Доклад на тему: «КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКАМИ И ДРУГИМИ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ»
Зубрихина Н.С.
Очевидным является тот факт, что молодое поколение России и особенно Москвы переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.
Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости взятия ответственности за свое будущее на себя, самостоятельного выбора и контроля своего поведения. В то же время совершенно очевидно, что подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, лавинообразное увеличение форм саморазрушающего поведения, на первое место из которых вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами.
Отсутствие знаний, навыков и современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов, - не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколением. Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками - учителя, школьные психологи, инспектора ИДН и т.д., также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того, чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.
Все эти экстремальные, в социально-психологическом смысле, условия приводят к необходимости разработки нового, специфического для данной конкретной ситуации, подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами, одним из которых является разработка и внедрение концептуально обоснованных профилактических программ нового поколения.
Цели программы:
Развитие концептуально обоснованного системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи.
Разработка и апробация концептуальной модели профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков.
Разработка и внедрение комплекса обучающих программ профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков.
Развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами из числа врачей, психологов, учителей средних школ, инспекторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей.
Разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркотического воздействия. Подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в регионе.
Задачи программы:
Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими психоактивными веществами.
Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
Информирование о действиях и последствиях злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению, связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями его преодоления.
Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
Я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);
собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;
умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их;
формирования умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой, и изменять себя;
формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;
формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;
формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, анализировать собственное состояние;
формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);
формирования умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами:
навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;
навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;
навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
навыков избегания ситуаций, связанных с употреблением наркотиков, других психоактивных веществ и другими формами саморазрушающего поведения;
навыков и умений использовать альтернативные психоак-тивным веществам способы получения радости и удовольствия;
навыков бесконфликтного и эффективного общения.
Структура программы:
Программа предполагает работу с подростками старшего (15-17 лет) и среднего (12-14 лет) школьного возраста.
Программа состоит из четырех разделов:
Информационный раздел;
Когнитивное развитие;
Развитие личностных ресурсов;
Развитие стратегий высокофункционального поведения и навыков.
В процессе проведения программы проводится работа как с самими подростками, так и с учителями, а также с родителями.
Выделяются группы волонтеров для проведения дальнейшей профилактической активности: группа лидеров - подростков; группа лидеров - учителей и группа лидеров родителей. Эти группы в дальнейшем проходят специальную подготовку.
Первым этапом развития программы является работа с лидерами- учителями школ, призванных в дальнейшем активно сотрудничать и содействовать в проведении программы.
Предусматривается также проведение «круглых столов» для администрации региона и комиссий по делам несовершеннолетних.
Этапы работы:
Используются как долговременные так и краткосрочные формы проведения программы.
I этап - подготовка субспециалистов из числа школьных психологов и учителей. С этой целью проводится интенсивная программа (15 часовой цикл занятий).
II этап - работа со школьниками - подростками ( долгосрочная программа в течение года 36 часовой цикл 2 раза в неделю).Упражнение «Я никогда не...»
Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не..». (Например - «Я никогда не пры-
гал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не
верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом).
Тренер заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности. Выигрывает тот, у кого останется по-
следний не загнутый палец на руках. Упражнение дает возможность завязать знакомство в игровой форме, раз-
ряжает обстановку.
3. Работа по теме занят
III этап - работа с родителями в течение года ( 15 часовой цикл занятий 1-2 раза в месяц).
В начале и в конце программы предусматривается проведение межведомственных «круглых столов» для анализа и подведения итогов работы.
Методы работы:
Групповая работа; Тренинг поведения; Когнитивная модификация и терапия;
Личностный тренинг; Дискуссии; Мозговые штурмы; Беседы; Ролевые игры;
Психогимнастика; Психодрамма; Элементы индивидуальной и групповой психотерапии;
Круглые столы; Совещания. Супервизия. Проведение методических занятий с супервизорами.
Предполагаемые результаты:
Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков.
Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.
Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
Отработка концептуальной модели региональной профилактической программы.
Развитие профессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления психоактивными веществами;
Критерии эффективности:
Уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами:
усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения;
развитие стратегий проблем-преодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском наркотизации.
До и после программы предполагается проведение экспериментально-психологического обследования ее участников по вышеназванным критериям. Проводится также отсроченное тестирование, спустя 6 - 8 месяцев после проведения программы.
Работа с подростками.
18 занятий по 2 часа, 2 раза в неделю.
Перед и после цикла занятий проводится тестирование с целью определения эффективности программы.
Темы занятий:
Представления программы, знакомство. Ознакомление с задачами и правилами группы.
Понятие личности. Структура моей и твоей личности. Кто Я? Кто Ты? Что во мне и в тебе есть? Понятие границ личности. Развитие личности.
Чувства. Сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние.
Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей личности.
Информация о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ. Понятие зависимости. Зависимость как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от проблем. Мое отношение к алкоголизму и наркомании.
Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков общения.
Человек как социальное существо. Формирование навыков эмпатии, умения принимать и оказывать поддержку, разрешения конфликтных ситуаций. Самооценка и отношение к другому. Принятие себя и другого как личности
Человек как сексуальное существо. Проблемы межполового общения.
Семья как единый организм. Понятие здоровой семьи и её отличие от семьи дисфункциональной. Химическая зависимость в семье. Какой я вижу свою будущую семью.
Понятие группового давления и принятие собственного решения. Навыки выражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению. Понятие насилия и права защищать свои границы.
Формирования навыков заботы о себе и защиты своего Я. Умение говорить “Нет”
Развитие заболевания зависимости от психоактивных веществ и выздоровление. Выбор и ответственность. Альтернативные употреблению психоактивных веществ способы получения удовольствия. решения проблем и время провождения.
13 -15. Понятие стресса и проблемо-разрешающее поведение. Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения. Способы решения проблем, личностных сложностей. Понятие личностных кризисов.
Формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их.
Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей.
Завершение работы, подведение итогов.
Примерные упражнения по работе с подростками:
Упражнение «Знакомство по парам».
Участники разбиваются по парам. В течение 10 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнера остальным участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плечи сидящего впереди партнера. Затем упражнение обсуждается. Упражнение помогает познакомиться, дает опыт общения, опыт восприятия информации о партнере и о себе со стороны, развивает внимание к личности другого человека, способствует созданию безопасной атмосферы. В нем может принять участие четное количество детей 8-16.
Упражнение «Рекламный ролик»
Психолог: Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все, как в обычной деятельности рекламной службы.
Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом? Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и истинные достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.
Упражнение «Я никогда не...»
Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не..». (Например - «Я никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение неверно (т.е. они, например, прыгали с парашютом).
Тренер заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности. Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках. Упражнение дает возможность завязать знакомство в игровой форме, разряжает обстановку.
Упражнение «Кто Я».
Участники пишут 10 определений, отвечающих на данный вопрос. Техника направлена на осознание и формирование я-концепции, помогает разобраться в себе, дает возможность подросткам самопрезентироваться. Техника может вызвать бурные реакции участников- слезы, смех и т.п.