Календарно-тематическое
планирование
по географии
Класс: 5
Учитель: Лукинова Мария Иннокентьевна
Количество часов: 35 часа; в неделю 1 час.
Учебник: И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин « География. Начальный курс» 2016г.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
География. Начальный курс. 5 класс 35 ч. (1 ч. в неделю)
№
| Даты проведения
| Раздел, тема, содержание | Кол часов | Оборудование урока | Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Примечание | ||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные: познавательные УУД коммуникативныеУУД регулятивные УУД | Личностные результаты | |||||||||||||||||||||
план | факт |
|
| ||||||||||||||||||||
1 | 04.09 |
| Раздел 1. Что изучает география (5 ч.) Мир, в котором мы живём. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле | 1 | ПК, проектор, презентация, | Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать Уникальность планеты Земля | К: продолжить обучение в эвристической беседе. Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель. П: уметь объяснять особенности планеты Земля. | Развитие личностной рефлексии, толерантности | Стр 10 №1-4
|
| |||||||||||||
2 | 11.09 |
| Науки о природе Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология | 1 | ПК, проектор, презентация, | Научиться объяснять значение понятий тело и вещество | К: уметь отображать информацию в графической форме. Р: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. П: уметь выделять сходств естественных наук. | Формирование мотивации в изучении наук о природе | Стр 17 подумайте 1,2 |
| |||||||||||||
3 | 18.09 |
| География–наука о Земле Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии | 1 | ПК, проектор, презентация, | Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию | К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Р: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. П: уметь выявлять различия двух частей географии. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | Стр21 подумайте№1-3 |
| |||||||||||||
4 | 25.09 |
| Методыгеографических исследований Метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, Генри Стенли | 1 | ПК, проектор, презентация, | Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы. | К: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Р: применять методы информационного поиска. П: показывать ценность географической информации для человечества | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Сделать географическое описание природы своего населенного пункта. |
| |||||||||||||
5 | 02.10 |
| Обобщение знаний подраздел« Что изучает география» Проверочная работа Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география» | 1 | ПК, проектор, презентация, | Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как о компоненте научной картины мира. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли. | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Тест «Что изучает география» |
| |||||||||||||
6 | 09.10 |
| Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч.). Географические открытия древности и Средневековья. Важнейшие открытия древности и Средневековья Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия
| 1 | Карты с маршрутами путешественников, ПК, проектор, презентация, | Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло. | К: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения. Р: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника). П: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества. | Формирование целостного мировоззрения. | Стр 29 №1-2 |
| |||||||||||||
7 | 16.10 |
| Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1. Важнейшие географические открытия.(Работа с контурной картой, учебником, диском) Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова. | 1 | Карты с маршрутами путешественников, ПК, проектор, презентация, | Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий. | К: добывать недостающую информацию в электронном приложении. Р: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения. П: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Стр34 №1-5 |
| |||||||||||||
8 | 23.10 |
| Контрольная работа «Как люди открывали Землю.
| 1 | Карты с маршрутами путешественников, ПК, проектор, презентация, | Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках. | К: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Работа над ошибками |
| |||||||||||||
2 Четверть | |||||||||||||||||||||||
9 | 06.11 |
| Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
| 1 | Карты с маршрутами путешественников, ПК, проектор, презентация, | Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках. | К: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Р: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. П: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Стр45 №1-3 |
| |||||||||||||
10 | 13.11 |
| Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.) Как древние люди представляли себе Вселенную. Планета, шар, Пифагор, Аристотель | 1 | Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация, | Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. П: объяснять представления древних людей о Вселенной. | Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. | Стьр45№ 1-3 |
| |||||||||||||
11 | 20.11 |
| Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о Вселенной | 1 | Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация, | Научиться читать и понимать текст. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной. | Формирование навыков организации своей деятельности в группе. | Стр51№1-5 |
| |||||||||||||
12 | 27.11 |
| Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс | 1 | Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация, | Научиться составлять характеристику планет по плану. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять главное отличие Земли от других планет. | Формирование познавательного интереса к предмету изучения. | Стр 56 № 1-7 |
| |||||||||||||
13 | 4.12 |
| Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон | 1 | Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация, | Научиться выделять признаки планет. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | Стр 64 № 1-4 |
| |||||||||||||
14 | 11.12 |
| Мир звёзд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия | 1 | Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация, | Научиться находить на звёздном небе созвездия. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Стр 69 № 1-4 |
| |||||||||||||
15 | 18.12 |
| Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | 1 | Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация, | Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты», | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять особенности различных небесных тел. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §12, прочитать |
| |||||||||||||
16 | 25.12 |
| Контрольная работа Земля во Вселенной |
|
| Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя. | К: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Работа над ошибками |
| |||||||||||||
3 Четверть | |||||||||||||||||||||||
17 | 15.01 |
| Уникальная планета – Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы | 1 | Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация, | Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле. | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. | Тест «АстероидыКометы. Метеоры. Метеориты» |
| |||||||||||||
18 | 22.01 |
| Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин | 1 | Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация, | Научиться составлять презентацию о космонавтах. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: изучить важнейшие события в освоении космоса. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Прочитать Современные исследования космоса.
|
| |||||||||||||
19 | 29.01 |
| Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».
| 1 | ПК, проектор, презентация, | Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Тест «Земля во Вселенной»
|
| |||||||||||||
20 | 05.02 |
| Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.) Стороны горизонта Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование | 1 | Компас, плакаты по ориентированию | Научиться определять стороны горизонта. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: находить основные и промежуточные стороны горизонта. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §16, прочитать
|
| |||||||||||||
21 | 12.02 |
| Ориентирование Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас |
| Компас, плакаты по ориентированию | Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. П: формулировать алгоритм работы с компасом. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | §17, прочитать
|
| |||||||||||||
22 | 19.02 |
| План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
| 1 | План карты; топографическая, физическая | Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | §18, прочитать |
| |||||||||||||
23 | 26.02 |
| Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Практическая работа № 2. Ориентирование по плану и карте | 1 | ПК, проектор | Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. П: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | Индивидуаль-ные задания. |
| |||||||||||||
24 | 05.03 |
| Раздел 5. Природа Земли (11 ч.) Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет | 1 | ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику | Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §19, прочитать |
| |||||||||||||
25 | 12.03 |
| Внутреннее строение Земли Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры | 1 | ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику, плакат внутренне строение Земли | Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек. | Формирование устойчивой мотивации к исследова- тельской деятельности, конструированию. | §20, прочитать |
| |||||||||||||
26 | 19.03 |
| Землетрясения и вулканы. Практическая работа №3.Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов.
Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор | 1 | Физические карты полушарий и России, ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику | Научиться обозначать объекты на контурной карте. | К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | §21, прочитать |
| |||||||||||||
4 Четверть | |||||||||||||||||||||||
27 | 02.04 |
| Путешествие по материкам. Практическая работа №4.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова | 1 | Физические карты полушарий | Научиться различать материки по контурам и особенностям природы. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь характеризовать природу шести материков Земли. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | §22, прочитать |
| |||||||||||||
28 | 09.04 |
| Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере | 1 | ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику | Научиться подписывать реки на контурной карте. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §23, прочитать |
| |||||||||||||
29 | 16.04 |
| Воздушная одежда Земли.
Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера | 1 | ПК, проектор. Презентации и видеофильмы | Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли». | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды». | Формирование устойчивой мотивации к исследова-тельской деятельности. | §24, прочитать |
| |||||||||||||
30 | 23.04 |
| Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле | 11 | ПК, проектор. Презентации и видеофильмы | Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §25, прочитать
|
| |||||||||||||
31 | 30.04 |
| Почва – особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы | 1 | ПК, проектор. Презентации и видеофильмы | Научиться определять тип почв по натуральным образцам. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П:уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §26,прочитать
|
| |||||||||||||
32 | 07.05 |
| Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? | 1 | ПК, проектор. Презентации и видеофильмы | Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | §27, прочитать |
| |||||||||||||
33 | 14.05 |
| Обобщение знаний по разделу «Природа Земли». Обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | 1 | ПК, проектор. Презентации и видеофильмы | Научиться самодиагностике. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры. Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности. | Индивидуаль-ные задания. |
| |||||||||||||
34 | 21.05 |
| Итоговая контрольная работа «Природа Земли» | 1 | Раздаточный материал | Научиться обозначать объекты на контурной карте. | К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | Работа над ошибками |
| |||||||||||||
35 | 28.05 |
| Резервный урок |
|
|
|
|
|
|
|