит их ртом и водворяет их на место.


  1. Практическая часть

Самостоятельная работа: «Изучение разновидностей лабиринтовых рыб».

Учащимся предлагается выполнить следующее задание: из предложенной научной литературы, живых объектов – обитателей аквариумов, выбрать лабиринтовых и дать краткую характеристику, включая:

- внешнее описание рыбки;

- удивительные особенности каждой выбранной разновидности;

- условия содержания и разведения в аквариумах.

По окончании работы учащиеся представляют свои результаты в виде сообщений, которые сопровождаются зарисовками, фото, слайдами.


1. Сообщение учащегося ( рис. 1)

Бойцовая рыбка или петушок.

Родина бойцовской рыбки – остров Малайского архипелага (рисунок 1). Длина до 6 см. Петушки бывают самые различные – красные, белые, синие, зеленые и голубые. Иногда в окраске преобладают сочетания красного цвета с синим, зеленого с голубым или красным. Часто у петушков бывают ярко окрашенные плавники. Самцов легко узнать по сильно удлиненным плавникам и более яркой окраске, особенностью самки являются белые крупинки у основания передних плавников. Между самцами часто бывают драки, и тогда сильно страдают их хвосты и плавники. Свои прозвища – «бойцовская рыбка» и «петушок» - они получили именно за эту воинственность. На родине петушки служат спортивной забавой: там устраивают «бои» этих рыбок. Несмотря на свою драчливость, они хорошо уживаются со всеми экзотическими рыбами.


2. Сообщение учащегося ( рис. 2)


Гурами.

Эти рыбки очень популярны у любителей аквариума (рисунок 2). Насчитывают их не менее восьми видов (показ слайдов). Родиной этих рыбок является Индия, остров Суматра.

Это жемчужный гурами со своей великолепной окраской. По всему его телу рассыпаны блестящие точки величиной с булавочную головку. Они создают впечатление, будто рыбка усеяна жемчугом. Посередине тела проходит темная зигзагообразная полоска. У хвоста темное пятно. Брюшко окрашено в оранжевый цвет. Брюшные плавники, как и у всех гурами, представлены усиками. От них очень трудно получать потомство, т.к. рыбка пуглива, и их гнездо очень часто разваливается.

Тут и голубой гурами со своей светло – голубой окраской и пятнистый, серебристо-белого цвета, с двумя черными пятнами посередине тела и у хвоста.

Гурами мраморный выведен от голубых гурами и отличается наличием на теле темных пятен, особенно ярко выраженных во время нереста.

Есть ещё ворчащий и «шоколадный» гурами. Есть еще и карликовый размером до 3,5 см. А вот большой гурами знаменит очень вкусным мясом, которого в этой рыбки порой бывает несколько килограммов. По этой причине этих рыбок разводят в прудах многих стран. Так, например, в Австралии, на юге Франции, на севере Африки.

У гурами есть любопытная особенность – эта рыба пожирает гидр. Поэтому, чтобы избавиться от гидр в аквариуме, туда сажают гурами.

Развести этих рыбок в аквариуме может любой желающий, поэтому они популярны среди аквариумистов в любом городе нашей страны.

Лабиринтовые рыбки не прихотливы. Аквариум для содержания может быть не большим, но не менее 4-5 ведер воды. К химическому составу воды, её свежести большинство лабиринтовых не требовательны, не погибают даже в испорченной воде. Но так как рыбки теплолюбивы, то для содержания нужна температура не ниже + 20 градусов. Колебания температуры воды может вызвать заболевания и гибель рыбок. Допустимо лишь кратковременное снижение температуры на 2-3 градуса.

Разводить этих рыбок лучше в отдельном аквариуме, емкостью 20-30 литров. Температура воды в нерестовом аквариуме должна быть + 25-27 градусов. Повышение температуры воды стимулирует нерест. На икрометание лучше сажать рыб парами - самца и самку. Икрометание продолжается 2-3 часа. По окончанию икрометания самку следует немедленно отсадить, т.к. бывает, что самец забивает её до смерти. Мальки появляются через 40-48 часов после кладки. Через 3-4 дня они окрепнут и покинут гнездо. В этот момент самца нужно отсадить в другой аквариум, потому что похотливый папаша превращается в лютого хищника и начинает пожирать мальков.

Выкармливание мальков довольно сложно. Малькам дают «живую пыль», несколько раз в день небольшими порциями. Можно выкармливать яичным желтком, отваренным вкрутую. Для этого необходимо кусочек желтка хорошо размять и добавить воду из аквариума. В таком виде желток следует давать через 2-3 часа по несколько капель в места скопления мальков, где они быстро расхватывают.

Кормление взрослых рыб не сложно. Кормят их обычно сухим кормом, дафнией, мотылем, можно давать корм, приготовленный из круп: манной, пшенной, гречневой. Из крупы варится крутая каша, затем следует промыть в холодной воде до тех пор, пока не отделится слизь, после чего процедить через сито и хранить в холодном месте. Со всеми видами неживого корма нужно быть очень осторожным: остатки корма быстро разлагаются и портят воду. Поэтому рыбкам корма следует давать в таком количестве, чтобы он был быстро съеден в течение 30 минут без остатка.

Таковы основные правила содержания и разведения этих рыбок.


3. Сообщение учащегося (рис. 3)

М акропод.

Родина этой рыбки – Китай и Индокитай (рисунок 3). Здесь она встречается в канавках на рисовых полях. Длина её 10 см. Основной цвет тела серовато-зеленый, на боках чередуются широкие красные и синие поперечные полоски. Во время нереста макроподы становятся очень яркими, и тем ярче, чем теплее вода. Самец отличается от самки более яркой окраской и нитеобразными плавниками. Во время икрометания самцы очень драчливы, в обычном состоянии они спокойны. Макроподы могут менять свою окраску. Если грунт в аквариуме темный или красный и свет падающий, то рыбки будут более или менее яркими. Если же грунт белый и свет проходящий, сквозной, то они становятся бесцветными.


4. Сообщение учащегося (рис.4)


Лябиоза.

Завезена из Индии (рисунок 4). Длина рыбки до 7 см. Самец окрашен в темно-синий цвет с зеленоватым оттенком. Спинной плавник удлиненный. По всему телу идут едва заметные красные поперечные полосы, спинной плавник имеет ярко-красный ободок. Самка серенькая, с темной полосой вдоль тела и круглым спинным плавником. Брюшные плавники имеют форму усиков. Самец строит гнездо из пены на поверхности воды. Самка мечет до 1500

икринок.



  1. Сообщение учащегося (рис.5)

Лялиус.

Родина этой рыбки Индия (рисунок 5). Длина её до 6 см. Самец ярко-красный, с голубыми тонкими поперечными полосами. Плавники усыпаны мелкими красными точками. Самка серенькая, имеет чуть заметные поперечные полосы. Брюшные плавники у лялиуса тонкие, в виде усиков и служат для осязания. Рыбки очень пугливы. Освещение любят полутемное, на солнце очень суетятся и беспокоятся. Самец строит гнездо из пены на поверхности воды, в которое включает частички растений. Самка мечет до 800 икринок.


  1. Сообщение учащегося (рис.6)

Полиакантус.

Родина этой рыбки Ост-Индия. Напоминает она петушка (рисунок 6). Окраска рыбки розовато - коричневая с двумя продольными полосками. Хвост круглый, с голубым ободком и несколькими усикообразными лучами. Любят рыбки старую мягкую воду, лучше

дождевую с настоем торфа.

Перед нерестом у этих рыб начинаются тревожные дни. Бдительный отец ни на минуту не покидает свой пост. Гонит прочь самку. Её после нереста необходимо отсадить. Самец перемешивает икринки, чтобы лучше развивались. А когда через 36-48 часов мальки выведутся, забот прибавляется. Самцу приходится гоняться за мальками беглецами, глотать, тащить под плот и там выплевывать. Дня через четыре мальки сами расплывутся кто куда, гнездо исчезает. И у самца пропадает рефлекс на гнездо, и возникает ответная реакция на движение вышедшей икры молоди. И если в это время самец не будет отсажен в другой аквариум, то он съест собственных детей, появлению которых способствовал.


  1. Закрепление.

Педагог подводит итог занятия.

Итак, мы познакомились с очень сложным и своеобразным образом жизни этих удивительных рыб, условиями их содержания в аквариумах, особенностями разведения. Все полученные знания помогут вам при подборе аквариумных питомцев, при оформлении домашних аквариумов.

Для закрепления материала учащимся предлагаются ответить на вопросы викторины.

  1. Назовите одного из основоположников аквариумного разведения лабиринтовых рыб?

  2. Какой дополнительный орган лабиринтовых рыб позволяет усваивать атмосферный воздух?

  3. Какое основное приспособление или «специализация» для размножения лабиринтовых рыб?

  4. Где находится специальный орган лабиринт?

  5. Какой замечательный инстинкт присутствует у всех лабиринтовых рыб?

  6. Перечислите основные разновидности лабиринтовых?

  7. Какие рыбки получили прозвище «Бойцовские» и почему?

  8. Назовите самых популярных лабиринтовых рыб, у любителей аквариумистов?

  9. Какая лабиринтовая рыбка обладают любопытной особенностью – пожирает гидр?

  10. Какова температура воды должна быть в нерестовом аквариуме и почему?

  11. Почему после окончания икрометания самку следует немедленно отсадить в другой аквариум.

  12. Кто из родителей занимается постройкой гнезда, следит за развитием икринок после нереста?



__________________________________________


Литература:

  1. Акимушкин И. Мир животных - изд. Мысль, 1989

  2. Аквариумные тропические рыбы. Изд. Артия Прага,1984

  3. Ильин М.Н.Аквариумное рыбоводство. Изд. Московское университета, 1977

  4. Кочетов А.М. Декоративное рыбоводство - М: Просвещение,1991

  5. Кольвах С.А. Иллюстрированная энциклопедия аквариумиста.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000

  6. Плонский В.Д. Энциклопедия аквариумиста – М: Престиж,1997


9


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее