«Осенний фестиваль знаний 2024»

Курсовая "Игровые технологии обучения математике в начальной школе"

Курсовая "Игровые технологии обучения математике в начальной школе"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

    1. ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»

Академия психологии и педагогики

Кафедра начального образования









Курсовая работа

на тему: «Игровые технологии обучения математике в начальных классах»







Выполнила студентка 3 курса, гр.31-Н

«Начальное образование»

Доценко К.О.



Научный руководитель:

к.пед.н.,доцент Кондрашова З.М.





Ростов-на-Дону

2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………….........3

Глава I. Психолого-педагогические основы использования игр на начальном этапе обучения……………………………………………………………………6

I.1. Игра как основа учения в начальной школе ……………………….6

I.2. Виды игр и их классификация………………………………………12

Глава II. Игровые технологии обучения математике в начальной школе….19

II.1. Опыт использования игровых технологий на уроках математики………………………………………………………………...19

II.2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования…25

Заключение……………………………………………………………………….36

Список использованной литературы………………………………………......37

Приложения……………………………………………………………………...39



















Введение.

В современном образовании всё больше внимания уделяется такой организации учебного процесса, при которой бы педагог ориентировался на воспитание гармонично развитой личности, индивидуальный подход, новые методики и технологии. Не менее важно и формирование творческих навыков, направленность на психическое состояние учащихся.

Особенно важно правильно построить образовательный процесс в начальной школе, так как ученики только начинают воспринимать учебную деятельность как ведущую, начинает формироваться самооценка, учебная мотивация, коммуникативные умения.

Урок – основная форма организации обучения. Учитель и ученик тесно взаимодействуют друг с другом, происходит передача знаний, умений и навыков, развиваются способности учащихся и совершенствуется опыт педагога. В современной педагогике существует большое количество типов и разновидностей урока, однако в требуют не только начальной школе наиболее уместны игровые формы занятий. Учитель – профессионал совмещает несколько видов деятельности, знает, как заинтересовать ребёнка и стимулировать его к учёбе.

Игра -  одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания младших школьников. Такая форма деятельности подразумевает сочетание развивающих и образовательных возможностей, основной упор делается на сам процесс, а не на результат.

Игровая форма работы с учениками сейчас наиболее актуальна, так как новые стандарты обучения передачи знаний от учителя к ученику, но и гармоничного развития личности. В процессе игры ребёнок получает все необходимые творческие и интеллектуальные навыки. Дидактическая игра также способствует практическому использованию знаний, полученных как на уроке, так и во внеурочное время, она позволяет повторить и закрепить материал.

Математические игры особенно полезны для ребёнка. Помимо интеллектуальных способностей, они помогают развивать память, мышление, сообразительность.

Таким образом, педагог, который на уроке применяет игровые формы, умело их чередует с учебным материалом, может быть абсолютно уверен, что ученики будут испытывать устойчивый интерес и любознательность не только к математике, но и ко всему учебному процессу. А благодаря эмоционально позитивному настрою на уроке, дети будут легко усваивать информацию.

Объект исследования: процесс обучения математике младших школьников.

Предмет исследования: игровые технологии обучения математике в начальных классах.

Цель исследования: провести анализ игровых технологий обучения математике, выявить их влияние на уровень усвоения знаний, познавательную активность и интерес к предмету у учащихся младших классов.

Гипотеза исследования: систематическое использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе обеспечивает более глубокое, сознательное усвоение знаний младшими школьниками, стимулирует познавательную активность и интерес учащихся.

Задачи исследования:

  • Уточнить значение понятия «игра», определить классификацию игр;

  • Рассмотреть психолого-педагогические основы использования игр;

  • Провести опытно-практическую работу на выявление влияния игровых технологий на уроке математики на учебную деятельность младших школьников;

  • Исследовать эффективность использования игровой технологии в начальных классах.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа с учителем, тестирование.

































Глава I. Психолого-педагогические основы использования игр на начальном этапе обучения.

I.1. Игра как основа учения в начальной школе.

«Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра», говорил известный выдающийся педагог и писатель А. С. Макаренко. Нам кажется, что данное высказывание наиболее точно описывает роль игры в жизни ребёнка. Ведь действительно, вся наша жизнь — это игра. Каждый день мы учимся чему-то новому, примеряя на себя разные роли, и именно игра помогает ребёнку стать частью нашего общества. Через игру мы учимся взаимодействовать с партнерами по игре, окружающим миром. Именно игра помогает пройти процесс социализации: она позволяет овладеть правилами социального общения, поведения в различных жизненных ситуациях, примерить на себя разные социальные роли, в том числе и профессиональные. Так, например, девочки с детства играют в «дочки-матери», готовят из игрушечной посуды, ухаживают за своими куклами. Всё это позволяет им научиться заботиться о себе и окружающих, готовить пищу, стать хорошей женой и матерью в будущем.

Однако, что же такое «игра»? Ученые дают ей разное определение, но все они сходятся в одном – любая игра имеет определенную цель, задачи и элемент развлечения.

Игра – один из основных видов деятельности детей. Для детей всех возрастов игра является ведущим видом деятельности, необходимым условием их всестороннего развития и одним из важнейших средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры помогают разнообразить учебный процесс и наполняют учеников различными эмоциями: радость успеха, любознательность, жажда нового и неизведанного, сомнение, удивление, догадка.

Игра является величайшим изобретением человека, она имеет для его биологического, социального и духовного развития большее значение. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, которые изображали войну, охоту, земледельческие работы. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия.

Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности, и представляет собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности.

Нельзя переоценить значение игры в развитии и воспитании личности, так как именно игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в эту игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека «насильно» включить (заставить играть) в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества.

Можно сказать, что игра - это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Возможно, игра приучает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества.

Младший школьник не перестает играть, начав посещать школу. Он с удовольствием играет на перемене и во дворе, дома и даже иногда на уроках. При этом, в играх младших школьников почти нет взрослых, если только последние не играют роли учеников в игре в школу. У младших школьников на первый план выступают правила игры, и даже их сюжетно-ролевые игры становятся мало похожими на сюжетно-ролевые игры дошкольников. Помимо этого, последние много и долго играют в игры с правилами, которые по - настоящему становятся доступными лишь в младшем школьном возрасте. Однако все эти замечания касаются так называемого досуга (свободного времени) учащихся начальной школы. Для того чтобы разобраться в проблеме взаимодействия игры с обучением в младшем школьном возрасте, обратимся к анализу их игровой деятельности.

Психологи связывают начало игровой деятельности с кризисом трех лет, открывающим дошкольный период развития. Ведь по мере восприятия процессов развития игры видоизменяется и сама игра. Даже на протяжении дошкольного возраста она оказывается не однородной деятельностью, а разноплановой – от режиссерской игры к игре по правилам. Таким образом, к младшему школьному возрасту ребенок уже должен владеть всеми основными видами игровой деятельности. В то же время младшие школьники, как и дети-дошкольники, играют во все упомянутые виды игр. Правда, теперь эти игры качественно меняются: от структуры игры – в ней на первый план выходят правила, и младшие школьники не просто могут играть в игру с правилами, но и трансформируют любую игру в игру с правилами – до сюжета игры – дети разыгрывают такие сюжеты, которые их мало интересовали в то время, когда они были дошкольниками (игры “в школу”, игры “в телевизионные шоу” и даже игры “в политические события”). А в самих сюжетах младшие школьники начинают обращать внимание на детали, которые раньше оставались за рамками их игр. К примеру, в игре “в школу” важным оказывается содержание уроков, а не отметки и взаимодействие учителя и учеников, как у дошкольников.

Другие изменения в игре (и это, во-вторых) касаются взаимодействия между ее структурными элементами. Так, Л.С. Выготский отмечал, что в любой игре есть воображаемая ситуация, которая задается у дошкольников разнообразными внешними атрибутами – специальной одеждой или какими-то ее отдельными элементами, наличием особых игрушек или предметов, их заменяющих, специфическим местом действия и т.п. – и правилом. таким образом, правило оказывается ведущим в играх младших школьников.

В развитии любого вида игры можно выделить несколько этапов. Так, на самом первом этапе ребенок оказывается способным принять извне воображаемую ситуацию. На втором этапе он уже самостоятельно умеет конструировать и удерживать один из важнейших компонентов игры – воображаемую ситуацию. На третьем этапе ребенок оказывается способным реализовать игру без развернутой воображаемой ситуации.

Проиллюстрируем сказанное на примере. Ребенок стучит игрушкой о стол. Вошедшая в комнату мама говорит: “Ой, какой у нас музыкант! Ты, наверное, играешь в оркестре? Это у тебя барабан?”. Психологически готовый к игровой деятельности малыш, принявший эту воображаемую ситуацию, тут же изменит свое поведение. Он, как правило, станет стучать тише, при этом или что-то напевая, или пытаясь подстроиться под ритм музыки, которую передают по радио или телевизору. Что с ним произошло? Он, приняв воображаемую ситуацию извне, трансформировал свою предметную деятельность в игру.

Ребенок, находящийся на второй стадии развития игровой деятельности, уже не нуждается в подсказке со стороны взрослого. Он с самого начала будет пытаться не просто стучать игрушкой о стол, но выберет специальную игрушку, которая могла бы напоминать палочки барабанщика, и его действия (в данном случае стук) будут не беспорядочными, но починяющимися какой-то логике (мотиву, ритму и т.п.) При этом многие из детей постараются переодеться, чтобы имитировать эстрадный костюм, или нацепят на себя какой-то атрибут – галстук, бабочку, особые бусы и т. п.

Для третьей стадии развития игровой деятельности будет характерно то, что ребенок сможет изображать барабанщика уже без всяких вспомогательных предметов, только при помощи собственных ладошек или колен. Иногда дети, находящиеся на этой стадии, вообще пропускают какое-то действие, сообщая партнеру по игре или зрителю: “Ну, я сыграл в оркестре” или “Как будто я играю на барабане” – и при этом продолжая сидеть на стульчике.

Игра решает коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

● Развитие познавательной деятельности ребёнка;

● Развитие эмоционально – волевой сферы;

● Обогащение представлений об окружающем мире;

● Формирование коммуникативных навыков;

● Формирование культурного поведения;

● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Игры помогают детям развивать креативное мышление, учат использовать творческий подход в любом деле: выполнять его качественно и на более высоком уровне, идти только вперед, а не назад. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят радость творчества, как детям, так и взрослым. В игре всегда требуется принимать определенные решения, которые помогают развивать мыслительную деятельность играющих.

В игре все равны: она дается даже слабым учащимся. Несомненно, это огромное преимущество. Именно ощущение посильности заданий, чувство равенства позволяют детям преодолеть все психологические барьеры, стеснительность и успешно решить учебную задачу, что благотворно сказывается на результатах обучения.

Помимо этого, любая предметная или ролевая игра – это игра, в ней все «понарошку», можно спрятаться за маску кого-то другого и снять с себя ответственность за допущенные ошибки, якобы придерживаясь выбранной роли.

В игровой деятельности можно выделить следующие функции: обучающая, воспитательная, развлекательная, коммуникативная, релаксационная, психологическая, развивающая.

Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии учебных умений и навыков. Игра постоянно требует решения определённых задач, и желание решить их обостряет мыслительную деятельность учащихся.

Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, умение выслушать другого человека, вежливость.

Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.

Коммуникативная функция заключается в объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений.

Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях, которые могут быть приближены к жизненным ситуациям (в этом случае речь может идти о ролевой игре).

Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

Таким образом, все эти факторы указывают на эффективность, и даже необходимость применения игр в учебной деятельности.



I.2. Виды игр и их классификация.

Педагогические игры очень разнообразны, и классифицировать их можно по разным основаниям. Рассмотрим классификацию педагогических игр, которую выдвинул Г. К. Селевко:

По области деятельности выделяют физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические игры.

По характеру педагогического процесса различают обучающие игры: тренинг, контроль, обобщение; познавательные, воспитывающие, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой методике выделяют предметные, сюжетные и деловые игры.

По предметной области различают математические, экологические, литературные, музыкальные, трудовые, спортивные, туристические.

По игровой среде выделяют игры без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, с использованием ТСО.

По продолжительности различают:

- короткие игры. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач: усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыка и так далее;

- игровые оболочки. Это игровые формы организации учебной деятельности более продолжительны по времени. Чаще всего они ограничены рамками одного занятия, но могут продолжаться и несколько дольше. К ним относится такой прием, как создание единой игровой оболочки, то есть представление урока в виде целостной учебы – игры.

- длительные развивающие игры. Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и могут длиться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они ориентированы на далекую идеальную цель и направлены на формирование медленно образующих психических и личностных качеств учащегося. Особенностью этой группы выступают серьезность и деловитость [10].

Классификация игр ученого и педагога С. А. Шмакова, на наш взгляд, также является очень подробной и развернутой. Она включает в себя:

1. Физические и психологические игры и тренинги:

- двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

- экстатические;

- экспромтные игры и развлечения;

- лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие игры:

- предметные забавы;

- сюжетно-интеллектуальные игры;

- дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);

- строительные;

- трудовые;

- технические;

- конструкторские;

- электронные;

- компьютерные;

- игры-автоматы;

- игровые методы обучения.

3. Социальные игры:

- творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры драматизации, игры-грезы);

- деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные) [13].

Рассмотрим классификацию выдающегося педагога – новатора О. С. Газмана [2]:

  1. Подвижные дидактические игры являются основным средством физического воспитания детей в школьном возрасте. Такие игры предполагают активные двигательные действия, направленные на достижение условной цели, которая упоминается в правилах.

Педагог отмечает, что основные особенности подвижных игр школьников – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В таких играх проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях.

2. Сюжетно-ролевые дидактические игры занимают важное место в нравственном воспитании ребенка. Они носят коллективный характер, так как отражают сущность отношений в обществе. Игры делятся на: ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда.

В таких играх, по мнению О. С. Газмана, воспроизводятся социальные отношения на основе жизненных впечатлений или разыгрываются выдуманные ситуации. Основные компоненты ролевой игры – тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

О. С. Газман отмечает, что в настоящее время появились, и все более активно применяются в обучении компьютерные дидактические игры.

3. Компьютерные дидактические игры имеют некоторое преимущество перед другими формами игр, так как они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, то есть показывают результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно улавливается. В таких играх дети приобретают опыт нравственного поведения в постоянно меняющихся условиях жизни. Компьютерные дидактические игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций. Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.

Как указывает О. С. Газман, дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Данные признаки присущи всем играм, но в разных играх они проявляются по-разному.

В сборнике «Игры народов СССР» российский театровед, доктор искусствоведения В. Н. Всеволодский-Гернгросс выделяет три группы игр: драматические, спортивные и орнаментальные. Игры драматические характеризуются наличием художественного образа и драматического действия, спортивные – наличием соревнования, в орнаментальных присутствуют хореографические элементы. Всеволодский-Гернгросс также допускал и промежуточные виды игр, так как игровая деятельность слишком обширна [1].

В. Разумный классифицирует игры по тем видам деятельности, которые в них реализуются. Он выделяет игры, воспроизводящие трудовые процессы (учебно-прикладные); игры, упражняющие интеллектуальные способности (от стратегических игр до головоломок и ребусов); физические, тренирующие игры (спортивные); зрелищные игры [9].

П. П. Блонский говорит о видах деятельности детей, которые объединяются термином «игра»: мнимые, строительные, подражательные, драматизации, подвижные и интеллектуальные. Мнимыми играми являются манипуляции импульсивного происхождения у младенца, нервнобольного, которые объясняются неврологией. Однако данный вид деятельности нельзя однозначно отнести к категории игра. Строительные игры – это строительное искусство ученика. Подражательные игры и драматизации представляют драматическое искусство ребенка. В подвижных играх основное внимание уделяется бегу. Даже интеллектуальные игры, например, шахматы, шашки, и карты по своему происхождению тоже являются драматизациями (сражение войск). Исходя из этого можно сделать вывод, что строительное и драматическое искусство ребенка это и есть игра. Это объясняет то, как игра переходит в искусство.

Известный культуролог А.С. Кармин проанализировал различные классификации игр и разделил их:

- по их содержанию (спортивные, военные, экономические);

- по их форме (настольные, подвижные, театрализованные);

-по их целям (развлекательные, познавательные, учебно-тренировочные);

- по применяемым в них средствах и приспособлениях (вербальные, механические, компьютерные);

- по числу игроков (одиночные, парные, групповые);

- по способам решения игровых задач (интеллектуальные, подвижные, подражательные или ролевые, азартные или «игры шанса») [4].

На наш взгляд, своеобразную классификацию игры предлагает Ж. Пиаже, который исходит из того, что игра всякий раз появляется в процессе развития человека на каждой последующей стадии, никогда не исчезая полностью, в следующих формах:

а) игра-упражнение – формирует у человека наиболее сложные навыки в каких-либо видах деятельности;

б) символическая игра – способствует формированию семиотической функции и процессов замещения реальности знаками и символами, создавая определенную основу художественной деятельности;

в) игра с правилами –допускает соревнование и сотрудничество. В психолого-педагогических отраслях наук сложилась своя классификация игр. Она зачастую связана со спецификой различных этапов, которые проходит игра.

Известный психолог Л.С. Выготский дает психологическую классификацию игр, исходя из того, что игра заключает в себе действия, связанные с деятельностью ребенка:

- подвижные, которые связаны с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней;

- строительные, связанные с работой над материалом, учат точности и верности движений; вырабатывают ценные навыки, разнообразят и умножают наши реакции;

- условные, которые возникают из чисто условных правил, связанных с ними действий, и организуют высшие формы поведения.

Существует огромное количество методических изданий с разнообразными играми, однако их трудно систематизировать по видам, так как они переплетаются, имеют схожие черты. Поэтому каждый педагог классифицирует их по-своему, но в чем-то их точки зрения соприкасаются.



Глава II. Игровые технологии обучения математике в начальной школе.

II. 1.Опыт использования игровых технологий на уроках математики.

Игровые образовательные технологии – это огромный увлекательный мир. Задача педагога - не потеряться в этом многообразии и отобрать наиболее подходящие виды игр. Главные вопросы педагогики: «Чему учить?», «Как учить?», «Зачем учить?» могут применяться и к игровым технологиям: «во что играть?», «как играть?», «зачем играть?».

В практической части курсовой я использовала опыт учителя, работающего в экспериментальном классе – Смирновой Светланы Юрьевны. Светлана Юрьевна имеет несколько почетных грамот, благодарственное письмо, в 2010 году принимала участие в районном конкурсе «Самый классный классный», где заняла почетное третье место, выпустила авторскую программу «Играя, учимся жить!», за которую получила первое место.

Главная цель программы «Играя, учимся жить!»: через игру создать условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.

Учебная программа состоит из 6 разделов: «Город, в котором я живу», «Мы одна семья», «Я и труд», «Здоровье, спорт», «Республика ШКИД», «Игра, театр, дети».

«Город, в котором я живу» - раздел, который отвечает за воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. «Мы одна семья» - раздел воспитания нравственных чувств и этического сознания. «Я и труд» - раздел, который связан с воспитанием трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). «Здоровье, спорт» - раздел, отвечающий за формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. «Республика ШКИД (школа коллектив интересных дел)» - раздел, связанный с воспитание ценностного отношения к школьному коллективу, взаимоотношения друг с другом. «Игра, театр, дети» - раздел, который отвечает за воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Работа по данным направлениям реализуется через организацию внеклассных мероприятий, бесед, диспутов, классных часов, конкурсов, игр, КВН, коллективных творческих дел, творческих проектов. Творческие дела планируются, готовятся и проводятся совместно с родителями, учителем, учениками.

По мнению Смирновой С.Ю., учитель должен преподносить учебную задачу в такой аранжировке, чтобы её выполнение для ученика становилось осмысленным. 

Поэтому есть три варианта перехода от учебной задачи к учебной ситуации:

  • Приём «Для чего?». При изучении темы рассматриваются вопросы, где в жизни изучаемый материал может пригодиться.

  • Моделирование (живые модели). Дети выполняют функции (играют роли) объектов, которые являются элементами предложенной задачи.

  • Создание игровой ситуации. Деловые, ролевые, сюжетные игры, в которых моделируется ситуация, в которой необходимо выполнить предложенное задание. 



Приём «Для чего?»

Перемножить двузначные числа. Для чего? Чтобы узнать расстояние, которое мы проедем за указанное время с указанной скоростью. Чтобы узнать сумму, которую мы заплатим за покупку указанного количества товаров с указанной ценой.

Моделирование (живые модели)

Живая модель придаёт задаче осмысление. Моделирование – это замещение реального объекта другим объектом, сохраняющим существенные признаки замещаемого объекта в контексте решаемой задачи.  Использование живых моделей повышает интерес у учащихся не только младших, но и старших классов. Особенно эффективно работают на трудных темах, на объяснении нового материала и для слабых учащихся.

Одна из возможностей, которую предоставляет моделирование - создание игровой ситуации. 

Игровая ситуация позволяет перейти от пассивных и активных методов обучения к наиболее эффективным – интерактивным. В рамках данной стратегии особое значение имеют различного рода ролевые игры, поскольку они моделируют жизненные ситуации и тем самым позволяют осуществлять переход от учебной задачи к учебной ситуации.

Сюжетно-ролевые игры позволяют не только прочитать, услышать или увидеть изучаемый концепт, но и осознать его, вжившись в соответствующую роль в моделируемой ситуации.

Из всех сюжетно-ролевых игр наиболее интересными, по мнению С.Ю.Смирновой, является урок-путешествие и деловая игра.

Урок – путешествие - это яркая, эмоциональная форма работы имеет свои отличительные особенности:

  • наличие карты-путешествия;

  • в карте путешествия отмечаются все остановки (станции), на которых предстоит побывать участникам путешествия;

  • определяется транспорт, на котором будут путешествовать дети;

  • в путешествие в обязательном порядке включаются элементы ролевой игры;

Урок-путешествие может включать в себя самые разнообразные станции: музыкальную, танцевальную, литературную, сказочную, творческую, художественную, математическую и другие.

Деловая игра – это прежде всего имитационная и игровая модель профессиональной деятельности. Это роли деловых людей - предпринимателей, важных подразделений крупных корпораций, юристов, врачей, научных работников, страховых агентов и т.д. Дети легко перевоплощаются в роли и погружаются в игру. Поэтому, играя в деловые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит "по-настоящему".

В деловой игре для школьников существует определенный сюжет и свои правила: каждому участнику назначается определенная роль, он начинает действовать, достигая поставленных целей. В завершении игры нужно обязательно сделать выводы о приобретенных навыках и знаниях, об ошибках, допущенных в игре.

При обучении учащихся математике большое значение имеет реализация программных требований по разделу "Обучение решению задач", так как формирование каждого нового понятия всегда складывается с решением тех или иных задач, помогающих уяснить его значение. Решаемые задачи должны быть математически содержательными, сюжеты - жизненными. Поэтому в своей работе Смирнова С.Ю. старается уделить большое внимание решению задач жизненно практического содержания.

В народе давно получили признание задачи-шутки как одно из средств повышения интереса к изучению математики. В начальных классах задачи-шутки предлагаются, как правило, на внеклассных занятиях. Но в некоторых случаях их можно предложить и на уроке.

Задачи-шутки по своей структуре часто составлены так, что призывают детей к решениям, аналогичным тем, которые применялись при решении похожих задач, рассматривавшихся на уроках. Но ситуация, описанная в задачах-шутках, обычно требует иного решения.

Рассмотрим подробнее некоторые другие игровые технологии, которые, по мнению учителя, не менее интересны.

Разминки – это вводная часть учебно-тренировочного процесса. Они бывают физические и интеллектуальные. Главная цель физических разминок – не обучение, а здоровьесбережение. В педагогической практике интеллектуальные разминки служат различным целям:

  • Развитие творческого мышления

  • Активизация внимания

  • Снятие напряжения

  • Повторения материала

  • Актуализации темы

  • Обобщения материала

К физическим разминкам можно отнести физминутки.

Пример: При изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает: «А теперь давайте сыграем в простую игру. Встаньте, руки вытяните вперед. Если я называю правильную дробь, поднимите руки вверх, поднимитесь на носки и потянитесь вверх; если называю неправильную дробь – руки опустите вниз с наклоном и расслаблением».

Интеллектуальные разминки, как и физические, служат самым разнообразным целям.

Ребус, загадка – выход на тему урока

Кроссворд – закрепление, проверка усвоения материала

Слоговицы – включение в тему, работа с терминами, анализ синтез, метапредметные умения (Даны слова: соль, тара, выбор. Загадано одно слово. Ответ: высота).

Перевертыши – словесная гибкость, анализ-синтез, отношения между понятиями.

Слова в слове – развитие творческого мышления.

