Слайд 1.
I.Учитель. Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята! Посмотрите вокруг: сколько непохожих друг на друга людей сегодня собрались в этом кабинете. Все мы такие разные: цвет глаз, волос, возраст, интересы…
Но у нас очень много общего. Что именно?
Ученики. Все мы – люди, мы - граждане России, у всех нас есть права и обязанности, но всегда ли эти права соблюдаются.
Учитель. На столах у каждой группы есть карточки.
Слайд 2.
Задание: определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу (время выполнения задания – 30 сек.).
Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (свободное передвижение)
Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил её право на ….(личную неприкосновенность)
Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на… (неприкосновенность жилища)
Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…(труд)
Царевич Иван из сказки «Иван Царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом)-5шт
Учитель. Вы ответили, какие права нарушены.
Учитель. А куда могут обратиться граждане, когда нарушаются их права?
Ученики. Суд, адвокат, прокурор, полиция. Это – правоохранительные органы.
- С помощью чего они нас защищают? (Закона)
- Кого можно назвать стражами закона?
(Именно они охраняют закон)
Задание. Поработайте с Листом №1 и выберите из предложенного перечня вопросов те, которые вас наиболее заинтересовали в данный момент. – 5 шт
Учитель. Предлагаю вам озвучить выбранные вами вопросы и вынести их на доску для составления схемы.
Приём «Сброс идей в корзину». Вопросы от групп заносятся на схему.
Что такое?
Каковы функции
правоохранительных
органов? Кто охраняет,
защищает закон и порядок? Как самому не стать
правонарушителем?
Как защищают?
Что нужно знать, чтобы самому защитить
свои права?
Учитель.
- Каковы цели нашего занятия?
- А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Слайд 3
II. Учитель. Тема урока: «Кто стоит на страже закона?»
Учитель. Посмотрите на доску, у нас здесь находится дом, но необычный, а «Дом права».
- Мы совместно постараемся заселить «Дом права» правоохранительными органами.
- Предположите, какие органы мы поселим в это здание?
1. Суды.
Кто в суде всем управляет?
Кто читает приговор?
Кто законы точно знает
В мантии он заседает
Исполняет он закон (судья).
2. В следующую комнату нашего Дома права
я предлагаю поселить ПРОКУРАТУРУ
С ним, наверно, вы знакомы.
Знает он про все законы.
Не судья, не дирижер
Кто же это... (прокурор).
3.Следующая служба, которая относится
к правоохранительным
От шпионов, от бандитов,
террористов всех мастей
Охраняет служба эта
в мире нет её важней (ФСБ).
– ФСБ (Федеральная служба безопасности). Ей мы тоже отведём место
в нашем «Доме».
4. Темной ночью, ясным днем
На посту стоит своём.
На границе груз досмотрит
Не пропустит вредный груз
Эта служба нужна очень, как её скажи зовут? (Таможня)
Таможню относят к правоохранительным органам,
и в нашем Доме права ей тоже найдётся место.
5. Позвоните вы "02",
если с вами вдруг беда.
Если кто-то вдруг пропал,
на кого-нибудь напал.
Эта служба создана,
Помогать она должна (полиция).
Полиция- это правоохранительный орган.
Она тоже поселится в нашем Доме.
- Мы с вами только что назвали те органы государства, которые обязаны защищать добропорядочных граждан, а нарушителей закона привлекать к суду и наказывать.
III. Основная часть урока.
Вам необходимо познакомиться с содержанием Листа №3, в котором содержится информация о правоохранительных органах, статьи Конституции РФ, и ответить на поставленные вопросы.
Слайд 4.
Работа в группах 1 минута?
Выполнение заданий.
1 группа. Суд.
Внимательно прочитайте документ и ответьте на вопросы:
Что такое Суд?
Кто может обратиться с Суд за защитой своих прав и свобод?
2 группа. Прокуратура
Внимательно прочитайте документ и ответьте на вопросы:
1.Каковы главные задачи прокуратуры?
2. Какими качествами должен обладать прокурор?
3 группа. Полиция.
Внимательно прочитайте документ и ответьте на вопросы:
1.Каковы главные задачи полиции?
2.Кто руководит деятельностью полиции?
______________________________________________________________
4 группа. ФСБ
Внимательно прочитайте документ и ответьте на вопросы:
1.Каковы главные задачи ФСБ?
2. Кто осуществляет руководство деятельностью ФСБ?
5 группа. Таможня
Внимательно прочитайте документ и ответьте на вопросы:
Каково полное название этого правоохранительного органа?
Каковы функции ТКР
Учитель. Слово – группам (зачитывают задание и отвечают на вопросы.)
Слайд 5. Учитель по мере отчётности заполняет схему: «Правоохранительные органы России»
Фрагменты м/ф | Правоохранительные органы |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
Учитель. Только что мы с вами познакомились с информацией о правоохранительных органах.
- Так кого можно назвать стражами закона?
Слайд 6.
А теперь я предлагаю познакомиться с эпизодами М/ф о правонарушениях. А вы, ребята, будьте внимательны и постарайтесь определить, в какой или в какие правоохранительные органы нужно обращаться по поводу тех происшествий, которые отражены в эпизодах.
Закрепление изученного материала.
Учитель. Вернёмся к нашим вопросам. На какие вопросы мы с вами получили ответы?
Итог: Сегодня мы неплохо поработали с вами.
Мы построили и заселили наш Дом права. Надеюсь, если вам придётся в него зайти, вы не запутаетесь и обратитесь за помощью в нужный кабинет. Слайд 7. Эмблемы правоохранительных органов.
VI. Рефлексия
Сегодня на уроке мы хорошо поработали.
Представьте, что вы стоите перед выбором «Кем стать?»
И в случае если вы выберите службу в правоохранительных органах, то где бы вы служили и почему?
Слайд 8.
Учитель. Большое спасибо за урок!