КРОССЕНС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
СЛАЙД 2
Что объединяет эти картинки?
Какая связь между ними существует?
СЛАЙД 3
Показ какая связь между этими картинками.
При подготовке занятий, уроков каждый из нас задумывается о том, как познакомить детей с новыми знаниями, разбудить интерес и желанию добывать информацию.
Обучение должно быть интересным. А как заинтересовать? Безусловно, существует множество технологий, приемов, нетрадиционных методов которые позволяют сделать учебный процесс интереснее. И эти технологии мы используем в совей работе: «Кластер», «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы» и т.д.
(можно спросить учителей, какие они используют технологии на своих уроках)
СЛАЙД 4 -5
Одним из таких нетрадиционных методов, который можно применять на уроках, является «кроссенс».
Развивающий метод «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления.
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которые в переводе с английского означает «пересечение слов». Эта уникальная идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».
СЛАЙД 6
При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:
Определить тематику, общую идею;
Выделить 9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме;
Найти связь между элементами, определить последовательность;
Выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);
Сконцентрировать смысл в одном элементе (5й квадрат);
Выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;
Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
Заменить прямые образы и ассоциаций косвенными, символическими;
Выход на новый уровень (переход к более сложным заданиям).
Для обеспечения процесса создания кроссенса имеет смысл сначала заполнить словами каждый квадрат, а потом заменить их образами.
Поскольку в этом задании велика роль субъективного восприятия образов и изображений, то возможны свои варианты связей, при условии, что ученик обоснует свою версию.
СЛАЙД 7 -8
Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратов, в которых помещены изображения.
Девять изображений расставлены в нем таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и гшлубинными.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном квадрате, таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно устанавливать связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5.
СЛАЙД 9
Учебная задача – объяснить или разгадать кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений, т.е. одним из трех выше перечисленных способов.
На основе уровня связей, лежащих между картинками, кроссенсы могут быть двух уровней:
«базовый» кроссенс (связи между картинками поверхностные, задача ученика – объяснить кроссенс);
кроссенс «высокого уровня» (связи между картинками глубинные, образующиеся на основе замены прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими, задача ученика – разгадать кроссенс).
СЛАЙД 10
Как работает кроссенс учителя
Существует множество вариантов применения кроссенса учителем. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на разных этапах урока:
− проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);
− формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);
− раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего‐либо в образах и символах);
− обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
− организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
− творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему).
Как работает кроссенс ученика
Такой кроссенс еще полезней, чем созданный учителем. В первую очередь он отражает глубину пониманий учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Если не пожалеть на это время, то организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему и проблему с другой стороны, с другой позиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.
Не стоит выпускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, открыток ко дню рождения одноклассников, оформление портфолио.
Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией. Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом мира - это блестящая победа ученика и учителя.
Давайте рассмотрим примеры кроссенсов
Слайд 11, 12