«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Коррекция заикания у младших школьников

В презентации описана система работы по коррекции заикания у младших школьников, которая включает диагностику дефекта, коррекционную работу, а также профилактику заикания у детей. Автором-составителем этого пособия является Е.Н.Маслова.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ  у младших школьников Автор-составитель: Е.Н.Маслова Выполнила: Николаева К.К. Учитель-логопед

КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ у младших школьников

Автор-составитель: Е.Н.Маслова

Выполнила: Николаева К.К.

Учитель-логопед

Заикание - нарушение темпа и плавности речи судорожного характера, при котором страдает коммуникативная функция речи.

Заикание -

нарушение темпа и плавности речи судорожного характера, при котором страдает коммуникативная функция речи.

Причины возникновения заикания

Причины возникновения заикания

  • 1. Гипоксия (вследствие угрозы прерывания беременности, стремительные роды)
  • 2. Наследственность (биологический фактор)
  • 3. Стрессовые воздействия
  • Испуг
  • Сильное расстройство
  • Перевозбуждение
  • Психическая травма
  • Длительная высокая температура
В зависимости от причины возникновения заикание бывает функциональным и органическим.  Большее количество случаев функционального заикания обусловлено логоневрозом.  При функциональном заикании причиной ухудшения речи может стать физическое или психическое переутомление. Оно связано с речевым развитием на возраст 2-5 лет. В этом возрасте идет активное формирование фразовой речи – это большая нагрузка на ЦНС, которая может привести к срыву. Особенно опасны перегрузки заданиями, не соответствующие возрасту детей.  Органическая неврологическая симптоматика обнаруживается у меньшего количества заикающихся. В таких случаях заикание – это один из симптомов другого органического речевого нарушения (дизартрии, моторной алалии и т.д.)

В зависимости от причины возникновения заикание бывает функциональным и органическим. Большее количество случаев функционального заикания обусловлено логоневрозом. При функциональном заикании причиной ухудшения речи может стать физическое или психическое переутомление. Оно связано с речевым развитием на возраст 2-5 лет. В этом возрасте идет активное формирование фразовой речи – это большая нагрузка на ЦНС, которая может привести к срыву. Особенно опасны перегрузки заданиями, не соответствующие возрасту детей. Органическая неврологическая симптоматика обнаруживается у меньшего количества заикающихся. В таких случаях заикание – это один из симптомов другого органического речевого нарушения (дизартрии, моторной алалии и т.д.)

ГРУППЫ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ

ГРУППЫ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ

  • 1 группа. Дети с обычным темпом движений (свободные, плавные, координированные движения)
  • 2 группа. Дети с быстрыми, беспорядочными движениями, двигательным беспокойством, плохой моторикой.
  • 3 группа. Дети с замедленным темпом движений, вялые, нерешительные, малоактивные.
Ведущие признаки заикания

Ведущие признаки заикания

  • 1. судороги в периферических отделах речевого анализатора (дыхательном, голосовом, артикуляционном), лицевые судороги
  • 2. расстройство общей моторики
  • 3. нарушения вегетативной нервной системы (усиление потовыделения и покраснения кожного покрова)
  • 4. нарушения эмоционально - волевой сферы
Типы течения заикания

Типы течения заикания

  • 1. стационарный (не изменяется ни по тяжести, ни по клинической картине)
  • 2. рецидивирующий (чередование плавной речи с периодами заикания)
  • 3. волнообразный ( наступают периоды ухудшения или улучшения)
  • 4. прогредиентный (тенденция ухудшения речи)
Диагностика   Первичное обследование заикания проводится на фоне развернутого логопедического обследования и требует уточнения данных , имеющих особое значение в структуре выявления причин заикания. Обследование проводится в два этапа:

Диагностика

  Первичное обследование заикания проводится на фоне развернутого логопедического обследования и требует уточнения данных , имеющих особое значение в структуре выявления причин заикания.

Обследование проводится в два этапа:

  • Беседа с родителями
  • Непосредственное обследование ребенка
Коррекционное воздействие Главная цель – воспитание личности Виды работы: Общая психотерапия Частная психотерапия Радикальная Суггестивная Тренировочная Коллективная

Коррекционное воздействие

  • Главная цель – воспитание личности

Виды работы:

  • Общая психотерапия
  • Частная психотерапия
  • Радикальная
  • Суггестивная
  • Тренировочная
  • Коллективная

Задачи коррекционной работы: Задача орг.момента – настроить детей на деловой, бодрый лад Задачи общей моторной зарядки: -снять излишнее мышечное напряжение -воспитывать навык произвольной регуляции мышечного тонуса -преодоление двигательных уловок -коррекция общей и мелкой моторики Задачи речевой зарядки: -воспитание правильного речевого дыхания -воспитание легкой и своевременной подачи голоса -воспитание легкого включения арт.движений

Задачи коррекционной работы:

  • Задача орг.момента – настроить детей на деловой, бодрый лад
  • Задачи общей моторной зарядки:

-снять излишнее мышечное напряжение

-воспитывать навык произвольной регуляции мышечного тонуса

-преодоление двигательных уловок

-коррекция общей и мелкой моторики

  • Задачи речевой зарядки:

-воспитание правильного речевого дыхания

-воспитание легкой и своевременной подачи голоса

-воспитание легкого включения арт.движений

-коррекция трудных для произношения звуков -устранение сорных звуков Задача координации речи с движением -воспитание темпа, ритма, плавности речи Задача собственно речевой работы: -постепенное овладение все усложняющимися формами речи без заикания Заключительная задача: -оценить двигательные и речевые успехи

-коррекция трудных для произношения звуков

-устранение сорных звуков

  • Задача координации речи с движением

-воспитание темпа, ритма, плавности речи

  • Задача собственно речевой работы:

-постепенное овладение все усложняющимися формами речи без заикания

  • Заключительная задача:

-оценить двигательные и речевые успехи

Подготовительный период. 10-15 занятий Структурные элементы: Режим молчания Упражнения на релаксацию мышц Постановка диафрагмального дыхания Средства воздействия: Медицинские Педагогические Одним из них является щадящий режим: Ограничение речевого общения детей Образец четкой, спокойной речи взрослых Проявление педагогического такта по отношению к его дефекту Организация игр-молчанок и т.д.

Подготовительный период. 10-15 занятий

Структурные элементы:

  • Режим молчания
  • Упражнения на релаксацию мышц
  • Постановка диафрагмального дыхания

Средства воздействия:

  • Медицинские
  • Педагогические

Одним из них является щадящий режим:

  • Ограничение речевого общения детей
  • Образец четкой, спокойной речи взрослых
  • Проявление педагогического такта по отношению к его дефекту
  • Организация игр-молчанок и т.д.

СОПРЯЖЕННО-ОТРАЖЕННАЯ РЕЧЬ  5-7 занятий Этапы работы:

СОПРЯЖЕННО-ОТРАЖЕННАЯ РЕЧЬ 5-7 занятий

Этапы работы:

  • Расслабление по представлению
  • Автоматические ряды
  • Речеручной режим
  • Эталон эмоционально-окрашенной речи
  • Эталонная речь
  • Аутотренинг
  • Правила речи
  • Логоритмика
СИТУАТИВНАЯ РЕЧЬ  25-30 занятий Сопровождающая речь Завершающая речь Предваряющая речь Ответы постепенно усложняются:

СИТУАТИВНАЯ РЕЧЬ 25-30 занятий

  • Сопровождающая речь
  • Завершающая речь
  • Предваряющая речь

Ответы постепенно усложняются:

  • Ответ одним словом
  • Словосочетанием
  • Предложением
  • Рассказом
Контекстная речь  25-30 занятий Задачи данного этапа: Воспитание речи без заикания Эмоционально-волевое воспитание Совершенствование просодической стороны речи Устранение отклонений, сопутствующих заиканию Коррекция общего и речевого поведения

Контекстная речь 25-30 занятий

Задачи данного этапа:

  • Воспитание речи без заикания
  • Эмоционально-волевое воспитание
  • Совершенствование просодической стороны речи
  • Устранение отклонений, сопутствующих заиканию
  • Коррекция общего и речевого поведения

ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАИКАНИЯ Профилактические мероприятия напрвлены: На предупреждение возникновение заикания 2-5 лет Устранение только возникшего заикания Предупреждение рецидивов преодоленного заикания Метод комплексного воздействия по предупреждению и устранению заикания

ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

Профилактические мероприятия напрвлены:

  • На предупреждение возникновение заикания 2-5 лет
  • Устранение только возникшего заикания
  • Предупреждение рецидивов преодоленного заикания

Метод комплексного воздействия по предупреждению и устранению заикания

  • Воздействие врача и логопеда
  • Воздействие окружающих на личность заикающегося, его эмоционально-волевая сфера
  • Взаимодействие со средой
Участие родителей в коррекционной работе Регулярное посещение психоневролога для наблюдения за ребенком Создание благоприятной спокойной обстановкив семье Укрепление физического здоровья Терпение по отношению к дефекту Поощрение его речевой активности Слежение за своей речью Проведение работы по заданию логопеда Прохождение всех этапов речевой работы ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

Участие родителей в коррекционной работе

  • Регулярное посещение психоневролога для наблюдения за ребенком
  • Создание благоприятной спокойной обстановкив семье
  • Укрепление физического здоровья
  • Терпение по отношению к дефекту
  • Поощрение его речевой активности
  • Слежение за своей речью
  • Проведение работы по заданию логопеда
  • Прохождение всех этапов речевой работы

ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

Участие учителей в коррекционной работе Главное условие - создание благоприятной обстановки в классе Создание охранно-гигиенического режима Предъявление к речи ребенка посильные требования Практически на всех этапах отвечает с места, сидя ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТРЕБОВАНИЙ ЛОГОПЕДА, УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛЕЙ

Участие учителей в коррекционной работе

  • Главное условие - создание благоприятной обстановки в классе
  • Создание охранно-гигиенического режима
  • Предъявление к речи ребенка посильные требования
  • Практически на всех этапах отвечает с места, сидя

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТРЕБОВАНИЙ ЛОГОПЕДА, УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛЕЙ

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее