«Зимний фестиваль знаний 2025»

КТП по географии 5 класс

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету

География. Начальный курс. 5 класс 35 ч. (1 ч. в неделю)

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки



Календарно-тематическое

планирование

по географии





Класс: 5

Учитель: Лукинова Мария Иннокентьевна

Количество часов: 35 часа; в неделю 1 час.

Учебник: И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин « География. Начальный курс» 2016г.






Календарно-тематическое планирование по учебному предмету

География. Начальный курс. 5 класс 35 ч. (1 ч. в неделю)



Даты проведения


Раздел, тема, содержание

Кол

часов

Оборудование урока

Планируемые результаты


Домашнее задание


Примечание

Предметные

Метапредметные:

познавательные УУД

коммуникативныеУУД

регулятивные УУД

Личностные результаты

план

факт



1

04.09


Раздел 1. Что изучает география (5 ч.)

Мир, в котором мы живём.

Мир живой и неживой природы.

Явления природы. Человек на Земле

1

ПК, проектор, презентация,

Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать

Уникальность планеты Земля

К: продолжить обучение в эвристической беседе.

Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.

П: уметь объяснять особенности планеты Земля.

Развитие личностной

рефлексии,

толерантности

Стр 10 №1-4



2

11.09


Науки о природе

Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология

1

ПК, проектор, презентация,

Научиться объяснять значение понятий тело

и вещество

К: уметь отображать информацию в графической форме.

Р: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь выделять сходств естественных наук.

Формирование мотивации в изучении наук

о природе

Стр 17 подумайте 1,2


3

18.09


География–наука о Земле

Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела

географии

1

ПК, проектор, презентация,

Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению

с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию

К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Р: формировать и развивать

компетентность в области использования ИКТ.

П: уметь выявлять различия двух частей географии.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве

со сверстниками

Стр21 подумайте№1-3


4

25.09


Методыгеографических

исследований

Метод, описательный метод, картографический метод, космический

метод, источник географических знаний, Генри Стенли

1

ПК, проектор, презентация,

Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы

современных

географических

исследований и применяемые для этого приборы.

К: добывать недостающую

информацию с помощью карт атласа.

Р: применять методы информационного поиска.

П: показывать ценность географической информации для человечества

Формирование целостного мировоззрения,

соответствующего современному уровню развития

науки и общественной практики.

Сделать географическое описание природы своего населенного пункта.


5

02.10


Обобщение знаний подраздел« Что изучает география»

Проверочная работа

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Что

изучает география»

1

ПК, проектор, презентация,

Формирование

представлений

о географии, ее

роли в освоении планеты

человеком,

о географических знаниях как о компоненте научной картины мира.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем

и одноклассниками.

Р: уметь определять понятия,

строить умозаключения и делать выводы.

П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли.

Формирование коммуникативной

компетентности в сотрудничестве

со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Тест «Что изучает география»


6

09.10


Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч.). Географические открытия древности и Средневековья.

Важнейшие открытия

древности и Средневековья

Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия


1

Карты с маршрутами путешественников, ПК, проектор, презентация,

Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло.

К: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения.

Р: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника).

П: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества.

Формирование целостного мировоззрения.

Стр 29 №1-2


7

16.10


Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1. Важнейшие географические открытия.(Работа с контурной картой, учебником, диском)

Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлан­тический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова.

1

Карты с маршрутами путешественников, ПК, проектор, презентация,

Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий.

К: добывать недостающую информацию в электронном приложении.

Р: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения.

П: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Стр34 №1-5


8

23.10


Контрольная работа «Как люди открывали Землю.


1

Карты с маршрутами путешественников, ПК, проектор, презентация,

Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках.

К: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.

Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

П: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Работа над ошибками


2 Четверть

9

06.11


Открытия русских путешественников.

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами «Хождение за три

моря». Освоение Сибири.


1

Карты с маршрутами путешественников, ПК, проектор, презентация,

Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках.

К: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.

Р: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

П: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Стр45 №1-3


10

13.11


Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.)

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Планета, шар, Пифагор, Аристотель

1

Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация,

Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств.

П: объяснять представления древних людей о Вселенной.

Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.

Стьр45№ 1-3


11

20.11


Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

Система мира по Николаю Копернику.

Представления о Вселенной Джордано

Бруно. Изучение Вселенной Галилео

Галилеем. Современные представления о Вселенной

1

Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация,

Научиться читать и понимать текст.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной.

Формирование навыков организации своей деятельности в группе.

Стр51№1-5


12

27.11


Соседи Солнца.

Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс

1

Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация,

Научиться составлять характеристику планет по плану.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: объяснять главное отличие Земли от других планет.

Формирование познавательного интереса к предмету изучения.

Стр 56 № 1-7


13

4.12


Планеты-гиганты и маленький Плутон.

Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун.

Плутон

1

Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация,

Научиться выделять признаки планет.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Стр 64 № 1-4


14

11.12


Мир звёзд.

Солнце. Многообразие звезд. Созвездия

1

Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация,

Научиться находить на звёздном небе созвездия.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Стр 69 № 1-4


15

18.12


Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты

1

Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация,

Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»,

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: объяснять особенности различных небесных тел.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

§12, прочитать


16

25.12


Контрольная работа

Земля во Вселенной



Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя.

К: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.

Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

П: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Работа над ошибками


3 Четверть

17

15.01


Уникальная планета – Земля.

Земля— планета жизни:

благоприятная температура, наличие

воды и воздуха, почвы

1

Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация,

Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле.

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

Тест «АстероидыКометы. Метеоры. Метеориты»


18

22.01


Современные исследования космоса.

Вклад отечественных ученых

К. Э. Циолковского, С. П. Королева

в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин

1

Плакаты с изображением Вселенной ПК, проектор, презентация,

Научиться составлять презентацию о космонавтах.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: изучить важнейшие события в освоении космоса.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Прочитать Современные исследования космоса.



19

29.01


Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».


1

ПК, проектор, презентация,

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Тест

«Земля во Вселенной»



20

05.02


Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.)

Стороны горизонта

Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование

1

Компас, плакаты по ориентированию

Научиться определять стороны горизонта.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

П: находить основные и промежуточные стороны горизонта.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

§16, прочитать



21

12.02


Ориентирование

Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, про­межуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас


Компас, плакаты по ориентированию

Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

П: формулировать алгоритм работы с компасом.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

§17, прочитать



22

19.02


План местности и географическая карта.

Изображение земной поверхности

в древности. План местности.

Географическая карта.


1

План карты; топографическая, физическая

Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

§18, прочитать


23

26.02


Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Практическая работа № 2. Ориентирование по

плану и карте

1

ПК, проектор

Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.

П: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Индивидуаль-ные задания.


24

05.03


Раздел 5. Природа Земли (11 ч.)

Как возникла Земля.

Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта,

П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет

1

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику

Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

§19, прочитать


25

12.03


Внутреннее строение Земли

Что у Земли внутри? Горные породы

и минералы. Движение земной коры

1

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику, плакат внутренне строение Земли

Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами.

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек.

Формирование устойчивой мотивации к исследова-

тельской деятельности, конструированию.

§20, прочитать


26

19.03


Землетрясения и вулканы.

Практическая работа №3.Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов.


Землетрясения. Вулканы. В царстве

беспокойной земли и огнедышащих гор

1

Физические карты полушарий и России, ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику

Научиться обозначать объекты на контурной карте.

К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

§21, прочитать


4 Четверть

27

02.04


Путешествие по материкам.

Практическая работа №4.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.


Евразия. Африка. Северная Америка.

Южная Америка. Австралия.

Антарктида. Острова

1

Физические карты полушарий

Научиться различать материки по контурам и особенностям природы.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь характеризовать природу шести материков Земли.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

§22, прочитать


28

09.04


Вода на Земле.

Состав гидросферы. Мировой океан.

Воды суши. Вода в атмосфере

1

ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику

Научиться подписывать реки на контурной карте.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

§23, прочитать


29

16.04


Воздушная одежда Земли.


Состав атмосферы. Движение воздуха.

Облака. Явления в атмосфере. Погода.

Климат. Беспокойная атмосфера

1

ПК, проектор. Презентации и видеофильмы

Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли».

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды».

Формирование устойчивой мотивации к исследова-тельской деятельности.

§24, прочитать


30

23.04


Живая оболочка Земли.

Понятие о биосфере. Жизнь на Земле

11

ПК, проектор. Презентации и видеофильмы

Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

§25, прочитать



31

30.04


Почва – особое природное тело.

Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы

1

ПК, проектор. Презентации и видеофильмы

Научиться определять тип почв по натуральным образцам.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П:уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

§26,прочитать



32

07.05


Человек и природа.

Воздействие человека на природу.

Как сберечь природу?

1

ПК, проектор. Презентации и видеофильмы

Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

П: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

§27, прочитать


33

14.05


Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».

Обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

1

ПК, проектор. Презентации и видеофильмы

Научиться самодиагностике.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры.

Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности.

Индивидуаль-ные задания.


34

21.05


Итоговая контрольная работа «Природа Земли»

1

Раздаточный материал

Научиться обозначать объекты на контурной карте.

К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Работа над ошибками


35

28.05


Резервный урок










Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее