КСП № 33
Раздел 4: Ресурсы планеты земля. Синтаксис и пунктуация | Школа: | |||
Дата: | ФИО учителя: | |||
Класс: 9 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||
Тема урока | Охрана ресурсов Земли. Знаки препинания в СПП. | |||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 9.1.4.1прогнозировать содержание по финалу текста 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях | |||
Цели урока | Учащиеся буду учиться: 9.1 - прогнозировать содержание по финалу текста; 9.4 - анализировать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях | |||
Критерий оценивания | При оценивании ответов учащихся учитываются: полнота их ответов на вопросы, умение формулировать свои мысли, правильное использование терминов, логичное, грамотное изложение содержания текстов, правильное пунктуационное, орфографическое, грамматическое оформление проекта, презентации. | |||
Межпредметные связи | История Казахстана, всемирная история, география, основы права. | |||
Навыки использования ИКТ | Учащимся будет представлена презентация, видеоролик | |||
Предварительные знания
| На предыдущем уроке учащиеся обсуждали экологические проблемы. На уроке будет продолжена работа по развитию навыка чтения, читательской грамотности. |
Ход урока | ||||||||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ресурсы и оценивание | |||||||||||||||
0-5 мин | 1.Мотивация Приветствие учеников, проверка готовности к уроку, пожелание успеха в работе. Сегодня самое тревожное слово «экологическая катастрофа». Ежедневно мы слышим: «Образумьтесь люди! Земля в опасности!» Эти слова так останутся призывами, если мы не осознаем главного. Человечество на пороге экологической катастрофы. И здесь нет преувеличений. | Работает над «Деревом предсказаний». Записывает свои ассоциации к слову «Охрана ресурсов Земли». | Прием интерактивного обучения «Дерево предсказаний» | |||||||||||||||
6-12 мин | 2.Актуализация знаний. Индивидуальная работа с текстом. Учитель дает задание: Прочитайте или прослушайте финал экологической сказки. Определите основную мысль текста. Основная мысль сказки заключается в восстановлении экологической системы, пострадавшей от кислотных дождей.
|
Справочный материал. Кислотными называют дожди с повышенным содержанием сернистого газа и оксидов азота. Такие дожди могут появляться в результате извержения вулканов, лесных пожаров. Но, как правило, это ещё деятельность тепловых электростанций, промышленных предприятий, которые выбрасывают в атмосферу оксиды серы и азота вместе с кислой сажей и следами ядовитых металлов – ртути и кадмия. Концентрируясь, они выпадают на землю вместе с дождём. Кислые осадки снижают урожай, губят естественную растительность, разрушают здания; угрожают и здоровью людей, загрязняя питьевую воду…Кислотные дожди разъедают не только лёгкие человека, но и металлы, краски и даже камень. Как следствие, кислотные дожди влияют на сокращение биологического разнообразия природы. Это одна из самых страшных проблем для будущего человечества, поскольку исчезнувший вид восстановить принципиально невозможно. С этим борется компания «Гринпис» | Текст для работы (раздаточный материал 1)
| |||||||||||||||
13-36 мин
| 3.Открытие нового. Индивидуальная работа.
Приведенные цитаты запишите в виде СПП с придаточными изъяснительными. Расставьте знаки препинания.
Индивидуальная работа.
Предположите, о чём говорилось в начале притчи, используя ключевые слова: Горная вершина, звонкий родничок, побежал вниз, журча и прыгая, полноводная речка, встретила на пути человека, хозяин на земле, поила и омывала всех желающих, человек – плохой хозяин на земле. Составьте «тонкие» и «толстые» вопросы, ответьте на них.
Поэтическая минутка Прочитайте стихотворение. Как вы понимаете строки «Всё меньше окружающей природы, Всё больше окружающей среды». Предложите идеи для того, чтобы нас окружала природа, а не среда.
«Синквейн» Составить «Сиквейн» со словом «Ресурсы» |
Д. С. Лихачёв считал, что любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Д. И. Менделеев исходил из того, что один гектар культурной земли может прокормить двух жителей. Л. Н. Толстой утверждал, что Земля – общая наша мать, она кормит нас, даёт нам приют, радует и любовно обогревает нас. Александр Герцен был убеждён, что грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, что одна природа делает великое даром. [главное], (прид. изъяс.)
Звонкий родничок, родившийся в глубине горной вершины, побежал вниз, журча и прыгая. Со временем ручей превратился в полноводную речку. Когда-то она встретила на пути доброго человека и поняла, что он хозяин на земле. Речка поила и омывала всех желающих. Через некоторое время она узнала, что человек губит природу. Люди забывали о жизни реки, думая только о своей выгоде. Они засоряли её, загрязняли, сливали в воду яды и нечистоты. «ТОЛСТЫЙ»: Почему река пришла к выводу о том, что человек – плохой хозяин? (человек загрязняет и губит природу. Не заботится о том, чтобы оставить потомкам чистую и здоровую планету. Человек проявляет потребительское отношение к природе) «ТОНКИЙ» Каким природным ресурсом является речка? (водный возобновляемый ресурс)
Данное высказывание подразумевает необратимые последствия от вмешательства человека в природу. Из-за возведения зданий и сооружений истребляются леса; всё больше берегов рек, озер, морей теряют свою красоту из-за многочисленных турбаз и отелей; в полях – мусор, а не полевые цветы. Именно поэтому среды обитания с каждым годом становится больше, а первозданной природы – всё меньше. ПРИМЕРНЫЕ ИДЕИ: Посадка деревьев и озеленение городов. Уборка территорий от мусора. Переход на чистые технологии – строительство солнечных и ветряных электростанций. Не включайте свет и газ без надобности! Не ломайте деревья и не рвите цветы! Не бросайте мусор!
Составляют «синквейн» Ресурсы. Возобновляемые, невозобновляемые. Истощаются, уничтожаются, не восстанавливаются. Природные ресурсы надо беречь. Природа. |
Раздаточный материал 2
Раздаточный материал 3
Раздаточный материал 4
Раздаточный материал 5 | |||||||||||||||
36 - 38 мин |
4. Итоги урока. Этап рефлексии. |
Закончите следующие предложения: Сегодня я узнал (а) … Было интересно … Я понял (а), что …. Теперь я могу…. |
рефлексия | |||||||||||||||
39-40 мин | 5.Информация о домашнем задании. Упражнение 166 стр 106 |
Раздаточный материал 1.
Задание. Прослушай (прочитай) финал экологической сказки. Определите основную мысль текста. Объясните постановку двоеточия в первом предложении, во 2 предложении - постановку тире. Выпишите два деепричастных оборота.
А тем временем начали появляться первые плоды её деятельности: зацвели сады, зазеленели поля, луга, распустились прекрасные цветы, издавая чудесный аромат.
Птицы, звери, насекомые – всё живое радовалось таким переменам, а вместе с ними радовалась и Весна.
Их эмоции передались хмурому Солнцу, и оно, расправив лучи, подарило земле ослепительную улыбку, тепло и ласку.
И, словно в довершение всеобщего счастья, пошёл дождь! Свежий! Чистый! Родной!
Его прозрачные капли, перемешиваясь со слезами, стекали с лица Весны, плакавшей от счастья.
Слова помощники: экологическая система, кислотный дождь.
Раздаточный материал 2.
Приведенные цитаты запишите в виде СПП с придаточными изъяснительными.
Расставьте знаки препинания.
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе» (Д. С. Лихачёв)
«Один гектар культурной земли может прокормить двух жителей» (Д. И. Менделеев)
«Земля – общая наша мать, она кормит нас, даёт нам приют, радует и любовно обогревает нас» (Л. Н. Толстой)
«Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром» (Александр Герцен)
Раздаточный материал 3.
Предположите, о чём говорилось в начале притчи, используя ключевые слова:
Горная вершина, звонкий родничок, побежал вниз, журча и прыгая, полноводная речка, встретила на пути человека, хозяин на земле, поила и омывала всех желающих, человек – плохой хозяин на земле.
Составьте «тонкие» и «толстые» вопросы и ответьте на них.
Притча о речке.
Река старалась изо всех сил справиться. Она очищалась грунтовыми водами, восполняла свои силы осадками и снова дарила радость всем, живущим на земле. Она все еще верила людям и ждала, что о ней начнут заботиться, но время шло, а ее надежды не оправдывались. Протекая мимо сверкающего огнями города, река несла свои мутные воды с нефтяными пятнами на поверхности и множеством бумажного и пластикового мусора. И вдруг она заметила на берегу своего старого знакомого – того первого человека, который когда-то встретился на ее пути. Она вспомнила его добрые теплые руки, которые когда-то с любовью погрузились в ее тогда еще чистые воды. Сейчас он, желая помочь реке, привел на берег шумную ораву мальчишек и девчонок, которые дружно вылавливали из воды мусор и тряпками собирали с поверхности мазутную пленку. И река вдруг поверила, что это еще не конец. Что этот человек и эти дети помогут ей, что она будет жить. Она поверила, что будет жить и будет дарить добро и радость этому миру
Раздаточный материал 4.
Прочитайте стихотворение.
Как вы понимаете строки «Всё меньше окружающей природы, Всё больше окружающей среды».
Предложите идеи для того, чтобы нас окружала природа, а не среда.
РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
«КРОМСАЕМ ЛЁД...»
Кромсая лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого… пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды.
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды…
Раздаточный материал 5.
Составить «Сиквейн» со словом «Ресурсы»