![КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ у младших школьников Автор-составитель: Е.Н.Маслова Выполнила: Николаева К.К. Учитель-логопед](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/30/i_5abe54e6e3623/img_phppQvmLW_Maslova-zaikanie_0.jpg)
КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ у младших школьников
Автор-составитель: Е.Н.Маслова
Выполнила: Николаева К.К.
Учитель-логопед
![Заикание - нарушение темпа и плавности речи судорожного характера, при котором страдает коммуникативная функция речи.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/30/i_5abe54e6e3623/img_phppQvmLW_Maslova-zaikanie_1.jpg)
Заикание -
нарушение темпа и плавности речи судорожного характера, при котором страдает коммуникативная функция речи.
![Причины возникновения заикания](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/30/i_5abe54e6e3623/img_phppQvmLW_Maslova-zaikanie_2.jpg)
Причины возникновения заикания
- 1. Гипоксия (вследствие угрозы прерывания беременности, стремительные роды)
- 2. Наследственность (биологический фактор)
- 3. Стрессовые воздействия
- Испуг
- Сильное расстройство
- Перевозбуждение
- Психическая травма
- Длительная высокая температура
![В зависимости от причины возникновения заикание бывает функциональным и органическим. Большее количество случаев функционального заикания обусловлено логоневрозом. При функциональном заикании причиной ухудшения речи может стать физическое или психическое переутомление. Оно связано с речевым развитием на возраст 2-5 лет. В этом возрасте идет активное формирование фразовой речи – это большая нагрузка на ЦНС, которая может привести к срыву. Особенно опасны перегрузки заданиями, не соответствующие возрасту детей. Органическая неврологическая симптоматика обнаруживается у меньшего количества заикающихся. В таких случаях заикание – это один из симптомов другого органического речевого нарушения (дизартрии, моторной алалии и т.д.)](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/30/i_5abe54e6e3623/img_phppQvmLW_Maslova-zaikanie_3.jpg)
В зависимости от причины возникновения заикание бывает функциональным и органическим. Большее количество случаев функционального заикания обусловлено логоневрозом. При функциональном заикании причиной ухудшения речи может стать физическое или психическое переутомление. Оно связано с речевым развитием на возраст 2-5 лет. В этом возрасте идет активное формирование фразовой речи – это большая нагрузка на ЦНС, которая может привести к срыву. Особенно опасны перегрузки заданиями, не соответствующие возрасту детей. Органическая неврологическая симптоматика обнаруживается у меньшего количества заикающихся. В таких случаях заикание – это один из симптомов другого органического речевого нарушения (дизартрии, моторной алалии и т.д.)
![ГРУППЫ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/30/i_5abe54e6e3623/img_phppQvmLW_Maslova-zaikanie_4.jpg)
ГРУППЫ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ
- 1 группа. Дети с обычным темпом движений (свободные, плавные, координированные движения)
- 2 группа. Дети с быстрыми, беспорядочными движениями, двигательным беспокойством, плохой моторикой.
- 3 группа. Дети с замедленным темпом движений, вялые, нерешительные, малоактивные.
![Ведущие признаки заикания](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/30/i_5abe54e6e3623/img_phppQvmLW_Maslova-zaikanie_5.jpg)
Ведущие признаки заикания
- 1. судороги в периферических отделах речевого анализатора (дыхательном, голосовом, артикуляционном), лицевые судороги
- 2. расстройство общей моторики
- 3. нарушения вегетативной нервной системы (усиление потовыделения и покраснения кожного покрова)
- 4. нарушения эмоционально - волевой сферы
![Типы течения заикания](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/30/i_5abe54e6e3623/img_phppQvmLW_Maslova-zaikanie_6.jpg)
Типы течения заикания
- 1. стационарный (не изменяется ни по тяжести, ни по клинической картине)
- 2. рецидивирующий (чередование плавной речи с периодами заикания)
- 3. волнообразный ( наступают периоды ухудшения или улучшения)
- 4. прогредиентный (тенденция ухудшения речи)
![Диагностика Первичное обследование заикания проводится на фоне развернутого логопедического обследования и требует уточнения данных , имеющих особое значение в структуре выявления причин заикания. Обследование проводится в два этапа:](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/30/i_5abe54e6e3623/img_phppQvmLW_Maslova-zaikanie_7.jpg)
Диагностика
Первичное обследование заикания проводится на фоне развернутого логопедического обследования и требует уточнения данных , имеющих особое значение в структуре выявления причин заикания.
Обследование проводится в два этапа:
- Беседа с родителями
- Непосредственное обследование ребенка
![Коррекционное воздействие Главная цель – воспитание личности Виды работы: Общая психотерапия Частная психотерапия Радикальная Суггестивная Тренировочная Коллективная](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/30/i_5abe54e6e3623/img_phppQvmLW_Maslova-zaikanie_8.jpg)
Коррекционное воздействие
- Главная цель – воспитание личности
Виды работы:
- Общая психотерапия
- Частная психотерапия
- Радикальная
- Суггестивная
- Тренировочная
- Коллективная
![Задачи коррекционной работы: Задача орг.момента – настроить детей на деловой, бодрый лад Задачи общей моторной зарядки: -снять излишнее мышечное напряжение -воспитывать навык произвольной регуляции мышечного тонуса -преодоление двигательных уловок -коррекция общей и мелкой моторики Задачи речевой зарядки: -воспитание правильного речевого дыхания -воспитание легкой и своевременной подачи голоса -воспитание легкого включения арт.движений](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/30/i_5abe54e6e3623/img_phppQvmLW_Maslova-zaikanie_9.jpg)
Задачи коррекционной работы:
- Задача орг.момента – настроить детей на деловой, бодрый лад
- Задачи общей моторной зарядки:
-снять излишнее мышечное напряжение
-воспитывать навык произвольной регуляции мышечного тонуса
-преодоление двигательных уловок
-коррекция общей и мелкой моторики
- Задачи речевой зарядки:
-воспитание правильного речевого дыхания
-воспитание легкой и своевременной подачи голоса
-воспитание легкого включения арт.движений
![-коррекция трудных для произношения звуков -устранение сорных звуков Задача координации речи с движением -воспитание темпа, ритма, плавности речи Задача собственно речевой работы: -постепенное овладение все усложняющимися формами речи без заикания Заключительная задача: -оценить двигательные и речевые успехи](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/30/i_5abe54e6e3623/img_phppQvmLW_Maslova-zaikanie_10.jpg)
-коррекция трудных для произношения звуков
-устранение сорных звуков
- Задача координации речи с движением
-воспитание темпа, ритма, плавности речи
- Задача собственно речевой работы:
-постепенное овладение все усложняющимися формами речи без заикания
- Заключительная задача:
-оценить двигательные и речевые успехи
![Подготовительный период. 10-15 занятий Структурные элементы: Режим молчания Упражнения на релаксацию мышц Постановка диафрагмального дыхания Средства воздействия: Медицинские Педагогические Одним из них является щадящий режим: Ограничение речевого общения детей Образец четкой, спокойной речи взрослых Проявление педагогического такта по отношению к его дефекту Организация игр-молчанок и т.д.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/30/i_5abe54e6e3623/img_phppQvmLW_Maslova-zaikanie_11.jpg)
Подготовительный период. 10-15 занятий
Структурные элементы:
- Режим молчания
- Упражнения на релаксацию мышц
- Постановка диафрагмального дыхания
Средства воздействия:
- Медицинские
- Педагогические
Одним из них является щадящий режим:
- Ограничение речевого общения детей
- Образец четкой, спокойной речи взрослых
- Проявление педагогического такта по отношению к его дефекту
- Организация игр-молчанок и т.д.
![СОПРЯЖЕННО-ОТРАЖЕННАЯ РЕЧЬ 5-7 занятий Этапы работы:](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/30/i_5abe54e6e3623/img_phppQvmLW_Maslova-zaikanie_12.jpg)
СОПРЯЖЕННО-ОТРАЖЕННАЯ РЕЧЬ 5-7 занятий
Этапы работы:
- Расслабление по представлению
- Автоматические ряды
- Речеручной режим
- Эталон эмоционально-окрашенной речи
- Эталонная речь
- Аутотренинг
- Правила речи
- Логоритмика
![СИТУАТИВНАЯ РЕЧЬ 25-30 занятий Сопровождающая речь Завершающая речь Предваряющая речь Ответы постепенно усложняются:](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/30/i_5abe54e6e3623/img_phppQvmLW_Maslova-zaikanie_13.jpg)
СИТУАТИВНАЯ РЕЧЬ 25-30 занятий
- Сопровождающая речь
- Завершающая речь
- Предваряющая речь
Ответы постепенно усложняются:
- Ответ одним словом
- Словосочетанием
- Предложением
- Рассказом
![Контекстная речь 25-30 занятий Задачи данного этапа: Воспитание речи без заикания Эмоционально-волевое воспитание Совершенствование просодической стороны речи Устранение отклонений, сопутствующих заиканию Коррекция общего и речевого поведения](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/30/i_5abe54e6e3623/img_phppQvmLW_Maslova-zaikanie_14.jpg)
Контекстная речь 25-30 занятий
Задачи данного этапа:
- Воспитание речи без заикания
- Эмоционально-волевое воспитание
- Совершенствование просодической стороны речи
- Устранение отклонений, сопутствующих заиканию
- Коррекция общего и речевого поведения
![ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАИКАНИЯ Профилактические мероприятия напрвлены: На предупреждение возникновение заикания 2-5 лет Устранение только возникшего заикания Предупреждение рецидивов преодоленного заикания Метод комплексного воздействия по предупреждению и устранению заикания](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/30/i_5abe54e6e3623/img_phppQvmLW_Maslova-zaikanie_15.jpg)
ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАИКАНИЯ
Профилактические мероприятия напрвлены:
- На предупреждение возникновение заикания 2-5 лет
- Устранение только возникшего заикания
- Предупреждение рецидивов преодоленного заикания
Метод комплексного воздействия по предупреждению и устранению заикания
- Воздействие врача и логопеда
- Воздействие окружающих на личность заикающегося, его эмоционально-волевая сфера
- Взаимодействие со средой
![Участие родителей в коррекционной работе Регулярное посещение психоневролога для наблюдения за ребенком Создание благоприятной спокойной обстановкив семье Укрепление физического здоровья Терпение по отношению к дефекту Поощрение его речевой активности Слежение за своей речью Проведение работы по заданию логопеда Прохождение всех этапов речевой работы ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/30/i_5abe54e6e3623/img_phppQvmLW_Maslova-zaikanie_16.jpg)
Участие родителей в коррекционной работе
- Регулярное посещение психоневролога для наблюдения за ребенком
- Создание благоприятной спокойной обстановкив семье
- Укрепление физического здоровья
- Терпение по отношению к дефекту
- Поощрение его речевой активности
- Слежение за своей речью
- Проведение работы по заданию логопеда
- Прохождение всех этапов речевой работы
ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
![Участие учителей в коррекционной работе Главное условие - создание благоприятной обстановки в классе Создание охранно-гигиенического режима Предъявление к речи ребенка посильные требования Практически на всех этапах отвечает с места, сидя ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТРЕБОВАНИЙ ЛОГОПЕДА, УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛЕЙ](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/30/i_5abe54e6e3623/img_phppQvmLW_Maslova-zaikanie_17.jpg)
Участие учителей в коррекционной работе
- Главное условие - создание благоприятной обстановки в классе
- Создание охранно-гигиенического режима
- Предъявление к речи ребенка посильные требования
- Практически на всех этапах отвечает с места, сидя
ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТРЕБОВАНИЙ ЛОГОПЕДА, УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛЕЙ
![Спасибо за внимание](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/30/i_5abe54e6e3623/img_phppQvmLW_Maslova-zaikanie_18.jpg)
Спасибо за внимание