КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ у младших школьников
Автор-составитель: Е.Н.Маслова
Выполнила: Николаева К.К.
Учитель-логопед
Заикание -
нарушение темпа и плавности речи судорожного характера, при котором страдает коммуникативная функция речи.
Причины возникновения заикания
- 1. Гипоксия (вследствие угрозы прерывания беременности, стремительные роды)
- 2. Наследственность (биологический фактор)
- 3. Стрессовые воздействия
- Испуг
- Сильное расстройство
- Перевозбуждение
- Психическая травма
- Длительная высокая температура
В зависимости от причины возникновения заикание бывает функциональным и органическим. Большее количество случаев функционального заикания обусловлено логоневрозом. При функциональном заикании причиной ухудшения речи может стать физическое или психическое переутомление. Оно связано с речевым развитием на возраст 2-5 лет. В этом возрасте идет активное формирование фразовой речи – это большая нагрузка на ЦНС, которая может привести к срыву. Особенно опасны перегрузки заданиями, не соответствующие возрасту детей. Органическая неврологическая симптоматика обнаруживается у меньшего количества заикающихся. В таких случаях заикание – это один из симптомов другого органического речевого нарушения (дизартрии, моторной алалии и т.д.)
ГРУППЫ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ
- 1 группа. Дети с обычным темпом движений (свободные, плавные, координированные движения)
- 2 группа. Дети с быстрыми, беспорядочными движениями, двигательным беспокойством, плохой моторикой.
- 3 группа. Дети с замедленным темпом движений, вялые, нерешительные, малоактивные.
Ведущие признаки заикания
- 1. судороги в периферических отделах речевого анализатора (дыхательном, голосовом, артикуляционном), лицевые судороги
- 2. расстройство общей моторики
- 3. нарушения вегетативной нервной системы (усиление потовыделения и покраснения кожного покрова)
- 4. нарушения эмоционально - волевой сферы
Типы течения заикания
- 1. стационарный (не изменяется ни по тяжести, ни по клинической картине)
- 2. рецидивирующий (чередование плавной речи с периодами заикания)
- 3. волнообразный ( наступают периоды ухудшения или улучшения)
- 4. прогредиентный (тенденция ухудшения речи)
Диагностика
Первичное обследование заикания проводится на фоне развернутого логопедического обследования и требует уточнения данных , имеющих особое значение в структуре выявления причин заикания.
Обследование проводится в два этапа:
- Беседа с родителями
- Непосредственное обследование ребенка
Коррекционное воздействие
- Главная цель – воспитание личности
Виды работы:
- Общая психотерапия
- Частная психотерапия
- Радикальная
- Суггестивная
- Тренировочная
- Коллективная
Задачи коррекционной работы:
- Задача орг.момента – настроить детей на деловой, бодрый лад
- Задачи общей моторной зарядки:
-снять излишнее мышечное напряжение
-воспитывать навык произвольной регуляции мышечного тонуса
-преодоление двигательных уловок
-коррекция общей и мелкой моторики
- Задачи речевой зарядки:
-воспитание правильного речевого дыхания
-воспитание легкой и своевременной подачи голоса
-воспитание легкого включения арт.движений
-коррекция трудных для произношения звуков
-устранение сорных звуков
- Задача координации речи с движением
-воспитание темпа, ритма, плавности речи
- Задача собственно речевой работы:
-постепенное овладение все усложняющимися формами речи без заикания
- Заключительная задача:
-оценить двигательные и речевые успехи
Подготовительный период. 10-15 занятий
Структурные элементы:
- Режим молчания
- Упражнения на релаксацию мышц
- Постановка диафрагмального дыхания
Средства воздействия:
- Медицинские
- Педагогические
Одним из них является щадящий режим:
- Ограничение речевого общения детей
- Образец четкой, спокойной речи взрослых
- Проявление педагогического такта по отношению к его дефекту
- Организация игр-молчанок и т.д.
СОПРЯЖЕННО-ОТРАЖЕННАЯ РЕЧЬ 5-7 занятий
Этапы работы:
- Расслабление по представлению
- Автоматические ряды
- Речеручной режим
- Эталон эмоционально-окрашенной речи
- Эталонная речь
- Аутотренинг
- Правила речи
- Логоритмика
СИТУАТИВНАЯ РЕЧЬ 25-30 занятий
- Сопровождающая речь
- Завершающая речь
- Предваряющая речь
Ответы постепенно усложняются:
- Ответ одним словом
- Словосочетанием
- Предложением
- Рассказом
Контекстная речь 25-30 занятий
Задачи данного этапа:
- Воспитание речи без заикания
- Эмоционально-волевое воспитание
- Совершенствование просодической стороны речи
- Устранение отклонений, сопутствующих заиканию
- Коррекция общего и речевого поведения
ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАИКАНИЯ
Профилактические мероприятия напрвлены:
- На предупреждение возникновение заикания 2-5 лет
- Устранение только возникшего заикания
- Предупреждение рецидивов преодоленного заикания
Метод комплексного воздействия по предупреждению и устранению заикания
- Воздействие врача и логопеда
- Воздействие окружающих на личность заикающегося, его эмоционально-волевая сфера
- Взаимодействие со средой
Участие родителей в коррекционной работе
- Регулярное посещение психоневролога для наблюдения за ребенком
- Создание благоприятной спокойной обстановкив семье
- Укрепление физического здоровья
- Терпение по отношению к дефекту
- Поощрение его речевой активности
- Слежение за своей речью
- Проведение работы по заданию логопеда
- Прохождение всех этапов речевой работы
ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
Участие учителей в коррекционной работе
- Главное условие - создание благоприятной обстановки в классе
- Создание охранно-гигиенического режима
- Предъявление к речи ребенка посильные требования
- Практически на всех этапах отвечает с места, сидя
ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТРЕБОВАНИЙ ЛОГОПЕДА, УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛЕЙ
Спасибо за внимание