«Зимний фестиваль знаний 2025»

Координаты на прямой

Урок по ФГОС в 6 классе "Координаты на прямой" (первый урок по данной теме).

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

6 класс

Тема «Координаты на прямой»

Тип урока: урок изучения нового материала

Основные понятия:

  • Координатная прямая.

  • Начало отсчета.

  • Координата точки.

  • Положительные и отрицательные числа.

  • Ноль.

Планируемые результаты:

Личностные

Формирование познавательного интереса к изучению нового

Метапредметные

  • Коммуникативные: уметь с достаточной пол­нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации.

  • Регулятивные: формировать постановку учеб­ной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

  • Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу­щественных признаков

Предметные

Различать положительные и отрицательные числа, научиться строить точки на координатной прямой по задан­ным координатам и находить коор­динаты имеющих­ся точек.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

1 Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Александровна. Сегодняшний урок я хотела бы начать со слов К. Э. Циолковского:  «Сначала я открывал то, что известно многим, затем то, что известно некоторым, а потом то, что неизвестно никому».

На каждом уроке вы, ребята, приобретаете новые знания, которые когда-то открыли великие математики, сегодня, согласно словам ученого К. Э. Циолковского, вы откроете то, что известно многим. Знания, полученные сегодня, помогут вам в дальнейшем при изучении многих тем не только в курсе математики.

2 Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся… а вот куда вы узнаете, если очень быстро разгадаете числовой ребус.

)) Вам необходимо решить данную цепочку примеров.

Эти примеры лежат у вас на партах.

)) Пользуясь этой таблицей, отгадаем зашифрованное слово (Турпоход).

)) Наш поход за новыми знаниями начинается. Поход не только туристический, но и математический, в который, я думаю, вы ещё не ходили.


  1. Подготовка к изучению нового материала:

3 Мы отправляемся по маршруту. У каждого из вас лежат маршрутные листы. Подпишите их в правом верхнем углу.

Из пункта под названием «Дом» вы начинаете свой путь. Вам нужно пройти расстояние равное 7 км.

Можете ли вы сразу начать движение? Почему нет? Что вам необходимо знать для начала движения? (направление, масштаб)

Хорошо. Пусть первый вариант двигается налево, второй направо. Масштаб: 1 км равен одной клетке.

Движение начинайте от точки под треугольником. Свой путь покажите отрезком красного цвета.

Все благополучно преодолели этот путь. В конце этого пути поставьте: первый вариант – точку К, второй вариант - точку Т. Назовём этот пункт «Парк».

Сделаем привал. Вы сейчас продемонстрируете ваш багаж знаний.

Сколько и какие условия вам были необходимы для начала движения? (начало отсчета, единичный отрезок (масштаб), направление движения).

Эти три условия являются частью определения некоторого математического понятия. Какого? (Координатного луча).

Кто может сформулировать точное определение координатного луча? (Координатным лучом называется луч, на котором указано начало отсчета, выбран единичный отрезок и направление).

Наш отдых закончился. Мы отправляемся дальше. Продолжим свой путь прямо на расстояние 5 км.

Преодолев этот небольшой отрезок пути, в конце его первый вариант поставьте букву В, второй вариант – А. Назовём этот пункт «Музей».

Давайте передохнем и пополним ваш багаж новыми знаниями.

4 Посмотрите на маршрутные листы у соседа по парте. Сравните направления движения. Что вы можете о них сказать? (Движение было в противоположных направлениях).

Где в жизни вы можете встречать величины, которые могут изменяться в противоположных направлениях? (Влево-вправо, вверх-вниз, тепло-холодно и тд.).

Если бы реально мы отправились в поход, показания каких приборов нам необходимо учитывать? (показания термометра или температуру воздуха в градусах по Цельсию). Какой она может быть? (холодная, теплая, выше нуля, ниже нуля).

Откройте стр. 169 учебника, посмотрите на рис. 69.

Перед вами показания 5 термометров. Каждому из вас нужно записать показания только трех термометров. У вас в маршрутных листах в левом нижнем углу есть таблица, которую необходимо заполнить. Для первого варианта 1, 2, 3 термометр, для второго варианта - 1, 4, 5.

5 Сверим ваши ответы с правильными.

Если вы допустили ошибку, то зачеркните ее карандашом и ручкой напишите правильный ответ.

Внимание сюда.

6 Какую температуру в градусах по Цельсию показывает данный термометр? (35 градусов). Как иначе можно сказать? (35 градусов выше нуля).

7 (показания термометра минус 20 градусов).

8 (показания термометра 0 градусов).

Теперь, пополнив ваши запасы знаний, возвращаемся в исходную точку отправления, то есть в пункт «Дом».

III. Сообщение новых знаний.

Мы прошли долгий путь. Вернулись в исходную точку отправления, которая изображена в маршрутных листах темной точкой и треугольником.

Согните ваши маршрутные листы посередине треугольника.

Приложите маршрутный лист первого варианта к маршрутному листу второго варианта линиями изгиба.

9 Вы видите перед собой красную прямую линию.

Что делает темная точка с прямой ( делит эту прямую на лучи).

)) Будем считать эту точку началом отсчета. Запишем под ней число 0.

10 Мы с вами на первом привале повторили определение координатного луча. Что необходимо сделать, чтобы наш луч стал координатным лучом? (Указать направление, выбрать единичный отрезок).

11 Продолжим нашу прямую за точку А и поставим стрелку. Ранее мы приняли, что один км равен одной клетке. Это единичный отрезок. От нуля вправо отсчитываем одну клетку и подписываем число 1.

Мы получили координатный луч согласно определению.

 )) Теперь продолжим нашу прямую за точку В.

 Мы получили новую  геометрическую  модель. Назовите её составляющие.  (ученики отвечают)

)) В математике, прямая, на которой указано начало отсчета, выбран единичный отрезок и направление называется координатной прямой.

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Учащиеся формулируют тему урока. (Координаты на прямой)

12 А теперь откройте тетради и запишите: число, классная работа, тема «Координаты на прямой».

Что определяет положение точки на прямой? (координата).

13 Вспомним определение координаты точки. (координатой точки называют число, показывающее положение точки на прямой)

Практическая работа с классом. (Работа учащегося у доски и работа класса в тетради).

Начертите координатную прямую. Какие обязательные составляющие этой прямой надо отметить? (начало отсчёта, направление и единичный отрезок).

Единичный отрезок отложить вправо и влево от начала отсчета один раз, два, три и т.д. раз.

Под каждой точкой подпишите соответствующее число.

Чем неудобна эта шкала? (Одно и то же число стоит под двумя разными точками).

Как выйти из этого затруднения?

В математике принято числа, которые идут влево от начала отсчета, записывать со знаком минус «-».

Может кто-то из вас знает, как называют числа расположенные слева от начала отсчета? (отрицательные).

Попробуем сформулировать понятие отрицательных чисел. (отрицательные числа – это числа, перед которыми стоит знак минус).

Как называют числа расположенные справа от начала отсчета? (положительные).

Попробуем сформулировать понятие положительных чисел. (это числа со знаком плюс или без него).

В математике принято положительное направление обозначать стрелкой.

)) Какое число соответствует началу отсчёта? (ноль). Как вы считаете, к каким числам оно относится?

15 Вернемся к маршрутным листам. Какую координату имеет точка К (семь), а какую координату точка Т (минус семь). Какую координату имеет точка А(12), а какую координату точка В(-12).

)) Подпишите внизу на листах координаты этих точек.

16 Координатные прямые могут находиться в различных положениях. Если прямая расположена горизонтально, то где находятся положительные координаты? (отрицательные координаты?)

Если прямая расположена вертикально, то где в этом случае расположены положительные и отрицательные координаты?

Ребята, а где мы можем встретиться с координатной прямой в жизни?

17 А ещё с координатной прямой вы встречались на уроках истории – это «линия времени».

IV. Первичное закрепление теоретический знаний.

Откройте учебник на странице 147, пункт 26 «Координаты на прямой». Это тема сегодняшнего урока.

Жирным шрифтом в тексте выделены основные понятия этой темы: определение положительных и отрицательных чисел, определение координатной прямой и координаты точки на прямой. Прочитайте эти определения.

Закройте и отложите в сторону учебники. Переверните маршрутные листы. Там находится тест. Отметьте верные варианты определений.

18 Проверим, кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руки. Кто допустил две ошибки?...

V. Физкультминутка.

Сейчас мы с вами проведём физминутку.

Встаньте из-за парт.

Я вам буду называть положительные и отрицательные числа. Вы поднимаете левую руку, если число отрицательное, правую – если положительное. Если я называю число ноль, вы киваете головой.

Все молодцы. Садитесь на свои места.

VI. Первичное закрепление умений.

    1. 19 Прочитайте числа:  14;   -1,5;    3,86;    0;     -577;     -37;    237.

На какие две группы вы можете разделить эти числа? (ученики предлагают варианты ответа)

)) Выберите и запишите в первый столбик положительные числа, а во второй – отрицательные.

)) Какое число вы не записали ни в один из столбиков? Почему? Проверим себя (ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют по образцу на слайде).

20 2. Запишите координаты точек О, А, В, С, К, отмеченных на координатной прямой. Начало отсчета – точка О.(слайд)

)) (выполняют самостоятельно, затем меняются тетрадями - взаимопроверка). Обратить внимание на правильную запись.

Какие точки имеют положительные координаты? Проговаривают.

Какие – отрицательные?

21 3. На координатной прямой отметьте точки. Единичный отрезок равен двум клеткам тетради.

1 вариант: А(3); Е(-4); Р(5); К(-2); Т(7); Д(-6)

2 вариант: К(-3); Р(4); А(2); Е(-5); Д(-6); Т(6).

(выполняют самостоятельно. Прочитайте слово, которое у вас получилось (ДЕКАРТ).

22 На слайде краткая историческая справка о Декарте.

VII. Работа с учебником.

Учащиеся сами выбирают один из номеров для выполнения (это позволяет определить самооценку возможностей) № 897 (проверка вслух), 898 (проверка на слайде).

904???

VIII. Организация домашнего задания.

23 Откройте дневники и запишите домашнее задание:

Обязательно:

п.26 (учить определения), отвечать на вопросы, приведенные в конце пункта;

№ 919; № 920.

Дополнительно:

для тех, кто очень хорошо разобрался с изученным материалом: № 921,

по желанию: зашифровать свою фамилию и имя с помощью точек на координатной прямой.

X. Рефлексия урока.

24 Мы сегодня сходили с вами в туристический математический поход за новыми знаниями.

Какими знаниями вы пополнили свой багаж сегодня? Что нового вы узнали? Чему вы научились?

(ответы: мы узнали про положительные и отрицательные числа, о координатной прямой, о координатах точек ….)

 

Продолжите любое предложение.

 1.На уроке я работал…….. потому что………

2.Своей работой на уроке я………

3.Урок для меня показался…….

4.За урок я…..

5.Мое настроение……..

6.Материал урока мне был………

А я сегодня познакомилась с замечательными ребятами, думающими, активными и дружными.  Мне было несложно, потому что вы имеете хорошие знания по математике.







Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет,

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недешево.

С.Я.Маршак

На этом наш урок закончен.        Спасибо. До свидания.



8


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее