Контрольные и проверочные работы
по русскому языку в 5 классе.
УМК В. В. Бабайцевой.
Контрольный диктант № 1
Раздел: «Орфография. Орфограмма»
1. Диктант (1 в.)
Поздняя осень.
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие. Редко выглянет осенний луч. В такую погоду хорошо надеть тёплую куртку, взять ружьё и отправиться на охоту.
Идёшь по узкой лесной тропинке и любуешься молодыми берёзками, дубками, осинками. Как тихо кругом! Только иногда нарушается тишина в лесу. Вдруг видишь, как белка перепрыгнет с ели на ель, упадёт тяжёлый жёлудь. Природа ждёт зиму. Скоро пушистые хлопья снега укроют землю, она заснёт и не проснётся до весны.
Легко дышать осенней свежестью. Наступает хорошее время для охоты.
2. Грамматическое задание.
1. Подчеркните и обозначьте все орфограммы в слове сбросили.
2. Обозначьте состав слов упадёт, берёзками.
3. Укажите части речи в 1 предложении.
4. Подчеркните подлежащее и сказуемое в 3 предложении.
Белки (2 в.)
Много забот летом у белки. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые веселые белки. С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы белки. (77 слов.)
(По И.Соколову-Микитову.)
2. Грамматическое задание.
Выпишите два слова, в которых есть орфограмма «Буквы и, у, а после шипящих» (I вариант); «Безударные проверяемые гласные в корне слова» (II вариант).
Обозначьте морфемы в словах (в) дуплах, голодные, перебегают (I вариант); грибов, широкие, забегают (II вариант).
Найдите два существительных в форме родительного падежа множественного числа (I вариант); в форме винительного падежа множественного числа (II вариант).
Подчеркните личное местоимение, укажите его падеж.
Контрольный диктант № 2
Раздел: «Морфология. Орфография».
( После изучения самостоятельных частей речи)
В лесу.
Мы весело идём по узкой дорожке. Над высоким лесом медленно поднимается солнце. Озеро рябит и сверкает яркими переливами света. За ним широкой чёрной полосой тянется болото. Ноги тонут в жидкой грязи.
Мы подходим к сосновому лесу. Тишь и глушь в лесу. Полной грудью дышишь свежим смолистым воздухом, любуешься красотой леса. Золотые лучи солнца пробиваются через густую зелень леса, но под деревьями прохладно. Спешишь к широкой поляне. Она вся согрета солнцем. Как хорошо в лесу летом!
(82 слова)
Грамматическое задание.
1. Подчеркните и обозначьте все орфограммы в слове жидкой, покажите, какие из них можно проверить.
2. Обозначьте морфемный состав слов подходим, сосновому.
3. Укажите части речи в 1 предложении.
4. Подчеркните подлежащее и сказуемое в 3 предложении.
5. укажите морфологические признаки одного существительного и одного глагола (по выбору).
Контрольный диктант № 3
Раздел: «Морфология. Орфография».
( После изучения всего раздела)
Осень.
Осень покрасила берёзки и клёны жёлтым цветом, листья же осинок вдоль дороги разрумянила. Прошлась она кое-где и по лесным оврагам. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах пушистые копны сена смела в высокие стога.
Потянулись в осеннем небе косяки журавлей, уток, гусей. Низко над землёй летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам.
Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождём пестрый узор листьев. Выглянуло бы солнце из-за чёрных туч, и под его ласковыми лучами повеселела бы, заулыбалась грустная картина осени.
(82 слова)
Грамматическое задание.
1. Подчеркните и обозначьте все орфограммы в слове покраснел, покажите, какие из них можно проверить.
2. Обозначьте морфемный состав слов повеселела, грустная.
3. Укажите падеж имен существительных в 1 предложении.
4. Выпишите из первого абзаца все служебные части речи, обозначьте их.
5. Подчеркните грамматическую основу в 5 предложении.
Контрольный диктант № 4
Раздел: «Синтаксис и пунктуация».
( После изучения второстепенных членов предложения)
В зимнем лесу.
Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег одел пушистым нарядом лес, и наступила зима.
Гуляет в поле вьюга. В лесу всё тонет под белым покровом. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. Густо покрывают ветки елей пушистые хлопья снега. Перешёптываются на ветру длинные косы берез. Прячутся в норку ежи, укрываются от мороза белки в зимние гнёзда. Плохо зимой птицам. Они погибают от холода и голода. Как им помочь?
Запасите с осени корм для птиц. Сделайте для них кормушки. Птицы – наши друзья. Помогите им!
(91 слово)
Грамматическое задание.
1. Подчеркните члены предложения: Густо покрывают ветки елей пушистые хлопья снега.
2. Начертите схемы, объясняющие знаки препинания.
3. Произведите орфографический разбор слова погибают.
4. Обозначьте морфемы в слове узнаешь.
Контрольный диктант № 5
Раздел: «Синтаксис и пунктуация».
(После изучения темы «Сложное предложение)
На далёком маяке заболел человек. Срочно требуется хирург. В ясную погоду врач мог добраться до маяка на вертолёте. Но уже четвёртый день бушевала вьюга. В такую погоду, конечно, не вылетишь. Врач решил отправиться на маяк морем. Но разъяренные волны с силой швыряли судно, не давали подойти к маяку. Когда же ты успокоишься, море?
Капитан знал, что на маленьком пятачке земли погибал человек. Он вызвал двух матросов, и они согласились доставить врача на берег. Трое отважных в море на хребте волны добрались до берега. Больному была оказана помощь, и он выжил.
(91 слово)
Грамматическое задание.
1. Озаглавьте текст.
2. Найдите и подчеркните вводное слово и обращение.
3. Начертите схемы, объясняющие знаки препинания при однородных членах предложения.
4. Составьте схемы сложноподчинённого (СПП) и сложносочинённого (ССП) предложений, подчеркните в них грамматические основы.
5. Произведите орфографический разбор слова пятачке.
Проверочный диктант
Раздел: «Синтаксис и пунктуация».
Устное народное творчество.
Мы с удовольствием читаем и слушаем произведения устного народного творчества: песни, сказки, былины, и пословицы, и поговорки, и загадки. Эти произведения сочинили талантливые люди из народа. Но имён их мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались. Они передавались устно от одного поколения к другому, и каждый рассказчик что-то изменял, добавлял, пропускал. Вот поэтому мы и говорим, что автор песен, былин, сказок, пословиц, частушек, загадок – народ.
И в наши дни сочиняют новые пословицы, поговорки, загадки, песни и частушки.
(83 слова)
Дополнительное грамматическое задание.
Составьте схемы, объясняющие знаки препинания.
Словарный диктант.
(После изучения темы «Однородные члены предложения»)
Карнавал, костюм, бассейн, фонтан, ровесник, сверстник, чувствовать, участвовать, детство, тоннель, регулировщик, трибуна, стадион, футбол, матч, тренер.
(16 слов)
Контрольный диктант №6
Раздел: «Синтаксис и пунктуация».
(После изучения всего раздела)
Новогодняя елка.(1 в.)
Вы, наверное, помните новогодний праздник?
Морозным утром вы идёте в лес за ёлкой. Тишина. Тропинки замело снегом, деревья стоят в белых нарядах.
На опушке леса кто-то замечает пушистую ёлку и кричит: «Ребята, скорее сюда!» Лесник разрешает срубить ёлочку. Её кладут на сани и отвозят в школу. Домой вы возвращаетесь радостные и счастливые.
Лесную красавицу устанавливают в школьном зале, и её верхушка качается под самым потолком.
На верхушке ёлки ребята укрепляют яркий наконечник. Вскоре на её зелёных ветках висят разные игрушки: шары, и хлопушки, и флажки, и звёздочки, и сосульки. Яркими огоньками светятся разноцветные лампочки.
Новогодняя ёлка – чудесный праздник!
1. Произведите синтаксический разбор предложения: На верхушке ёлки ребята укрепляют яркий наконечник.
2. Произведите морфемный разбор слов: тропинка, радостный, висят.
3. Обозначьте графически вводное слово, обращение.
4. Постройте схему предложения с прямой речью.
5. Продолжите предложения в соответствии со схемами: Ребята на новогоднем празднике танцевали и …
/ О и О/. / /, и / /.
Диктант. (2 в.)
Зима. Всюду снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях. По снегу во дворе деловито разгуливают вороны.
Вот выбежал во двор пес с кусочком хлеба, лег на снег закусить, а вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают, того и гляди изо рта вырвут кусок.
Пес рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: «Убирайтесь прочь, а то живо хвосты повыдергиваю!» Но вороны – птицы дерзкие, ничего не боятся.
Пес терпел, терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами. Но разве ворону поймаешь? Ни одной вороны дуралей не поймал.
А в это время другие давно уже его хлеб утащили. (104 слова.)
(По Г. Скребицкому.)
2. Грамматическое задание
Составьте схему предложения с прямой речью.
Составьте схему второго предложения (I вариант); четвертого предложения (II вариант).
Выделите условными обозначениями два обстоятельства (I вариант); два дополнения (II вариант). Укажите, к какому слову в предложении они относятся, какими частями речи выражены.
Подберите проверочные слова к 3-м словам с орфограммой «Проверяемые гласные в корне» (I вариант); «Проверяемые согласные в корне» (II вариант).
Контрольная работа по №7.
Раздел: «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».
1. Произведите фонетическую запись слов:
1 в.: Рад, весна, сердце;
2 в.: Сад, весло, солнце.
Примечание: слова читаются учителем, учащиеся делают фонетическую запись, следует напомнить также , как обозначается мягкость согласного звука, и о необходимости постановки ударения в словах.
2. 1) Запиши предложения под диктовку;
2) Подчеркни орфограммы-буквы и укажите ударные гласные.
1 в.: В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые осинки.
/М. Пришвин/
2 в.: На старой липе, на чёрных её ветвях остались только редкие золотые листочки.
/М. Пришвин/
3. Выпишите слова, в которых произношение не совпадает с написанием (звуки обозначаются на письме не «своими» буквами).
1 в.: врач, рожь, трава, вода, луг, варежка, утюжок, лиса, столб, лук, цирк, шёл, шифр.
2 в.: пар, сдал, травка, дом, дорожка, гараж. Пирожок, йод, цифра, живой, рруд.
4. Воссоздайте орфографический облик слов:
/роф/, /йук/, /бида/, /йош/, /цырк/, /усный/.
Примечание: Транскрипции записываются на доске.
5. Запишите слова и расставьте в них ударение.
Алфавит, звонишь, баловать, договор, документ, инструмент, каталог, квартал, километр, украинский, щавель, красивее, ремень, ненависть.
Контрольный диктант №8
Раздел: «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».
(После изучения всего раздела)
1. Диктант
Обезьяны.
Обезьяны бывают разные. Есть совсем маленькие, ручные. Они на ладошке поместятся. А есть огромные, такие сильные, что их боятся леопарды. У некоторых обезьян мощные хвосты, которые помогают им ловко перескакивать с дерева на дерево. У толстохвостки хвост большой и пушистый, как у лисы.
Шерстка у обезьян тоже разная. У одних она гладкая и не очень плотная, у других - густая.
Есть обезьяны, у которых во рту имеются специальные защечные мешочки. В них прячутся запасы: плоды, орехи, ягоды.
Обезьяны живут в джунглях Африки, Индии и в тропических лесах Южной Америки. (75 слов.)
(По Г.Снегиреву.)
2. Грамматическое задание
Запишите цифрой, сколько раз в предложении У одних она гладкая…встречается звук [т] (I вариант); звук [д] (II вариант).
Выпишите три слова, в которых есть мягкий согласный, укажите, как обозначена в них мягкость согласных.
Выпишите два слова, в которых есть гласные в слабой позиции.
Укажите, сколько звуков в слове ягоды (I вариант); обезьяны (II вариант).
Расположите в алфавитном порядке слова в предложении А есть огромные… (I вариант); Есть обезьяны, у которых… (II вариант).
Контрольный диктант №9.
Раздел: « Морфемика. Орфография»
(После изучения правописания корней с чередованием)
Диктант.
Старый тополь.
Сад был заброшен. Я нанял работников, и на заре пришли загорелые люди с топорами и лопатами.
Больше всего разрослись и глушили другие деревья тополь и черёмуха. Полянка за прудом вся заросла отростками тополей. Я велел рубить их. Когда топор касался молодых топольков, мне становилось жалко их. Один тополёк всеми силами держался – не хотел умереть…
Я полагал, что ростки вытягивает сок из старого тополя, а вышло другое. Старый тополь давно умирал, знал это и передавал свою жизнь в отростки. Потому они так скоро разрастались. Это были дети старого тополя.
(90 слов)
2. Грамматическое задание.
1. Произведите морфемный разбор слов (записываются столбиком под диктовку учителя):
работников, разрастались, передавал.
2. Обозначьте орфограмму корня в словах росточков, внимание.
3. Подберите как можно больше родственных слов к словам полянка, загорелые.
4. Подчеркните грамматические основы в сложносочинённом предложении (по выбору учащихся)
Контрольный диктант №10.
Раздел: « Морфемика. Орфография. Словообразование»
(После изучения всего раздела)
1 вариант
Диктант.
Всё ещё из распахнутой сини неба улыбалось солнце. Природа пробуждалась от зимнего сна. Снег в лесу потемнел. Сначала на снегу выступила облетевшая коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев. Зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины.
Грачи давно расхаживали по двору и начали вить гнёзда в роще. Скворцы и жаворонки тоже располагались на новых квартирах. Отец с восхищением рассказывал, что видел лебедей. Прекрасные белые птицы летели высоко, и отец едва мог их рассмотреть.
Река разлилась, а вода ещё прибывала. Над озером беспрестанно проносились стаи разной перелётной птицы.
(90 слов)
2. Грамматическое задание.
1. Запишите слова и произведите морфемный разбор: располагались, прекрасные, рассказать.
2. Обозначьте все орфограммы в слове рассказать.
3. Подберите как можно больше однокоренных слов к словам расхаживать, проталина.
4. Озаглавьте текст.
5. Произведите полный синтаксический разбор 2 предложения.
2 вариант
1. Диктант
Осины
Красивы высокие стройные осины. Даже в самый тихий, безветренный летний день листья осины дрожат. От этого деревья кажутся живыми существами. Они точно шепчутся между собой.
Очень хорош осиновый лес в дни ранней осени. Цветным ковром расстилаются под осинками опавшие листья. Под листьями видны красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков.
В дуплах старых толстых осин располагаются дневные и ночные птицы, белки прячут в них свои запасы. Зимой корой молодых растений кормятся зайчата.
Редко можно увидеть сплошной осиновый лес. Обычно осины растут рядом с березами и темными елями. По трепетанию листвы на высоких вершинах и тихому шелесту сразу узнаешь осину. (97 слов)
(По И.Соколову-Микитову.)
2. Грамматическое задание
Запишите слова и произведите морфемный разбор: безветренный, вершинах, располагаются.
Найдите три слова, в которых основа равна корню.
Выпишите по два слова: 1) с приставками, которые не изменяются на письме; 2) с приставками на з (с). Графически объясните правописание приставок.
Выпишите слова с корнем –раст- - -рос- (I вариант); -лаг- - -лож- (II вариант). Подберите к ним 3-4 однокоренных слова.
Произведите полный синтаксический разбор 2 предложения во 2 абзаце.
Проверочная работа №11.
Раздел: «Лексика»
(После изучения тем «Синонимы», «Антонимы»)
Изложение.
Зимородок.
Я сидел у шалаша. Вдруг над прибрежными зарослями, часто-часто махая крылышками, промелькнула крупная яркая бабочка. Бабочка опустилась на удилище и оказалась… птичкой.
Я стал разглядывать незнакомку. Она была удивительно красива. Оранжевая грудка, тёмные, в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка. Неудивительно, что я принял птичку за диковинную бабочку. Но в её облике было что-то скорбное, печальное. Казалось, она уронила что-то на дно и теперь, опечаленная, летает над рекой и разыскивает свою потерю.
И у меня стала складываться сказка про красавицу-царевну. Её заколдовала злая баба-яга и превратила в птичку-зимородка.
Одежда на птичке так и осталась царская: из золотой парчи и голубого атласа. А печальна царевна оттого, что баба-яга забросила в реку серебряный ключик, которым открывается коварный сундук. В сундуке лежит волшебное слово. Овладев этим волшебным словом, царевна-птичка снова станет царевной-девушкой. Вот и летает она над рекой и грустная, и скорбная, ищет и никак не может отыскать заветный ключик.
Я засобирался домой. На фоне полыхающего заката отчётливо вырисовывалась сиротливая фигурка птички.
Я снял кепку, помахал моей царевне и от всей души пожелал отыскать серебряный ключик.
Примечание: Зимородок – некрупная большеголовая птица с длинным прямым клювом, живущая у воды. Голубой зимородок. (4-х томный толковый словарь русского языка, т. 1)
(Е. И. Носов)
Контрольный диктант №12
Раздел: «Лексика»
(После изучения всего раздела)
1. Диктант.
Последний зимний месяц.
Февраль – это последний зимний месяц. На деревьях пышными подушками лежит снег. Своей тяжестью он заставляет ветви наклониться к земле. Заденешь такую ветку, и на тебя обрушится целая лавина.
Глубокая тишина царит вокруг, но лес полон жизни. Вот вьётся тоненькая ниточка следов лесной мыши. Мягкими прыжками подбегает к сосне куница. Из дупла выскочила белка и легко прыгнула на ветку соседнего дерева. Быстро пронеслись надо мной пушистые синички и скрылись из глаз.
Солнце осветило чащу, и засверкали, засеребрились снежинки на ветках деревьев. Смотришь вокруг и думаешь: «Как прекрасен, как удивительно красив лес в зимнем наряде!»
(93 слова)
2. Грамматическое задание.
1. К слову быстро в последнем предложении второго абзаца подберите все возможные синонимы и антоним.
2. Докажите, что слово земля – многозначное слово, составьте с ним словосочетания так, чтобы было понятно значение слова.
3. Произведите морфемный разбор слова снежинки.
4. Произведите полный синтаксический разбор второго предложения.
Словарный диктант.
(в период изучения раздела «Лексика»)
1 вариант.
Аплодисменты, творец, земледелец, хлебопашец, зернохранилище, гигантский, громадный, колоссальный, блестеть, блистать, гореть, озарить, преодолевать, прекрасный, препятствие, преграда, праздник, облака, лингвистика, лексический.
(20 слов)
2 вариант.
Необъятный, беспредельный, безбрежный, неисчерпаемый, шедевр, праздный, праздничный, невежливый, невежественный, чудесный, доблестный, торопиться, бережливый, шествовать, сверкание, сражение, фантастический, поздравление, чемпион, финал.
(20 слов)
Контрольный диктант №13
Раздел: «Повторение изученного в 5 классе»
(в процессе повторения)
1. Диктант. (1в.)
Весеннее утро.
Красиво весеннее утро! Вот из-за полоски леса показалось багровое солнце. Его утренние лучи коснулись вершин громадных сосен. Над рекой ещё расстилается туман. Но вот он начинает клубиться золотистым дымом. Скоро туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает широкую гладь реки.
Синее небо глядится в зеркальную воду. На яркой листве деревьев блестит роса. Тихий шорох проносится над лесом. Белоснежные облака иногда бросают лёгкую тень на зелёную травку, на сонную ленту реки. Но подует ветерок, и тени исчезают.
Природа проснулась. Здравствуй, весеннее утро!
(94 слова)
2. Грамматическое задание.
1. Произведите полный синтаксический разбор 2 предложения в 1абзаце.
2. Запишите слова и произведите морфемный разбор: показалось, расстилается, весеннее.
3. Выпишите по два слова: 1) с приставками, которые не изменяются на письме; Графически объясните правописание приставок. 2) слова с безударной гласной в корне.
4. Подберите как можно больше однокоренных слов к словам облака, дымом.
5. Подберите синонимы и антоним к слову белоснежные.
2 вариант
Диктант.
Грачи.
В старой берёзовой роще было много гнёзд грачей. Как только проявлялись на снегу первые лужицы, в гнёздах грачей выводились птенцы. Грачата с утра до вечера открывали широкие рты, кричали, просили есть. Взрослые грачи целый день летали за кормом на поля, где трактора пахали землю.
Идёт по полю трактор, шумит, трещит, тащит за собой тяжёлые плуги, отваливает в сторону чёрные пласты земли. А рядом за трактором целая стая грачей перелетает. Привыкли они к трактору, не боятся. Ходят по свежей пашне, трудятся, выбирают из неё разных жучков, червячков, личинок. Много еды в рот наберут и летят к гнёздам.
Так помогают грачи выращивать хороший урожай.
Контрольный диктант №14.
Раздел: «Повторение изученного в 5 классе»
(После изучения всего раздела в конце года)
I вариант
Летнее утро легко поднимает с постели.
Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.
Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез*. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.
Подосиновик — гриб яркий, стройный*. Он не вылезет вдруг на дороге или на тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь еще штук пять.
И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.
(98 слов.)
Грамматическое задание: объяснить графически постановку знаков препинания в отмеченных знаком * предложениях.
II вариант
(без грамматического задания)
Коротка летняя пора на севере тундры. В мае еще в воздухе вьются снежинки, бушуют буйные ветры по ее бескрайним просторам. Потом вдруг проясняется небо, тает снег, начинают оживать и цвести первые растения.
В это время сюда возвращаются птицы. Тундра — родина этих птиц. На берегах светлых озер они строят свои гнезда. Здесь они могут спокойно отложить яйца, выкормить птенцов и не беспокоиться о пище. Мошки и комары сами лезут им в рот!
Быстро проходит летняя пора. Птенцы вырастают и отправляются за далекие горы, леса и моря. Весной они опять вернутся сюда.
Наступает день, когда солнце не поднимется из-за горизонта. Теперь его не увидишь до весны. Долгая полярная ночь простирается над необъятными просторами тундры, и только синие сумерки освещают землю.