Лестница работы с терминами. Одно из основных направлений применения интеллектуальных разминок – работа с терминами. Здесь можно выстроить своеобразную лестницу от простого к сложному. 

На первой ступеньке учащимся предлагается терминологическое тестирование – задание на сопоставление терминов и их определений.

На второй ступеньке учащимся предлагается разгадать кроссворд с этими терминами. Здесь уже даны только определения, а термины необходимо определить самим. На этом же уровне может быть и обратное задание – терминологический диктант (учащимся предлагаются термины, а определения они формулируют самостоятельно). 

На третьей ступеньке учащимся предлагается создать творческий продукт с терминами, например, самостоятельно составить кроссворд, синквейн, анаграмму, слоговицы и т.д.

Данная программа была апробирована учителем и привела к следующим результатам:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • высокий уровень сплоченности коллектива;

  • повышение уровня культуры учащихся, культуры общения;

  • активизация интереса к творческим занятиям;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.



II.2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами была проведена экспериментальная работа. Эксперимент проводился в феврале 2018 года.

Цель констатирующего эксперимента: провести анализ игровых технологий обучения математике, выявить их влияние на уровень усвоения знаний, познавательную активность и интерес к предмету у учащихся младших классов.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБОУ Лицее № 57 в г. Ростове-на-Дону. В эксперименте принимали участие 22 ученика 2 «Г» класса.

Для исследования влияния игровых технологий на учебную деятельность было подобрано три методики:

  1. Деловая игра по математике «Строим дом».

  2. Урок-путешествие в страну Математика.

  3. Задачи – шутки.

Задания данных методик помещены в Приложении. Работа проводилась в условиях школьного урока. Все учащиеся выполняли задания одновременно, форма выполнения – индивидуальная.

Итак, рассмотрим подробнее данные методики.


Деловая игра по математике «Строим дом».

Первая методика направлена на развитие познавательной активности учеников. Данный формат урока позволяет всем учащимся проявить инициативу. В работе участвуют даже слабые ученики, так как в деловой игре на каждого найдется роль. Представленная методика является примером групповой деятельности учащихся на уроках. Такая форма работы целесообразна при проведении уроков повторения, обобщения. Она стимулирует качественное повторение пройденного материала, развивает со­трудничество, учит общению и взаимоотношениям со сверстниками.

Инструкция к проведению методики:

Детям предлагается освоить профессию строителя. Учитель делит класс на 3 бригады. Построить дом поможет знание математики. 1, 2 бригада подготавливает площадку – убирают камни (решают примеры), 3 бригада бетонщики – закладывают фундамент (решают арифметические ребусы и проверяют правильность решений). Затем строится крыша (решается проблемный вопрос). Установка окон (примеры с длинами). В конце работы дом построен и детям предлагается оценить свою работу (выбрать жильца с соответствующим настроением).

Диагностика проводилась в спокойной обстановке. Засекается время на выполнение задания – 45 минут.

Обработка результатов:

Для выявления познавательной активности учеников на уроке в конце деловой игры я провела мини-опрос. Он состоял из 6 вопросов. В зависимости от ответов каждый ученик получил определенные баллы. 6-5 баллов – высокий уровень, 4 балла – средний уровень, 3 балла и ниже – низкий уровень. Результаты исследования описаны в Таблице 1.


Урок-путешествие в страну Математика.

Урок по математике проходит в форме путешествия по сказочной стране Математика. Такая форма урока позволяет легко выявить уровень усвоения знаний по нескольким темам сразу.

Инструкция к проведению методики:

На доске висит карта сказочной страны, на которой нарисованы все этапы путешествия: Залив волшебных примеров, Море задач, Равнина смекалки, Горы магических фигур. Учащихся класса можно разделить на команды по рядам, придумать названия. Например: «Квадратики», «Решуны». Ученики проходят станции, на каждой из которых требуется решить математические задания. Игра проводится со всем классом. В конце путешествия победителей ждёт приз. Это может быть сладкий приз или что-то из школьных принадлежностей.

Методика проводилась в среднем темпе. Время на выполнение – 35 минут.

Обработка результатов:

Очевидно, что по тому, насколько успешно ученики проходили станции урока – путешествия, можно судить о том, какой у них уровень усвоения знаний.

Если ученик правильно решил задание, учитель ставит 1 балл, если ошибся – 0. По сумме баллов выявляется уровень усвоения системы знаний. Сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности школьников. 10-8 баллов – оптимальный уровень, оценка «5»; 7-6 баллов – допустимый, «4»; 5-4 балла – критический, «3». Результаты исследования описаны в Таблице 2.

Задачи – шутки.

Данная методика направлена на повышение интереса к математике, эмоциональное улучшение атмосферы в классе. Также она способствует воспитанию у детей наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения к применению аналогий при решении задач.

Инструкция к проведению методики:

Учитель предлагает детям решить задачи, которые по структуре составлены так, что призывают детей к решениям, аналогичным тем, которые применялись при решении похожих задач. Однако такие задачи требуют внимательности, иногда у них другое решение.

Исследование проводилось в быстром темпе. Время на выполнение каждой задачи – 5 минут.

Обработка результатов:

Для того, чтобы выявить уровень интереса учеников я попросила ответить их на вопрос «Насколько вам понравился урок?». Варианты ответа: не понравился (1) – низкий уровень интереса, понравился (2) – средний уровень, очень понравился (3) – высокий уровень. Результаты исследования описаны в Таблице 3.












Результаты исследований.

Таблица 1

Результаты опроса на выявление познавательной активности (Деловая игра)

Фамилия, имя ученика

Кол-во баллов

Уровень познавательной активности

Абрамова А.

6

высокий

Аскери Т.

1

низкий

Брюханова В.

6

высокий

Васюнкина Д.

5

высокий

Воронков А.

6

высокий

Габибулаева А.

4

средний

Ганага Р.

4

средний

Голунова О.

6

высокий

Долгунова А.

5

высокий

Дурасов Д.

5

высокий

Журавлев С.

6

высокий

Зазимко Р.

2

низкий

Иванова К.

6

высокий

Корчагин Д.

4

средний

Кузнецова Д.

4

средний

Кулик В.

6

высокий

Мандрыка Д.

3

низкий

Пиковская В.

6

высокий

Редькина К.

6

высокий

Селимханов Э.

6

высокий

Шестов А.

4

средний

Юрковский Р.

4

средний



По результатам исследования мы выявили: учеников с низким уровнем познавательной активности – 3 (14%); учеников со средним уровнем познавательной активности – 6 (27%); учеников с высоким уровнем познавательной активности – 13 (59%).



Таблица 2

Результаты исследования уровня усвоения знаний (Урок-путешествие)

Фамилия, имя ученика

Кол-во баллов

Уровень усвоения знаний

Абрамова А.

8

оптимальный, «5»

Аскери Т.

5

критический, «3»

Брюханова В.

8

оптимальный, «5»

Васюнкина Д.

9

оптимальный, «5»

Воронков А.

8

оптимальный, «5»

Габибулаева А.

6

допустимый, «4»

Ганага Р.

8

оптимальный, «5»

Голунова О.

8

оптимальный, «5»

Долгунова А.

8

оптимальный, «5»

Дурасов Д.

10

оптимальный, «5»

Журавлев С.

8

оптимальный, «5»

Зазимко Р.

5

критический, «3»

Иванова К.

8

оптимальный, «5»

Корчагин Д.

8

оптимальный, «5»

Кузнецова Д.

7

допустимый, «4»

Кулик В.

8

оптимальный, «5»

Мандрыка Д.

7

допустимый, «4»

Пиковская В.

8

оптимальный, «5»

Редькина К.

8

оптимальный, «5»

Селимханов Э.

6

допустимый, «4»

Шестов А.

7

допустимый «4»

Юрковский Р.

7

допустимый, «4»

По результатам исследования мы видим, что оптимальный уровень усвоения знаний наблюдается у 12 учащихся (64%). Дети, имеющие допустимый уровень составляет – 7 человек (27%). Учеников с критическим уровнем знаний – 3 (9%).

















Таблица 3

Результаты исследования на выявление интереса к предмету (Задачи-шутки)

Фамилия, имя ученика

Вариант ответа

Уровень интереса

Абрамова А.

2

средний

Аскери Т.

1

низкий

Брюханова В.

3

высокий

Васюнкина Д.

3

высокий

Воронков А.

3

высокий

Габибулаева А.

2

средний

Ганага Р.

2

средний

Голунова О.

3

высокий

Долгунова А.

3

высокий

Дурасов Д.

3

высокий

Журавлев С.

3

высокий

Зазимко Р.

1

низкий

Иванова К.

3

высокий

Корчагин Д.

2

средний

Кузнецова Д.

2

средний

Кулик В.

3

высокий

Мандрыка Д.

1

низкий

Пиковская В.

3

высокий

Редькина К.

3

высокий

Селимханов Э.

3

высокий

Шестов А.

2

средний

Юрковский Р.

2

средний



По результатам исследования мы выявили: учеников с низким уровнем интереса – 3 (14%); учеников со средним уровнем интереса– 7 (32%); учеников с высоким уровнем интереса – 12 (54%).



Проанализировав результаты всех трёх методик и опыт учителя, мы составили следующие методические рекомендации:

  1. Игровые технологии обучения следует вводить в учебный процесс постепенно. Начинать нужно с простых игр и постепенно усложнять правила игры и формы её проведения.

  2. Так как младший школьник мыслит наглядно-образно, то необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность.

  3. Игра должна быть занимательной, доступной для детей и категорически нельзя принуждать детей к этому. Такой подход не даст желаемого результата ни в развивающем, ни в образовательном плане. Задачи – шутки – это одно из средств повышения интереса к изучению математики.

  4. Лучше всего знания усваиваются в процессе сюжетно-ролевых игр. Урок – путешествие и деловая игра – наиболее эффективные и результативные технологии.

  5. Процесс обучения нельзя превращать в сплошную игру. Ученики должны понимать, что учение – это не игра, а труд. Но труд увлекательный и интересный.

  6. В игре нужно позволять проявлять ученикам самостоятельность, но не рекомендуется возлагать на них слишком большую ответственность. Урок может превратиться в хаос.

  7. В современных требованиях к урокам учащиеся должны сами называть тему и цели урока. Здесь на помощь учителю снова приходит игра. Игру можно использовать также для закрепления материала в форме кроссворда, теста, викторины.

  8. Как и во всей педагогической деятельности в игровых технологиях рекомендуется придерживаться индивидуального подхода: необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, одному дать задание полегче, другому потруднее. Иначе может случиться такая ситуация, что один ученик включен в работу, а другой бездействует. Лучше всего в такой ситуации применить деловую игру, она развивает познавательную активность и позволяет всем ученикам включиться в учебный процесс.

  9. Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление младших школьников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.



Заключение.

Использование игровых технологий на уроках математики несомненно повышает интерес к предмету, стимулирует познавательную деятельность учащихся, обеспечивает более глубокое, сознательное усвоение знаний младшими школьниками, развивает внимание, память и, конечно же, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу. По результатам нашего эксперимента мы выяснили, что систематическое использование игр является эффективным средством активизации учебной деятельности младших школьников, что положительно влияет на повышение качества их знаний, умений и навыков.

Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с рассеянным вниманием, пониженным интересом к математике или в тех классах, где ученики имеют очень разный уровень познавательной активности. Таким образом, интерес к математике можно повысить посредством создания игровых ситуаций на уроке.

Таким образом, педагог, который на уроке применяет игровые формы, умело их чередует с учебным материалом, может быть абсолютно уверен, что ученики будут испытывать устойчивый интерес и любознательность не только к математике, но и ко всему учебному процессу. А благодаря эмоционально позитивному настрою на уроке, дети будут легко усваивать информацию.

В заключение можно сказать о том, что использование игровых технологий в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету. Поэтому педагог, который на уроке применяет игровые формы и умело их чередует с учебным материалом, может быть абсолютно уверен, что ученики будут испытывать устойчивый интерес и любознательность не только к математике, но и ко всему учебному процессу. А благодаря эмоционально позитивному настрою на уроке, дети будут легко усваивать информацию.

Список использованной литературы.

  1. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Игры народов СССР / В.Н. Всеволодский-Гернгросс. - М.: ACADEMIA, 1933. - 563 c.

  2. Газман, О.С. Каникулы: игра, воспитание / О. С. Газман. - М.: Просвещение, 1988. - 512 с.

  3. Есыреева А.П. Учите играя. // Начальная школа, 1988, № 10 — С.10-12.

  4. Кармин А.С. Культурология: Учебник / А.С. Кармин. – СПб.: Лань, 2001. - 830 с.

  5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики / В.Г. Коваленко. – М.: Просвещение, 1990. – 210 с.

  6. Коськов М.А. Типология игр // Игровое пространство культуры: Материалы научного форума 16 апреля - 19 апреля 2002 г. – СПб.: Евразия, 2002.-С 49-52.

  7. Куликова И.В. Игра как способ освоения мира человеком / И.В. Куликова. - М.: Мыслитель, 1999. - 30 с.

  8. Оникул П.Р. Игры по математике: Учебное пособие / П.Р. Оникул. – СПб.: Союз, 1999. – 95 с.

  9. Разумный В. Эстетическое воспитание: сущность, формы, методы / В. Разумный. - М.: Мысль, 1969. - 190 с.

  10. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х тт. Том 1 / Г.К. Селевко. – М.: НИИ Школьных технологий, 2006. - 818 с.

  11. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности / А.В. Соколов. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003. - 204 с.

  12. Столяр А.А. Давай поиграем / А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1991. – 84 с.

  13. Шмаков С.А. Учимся, играя…/ С.А. Шмаков. – М.: ЦГЛ, 2004. – 128 с.



Электронные ресурсы:



  1. Сафонова Т. М. Игровые технологии на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] / Т. М. Сафонова // Доклад. – 2012. – Режим доступа: http://nenuda.ru/игровые-технологии-на-уроках-в-начальной-школе.html. – (Дата обращения: 15.03.2018).

  2. Защита персональных данных пользователей и сотрудников библиотеки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/igra-na-urokah-matematiki-kak-odin-iz-effektivnih-putey-vospitaniya-u-shkolnikov-interesa-k-predmetu-1122139.html. – (Дата обращения: 18.03.2018).







































Приложения.

Приложение 1

Деловая игра по математике «строим дом»

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие гостей.

- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей добрыми улыбками и теплом наших сердец, а друг другу пожелаем удачи.

2. Проверка готовности к уроку.

-Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку. Садитесь.

3. Запись даты в тетради.

-Ребята, скажите, какое самое первое число встретится нам сегодня на уроке математики?

- Откройте тетради и давайте запишем сегодняшнее число. Классная работа.

- Давайте слова «Береги каждую минуту!» сделаем девизом нашего урока.

4. Настрой на урок.

Послушайте следующие строки:

Я расту. Идут года.

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

И сегодня я вам предлагаю освоить одну из важных профессий, а какую именно - попробуйте узнать. Для этого вам нужно правильно заполнить пропуски. (Фронтальный опрос)

2 м = .... см

9 дм = ....см

5 м 7 дм = .... дм

Так какую профессию мы будем сегодня осваивать?

Правильно, профессию строителей.

II. Сообщение темы и целей урока

Я предлагаю вам построить дом. На нашей стройке бу­дут работать 3 бригады. (Учитель делит класс на 3 бригады). Те, у кого круги, будут работать в 1-й бригаде: Ангелина и Дима. У кого квадраты – во 2-ой бригаде: Элизабет и Максим. У кого треугольники – в 3-ей бригаде: Ваня и Саша. Построить дом поможет знание математики.

Тема сегодняшнего урока «Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел».

Значит, какие цели ставим на уроке?

  • Думать

  • Размышлять

  • Примеры считать

  • Задачи решать

  • Время не терять и друг другу помогать

III. Закрепление пройденного материала

Прежде чем приступить к строительству дома, нужно подготовить площадку - убрать камни. Поэтому вам нужно взять камешек с примером и устно решить его. Эту работу будут выполнять 1-я и 2-я бригада. А 3-я бригада – бетонщиков, будет закладывать фундамент для нашего дома. Вам нужно решить в тетрадях арифметические ребусы и проверить друг у друга правильность их решения. Бригады могут приступать к работе.

«Подготовка площадки». (Работа в группах)

Давайте посмотрим, как подготовили площадку для дома наши бригады.

(Вычисление примеров с последующей коллективной проверкой).

50 + 40 = 90

90 – 80 = 10

60 – 30 = 30

70 + 10 = 80

Взаимопроверка, подтверждение правильности бригадирами.

«Закладка фундамента». (Работа в группах)

Пока мы убирали площадку для дома, бетонщики готовились к закладке фундамента. Для этого им пришлось потрудиться над решением арифметических ребусов: (3-я бригада, 3 ребуса).

2* 8* 5*

+ *4 - *6 +*3

59 42 87

Ошибок нет. Молодцы! Площадку расчистили, фундамент заложили.

3.«Подготовка кирпичей для строительства дома». (Индивидуальная работа)

«Подготовка кирпичей для строительства дома».

У каждого на парте «кирпичики». На них записаны выражения на сложение и вычитание. За 3 минуты нужно постараться правильно решить как можно больше примеров, тогда дом будет большой и красивый. Начинать нужно с 1-го примера и по порядку. Если пример решите, положите кирпичик на край парты и т. д. Приготовились, начали.

Самостоятельная работа с последующей проверкой (фронтальный опрос).

А теперь давайте проверим вашу работу.

Итак, 1-ый пример читает...

У кого получился другой ответ?

Задание было трудным. Вы хорошо поработали, теперь можно и отдохнуть.

«Бабочка».

(Кинезиологические упражнения, работа для снятия напряжения глаз –офтальмотренаж).

А сейчас мы немножко отдохнём, встанем, глубоко вздохнём... Отдохнём умственно и поработаем физически – выложим стены из кирпичей для нашего домика. Берём кирпичики с правильно решёнными примерами. Ровненько и аккуратно их выкладываем. Молодцы, ребята. Я думаю, дом получится просторный и уютный. Вот только чего нет у нашего домика? Правильно, надёжной крыши.

4. «Строительство крыши»

Поработаем кровельщиками. Чтобы крыша не протекала, необходимо разрешить проблемный вопрос. «Решение проблемной ситуации».

Какое действие надо выполнить, чтобы найти на рисунке высоту крыши дачного домика? Кто объяснит почему? Запишите решение в тетради. Какой ответ у вас получился? Проверьте.

Молодцы, ребята. Вот и крыша готова. А теперь, чтобы дом был не только тёплым, уютным, но и светлым, давайте сделаем окошко.

