Познавательно – исследовательский проект во второй младшей группе: «Хлеб - всему голова»
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Тип проекта: краткосрочный (06.10. - 16.10.2025)
Участники проекта: дети второй младшей группы №15, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники.
Без него не обходится ни один приём пищи. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб , и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Цель: Формирование у детей представления о ценности хлеба, воспитание уважительного отношения к нему и труду взрослых.
Задачи:
Обучающие:
- обогащать представления детей о значимости и ценности хлеба - формировать систему представлений детей о приготовлении, дать детям представления о том, как выращивают хлеб (от зернышка в поле до каравая на столе):
- донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей. Развивающие:
-развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
-обогащать словарь детей и высказывать собственное мнение;
- расширять представления детей о видах хлебобулочных изделий Воспитательные:
-воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Проблема исследования. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски). Нам хочется в доступной игровой форме, донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Обратить внимание детей, на то какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба и сколько людей разных профессий трудится над его производством, воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям разных профессий вырастивших его.
Гипотеза исследования. Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему. Чтобы выяснить, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, надо приобрести знания о нем.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Познакомить детей с тем, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;
2. Познакомиться с профессиями людей (комбайнер, мукомол, кондитер)
3. Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий.
Ожидаемый результат:
- сформировать у детей представления о ценности хлеба;
- получить знания о том, как выращивают хлеб, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- воспитывать интерес к профессиям комбайнера, мукомола, кондитера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- воспитывать бережное отношение к хлебу;
- создание картотек стихов, загадок про хлеб (совместная творческая работа педагогов, детей и родителей);
- создание макета «как получают хлеб»;
План реализации проекта
| Этапы реализации | Содержание работы |
| подготовительный | - Составление плана работы над проектом - Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, речевые игры иллюстрации. |
| основной | Знакомство с профессиями: комбайнёр, мукомол, пекарь. Творческая познавательная деятельность детей: |
| заключительный | Викторина «Хлеб». Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Макет о получение хлеба от колоска до булки Картотека пословиц и поговорок о хлебе |
Результаты: У детей сформировались представления о ценности хлеба;
Дети получили знания о том, как выращивают хлеб, что хлеб – это итог большой работы многих людей; познакомились с сельскохозяйственной техникой (машина, комбайн)
Проявили интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба; узнали о разнообразии кулинарных,
хлебобулочных изделиях.
Разучили совместно с родителями стихи и поговорки о хлебе.
Не малое место в проекте занимала игровая деятельность.
Список литературы
1. Батурина Ф.И., Иванова О.А., Ознакомление детей с сельскохозяйственным трудом // Дошкольное воспитание. – 1980. - №7.
2. Емельянова Э.Л. «Расскажи детям о хлебе». – М.: Мозаик-Синтез, 2010.
3. Исаева Г.Н. Как мы знакомим детей с трудом колхозника. // Дошкольное воспитание. – 1977. - №3. 4. Карандашева Ю.В. Как хлеб на стол попадает. // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. и др. 5. Шорыгина Т.А. «Беседы о хлебе». - М.: ТЦ «Сфера», 2012.


