«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Кто стоит на страже закона

Конспект урока "Кто стоит на страже закона"

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Слайд 1.

I.Учитель. Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята! Посмотрите вокруг: сколько непохожих друг на друга людей сегодня собрались в этом кабинете. Все мы такие разные: цвет глаз, волос, возраст, интересы…

Но у нас очень много общего. Что именно?


Ученики. Все мы – люди, мы - граждане России, у всех нас есть права и обязанности, но всегда ли эти права соблюдаются.


Учитель. На столах у каждой группы есть карточки.

Слайд 2.

Задание: определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу (время выполнения задания – 30 сек.).


  1. Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (свободное передвижение)

  2. Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил её право на ….(личную неприкосновенность)

  3. Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на… (неприкосновенность жилища)

  4. Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…(труд)

  5. Царевич Иван из сказки «Иван Царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом)-5шт


Учитель. Вы ответили, какие права нарушены.


Учитель. А куда могут обратиться граждане, когда нарушаются их права?

Ученики. Суд, адвокат, прокурор, полиция. Это – правоохранительные органы.

- С помощью чего они нас защищают? (Закона)

- Кого можно назвать стражами закона?

(Именно они охраняют закон)

Задание. Поработайте с Листом №1 и выберите из предложенного перечня вопросов те, которые вас наиболее заинтересовали в данный момент. – 5 шт

Учитель. Предлагаю вам озвучить выбранные вами вопросы и вынести их на доску для составления схемы.

Приём «Сброс идей в корзину». Вопросы от групп заносятся на схему.



Что такое?

Каковы функции

правоохранительных

органов? Кто охраняет,

защищает закон и порядок? Как самому не стать

правонарушителем?

Как защищают?

Что нужно знать, чтобы самому защитить

свои права?


Учитель.

- Каковы цели нашего занятия?

- А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Слайд 3

II. Учитель. Тема урока: «Кто стоит на страже закона?»

Учитель. Посмотрите на доску, у нас здесь находится дом, но необычный, а «Дом права».

- Мы совместно постараемся заселить «Дом права» правоохранительными органами.

- Предположите, какие органы мы поселим в это здание?

1. Суды.

Кто в суде всем управляет?

Кто читает приговор?

Кто законы точно знает

В мантии он заседает

Исполняет он закон (судья).


2. В следующую комнату нашего Дома права

я предлагаю поселить ПРОКУРАТУРУ

С ним, наверно, вы знакомы.

Знает он про все законы.

Не судья, не дирижер

Кто же это... (прокурор).


3.Следующая служба, которая относится

к правоохранительным

От шпионов, от бандитов,

террористов всех мастей

Охраняет служба эта

в мире нет её важней (ФСБ).


– ФСБ (Федеральная служба безопасности). Ей мы тоже отведём место

в нашем «Доме».

4. Темной ночью, ясным днем

На посту стоит своём.

На границе груз досмотрит

Не пропустит вредный груз

Эта служба нужна очень, как её скажи зовут? (Таможня)


Таможню относят к правоохранительным органам,

и в нашем Доме права ей тоже найдётся место.

5.  Позвоните вы "02",

если с вами вдруг беда.

Если кто-то вдруг пропал,

на кого-нибудь напал.

Эта служба создана,

Помогать она должна (полиция).

Полиция- это правоохранительный орган.

Она тоже поселится в нашем Доме.


- Мы с вами только что назвали те органы государства, которые обязаны защищать добропорядочных граждан, а нарушителей закона привлекать к суду и наказывать.

III. Основная часть урока.

Вам необходимо познакомиться с содержанием Листа №3, в котором содержится информация о правоохранительных органах, статьи Конституции РФ, и ответить на поставленные вопросы.

Слайд 4.

Работа в группах 1 минута?

Выполнение заданий.

1 группа. Суд.

Внимательно прочитайте документ и ответьте на вопросы:

  1. Что такое Суд?

  2. Кто может обратиться с Суд за защитой своих прав и свобод?




2 группа. Прокуратура

Внимательно прочитайте документ и ответьте на вопросы:

1.Каковы главные задачи прокуратуры?

2. Какими качествами должен обладать прокурор?




3 группа. Полиция.

Внимательно прочитайте документ и ответьте на вопросы:

1.Каковы главные задачи полиции?

2.Кто руководит деятельностью полиции?

______________________________________________________________

4 группа. ФСБ

Внимательно прочитайте документ и ответьте на вопросы:

1.Каковы главные задачи ФСБ?

2. Кто осуществляет руководство деятельностью ФСБ?

5 группа. Таможня

Внимательно прочитайте документ и ответьте на вопросы:

  1. Каково полное название этого правоохранительного органа?

  2. Каковы функции ТКР


Учитель. Слово – группам (зачитывают задание и отвечают на вопросы.)

Слайд 5. Учитель по мере отчётности заполняет схему: «Правоохранительные органы России»


Фрагменты м/ф

Правоохранительные органы

1


2


3


4


5


6



Учитель. Только что мы с вами познакомились с информацией о правоохранительных органах.

- Так кого можно назвать стражами закона?

Слайд 6.

А теперь я предлагаю познакомиться с эпизодами М/ф о правонарушениях. А вы, ребята, будьте внимательны и постарайтесь определить, в какой или в какие правоохранительные органы нужно обращаться по поводу тех происшествий, которые отражены в эпизодах.


  1. Закрепление изученного материала.

Учитель. Вернёмся к нашим вопросам. На какие вопросы мы с вами получили ответы?



Итог: Сегодня мы неплохо поработали с вами.

Мы построили и заселили наш Дом права. Надеюсь, если вам придётся в него зайти, вы не запутаетесь и обратитесь за помощью в нужный кабинет. Слайд 7. Эмблемы правоохранительных органов.


VI. Рефлексия

Сегодня на уроке мы хорошо поработали.

Представьте, что вы стоите перед выбором «Кем стать?»

И в случае если вы выберите службу в правоохранительных органах, то где бы вы служили и почему?

Слайд 8.

Учитель. Большое спасибо за урок!



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее