Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формировать представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка.
Задачи урока , направленные на достижение результатов:
Личностных – формирование положительного отношения к обучению, потребности вслушиваться в родной язык, внимательного отношения к слову, основ этики;
Метапредметных:
регулятивные – формирование навыков целеполагания, самоанализа и коррекции действий;
2. коммуникативные - учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника, уметь общаться, соблюдая правила этики;
познавательные – иметь представление о многозначных словах, уметь подбирать слова близкие и противоположные по смыслу;
Предметных: создать условия для формирования представления об однозначности и многозначности слов в русском языке, о словах близких и противоположных по смыслу;
формировать представление о разнообразии словарей в русском языке, умение работать со словарём.
Ход урока
Этапы урока | Задания для достижения планируемых результатов | УУД |
I. Орг. момент II. Актуализация опорных знаний. Подведение к теме урока
V.Физминутка по методике Базарнова. Демонстрация итогов проектной деятельности IV. Работа по теме урока. Физ.минутка
VI. Этап примене-ния новых знаний.
VII. Закрепле-ние изучен- ного материала.
VIII. Рефлексия
IX. Подве- дение итогов урока. | -Ребята, послушайте стихотворение и скажите чем мы будем заниматься на уроке : закреплением или изучением нового материала ? Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, стараемся Ни минуты не теряем Всё запоминаем. -Чему будет посвящён урок? (Изучению нового материала) Молодцы, а это значит ,какой настрой вы должны себе дать на сегодняшний урок? - Над какой большой темой мы работаем на протяжении нескольких недель? (слова) -Что называется словом? (сочетание букв , имеющих значение) -Что могут называть слова? (предметы и явления, признаки предметов, действия предметов) - На какие вопросы отвечают слова , называющие предметы…..,признаки предметов…..,действия предметов? -Посмотрите, как много мы уже знаем про слова! Молодцы!- Сегодня ещё кое-что про них узнаем … -Но , прежде чем приступить к изучению нового материала, что мы должны выполнить? (чистописание и словарь) Откройте тетради ,запишите число, классная работа. -Обычно, мы выполняем чистописание , а потом –словарь, а сегодня я вам предлагаю сначала написать словарь , а потом –чистописание. Чуть позже вы поймёте почему. -Сегодня у нас два новых словарных слова Послушайте загадку и отгадайте 1 ) слово. На коробку я похож, (Ответ: Пенал) Сколько в слове слогов, какой слог ударный, в каком слоге безударная гласная? -что нужно сделать , что бы понять .какую безударную гласную надо написать? - Послушайте внимательно мой рассказ и догадайтесь , какую гласную надо написать и или е. . Сначала в пенале лежали только перь. Пенал буквально — "вместилище для перьев". Потом туда стали класть и другие предметы для письма и рисования. Слово пенал образовано от латинского слова «пенна» , что означает «перо». -Какую же гласную будем писать? -Почему так решили? Вставляем пропущенную гласную. Записываем слово. Палочка волшебная Есть у меня, друзья, Палочкою этой Могу построить я Башню, дом и самолёт И большущий пароход. (Карандаш.) Сколько слогов? Какой слог ударный? Где опасные места? Слова карандаш имеет тюркские корни "кара" - черный, "даш" - камень. -Записываем слово «карандаш» -Посмотрите на экран. Что это? - Что с ними можно сделать? Записываем предложение. - Посмотрите внимательно на всё что мы записали , как вы записали эти слова? Какие элементы у вас не получились?- как вы думаете , для чего я задала вам эти вопросы? ( мы пропишем те элементы ,которые у нас не получились) У вас есть одна минута, приступайте. А сейчас вы должны определить тему урока , для этого вы должны угадать , что находится в этой коробке. Здесь два предмета , но что бы их назвать достаточно одного слова. Первый предмет нам нужен для того ,чтобы открыть дверь, а другой для того , что бы писать.( ручка) - Что обнаружили? (Слово одинаковое, а значение – разное) - Такие слова в русском языке называются многозначными. - Посмотрите ещё раз на слова, которые мы написали в словаре. - Можно ли назвать эти слова многозначными? – Почему? (они имеют одно значение) - Тогда как они должны называться? (однозначные) - Кто может сформулировать тему урока? -С какими словами мы сегодня будем работать? (многозначными и однозначными) -Чему мы должны научиться? -Где мы можем проверить правильность своих рассуждений? ( по учебнику) Откройте стр.27-найдите на этой стр. правило. Давайте его прочитаем. Ребята , скажите когда мы впервые столкнулись с многозначными словами. -Над чем вы работали на каникулах? -Где вы нашли нужную информацию? 1)-Кто готов представить результат своей работы. (дети выступают и оформляем выставку) 2) А сейчас давайте поиграем : если я показываю однозначное слово, то вы сидите как мышки , если многозначное , то вы хлопаете в ладоши. Внимание на экран. А теперь посмотрите на № 16. Что вы можете сказать про эти рисунки ? Запишите пожалуйста однозначные слова. И так , два слова мы записали. -Сколько рисунков осталось? А сколько слов мы запишем ? Почему? Физ.мин.Колокольчик зазвонил, Отдыхать нас поманил. На лужайку мы бежим, Чтоб набраться много сил. Колокольчик там растёт, Удивительно цветёт. Мы не будем рвать цветы Не нарушим красоты. Ребята, помимо многозначных и однозначных слов мы познакомимся ещё с одной группой слов, а вот с какой, вы мне скажите сами. Для этого нам нужно прочитать текс № 19 -Кто главные герои ? Какие они? -Как вы понимаете слово ленивый ? -Как вы понимаете слово прилежный? -Давайте сделаем вывод –Что же это за слова? Давайте их запишем. А сейчас мы для слова прилежный найдем близкое по значению слово стр.141. Запишите эти два слова. Давайте поиграем. Сейчас я буду называть слова, к которым вы должны подобрать противоположные по значению слова . Грустный –весёлый Маленький –большой Сладкий –горький Длинный –короткий Мягкий –твёрдый А теперь слова близкие по значению Автомобиль-машина Врач-доктор Дети-ребята Грустный-печальный Смелый –храбрый.
-С какими словами мы сегодня познакомились? -Для чего нам нужно изучать такие слова ? -У вас на парте лежат знаки , у кого остались вопросы по теме урока поднимите вопросительные знаки. -Что вам нужно сделать , что бы устранить вопросы? Кто может сказать Ура! Я узнал много нового ! поднимите ! знак -Что вам помогло усвоить тему урока? | Регулятивные: настрой на работу, самоанализ готовности к уроку Познавательные (получение новых знаний) Познавательные (развитие умения распознавать многознач. слова) Коммуникативные
Регулятивные Предметные Регулятивные Коммуникативные Познавательные
Регулятивные Познавательные
Предметные Коммуникативные
Регулятивные
Предметные Личностные |