Коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательных процессов
у учащихся 2-х классов «Цветик - семицветик».
Задачи:
Образовательная (обучающая):
Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Обогащение словарного запаса у учащихся, развитие вербального интеллекта.
Коррекционно-развивающая:
Развитие навыков самоконтроля.
Развитие произвольности психических процессов учащихся.
Развитие орфографической зоркости, качеств внимания и восприятия.
Развитие аналитико-синтетической деятельности, умственных операций, планирование умственных действий.
Развитие памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.
Развитие мелкой моторики.
Развитие пространственных и временных ориентировок учащихся.
Воспитательная:
Воспитание уважения друг к другу, принятие личности другого человека.
Способствовать воспитанию чувства доброты и отзывчивости.
Прививать интерес к сказкам, книге, чтению.
Охранительная:
Преодоление перегрузки учащихся путем переключения их на разные виды деятельности, смены поз при выполнении заданий, их дозировка.
Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала учащимися, индивидуального темпа, работоспособностей и утомления при выполнении заданий.
Учет возрастных особенностей учащихся, ведущего вида деятельности.
Стиль общения с учащимися демократический, личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку.
Оборудование:
Модель разборного цветка с лепестками красного, желтого, оранжевого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов, тетради, ручки карандаши, интерактивная доска.
Ход занятия.
Вводная часть.
Приветствие. Создаём хорошее настроение: “Улыбнитесь!”, “Скажите добрые слова друг другу”.
Основная часть.
Посмотрите, дети, что за чудесный цветок появился у нас в классе (на доске). А кто из вас знает, из какой сказки он к нам попал? Это не простой цветок, а волшебный.
Он к нам попал из сказки «Цветик – семицветик».
Сегодня, ребята я познакомлю вас с героями этой сказкой. Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие?
Итак, сказка начинается. Жила была девочка. Отгадайте как ее звали. (На доске (слайде) имя девочки написанное в разброс ЕНЯЖ).
Однажды мама послала ее в магазин за баранками. Купила девочка баранки и отправилась домой. Но по дороге незаметно к ней пристала незнакомая собака, и, пока Женя по сторонам зевала, вывески читала, собака все баранки съела.
- Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.
Собаку не догнала, а вот сама заблудилась. Испугалась девочка, заплакала. Вдруг откуда ни возьмись, появилась старушка. Она пожалела женю и привела ее в свой садик и сорвала с грядки очень красивый цветик-семицветик.
Давайте нарисуем цветок в тетради.
Упражнение « графический диктант».
Старушка подарила этот цветок Жене и сказала, что он может исполнить любое ее желание, стоит лишь сорвать один из лепестков, бросить его и сказать:
Лети, лети, лепесток,
через запад на восток,
через север, через юг,
возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по - моему вели.
Вели, чтобы я была дома с баранками!
Начиная с этого места я позволю себе внести изменения. Наш цветик-семицветик не сразу будет исполнять желание девочки, а лишь после того, как мы выполним задание, записанное на обратной стороне лепестка. Вы согласны принять активное участие в сказке? Тогда я сниму желтый лепесток.
Задание: Подбери рифму к словам.
Каша певец галка
Сушка чайка бочка
Оса матрешка фонарь
Молодцы вы хорошо справились с заданием и помогли Жене. Очутившись дома, девочка захотела поставить этот чудесный цветок в любимую мамину вазу, но она нечаянно разбила ее на мелкие кусочки.
Женя поскорее оторвала красный лепесток, бросила и прошептала заветные слова …
(можно использовать как физминутку)
Лети, лети, лепесток,
через запад на восток,
через север, через юг,
возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по - моему вели.
Вели, чтобы мамина ваза снова была целой!
Ребята, давайте поможем Жене. У вас в конвертах лежат
кусочки разбитой вазы. Соберите их так, чтобы ваза
снова стала целой. (работа в паре)
Молодцы, ребята. Женя очень благодарна вам за вашу помощь.
Пошла Женя во двор, а там мальчишки играют: представляют, будто они на северном полюсе находятся, на льдинах. Девочка попросилась, чтобы мальчишки взяли ее в игру, но те не согласились, прогнали Женю.
- Ну и не нужно. Я и без вас на Северном полюсе побываю. Только не на таком как ваш, а на настоящем. Оторвала синий лепесток и сказала…
Дети хором: (физминутка)
Лети, лети, лепесток,
через запад на восток,
через север, через юг,
возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по - моему вели.
Вели, чтобы я оказалась на северном полюсе.
Я сниму синий лепесток.
Игра «Что подходит?»
1. На одной странице книги нарисованы ромашка и василек, на другой – фиалка и осина. Что на рисунках второй страницы подходит к рисункам первой?
1) всё не подходит 2) всё подходит
3) осина 4) фиалка
2.В большой книге помещены фотографии только предметов мебели, в маленькой книге – только предметов посуды. В какой книге нет фотографии книжного шкафа?
1) в большой 3) в маленькой
2) в каждой 4) в одной
И девочка оказалась на Северном полюсе, как была в летнем платьице, с голыми ногами, а там мороз сто градусов. А тут еще из-за льдины вышли семь белых медведей. Женя испугалась, заплакала, но слезы превратились в сосульки и повисли на носу. Не помня себя от страха, девочка схватила обледеневшими пальчиками цветик – семицветик, вырвала зеленый лепесток и закричала….
Лети, лепесток,
через запад на восток,
через север, через юг,
возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по - моему вели.
Вели, чтобы я снова оказалась в своем дворе.
Я сниму зеленый лепесток. Давайте поможем Жене согреться, спастись от медведей и вернуться домой.
Физминутка.
Бабочка проснулась,
улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
два - изящно покружилась,
Три – качнулась
И к цветочкам полетела.
Наши тонкие цветочки
Распускают лепесточки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Засыпают, головой качают.
Пальчиковая гимнастика с использованием карандаша.
Дети перекатывают между двух ладоней два карандаша, сопровождая действия словами:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Вот с нашей помощью девочка снова очутилась во дворе своего дома. Там играли девочки разными игрушками – у кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка. Тут Женю взяла такая досада, что она оторвала оранжевый лепесток и сказала…
Лети, лети, лепесток,
через запад на восток,
через север, через юг,
возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по - моему вели.
Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете были мои!
Я тоже сниму оранжевый лепесток. Поиграем в игру «Запоминай-ка»
Запомните к каждой картинке какая нарисована схема.
Рисунок 1.
П: В ваших тетрадях уже нарисованы рисунки. Нарисуйте схемы, которые вы смогли запомнить.
Рассмотрите внимательно следующий рисунок.
Рисунок 2.
Нарисуйте схемы у себя в тетради.
Игрушки повалили к Жене со всего света. Их оказалось так много, что движение в городе остановилось.
- Довольно, довольно! – закричала Женя. Мне совсем не нужно столько игрушек. Девочка оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро произнесла:
Лети, лети, лепесток,
через запад на восток,
через север, через юг,
возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по - моему вели.
Вели, чтобы все игрушки убирались обратно в магазины!
Выполните математические действия и запиши получившееся слова.
ОМ + ВЕ – О + Я – В + Ч - Е =
ЗМ + КИ – М +УК- З + Л – И +А =
ОВ + М + Н – В + А + Ш – ОН + И + Т + СН + А – С - Т =
И тот час игрушки все исчезли.
Посмотрела Женя на свой цветик – семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
- Вот так штука! Шесть лепестков потратила и никакого удовольствия. Ну ничего впредь умнее буду.
И тут, Женя встретила мальчика. Его звали Витя. Из-за болезни мальчик не мог ходить, а ему так хотелось играть с ребятами.
- «Это на всю жизнь», - сказал Витя.
- «Ах, какие пустяки ты говоришь» - воскликнула Женя и оторвала последний голубой лепесток, и тонким, дрожащим голоском произнесла заветные слова
Лети, лети, лепесток,
через запад на восток,
через север, через юг,
возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по - моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
Давайте и мы снимем голубой лепесток.
Игра «Быстрая реакция»
- Сейчас я буду быстро зачитывать слова. Ваша задача: слушая, записывать вторую букву каждого слова.
- смех, волк, клоун, соль, удар, весна, сцена.
- Что получилось из букв. Прочитай про себя. Хором теперь.
МОЛОДЕЦ
Чему же учит эта сказка? Эта сказка учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.
Наше занятие закончилось. Поделитесь своими впечатлениями.