5. «Постановка оконных рам» (Дифференцированная работа)

Для этого нужно проделать ещё одну работу. У каждой бригады своя задача. Одна бригада находит длину оконной рамы, другая - её ширину, а третьей бригаде нужно узнать, какой длины должна быть рейка, чтобы сделать раму. Все необходимые записи вы делаете в тетради.

(Дифференцированное задание по карточкам).

1 бригада

Длина оконной рамы

3 дм + 7 дм = ...дм

Чему равна длина оконной рамы?

2 бригада

Ширина оконной рамы

15дм – 10 дм = ...дм

Чему равна ширина оконной рамы?

3 бригада

Узнай длину и ширину оконной рамы у других ребят и вычисли периметр оконной рамы.

Проверка.

1 бригада.

Чему равна длина оконной рамы? (10 дм)

2 бригада.

Чему равна ширина оконной рамы? (5 дм)

3 бригада

На какую фигуру похожа рама? (на четырёхугольник)

Как же найти его Р, если длина равна 10 дм, а ширина 5 дм?

(Решение с записью в тетради). Так чему равен периметр нашей оконной рамы? (30 дм)

Проверьте свои записи.

Р = 10 дм + 5 дм + 10 дм + 5 дм = 30 дм

Ответ: 30 дм

Молодцы, ребята. Теперь спокойно можно заселять жильцов в этот домик.

Посмотрите, какие они довольные! А вы довольны своей работой? Насколько? Покажите человечков с соответствующим настроением.

IV.Рефлексия.

«Оцени себя»

Довольны – Не совсем довольны – Недовольны –

Поселите своих человечков в наш домик.

V. Подведение итогов урока

Закончите следующие фразы:

Мне хочется вам сказать...Я считаю, что...На уроке мне понравилось..Сегодня на уроке я узнал...Мне показалось трудным...

Ребята, скажите, без знания математики смогли бы мы построить такой замечательный дом? Почему важно изучить эту тему? Когда было трудно, почему? Над чем нужно ещё потренироваться?

VI. Оценка знаний учащихся

Ребята, вы сегодня поработали очень хорошо. Много труда вложили, но не зря - дом получился красивый. И как настоящим строителям я начислю вам зарплату в виде оценок. Итак, оценку «5» заработали сегодня...

(Выставление оценок).

IV. Домашнее задание (Дифференцированное).

Откройте дневники и запишите домашнее задание:

тетрадь №1 стр...- любые 2 задания



Приложение 2


Урок-путешествие в страну Математика

Залив волшебных примеров

Чтобы быстро залив переплыть,
Нужно без ошибок всё решить!

Вставь числа, которые пропущены в примерах:

10 + 5 .  2 = 20 
10 + 5 .  4 = 40
10 + 5 .  … = …
10 + 5 .  … = …
10 + 5 .  … = …
10 + 5 .  … = …

Какие числа нужно вставить в следующих примерах?

24 + 24 : 2 = 36 
24 + 24 : 4 = 30 
24 + 24 : … = … 
24 + 24 : … = …

16 = 16 : 2 = 24
16 = 16 : 4 = 20 
16 = 16 : … = …
16 = 16 : … = …

Море задач

Море задач встаёт на пути.
Ну-ка, внимательно их реши!

1. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня?

2. Взрослый и ребёнок сели в лодку и отправились ловить рыбу. Взрослый говорит ребёнку : «Ты мне сын, но я тебе не отец». Кем приходится взрослый ребёнку?

3. В прямоугольной комнате расставьте 8 стульев так, чтобы у каждой стены стояло 3стула. Нарисуйте ответ.

Равнина смекалки

К равнине смекалки мы подобрались!
Полный вперёд, не расслабляясь!

Дан ряд чисел. Отметь особенность составления ряда и вставь пропущенные числа:

25, 24, 22, 19, 15, 10…

Найди закономерность и вставь пропущенное число:

48      23      71

35      ?      48

Разместите числа 1, 4, 6, 7, 8, 9 так, чтобы в любом направлении получить 15.

Горы магических фигур

Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник,
А уж вам-то как не знать!
Но совсем другое дело –
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Всё внимательно исследуй
И по краю, и внутри! (10 треугольников.)



















Приложение 3

Задачи-шутки.

  1. В комнате было 12 цыплят, 3 кролика, 5 щенят, 2 кошки, 1 петух и 2 курицы. Сюда зашёл хозяин с собакой. Сколько в комнате стало ног? (Две. У животных лапы)

  2. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один. Паша)

  3. Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра?(+ 15)

  4. Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдет вместе с другом? (10 минут)

  5. В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке? (8)

  6. Что легче – 1 кг ваты или 1 кг пуха? (И тот и др. 1 кг)

  7. Грузовик ехал в деревню. По дороге встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (Одна. Грузовик)

  8. Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчик? (2 часа)

  9. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (2)

  10. 3 товарища шли в школу на занятия во вторую смену и встретили еще двух товарищей - учеников первой смены. Сколько всего товарищей шло в школу? (3 товарища шли в школу, а 2 - шли из школы)

  11. Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько осталось свечей? (7 свечей)

  12. Что тяжелее - килограмм ваты или килограмм железа? (И тот, и др. 1 кг)

  13. На дорожке сидели 6 воробьев, к ним прилетели еще 5 воробьев. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на дорожке? (ни одного)

  14. Один мальчик шел - пятак нашел. Двое пойдут - сколько найдут? (неизвестно)

  15. Пара лошадей пробежала 20 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (20 км)

  16. Рыболов за 2 мин. Поймал 4 рыбки. Сколько таких же рыбок он поймает за 6 мин? (неизвестно)



Приложение 4

Опрос на выявление уровня познавательной активности.

  1. Тебе понравилось участвовать в игре?

А)Да Б)Нет

  1. Ты предпочёл бы заниматься:

А)Несколькими небольшими заданиями Б)Одним большим и трудным – весь урок

  1. Ты часто дополняешь вопросы других учеников на уроке?

А)Да Б)Нет

  1. У тебя возникали вопросы по ходу урока?

А)Да Б)Нет

  1. Тебе нравится выполнять трудное задание?

А)Да Б)Нет

  1. Некоторые ученики считают, что нужно ставить только самые хорошие оценки, а других отметок не ставить. Ты тоже так считаешь?

А)Да Б)Нет



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее