2
Краткие результаты анализа чтения школьников 8-9 классов
Старовойтова О.Р., методист, педагог дополнительного образования ГБНОУ Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга
Традиционно студенты кафедры библиотековедения и теории чтения библиотечно-информационного факультета СПбГИК проводили исследования на базе школы № 2 Василеостровского района – пилотной площадке Фонда поддержки образования (Санкт-Петербург) и экспериментальной площадке района.
В общей сложности все исследования различных аспектов чтения и пользования библиотекой складываются в лонгитюд, длящийся около 9 лет. Непосредственно вопросов сегодняшнего дня касается исследование мнений учащихся 8-9 классов, проведённое в процессе ученической конференции «Толерантность: вечные ценности человечества», которая проходила 16 ноября 2016 г.
На базе ГБОУ СОШ № 2 Василеостровского района Санкт-Петербурга существует Комплексный информационно-библиотечный центр (КИБЦ). На его основе создан Центр правовой и иной социально значимой информации и медиаобразования.
Центрами проводится мониторинг гражданской, патриотической, духовной, читательской установок школьников.
В 2012 году проводилось исследование по методике Генриетты Георгиевны Граник «451 по Фаренгейту». Суть методики заключается в создании краткого рассказа по мотивам романа Р. Бредбери «451 по Фаренгейту» и предложении учащимся поставить себя на место героев, а также предъявить свою гражданскую и читательскую позиции. Продолжая мониторинг, в этом году в ходе конференции, на которой ребята рассматривали вопросы вечных человеческих ценностей, было проведено анкетирование среди учащихся 8-9 классов. Им было предложено 2 анкеты, направленные на:
выявление читательской позиции, их отношения к электронным книгам, библиотекам и роботизации библиотечных процессов и услуг;
выявление читательских предпочтений учащихся и их советы для учителей и родителей.
Анализ результатов анкетирования показал следующее:
Большинство респондентов решительно не готовы отказаться от чтения.
81 % респондентов не готовы отказаться от чтения навсегда.
6 % - не имеют твёрдой позиции по данному вопросу.
Решительно готовы отказаться от чтения 7 % учащихся.
Рассматривают отказ от чтения как возможный сценарий – 6 % ребят.
6 % респондентов готовы к отказу от коммуникации с библиотекарем, 19 % - допускают такую возможность теоретически, 12 % - не имеют своей позиции в данном вопросе, 63 % опрошенных не готовы отказаться от коммуникации с живым библиотекарем.
В чтении современных подростков сочетается чтение традиционных и электронных книг. Не отрицая удобства и иных положительных черт электронных книг, ученики предпочитают читать для души – книги традиционные.
Только 12 % подростков предполагают, что могут отказаться от традиционной книги, в свою очередь 75 % ребят не представляют себе жизнь без традиционной книги.
Вывод. В будущем поколении взрослых традиционная книга будет востребована.
Необходимо остановиться на второй анкеты «Важные книги», в которой учащиеся рекомендуют литературу для родителей, учителей с целью понять подрастающее поколение.
Первый вопрос о рекомендательном списке книг для родителей. Разумеется, здесь не обошлось без «Гарри Поттера» Дж. Роулинг, Ильфа и Петрова, Джеёмс Эрика Леонард «Пятьдесят оттенков серого». Родителям рекомендуют как художественную, так и отраслевую литературу. Важно отметить, что в список вошли книги глубоко психологические, говорящие о проблемах подросткового возраст в любые времена. Например, «Вверх по лестнице, ведущей вниз», Януш Корчак «Как любить ребёнка» и др.
Учителям подростки в своих рекомендациях напоминают о своих правах (Гражданский кодекс РФ, Конституция РФ и т.д.). Но есть в списке литература по подростковой психологии (познавательная и художественная). Современная литература, которой увлекаются подростки, в том числе и большое количество фантастики и фэнтези. Дети хотят посвятить учителей в свои интересы – рекомендуют им книги «Около футбола», книги о поколении XXI века и, разумеется, «Гарри Поттер».
Среди художественных произведений и учителям, и родителям ребята
рекомендуют:
книгу Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» о жёсткой реальности современного общества;
книгу Януша Корчака «Как любить ребёнка».
Среди книг, которые дороги подросткам в настоящее время много отечественных и зарубежных классических произведений, которые никак не связаны со школьной программой. Есть современная проза, и как признак возрождающейся традиции – познавательная литература. Например, Бредбери Р. «451 по Фаренгейту», Роулинг Дж. «Гарри Поттер», «Хроники Нарнии», Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита», Ильф и Петров «12 стульев», А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Необходимо отметить, что в списке литературы, которые дороги ребятам присутствует и Библия.
Таким образом – читатель, потребитель библиотечно-информационных услуг – подрастает, развивается, а у библиотек есть будущее.