«Осенний фестиваль знаний 2024»

Краткие результаты анализа чтения школьников 8-9 классов

Статья является одним из фрагментов описания лонгитюда по изучению читательской направленности личности учащихся по методике профессора Г.Г.Граник.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

2


Краткие результаты анализа чтения школьников 8-9 классов


Старовойтова О.Р., методист, педагог дополнительного образования ГБНОУ Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга


Традиционно студенты кафедры библиотековедения и теории чтения библиотечно-информационного факультета СПбГИК проводили исследования на базе школы № 2 Василеостровского района – пилотной площадке Фонда поддержки образования (Санкт-Петербург) и экспериментальной площадке района.

В общей сложности все исследования различных аспектов чтения и пользования библиотекой складываются в лонгитюд, длящийся около 9 лет. Непосредственно вопросов сегодняшнего дня касается исследование мнений учащихся 8-9 классов, проведённое в процессе ученической конференции «Толерантность: вечные ценности человечества», которая проходила 16 ноября 2016 г.

На базе ГБОУ СОШ № 2 Василеостровского района Санкт-Петербурга существует Комплексный информационно-библиотечный центр (КИБЦ). На его основе создан Центр правовой и иной социально значимой информации и медиаобразования.

Центрами проводится мониторинг гражданской, патриотической, духовной, читательской установок школьников.

В 2012 году проводилось исследование по методике Генриетты Георгиевны Граник «451 по Фаренгейту». Суть методики заключается в создании краткого рассказа по мотивам романа Р. Бредбери «451 по Фаренгейту» и предложении учащимся поставить себя на место героев, а также предъявить свою гражданскую и читательскую позиции. Продолжая мониторинг, в этом году в ходе конференции, на которой ребята рассматривали вопросы вечных человеческих ценностей, было проведено анкетирование среди учащихся 8-9 классов. Им было предложено 2 анкеты, направленные на:

  1. выявление читательской позиции, их отношения к электронным книгам, библиотекам и роботизации библиотечных процессов и услуг;

  2. выявление читательских предпочтений учащихся и их советы для учителей и родителей.

Анализ результатов анкетирования показал следующее:

  • Большинство респондентов решительно не готовы отказаться от чтения.

81 % респондентов не готовы отказаться от чтения навсегда.

6 % - не имеют твёрдой позиции по данному вопросу.

Решительно готовы отказаться от чтения 7 % учащихся.

Рассматривают отказ от чтения как возможный сценарий – 6 % ребят.

6 % респондентов готовы к отказу от коммуникации с библиотекарем, 19 % - допускают такую возможность теоретически, 12 % - не имеют своей позиции в данном вопросе, 63 % опрошенных не готовы отказаться от коммуникации с живым библиотекарем.

В чтении современных подростков сочетается чтение традиционных и электронных книг. Не отрицая удобства и иных положительных черт электронных книг, ученики предпочитают читать для души – книги традиционные.

Только 12 % подростков предполагают, что могут отказаться от традиционной книги, в свою очередь 75 % ребят не представляют себе жизнь без традиционной книги.

Вывод. В будущем поколении взрослых традиционная книга будет востребована.

Необходимо остановиться на второй анкеты «Важные книги», в которой учащиеся рекомендуют литературу для родителей, учителей с целью понять подрастающее поколение.

Первый вопрос о рекомендательном списке книг для родителей. Разумеется, здесь не обошлось без «Гарри Поттера» Дж. Роулинг, Ильфа и Петрова, Джеёмс Эрика Леонард «Пятьдесят оттенков серого». Родителям рекомендуют как художественную, так и отраслевую литературу. Важно отметить, что в список вошли книги глубоко психологические, говорящие о проблемах подросткового возраст в любые времена. Например, «Вверх по лестнице, ведущей вниз», Януш Корчак «Как любить ребёнка» и др.

Учителям подростки в своих рекомендациях напоминают о своих правах (Гражданский кодекс РФ, Конституция РФ и т.д.). Но есть в списке литература по подростковой психологии (познавательная и художественная). Современная литература, которой увлекаются подростки, в том числе и большое количество фантастики и фэнтези. Дети хотят посвятить учителей в свои интересы – рекомендуют им книги «Около футбола», книги о поколении XXI века и, разумеется, «Гарри Поттер».

Среди художественных произведений и учителям, и родителям ребята

рекомендуют:

  • книгу Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» о жёсткой реальности современного общества;

  • книгу Януша Корчака «Как любить ребёнка».

Среди книг, которые дороги подросткам в настоящее время много отечественных и зарубежных классических произведений, которые никак не связаны со школьной программой. Есть современная проза, и как признак возрождающейся традиции – познавательная литература. Например, Бредбери Р. «451 по Фаренгейту», Роулинг Дж. «Гарри Поттер», «Хроники Нарнии», Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита», Ильф и Петров «12 стульев», А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Необходимо отметить, что в списке литературы, которые дороги ребятам присутствует и Библия.

Таким образом – читатель, потребитель библиотечно-информационных услуг – подрастает, развивается, а у библиотек есть будущее.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее